Оппоненты, простаки и жертвы: предварительная типология 10 страница



Толкование

Чезаре Борджиа был истинным мастером в играх власти. Он всегда планировал свои действия на много ходов вперед, расставляя соперникам хитроумнейшие западни. За это Макиавелли превозносил его в своей книге «Пра­витель».

Чезаре предвидел будущее Романьи с удивительной ясностью: только безжалостное правосудие было способно установить порядок в провинции. Процесс затянется на многие годы, и вначале люди будут приветствовать порядок. Но постепенно у него появится все больше врагов, и граждане начнут взывать о смягчении такого мучительного для них порядка. Сам Чезаре не хотел поэтому, чтобы его имя ассоциировалось с этим жестким законопорядком, ведь ненависть народа вызвала бы впоследствии множест­во проблем. Вот он и выбрал человека для выполнения грязной работы, зная наперед, что, когда работа будет сде­лана, голова де Орко закрасуется на пике. Кандидат на роль козла отпущения в этом случае был намечен с самого начала.

Если в случае с Цао Цао козлом отпущения стал совершенно невинный человек, то в Романье он был опасным оружием из арсенала Чезаре, с помощью которого Чезаре удалось сделать черновую работу, не обагрив кровью собственные руки. В этом втором варианте важно отделить себя от этого человека — либо бросив его на произвол судьбы, либо даже, как сделал Чезаре, самому свершив над ним акт справедливого — в глазах всех —возмездия. Вы должны не только не быть замешаны в деле, но и произвести впечатление человека, способного навести порядок.

Афиняне постоянно содержали за счет государства немалое количество опустившихся и бесполезных существ; а когда над городом разражалось какое-либо бедствие — чума, засуха или голод... [этих козлов отпущения] выводили... и приносили в жертву, обычно побивая камнями за пределами города.

Из «Золотой ветви»
сэра Джеймса Джорджа Фрейзера,
1854–1941

Ключи к власти

Использование козлов отпущения старо, как сама цивилиза­ция, примеры можно найти в истории самых разных на­родов по всему миру. Основная идея, стоящая за этим, — переадресовка своей вины и греха другому — предмету, животному или человеку, который или которого затем наказывают или уничтожают. Иудеи использовали живого козла (отсюда и термин «козел отпущения»), на его голову священник возлагал обе руки, исповедуясь в грехах сынов Израилевых. Таким образом грехи переносились на животное, после чего его уводили и бросали в лесу.

У афинян и ацтеков козла заменяли люди, часто те, которых кормили и содержали для этой цели. Поскольку считалось, что боги насылают голод и чуму на смертных в наказание за проступки, люди страдали не только от самих голода и чумы, но и от чувства вины и раскаяния. Они освобождали себя от вины, перенося ее на невинного, чья смерть должна была удовлетворить божественные силы и изгнать зло.

Это, по сути дела, очень и очень типичная человеческая реакция — не заглядывать в глубь себя, совершив ошибку или преступление, но озираться по сторонам и возложить вину и осуждение на кого-то, кто подойдет для этой цели. Когда в Фивах свирепствовала чума, Эдип повсюду искал ее причину, только не в самом себе и не в собственном грехе инцеста, которым как раз и разгневал богов, вызвав бедствие. Эта подспудная потребность перевести вовне свою вину, проецируя ее на другое лицо или объект, имеет огромную власть, и люди с умом знают, как этим пользоваться.

Жертвоприношение — ритуал, возможно, самый древний из всех ритуалов, а ритуал — тоже источник силы. Вспом­ните, как в убийстве де Орко Чезаре Борджиа распорядился символично расположить его тело. Обставив всё столь драматично, как бы совершив ритуал, он сконцентрировал вину на де Орко. Граждане Романьи отреагировали мгновенно. Поскольку для нас так естественно искать не внутри, а снаружи, мы с готовностью принимаем вину козла отпущения.

Кровавое заклание козла отпущения выглядит вар­варским пережитком прошлого, но практика эта живет и в наши дни, хотя бы фигурально или символически. Пока власть имущие должны выглядеть безгрешными и никогда не совершающими ошибок, до тех пор козлы отпущения будут нужны миру. Какой современный лидер признает вину за свои деяния? Он ищет, кого осудить, ему нужен козел отпущения, чтобы принести жертву. Когда «культурная революция» Мао Цзэдуна с позором провалилась, великий кормчий не принес покаяния китайскому народу. Вместо этого, как до него Цао Цао, он выставил козлов отпущения, в том числе своего личного секретаря и высокопоставленного члена партии Чен Пота.

За Франклином Д. Рузвельтом закрепилась репутация честного человека и политика. На протяжении своей деятельности, однако, и он не раз сталкивался с ситуациями, в которых порядочное поведение могло повлечь за собой политическую катастрофу, но в то же время невозможно было позволить, чтобы его уличили в нечистоплотности или игре против правил. По этой причине в течение двадцати лет его секретарь Луис Хоуи играл при нем роль де Орко. Это он вел все тайные дела, манипулировал прессой, занимался закулисными интригами и коварными маневрами. И какая бы ошибка ни была совершена, какой бы нечистый трюк, противоречащий тщательно создаваемому имиджу Рузвельта, ни становился достоянием общественности, Хоуи служил козлом отпущения и никогда не жаловался.

Помимо перенесения на него вины, козел отпущения может служить инструментом для устрашения и предупреж­дения. В 1631 году был предпринят заговор с целью отстранения от власти французского кардинала Ришелье. Этот заговор известен теперь под названием «День простофиль». Попытка почти удалась, поскольку в ней приняли участие представители высших эшелонов государственной власти, включая королеву-мать. Но Ришелье устоял благодаря удаче и тем, кто молчаливо ему потворствовал.

Одной из ключевых фигур заговора был Мариллак, хранитель печати. Ришелье не мог заключить его в тюрьму, не вовлекая короле­ву-мать, это было бы слишком опасно. Поэтому он избрал целью брата Мариллака, маршала армии. Этот человек не участвовал в заговоре. Ришелье, однако, боясь, что могут быть и другие заговорщики, особенно в армии, решил устрашить их показательной казнью. Он судил брата по сфабрикованным обвинениям и потом казнил его. Таким образом, он косвенно наказал истинного виновника, хотя тот и был защищен от прямой угрозы расправы, и предупредил всех потенциальных заговорщиков, что он не остановится ни перед чем, даже казнью невиновного, ради сохранения власти.

В самом деле, часто на роль жертвы для заклания выбирают именно самого невинного. Эти люди недостаточно влиятельны, для того чтобы сопротивляться, а их наивные протесты можно трактовать как доказательство их вины. Но следует соблюдать осторожность и чувство меры, чтобы не создать образ мученика. Важно, чтобы вы выглядели жертвой, несчастным вождем, которого подвели и даже предали негодные приближенные. Если ваш козел отпущения выглядит слишком слабым, а наказание непомерно жестоким, вы можете пасть жертвой собственной комбинации. Иногда необходимо подобрать на эту роль кого-то посильнее — того, кто в конце концов вызовет меньше симпатий.

История то и дело демонстрирует, что на роль козла отпущения берут приближенного. Это известно как «падение фаворита». Большинство королей заводят фаворита при дворе — человека, которого они выделяют, порой без види­мой причины, осыпая его или ее милостями и знаками осо­бого внимания. Но такой фаворит часто служит подходящим козлом отпущения в случае, когда что-то угрожает репутации короля. Одни придворные с готовностью поверят в справедливость обвинения — к чему бы королю жертвовать любимцем, если за тем нет вины? А другие придворные, завидующие фавориту, всегда порадуются его свержению. Король между тем избавляется от человека, который к тому времени, возможно, слишком много успел узнать о нем, стал, может быть, слишком уверен в своей власти над правителем, даже тайно презирает его. Выбор близкого союзника, партнера в качестве жертвы имеет тот же смысл, что «падение фаворита». Вы можете потерять друга или помощника, но с учетом отдаленной перспективы скрыть свои ошибки важнее, чем удерживать рядом с собой кого-то, кто в один прекрасный день может повернуться против вас. Кроме того, вы всегда найдете нового фаворита.

Образ: невинный ягненок. В день принесения искупительной жертвы верховный жрец приносит ягненка в храм, возлагает руки на его голову и исповедуется в грехах всего народа, перенося вину на безвинное животное, которое затем препровождают в дикую местность и бросают, а с ним исчезают грехи и вина народа.

Авторитетное мнение

«Глупость состоит не в совершении глупости, а в неспособности скрыть ее. Все люди совершают ошибки, но мудрецы скрывают свои промахи, тогда как глупцы выставляют их напоказ. Репутация более зависит от того, что скрыто, чем от того, что видно. Если не можешь быть добродетельным, по крайней мере, будь осторожным».

Бальтазар Грациан

Часть II
НАУЧИСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ
КОШАЧЬЕЙ ЛАПКОЙ

В басне мартышка схватила лапку своей приятельницы-кошки и ею таскает каштаны из огня, таким образом получая желанные орешки и не обжигаясь.

Если вам необходимо сделать нечто неприятное или непопулярное, слишком рискованно выполнять работу самому. Вам потребуется кошачья лапка — кто-то, кто выполнит за вас грязную, опасную для вас работу. Кошачья лапа схватит то, что вам нужно, оцарапает того, кого вы хотите оцарапать, а люди не заметят, что отвечает за происходящее не кто иной, как вы. Пусть кто-то другой будет вашим исполнителем — палачом или вестником, доставляющим плохие известия, — вы же будете приносить только радость и счастливые новости.­

Соблюдение закона (1)

В 59 году до н. э. будущая царица Клеопатра, которой тогда было десять лет от роду, стала свидетельницей свержения и изгнания своего отца, фараона Птолемея XII, в результате заговора, организованного его старшими дочерьми — ее сестрами. Одна из дочерей, Береника, возглавляла бунт и, уверенная, что теперь она сможет единолично править Египтом, заключила в тюрьму сестер, а мужа убила. Это, по ее расчетам, было необходимо, чтобы обеспечить безопасность своего правления. Однако то, что она, почти правительница, проявила такую неприкрытую жестокость и насилие по отношению к своим близким, членам царственной семьи, ужаснуло ее соратников и привело к возникновению мощнейшей оппозиции. Четыре года спустя этой оппозиции удалось помочь Птолемею вернуться на трон, после чего он незамедлительно казнил Беренику и других доче­рей-заговорщиц.

В 51 году до н. э. Птолемей скончался, оставив наследство четверым младшим детям. По традиции, существовавшей в Египте, его старший сын Птолемей XIII (в то время десятилетний мальчик) женился на своей старшей сестре Клеопатре (ей в то время было 18), и супружеская чета вступила на фараонский трон для совместного управления страной. Ни один из четверых детей не чувствовал удовлетворения таким ходом событий: каждый, включая Клеопатру, хотел больше власти. Началась вражда между ней и Птолемеем, каждый из них старался столкнуть другого.

В 48 году до н. э. с помощью некоторых правителей, помешавших притязаниям Клеопатры, Птолемею удалось вынудить сестру-супругу покинуть страну, оставив его как единственного правителя. В изгнании Клеопатра вынашивала планы. Она стремилась к единоличному правлению, мечтала вернуть Египту его былую славу и чувствовала, что братья и сестра не способны справиться с этой задачей. Однако при их жизни она не могла реализовать свои мечты. Пример же Береники научил ее тому, что никто не станет служить царице, которая убивает равных себе. Даже Птолемей XIII не осмелился расправиться с Клеопатрой, хотя и понимал, что за границей она не оставит своих планов, направленных против него.

В первый год пребывания Клеопатры в изгнании римский диктатор Юлий Цезарь прибыл в Египет, решительно настроенный на то, чтобы превратить страну в очередную колонию Рима. Клеопатра увидела в этом свой шанс: вернувшись инкогнито в Египет, она преодолела огромный путь, чтобы добраться до Цезаря в Александрии. Согласно легенде, для того чтобы попасть в его резиденцию, она приказала закатать себя в ковер, который, развернувшись у его ног, открыл его взору юную царицу. Клеопатра сразу же взялась за римлянина. Она воспользовалась тем, что знала о его любви к театру и интересе к египетской истории, и пустила в ход свои женские чары. Цезарь скоро поддался им и восстановил Клеопатру на троне.

Братья и сестра Клеопатры негодовали — она их переиграла. Птолемей XIII не стал ожидать, как развернутся дальнейшие события: не покидая своего дворца в Александрии, он собрал большую армию для похода на город и нападения на Цезаря. В ответ Цезарь немедленно поместил Птолемея и остальных членов семьи под домашний арест. Но младшая сестра Клеопатры, Арсиноя, убежала из дворца и встала во главе двигающихся к столице египет­ских войск. Теперь наконец Клеопатра видела для себя возможность: она уговорила Цезаря освободить Птолемея из-под домашнего ареста при условии, что он станет посредником при переговорах о перемирии. Конечно, ей было понятно, что брат поступит совсем не так и будет сражаться с Арсиноей за власть над египетской армией. Но это привело бы к расколу в семье, то есть было бы на пользу Клеопатре. Более того, это давало Цезарю возможность победить и убить ее братьев и сестер в сражении.

Цезарь, получив подкрепление из Рима, быстро расправился с восставшими. При отступлении египтян Птолемей утонул в Ниле. Цезарь захватил Арсиною и отправил ее как пленницу в Рим. Он также казнил многочисленных врагов, строивших козни против Клеопатры, и арестовал других ее противников. Чтобы усилить свои позиции на троне, Клеопатра вышла замуж за единственного оставшегося брата — одиннадцатилетнего слабенького Птолемея XIV. Через четыре года Птолемей был отравлен при невыясненных обстоятельствах.

В 41 году до н. э. Клеопатра испробовала на другом великом римлянине, Марке Антонии, ту же тактику, которую так успешно применила в случае с Юлием Цезарем. Обольстив его, Клеопатра намекнула, что ее сестра Арсиноя, все еще находившаяся в заключении в Риме, участвует в заговоре против него. Марк Антоний поверил ей, и Арсиноя была безотлагательно казнена. Таким образом, Клеопатра избавилась от последнего из своих опасных родственников.

Мартышка и кот

Каштаны жарились в печи на угольках;

Мартышка на полу перед огнем сидела

И пристально на них глядела,

А Кот лежал у ней в ногах.

«Что, Васька, —говорит Мартышка. —

Достань каштана два, так будешь молодец!» —

«Да, лапу обожги! нет, я ведь не глупец!» —

«Э! неженка какой! трусишка!

Трус! трус!»

Вскочил мой Кот, в дугу себя согнул,

На лапки задние у печки приподнялся,

Переднюю к каштану протянул,

Ожегся и назад подался;

За дело принялся опять:

То лапку к уголькам протянет,

То прочь ее, а там другою трогать станет,

И вытащил он так уже каштанов пять.

Каштаны Васька вынимает,

Мартышка же их подбирает,

Облупит, да и прямо в рот.

Вдруг, на беду, слуга идет.

Плутовка наутек, а Кот не догадался —

Работою все занимался.

Слуга на цыпочках к мошеннику подкрался

Да за уши схватил — и ну его таскать.

Кот бедный от побой, как мертвый, протянулся,

Насилу через час очнулся,

И полно с той поры без пользы воровать.

Мартышка вот умна: не обожглась,

Не бита и сыта;

А Васька глуп, так с ним случилася напасть...

То ль дело для себя украсть!..

Жан Лафонтен
(пер. А. Измайлова)

Толкование

Легенда гласит, что Клеопатра добилась успеха благодаря своим обольстительным чарам, но в действительности ее власть была заключена в способности заставлять людей выполнять ее требования так, что они даже не замечали, что ими манипулируют. Цезарь и Антоний не только избавили ее от опаснейших брата и сестры — Птолемея XIII и Арсинои, — они уничтожили всех ее врагов, как в правящих кругах, так и среди военного командования Египта. Оба знатных римлянина стали для Клеопатры кошачьими лапками. Они бросались для нее в огонь, делали неприятную, но необходимую работу, в то же время помогая ей избежать репутации убийцы собственных братьев, сестер и собратьев-египтян. В конце концов оба они уступили ее желанию править Египтом не в качестве римской колонии, а как независимым государством. И всё это они делали, не отдавая себе отчета в том, как ловко она управляет ими. За этим стоял тончайший и мощнейший дар убеждения.

Королева никогда не замарает руки грязными делами, так же как король никогда не появится на людях с окровавленным лицом. И все же власть не может выжить без постоянного подавления людей — всегда будет потребность в разных грязных делишках, необходимых вам для того, чтобы удержаться на троне. Подобно Клеопатре, пользуйтесь кошачьей лапкой, чтобы таскать из огня каштаны.

Выберите кого-нибудь, кто не входит в ваш ближайший круг и поэтому вряд ли поймет, как его или ее используют. Вы найдете таких простофиль повсюду — им доставляет удовольствие угождать вам, особенно если вы кинете им па­ру-тройку косточек в награду. Но хотя они выполняют задания, которые им кажутся вполне невинными, по крайней мере не выходящими за рамки закона, по сути, они расчищают для вас поле деятельности, распространяют информацию, которой вы снабжаете их, способствуя продвижению вашего дела, и пачкают свои руки, в то время как на вас не появляется ни пятнышка.

Соблюдение закона (2)

В конце 1920-х годов в Китае бушевала война между националистической и коммунистической партиями за управление страной. В 1927 году лидер националистов Чан Кайши призывал к физическому уничтожению всех коммунистов и в последующие несколько лет почти осуществил свою угрозу, расправляясь с врагами до тех пор, пока в 1934–1935 годах они не были вынуждены предпринять длительное отступление. Это был действительно долгий поход — шесть тысяч миль с юго-востока на отдаленный северо-запад страны, в суровых условиях, поход, в котором их ряды сильно поредели. В конце 1936 года Чан запланировал последнюю наступательную операцию с целью окончательно уничтожить врагов, но произошел мятеж. Его собственные солдаты схватили его и передали коммунистам. Теперь он мог ожидать только самого худшего.

Тем временем, однако, Япония ввела войска в Китай, и, к вящему удивлению Чана, вместо того чтобы убить его, лидер коммунистов Мао Цзэдун предложил договор: коммунисты отпустят его и признают командующим объединенными силами коммунистов и националистов, если он согласится участвовать в совместной борьбе против общего врага. Чан готовился к пыткам и издевательствам, теперь он не мог поверить своему счастью. Так вот как заговорили эти красные! Теперь, когда не нужно было думать об ответной акции против коммунистов, он решил, что мог бы справиться с японцами, а затем, спустя некоторое время после победы, повернуть штыки и уничтожить красных без труда. Ему было нечего терять, зато приобрести, дав согласие, он мог всё.

Коммунисты вели войну с японскими оккупантами в своей обычной манере, используя тактику партизанских налетов, тогда как националисты сражались в стиле, более традиционном для армии. Совместными усилиями через несколько лет они покончили с японской оккупацией. И лишь теперь Чану стало окончательно ясно, чего добивался Мао. Его собственная армия в результате боев с японской артиллерией была невероятно ослаблена, требовалось долгое время на ее восстановление. Коммунисты же не только избежали прямых ударов японской армии по своим отрядам, но и использовали время войны для того, чтобы восстановить мощь и вновь приобрести влияние по всему Китаю. Как только война против Японии была закончена, возобновилась гражданская война, но на сей раз коммунисты поглотили ослабевших националистов и постепенно полностью подчинили их. Японцы послужили Мао той самой кошачьей лапкой. Не желая того, они подготовили благодатную почву для коммунистов и сделали возможной победу над Чан Кайши.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!