Оппоненты, простаки и жертвы: предварительная типология 5 страница



Брехт говорил по-английски очень неплохо, но для дачи показаний воспользовался услугами переводчика, и такая тактика позволила ему вести тонкую лингвистическую игру. Когда члены Комиссии находили высказывания коммунистической направленности в английских переводах его стихов, он повторял строки по-немецки для переводчика, который заново переводил их; в результате они каким-то образом приобретали вполне невинное звучание. В какой-то момент член Комиссии продекламировал революционное стихотворение по-анг­лий­ски и спросил Брехта, он ли это написал. «Нет, — ответил тот.— Я написал стихи по-не­мецки, и они очень отличались от этих». Уклончивые ответы писателя беспокоили членов Комиссии, но из-за его вежливого тона и признания их авторитета было просто невозможно на него сердиться.

После короткого — не более часа — опроса члены Комиссии решили, что этого достаточно. «Большое спасибо, — сказал председатель, — вы образцовый свидетель». Его не только освободили, но и обещали поддержку в случае недоразумений с иммиграционными властями. На другой день Брехт покинул Соединенные Штаты, чтобы никогда не возвращаться.

Вольтер жил в изгнании в Лондоне как раз в то время, когда антифранцузские настроения достигли самой высокой точки. Однажды, прогуливаясь по улицам, он был окружен озлобленной толпой. «Вздернем его, вздернем француза!» — кричали в толпе. Вольтер спокойно обратился к сборищу со следующими словами: «Англичане! Вы хотите убить меня за то, что я француз. Разве я уже недостаточно наказан тем, что не рожден англичанином?» В ответ на эти слова толпа разразилась приветственными криками и, не тронув, проводила его до самого дома.

Клифтон Фадиман.
«Коричневая книжечка анекдотов», 1985

Толкование

Вызывающим поведением Девятнадцать из Голливуда снискали симпатии, а спустя годы они добились того, что общественное мнение их оправдало. Но при этом они попали в черные списки, и долгое время продуктивного творческого труда было упущено. Брехт выразил свою неприязнь к Комиссии более тонким способом. Его образ мыслей не изменился, он не пошел на компромисс; вместо этого во время дачи показаний он искусно продемонстрировал свое превосходство над Комиссией: он все время ходил кругами и давал пространные ответы, полные лжи. Их, однако, невозможно было оспорить, настолько они были затуманены намеками и жонглированием словами. В результа­те он сохранил возможность и дальше писать свои рево­люционные произведения (вместо того чтобы мучиться в тюрьме в Соединенных Штатах), хотя его псевдопослушание просто помогло ему изящно поиздеваться над Ко­миссией.­

Не забывайте: людей, явно демонстриру­ющих свой авторитет, легко поймать, изображая капитуляцию. Если вы открыто демонстрируете подчинение, это заставляет их ощутить собственную значимость. Довольные тем, что вы их уважаете, они становятся легкой мишенью для контр­атаки или для того, чтобы посмеяться над ними, как Брехт. Соразмеряя свои силы и время, никогда не жертвуйте возможностью маневра в будущем, хотя и отдаленном, в пользу недолговечного ореола мученичества.

Когда мимо проезжает важный господин, умный крестьянин низко поклонится и тихонько испустит ветры.

Эфиопская пословица

Ключи к власти

В ведомстве власти нас часто подводит то, что мы слиш­­ком сильно отвечаем на действия врагов и соперников. Такая преувеличенная реакция порождает трудности, которых можно было бы избежать, будь мы рассудительнее. Помимо прочего, конфликт грозит затянуться до бесконечности, так как соперник в свою очередь тоже резко реагирует, как, например, афиняне в случае с Милосом. Нашим первым побуждением всегда бывает оказать сопротивление, на проявление агрессии в свою очередь ответить агрессией. Но в следующий раз, когда кто-то заденет вас и вы поймете, что собираетесь ответить тем же, попробуйте сделать вот что: не оказывайте сопротивления, не наносите ответного удара, а уступите, подставьте другую щеку, покоритесь. Вы убедитесь, что часто таким способом можно нейтрализовать противника — он ждет от вас ответной агрессии, даже хочет этого, так что вы застаете его врасплох и обескураживаете, не оказывая сопротивления. Смиряясь, вы на самом-то деле становитесь хозяином положения, потому что ваша капитуляция является лишь частью плана, цель которого — усыпить врага, заставив его поверить, что вы сломлены.

Суть этой тактики в следующем: вы сохраняете внутреннюю твердость, но внешне склоняетесь. Лишенные повода для проявления агрессии, ваши противники в замешательстве. У них нет причин, которыми они могли бы воспользоваться, чтобы ответить дальнейшим насилием, а оно потребовало бы агрессивного хода от вас. Вместо этого вы выиграли время и пространство для подготовки ответного маневра, который может оказаться для них сокрушительным. В поединке интеллекта с грубой силой и агрессией такая тактика — первоклассное оружие. Она требует полного самообладания: тот, кто капитулирует по-настоящему, рискует лишиться свободы, и унижение от сознания своего поражения может оказаться губительным. Нельзя забывать, что вы лишь прикидываетесь проигравшим, подобно животному, которое прикидывается мертвым, чтобы спастись.

Мы видели, что бывает лучше сдаться, чем продолжать борьбу; если противник намного сильнее и очевидно, что поражение неминуемо, часто лучше бывает сдаться, чем бежать. Бегство поможет на короткое время, но рано или поздно враг настигнет. Сдавшись вместо этого, вы получаете возможность обвиться вокруг неприятеля и, вонзив в него зубы, поразить с близкого расстояния.

В 473 году до н. э. древнекитайский правитель царства Юэ Гу Чжан получил сокрушительное поражение от правителя царства У в битве при Фучжоу. Гу Чжан намеревался скрыться, но его советник подсказал другое: сдаться и постараться попасть на службу к правителю У, получив таким образом возможность как следует изучить его и подготовить реванш. Решив последовать этому совету, Гу Чжан отдал победителю все свои богатства и нанялся простым работником в его конюшни. В течение трех лет он вел себя смиренно, и наконец правитель, поверив в его лояльность, позволил ему вернуться к себе домой. На самом деле, однако, Гу Чжан все три года собирал информацию и планировал ответный удар. Когда У поразила страшная засуха и внутренние беспорядки ослабили царство, он, собрав армию, вторгся в У и одержал легкую победу. Вот какая сила стоит за капитуляцией: она дает вам время для подготовки сокрушительного ответного удара. Если бы Гу Чжан просто бежал, этот шанс был бы для него потерян.

Когда в середине XIX века международная торговля начала угрожать независимости Японии, японцы обсуждали, как защитить страну от иноземцев. Один из министров, Хотта Масайоши, написал в 1857 году меморандум, который в дальнейшем определил японскую политику: «...я считаю, что наша политика должна заключаться в том, чтобы завязывать дружественные связи, отправлять корабли в другие страны и там повсюду вести торговлю, брать пример с иноземцев в том, в чем они нас превосходят, и исправлять собственные недостатки, заботиться об укреплении своей нации и пополнении вооруженных сил, и так постепенно подчинять иностранцев нашему влиянию, пока в конце концов все страны мира не познают благодать совершенного покоя и наше превосходство не будет признано по всей земле».

Перед нами блестящее приложение данного закона: использовать смирение и покорность, чтобы добиться превосходства над врагом. Изучить его досконально, медленно втираясь в доверие, внешне следовать его привычкам, но внутренне сохранять собственную культуру. В финале вы одержите победу, потому что враг считает вас слабым, низшим и, значит, не принимает мер предосторожности, а вы в это время догоняете и обходите его. Такая мягкая форма вторжения исподтишка часто наиболее эффективна, так как враг не ощущает необходимости чему-то противостоять, сопротивляться или к чему-то готовиться. Если бы Япония оказывала сопротивление западному влиянию, это могло бы вызвать насильственное вторжение Запада, которое полностью изменило бы самобытную японскую культуру.

Капитуляция часто позволяет поиздеваться над противниками или обернуть их оружие против них самих, как сделал Брехт. В романе Милана Кундеры «Шутка», в основу которого лег реальный опыт, полученный автором в чехословацкой исправительной колонии, есть история о том, как тюремные охранники организовали эстафету — соревнование между тюремщиками и заключенными. Для охранников это была возможность продемонстрировать свое физическое превосходство. Заключенные знали, что от них ждут проигрыша, поэтому они выбрали свое­образный путь: изображая, что стараются изо всех сил, они на самом деле еле двигались, пробегали несколько метров и валились в изнеможении, хромали или бежали как можно медленнее, в то время как охранники проносились мимо на полной скорости. Заключенные приняли участие в эстафете и проиграли в ней, тем самым продемонстрировав полное послушание. Однако своим «сверхпослушанием» высмеяли всю затею, фактически провалив ее. Чрезмерное послушание — капитуляция — в этом случае позволило парадоксальным способом продемонстрировать превосходство. Сопротивление повлекло бы за собой ряд насильственных действий со стороны заключенных, и в этом они уподобились бы тюремщикам. Сверх меры подчиняясь своим врагам, они выставили их на смех, а при этом наказать заключенных было не за что, ведь они выполнили всё, что от них требовалось.

Власть — это постоянное движение, приливы и отливы, потому что игра сродни потоку; это арена постоянной борьбы, где обладание властью очень часто сменяется па­дением. Если вы чувствуете, что наступила усталость, маневр с капитуляцией прекрасно поможет вам вновь подняться на ноги — добровольная сдача позиций маскирует ваши притязания, учит вас терпению и самообладанию, самым нужным навыкам в этой игре, и помогает занять самое выгодное положение, из которого вы можете внезапно нанести удар по неприятелю. Если вы убежите или продолжи­те бой — это в итоге приведет к поражению. Если сдадитесь — это почти наверняка впоследствии обернется славной победой.

Каштан и смоковница

Один человек, забравшись на смоковницу и привязавшись к суку, обрывал сочные плоды и клал в рот, разрушая их и терзая своими твердыми зубами. Каштан, видя это, воздел свои длинные ветви и в смятении прошелестел: «О смоковница! Насколько ты беззащитнее от природы, чем я! Посмотри, как защищены мои нежные отпрыски: вначале их окутывает мягкая оболочка, а поверх нее — твердая скорлупа, которая, однако, изнутри имеет нежную выстилку. Но, не довольствуясь этим, природа снабдила нас еще и этими частыми острыми шипами, так что руки человека не могут повредить нам». В ответ смоковница расхохоталась, а отсмеявшись, произнесла: «Разве тебе неизвестно, как изобретателен человек? Он и у тебя может отнять детей, просто в этом случае он воспользуется прутьями и камнями, а сбив плоды на землю, будет давить их ногами или разбивать камнями, чтобы вытащить твоих потомков из надежных убежищ раздавленными и изувеченными. Меня же он держит в руках осторожно, а не так грубо, как тебя».

Леонардо да Винчи

Образ: дуб. У дуба,
который со­про­тив­ляет­ся­­ ветру, одна за другой лома­ют­ся ветви, ему нечем защитить ствол, и он рано или поздно трещит. Дуб, который склоняет­ся, живет дольше, его ствол становится толще, а корни уходят вглубь и делаются все более цепкими.

Авторитетное мнение

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, об­рати к нему и другую; и кто захочет судиться с то­бой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одеж­ду; и кто принудит тебя идти с ним одно по­при­ще, иди с ним два».

Евангелие от Матфея, 5:38–41

Оборотная сторона

Цель капитуляции в том, чтобы уцелеть до лучших времен, когда будет можно вновь заявить о себе. Обычно сдаются, чтобы избежать мук, хотя случается, что врага невозможно смягчить, и тогда мученического венца не избежать. Более того, если вы предпочтете смерть, то последователи могут почерпнуть в этом силы и вдохно­вение.

И все же мученичество, то есть оборотная сторона капитуляции, это хаотичная, нечеткая тактика, к тому же в ней не меньше насилия, чем в агрессии, которой она противостоит. На каждого прославленного мученика приходятся тысячи других, неизвестных. Их муки не зажгли ни религиозного чувства, ни бунта. Так что, если мученичество и передает иногда некоторую силу, это происходит стихийно, и невозможно предвидеть, случится ли это. Важнее то, что вы уже не окажетесь рядом, чтобы наслаждаться этой силой, если она возникнет. И вообще, в мучениках иногда проскальзывает что-то эгоистичное и высокомерное, порой возникает ощущение, будто их последователи для них менее важны, чем их собственная слава.

Если власть опустошила вас, лучше не принимайте во внимание оборотную сторону этого закона. Забудьте про мученичество: маятник рано или поздно снова подхватит вас вверх, и надо выжить, чтобы дождаться этого.

 

Закон 23. Концентрируй
свои силы

Формулировка закона

Сохраняйте силы и энергию, копите и храните их в концентрированном виде. Вы добьетесь большего, открыв богатую жилу и углубляя ее, чем порхая от одной неглубокой шахты к другой,— интенсивная разработка всякий раз побивает экстенсивную. Изыскивая источники мощи, которая возвысит вас, найди­те один главный ключ, тучную корову, и она в тече­ние долгого времени будет снабжать вас молоком.

Нарушение закона

В Китае в начале VI века до н. э. царство У начало войну против соседних северных провинций Срединного царства. У было на подъеме, власть его росла, но ему недоставало великой истории и культуры Срединного царства, столетиями являвшегося центром китайской цивилизации. Победой над Срединным царством правитель У надеялся мгновенно поднять свой престиж.

Поход начался с громких фанфар и многочисленных побед, но довольно скоро оказалось, что войска У одерживали победы на одном фронте, но при этом оставалась без прикрытия армия на другом. Первый министр и советник правителя У Цзун-сюй предупредил, что в варварском государстве Юэ, к югу от них, начинают замечать проблемы У и строят планы захвата. Правитель лишь посмеялся над такими страхами: еще одна громкая победа — и великое Срединное царство будет принадлежать ему.

Вскоре У Цзун-сюй отправил своего сына в безопасное место, в царство Чу. Этим поступком он подавал правителю знак, что не одобряет войну и боится, что честолюбие и эгоизм правителя приведут царство У к крушению. Правитель воспринял это как предательство, набросился на министра, обвиняя его в нелояльности, и под влиянием вспышки гнева дал ему приказ покончить с собой. У Цзун-сюй повиновался, но, прежде чем вонзить кинжал себе в грудь, он крикнул: «Вырви мне глаза, правитель, и прикажи поместить их на воротах У, чтобы я увидел, как войска Юэ с триумфом входят в них».

Как и предсказывал У Цзун-сюй, через несколько лет армия Юэ вошла в царство У. Когда варвары окружили дворец, правитель припомнил последние слова своего советника — и ему показалось, что вырванные глаза мертвеца видят его бесчестье. Не в силах перенести позор, правитель покончил с собой, «покрыв свое лицо, так чтобы не встретиться взглядом со своим министром в ином мире».

Толкование

История царства У — модель всех империй, которые пали, став жертвой чрезмерного расширения. В опьянении от своих успехов и непомерно честолюбивые, такие империи увеличивались до поистине гротескных размеров, и все завершалось крахом. Так случилось с древними Афинами, страстно возжелавшими заполучить дальний остров Сицилию и потерявшими империю. Римляне растянули границы своей империи, включая в нее обширные территории. Поступая таким образом, они сделали страну более уязвимой, увеличивая опасность нападения все новых племен варваров. Их бесцельная экспансия привела империю к гибели.

Что касается нашего примера с Китаем, удел царст­ва У служит элементарным уроком того, что может случиться, если расточать силы на нескольких фронтах, игнорируя потенциальные опасности ради завоевания здесь и сейчас. «Если тебе не угрожает опасность, — учит Сунь-цзы, — не надо воевать». Это почти физический закон: все то, что раздувается слишком сильно, выходя за свои рамки, неизбежно рушится. Разум не должен блуждать от одной цели к другой или допускать, чтобы успех заставлял забыть о чувстве меры и целеустремленности. Тот, кто собран, последователен и не теряет связи с прошлым, обладает властью. Распущенные, разбросанные и напыщенные загнивают и падают. Чем сильнее они раздуваются, тем больнее ударяются падая.

Соблюдение закона

Банкирская семья Ротшильдов происходила от бедняков из еврейского гетто во Франкфурте. Жестокий закон германского города запрещал евреям появляться за пределами гетто, но евреи повернули это иначе: закон придавал им уверенность в себе и в их рьяной заботе о сохранении своей культуры любой ценой.

Мейер Амшель был первым из Ротшильдов, кто в конце XVIII века накопил состояние, давая деньги в рост. Прежде всего Мейер Амшель сблизился с семейством могущественных князей Турна и Таксиса. Вместо того чтобы оказывать услуги разным клиентам, он добился того, что стал первым банкиром этих князей. Во-вто­рых, он не допускал в свой бизнес чужих — только своих детей и близких родственников. Чем более сплоченной и единой становилась семья, тем большее могущество она приобретала. Вскоре бизнес повели пять сыновей Мейера Амшеля. На смертном одре, в 1812 году, Мейер Амшель отказался назвать основным наследником одного из них. Вместо этого он передал дело всем пятерым, завещав им хранить семейные традиции, держаться вместе, не поддаваться опасности расточительства и не допускать вторжения чужаков.

Заменив Мейера Амшеля в управлении делом, сыновья решили, что можно значительно увеличить состояние, если надежно закрепиться в финансовых делах Европы в целом, а не связывать себя с одной страной или княжеским домом. Один из пяти братьев, Натан, уже открыл магазин в Лондоне. В 1813 году Джеймс переехал в Париж. Амшель остался во Франкфурте, Соломон устроился в Вене, а младший, Карл, поехал в Неаполь. Связав воедино все сферы влияния, они смогли укрепить свои позиции на европейских финансовых рынках.

Такая расширенная сеть, разумеется, сделала Ротшильдов уязвимыми для той самой опасности, от которой предостерегал их отец: расточительство, рассеяние, разделение. Они избежали этой опасности и утвердились как мощнейшая сила в европейских финансах и политике, еще раз применив стратегию гетто — не принимать чужаков, концентрировать свои силы. Ротшильды разработали самую быструю систему курьерской почты в Европе, позволившую им узнавать новости о событиях раньше всех конкурентов. Они фактически стали обладателями монополии на информацию, а их переписка велась на франкфурт­ском диалекте идиш, закодированном так, что расшифровать его могли только сами братья. Перехватывать их корреспонденцию не имело смысла — никто не мог ее понять. «Даже самые видные банкиры не могут найти путь в лабиринте Ротшильдов», — признал финансист, попытавшийся проникнуть в клан.

В 1824 году Джеймс Ротшильд решил, что настало время жениться. Он обсудил этот вопрос с семьей, ведь речь шла о том, что в клан Ротшильдов войдет чужой человек, который может выдать их секреты. Поэтому Джеймс решил найти себе жену внутри семьи и выбрал дочь своего старшего брата Соломона. Братья были в восторге — они считали, что это блестящее решение вопроса о женитьбе. Выбор Джеймса теперь стал линией поведения и для других членов семьи. Два года спустя Натан выдал свою дочь замуж за сына Соломона. В последующие годы пять братьев заключили восемнадцать браков между своими детьми, из них шестнадцать — между двоюродными братьями и сестрами.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!