Возможности средней общеобразовательной школы для изучения темы импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ



Для определения возможностей изучения темы «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ» в средней общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства в среднем школьном звене, требуется изучить представленные в современной образовательной среде программы по изобразительному искусству на основе ФГОС. Это необходимо, так как в современном школьном образовании любой урок на любую тематику должен подчинятся требованиям новых образовательных стандартов.

В качестве программ по изобразительному искусству для средней общеобразовательной школы в Российской Федерации представлены несколько линий учебно-методических комплексов. Основными из них являются: линия учебно-методических комплексов под редакцией Б. М. Неменского и учебно-методические комплексы под редакцией Т. Я. Шпикаловой. Обе линии представляют собой комплект, состоящий из рабочих программ, учебников, рабочих тетрадей и поурочных разработок для работы с пятого по восьмой класс включительно. Именно представленные выше рабочие программы чаще всего используются учителями изобразительного искусства. Именно поэтому познакомимся с каждой из них поближе.

Первой рассмотрим линию учебно-методических комплексов под редакцией Б. М. Неменского. Редактор является народным художников России, а также академиков Российской академии образования и Российской академии художеств, поэтому, можно сказать, что комплекс сочетает в себе практический художественный опыт и фундаментальную теоретическую базу [24].

Данная линия предназначена для изучения изобразительного искусства в основной школе. Программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и ставит перед собой такие цели, как развитие знаний, умений и навыков в сфере изобразительного искусства; раскрытие творческих возможностей и потенциала учащегося; развитие эстетического взгляда на окружающее, прививание разносторонних взглядов на культуру. Главной особенностью программы Б. М. Неменского выступает углубленное изучение отдельных видов искусства, таких как: декоративно-прикладное, станковое искусство, дизайн и архитектура, изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении [24].

Программа учебного комплекса выстроена с учетом логической последовательности и требований преемственности образования. Так, каждый год обучения изобразительному искусству имеет свою тему, включающую в себя углубленное изучение отдельного вида искусства. Тема пятого класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», тема шестого – «Изобразительное искусство в жизни человека», седьмого – «Дизайн и архитектура в жизни человека», восьмого – «Изобразительное искусство в театре, кино, телевидении». Данная программа предусматривает изучение предмета в объеме одного часа в неделю, что является стандартным объемом для изобразительного искусства в основном звене среднего школьного образования. Однако, программа предусматривает расширение объема до двух часов за счет часов, выделенных на внеурочную деятельность [3].

Был проведен анализ содержания учебников по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского, связанный с поиском наиболее подходящей темы, для внедрения в нее серии уроков «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ» (см. приложение 1). К сожалению, темы, которая бы отвечала всем нужным параметрам, не обнаружилось. Все же, наиболее подходящим разделом является раздел «Вглядываясь в человека. Портрет» учебника с общей тематикой: «Изобразительное искусство в жизни человека». Учебник предназначен для шестого класса средней общеобразовательной школы. Внутри раздела следует выделить такие параграфы, как: «Образ человека – главная тема в искусстве» [13, c. 74].  и «Роль цвета в портрете» [13, c. 95]. Именно внутри данных параграфов становится возможным раскрытие изучаемой темы

Как уже ранее было упомянуто, данный учебно-методический комплекс не совсем отвечает требованиям темы, связанной с изучением импрессионистической живописи через женский образ. Наиболее подходящим для реализации серии уроков «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ» (см. приложение 1), все же являются учебно-методические комплексы, созданные под редакцией Т. Я. Шпикаловой. Эти комплексы, как и предыдущие охватывают все основное звено общеобразовательной школы. Отвечая требованиям федерального государственного образовательного стандарта, программа рассматривает единство народной и профессиональной культуры. Кроме того, комплексы имеют высокую межпредметную направленность, которая заключается в освоении учащимися умения видеть и создавать художественный образ в любой сфере деятельности.

Основными особенностями программы, помимо уже названых, являются наличие игровых форм занятий, самых разнообразных типов творческих заданий и проектных работ. Учащиеся знакомятся как с культурой России, так и Европы, что способствует развитию готовности к межкультурному взаимодействию, а, главное, развивает толерантность. Не менее важным является развитие эмоционально-психологической и коммуникативной культуры подростков в процессе получения знаний на уроках изобразительного искусства. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения учащегося к миру, его духовно-нравственное воспитание, развитие способностей и творческого потенциала, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции [25].

Программа учебно-методического комплекса Т. Я. Шпикаловой не делится на отдельные темы по годам обучения. Она имеет спиралевидную форму построения содержания учебного материала. Можно заметить, что в процессе обучении происходит возврат к пройденной теме и ее расширение. Почти вся программа сосредоточена на декоративно-прикладном искусстве и культурной составляющей.

Наиболее походящей темой для внедрения серии уроков по изучению импрессионистической живописи через женский образ (см. приложение 1) стала «Образ женщины в искусстве разных эпох», которая располагается в учебнике, предназначенном программой для шестого класса средней общеобразовательной школы. Рассмотрим представленную в учебнике тему подробнее [4, c. 65-67].

Тема «Образ женщины в искусстве разных эпох» рассчитан на два академических часа и включает следующие подразделы: «Тема прекрасной девы и женщины-матери в искусстве», «Личность женщины в портретно-исторической композиции XIX — начала XX в». В конце темы учащиеся должны понимать, что у каждой эпохи есть свой идеал красоты, который и воплощается в женском образе. В ходе изучения темы, учащиеся знакомятся с женскими портретами разных эпох. Исход из этого у подростка должно складываться понимание того, что к теме женского образа, как воплощение красоты и материнства, творцы обращались во все эпохи и продолжают возвращаться. Женский образ — это выражение в образах искусства нравственного поиска человечества [16, с. 71].

Все эти цели, поставленные темой, как нельзя лучше соответствуют целям авторской серии уроков (см. приложение 1). Именно поэтому серию уроков на тему: «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ» (см. приложение 1) решено привязать к вышеуказанной теме в учебнике за шестой класс из учебно-методического комплекса Т. Я. Шпикаловой.

 Осуществление авторской серии уроков (см. приложение 1) строится на том, что тема женского образа из программы Т. Ю. Шпикаловой будет конкретизирована женским импрессионистическим образом, созданным О. Ренуаром. По мнению автора, иллюстрация темы конкретным деятелем и конкретными его работами способствует более легкому освоению темы и более ясному пониманию изучаемой темы.

Также стоит отметить, что программа Т. Я. Шпикаловой может быть расширена за счет дополнительных часов, отведенных на внеурочную деятельность внутри школы.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!