Ретроспективный взгляд на импрессионистическую живопись и перспективы ее изучения в современных условиях.



В современном обществе практически каждый человек знаком с картинами импрессионистов. Импрессионистическими полотнами может быть украшено все: от посуды и канцелярии до одежды. Именно поэтому, все мы практически ежедневно сталкиваемся с работами художников импрессионистов, возможно, даже не зная об этом направлении в живописи.  Однако, многие визуально помнят пейзажи и дам с зонтиками Колода Моне; изящных балерин Эдгара Дега; прекрасных женщин Огюста Ренуара; такие яркие и необычные полотна Ван Гога.

Почему же данное направление стало популярным? Потому что картины импрессионистов интуитивно понятны. Они яркие, динамичные и эмоциональные. Жизнь на полотнах художников лучится солнечным светом, чувствуется движение воздуха. Сюжеты, изображенные на холстах, связаны с повседневной жизнью. На них нет сложных мифологических или религиозных сюжетов, которым придерживалось все официальное классическое искусство. Импрессионисты же проповедовали изображение реальной жизни. Им было важно показать то, что они каждый день видят сами. Их интересовало, чем и как живет городское население Парижа. Праздники, сцены повседневной жизни и, конечно, прекрасные французские пейзажи. Все это мы можем увидеть на холстах импрессионистов [5, c.7].

Однако, восхищаясь картинами «Впечатление. Восход» К. Моне или «Завтрак гребцов» О. Ренуара, мы не всегда понимаем, с чем пришлось столкнуться художникам. И не понимаем того, что по сути, такое явление, как импрессионизм, стало отправной точкой для нового, ни на что не похожего ранее искусства – искусства модернизма. А сами художники являются революционерами в живописи. Именно они сделали первый шаг от реализма и академической живописи в сторону чувственного и эмоционального искусства.

Появление во Франции нового направления в живописи было связанно с грандиозным скандалом вокруг небольшой группы молодых художников, собравшихся в «Анонимное общество живописцев, скульпторов, граверов и др.». Их работы не пускали на выставки традиционного «Парижского салона», поэтому им пришлось организовывать свои собственные выставки, которые вызвали весьма противоречивые отзывы. После первой из них, благодаря саркастической статье журналиста Луи Леруа, группа живописцев получила свое название импрессионисты (impressionnisme (фр., от impression — впечатление). Это название весьма точно отразило суть импрессионистического подхода [5, c. 20].

Импрессионисты имели свои взгляды на задачи живописи, и пропагандировали новый творческий метод, который заключался в передаче ощущений, фиксации мгновений. Почвой для новых взглядов стало несколько обстоятельств. Во-первых, появление импрессионистов стало реакцией на застой господствующего академизма. Классическое искусство к тому времени исчерпало себя. Художники начали задумываться о новых возможностях и целях изобразительного искусства. Во-вторых, благодатную почву для нового искусства подготовили художники Барбизонской школы, которые чуть раньше, чем импрессионисты начали работать на пленэре, рисуя этюды. В-третьих, появление фотоаппаратов очень сильно поменяло представление художников о задачах искусства, и кроме того, дало им гораздо больше возможностей для творчества. В-четвертых, самым существенным для нового подхода стало появление оловянных тюбиков для скоропортящихся красок, что позволило художникам беспрепятственно выходить на пленэры.

Отдельно стоит отметить научные открытия Э. Шевреля и О. Руда в области цветоделения, которые дали представление о том, как работает восприятие цвета человеком. С наибольшим воодушевлением импрессионисты использовали следующее положение теории: «Аналоговые цвета (находящиеся рядом на цветовом круге), расположенные рядом, имеют тенденцию оптически смешиваться, "образуя" при этом новый цвет» [36].     

Все это породило в художниках импрессионистах уверенность, что настало время для перемен. Наступало время для искусства, которое не стремилось бы наиболее реалистично отобразить реальность и не пропагандировало бы высокую мораль и возвышенные идеи. Новое искусство должно было открыть свободу художественного видения. Впервые импрессионисты изображали не только то, что они видят, но и то как они это видят, то есть включали в свои работы индивидуальность. Импрессионизм стал субъективным отражением реальности. Художник изображал предметы не в том виде, который он знает, помнит, понимает, а так, как он видит окружающее его в данный конкретный момент.

Итак, в чем же заключается художественная революция импрессионизма в живописи? Первое, и самое главное, это техника нанесения отдельных цветовых мазков на холст. Цвета не смешивались на палитре, а нужный цвет получался путем оптического смешивания, открытого Э. Шеврелем.

 Если классическая техника живописи основывалась на длительной работе с большим количеством лессировочных слоев, то импрессионисты работали чаще всего в один прием с использованием разных по консистенции красок. Они прокладывали лессировочный слой, а поверх него уже накладывались быстрые энергичные цветовые мазки, порой смешивая их прямо на холсте. Часто первый слой не прорабатывался вовсе, что создавало эффект этюдности, незаконченности работы [20].

Мазок в работах импрессионистов становится самостоятельным выразительным средством. Мазки наполняют поверхность холста мерцающей вибрацией, которые создают эффект солнечного света, движения воздуха такая техника становится естественным результатом работы на пленэре [11, с. 164].

Импрессионисты перестали использовать чисто черные, коричневые и землистые краски. На палитре остались только чистые цвета. Художники не применяли светотень для передачи объёмов, они отказались от тёмных теней. Тени в их картинах стали цветными.

Импрессионизму свойственны и новые приемы в композиции. Если в классическом искусстве композиция служила созданию на холсте эффекта сценической площадки, то импрессионистическая композиция напоминала случайную фотографию. Это придавало картинам непосредственность, непринужденность, легкость восприятия. Импрессионисты отказались от геометрических законов перспективы в пользу световоздушной, строящийся на уменьшении интенсивности света по мере удаления от первого плана [17 c. 14].

Также художники в своих работах отказались от классических сюжетов: мифология, религия, литература, парадные портреты и других. Импрессионисты начали писать окружающий их мир. Подобно русским передвижникам, французские импрессионисты стремились к реальной жизни. Они рисовали все, что было близко им: прогулки, посиделки в кафе, танцы, флирт, красивые женщины, состояние природы. «Художник должен писать только то, что он видит, и так, как он это видит» [11, с. 13].

Хоть художники импрессионисты и объединены общим названием и идеями, их творчество весьма разнообразно. Они не были ограничены какими-то рамками, как художники в классическом искусстве, поэтому каждый из импрессионистов имел свой подход к работе над картиной, немного отличающийся от работы других художников. Для того чтобы ближе познакомится с особенностями творчества импрессионистов, рассмотрим творчество Пьера Огюста Ренуара.

Огюст Ренуар был активным участником группы импрессионистов. Он тесно общался со всеми, особенно с Клодом Моне, у которого в известной мере позаимствовал манеру исполнения работ, отличающуюся быстрыми широкими и решительными мазками [7, c. 137]. Однако, фактура мазка О. Ренуара более нежная, мягкая. Вместе с тем, художник мастерски сочетал лессировки и корпусное письмо.

Именно Огюст Ренуар достиг совершенства в изображении солнечных эффектов. В этом плане нужно отметить его работу «Бал в Мулен де ла Галлет», где зритель может увидеть поразительное мастерство в изображении солнечных бликов. О. Ренуара очень привлекал Париж. Париж студентов, рабочих, продавщиц, модисток, далекой от буржуазной роскоши [14, c. 19]. Поэтому он часто пишет бытовые сцены.

Несмотря на это, самым великолепным, что создал П. О. Ренуар остается его «ренуаровская женщина» [29].

Женщина является основной темой творчества художника. Всю свою жизнь художник писал совершенно разных женщин. Ему позировали любовницы, подруги, профессиональные модели, актрисы. Но, наверное, самой любимой моделью Ренуара стала Жанна Самари, которая смотрит на зрителя с самых знаменитых полотен [2, c. 16].

Женский образ, созданный Огюстом Ренуаром, не похож ни на что другое. Художник с величайшим мастерством отражал хрупкость молодых девушек, нежный бархат кожи, мимолетный взгляд, а также тонко чувствовал эмоциональное и психологическое состояние. Благодаря безумной любви к изображению женщины, он смог создать свой собственный уникальный типаж. Это сочетание девушки со смеющимися глазами, крепкой крестьянки и истинной парижской элегантности. В женских портретах О. Ренуара, возможно, и нет, той психологической глубины, которая требуется от портрета, но портретные сходства автором переданы с точностью мастера [1, c. 6].

 

Женщина Ренуара это круглолицая, краснощекая крепкая молодая девушка, сочетающая в себе нежность и благородство. Многие современники художника говорили, что на улице Парижа действительно видят тех самых «ренуаровских женщин». Художник не выдумывал их, он воспевал то, что видел в реальной жизни.

Что же может дать изучение женского образа в импрессионистической живописи П. О. Ренуара сегодня? Первое, это, конечно же, знакомство с таким явлением в живописи, как импрессионизм. Далее, что не менее важно, это знакомство с конкретным представителем этого направления, что способствует более ясному пониманию явления. Часто бывает так, что информация о конкретном художнике дает представление о целом направлении в изобразительном искусстве.

Изучение же женского образа в живописи П. О. Ренуара в рамках средней общеобразовательной школы, может дать много совершенно разной информации. Это и положение женщины в обществе в конце XIX века в Париже, что важно и интересно, поскольку именно в этот период развернулась настоящая борьба женщин за свои права, это и внешний облик парижских дам, и модные тенденции в одежде. Данная информация может помочь детально представить современный импрессионистам облик Парижа. Но, самое главное, через женский образ на холстах художника, мы можем понять его отношение к женщинам.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!