Тема «Физическая культура вашего малыша»
Природой в ребенке заложен огромный потенциал сил, энергии, возможностей для роста и развития. Пропорции детского тела отличаются от взрослого: маленькие дети, как и детеныши животных, вызывают умиление и нежность — этим природа увеличивает шансьтна выживание: о милом и симпатичном существе охотнее заботятся, ухаживают, ласкают.
В раннем детстве физическое и интеллектуальное развитие идет параллельно. (Можно рассказать о физическом воспитании по системе Никитиных).
В дошкольном детстве ребенок осваивает прямохождение, развивает крупную (походка, мышечная нагрузка) и мелкую моторику (мышцы кисти). (Напомнить о связи с речевыми центрами, о занятиях в клубе оригами на базе детского сада.)
Дети очень подвижны. Неутомимы в своем желании бегать, прыгать, скакать, устраивать себе препятствия, и они получают от всего этого мышечное удовольствие. Взрослые успевают позабыть об этой радости, они менее подвижны и менее жизнерадостны и детям не позволяют шалить, резвиться («Веди себя хорошо!», «Не носись как угорелый!» и т.д.), закладывая установку на малоподвижный образ жизни. Хорошо бы направить детскую энергию в полезное русло: познакомить ребенка с тем, что такое зарядка, санки, лыжи, бассейн, тренажеры, мячи и пр.
Распространенная ошибка — стремление обеспечить ребенка всем «самым-самым», порой в комнате малыша его самого не видно из-за игрушек, развивающих комплектов и спортивных снарядов. Но ребенок учится через подражание и совместные со взрослым действия! В играх копирует то, что увидел дома, по телевизору, на улице. Действует «как мама», «как папа». Копирует походку, жесты, привычки, проявление эмоций, интонацию, слова. Точность повторения удивительная! Дети не дают оценок, они наблюдают и повторяют. Они усердно учатся. И если родители делают зарядку по утрам, внимательны к своему здоровью, то и для детей это станет нормой, содержанием каждого дня. Но дети перенимают не только хорошее, но и то, что взрослые назвали бы «дурным». Нередко взрослые ведут себя так, словно воспитание — это запрещение детям того, что позволительно им самим, или требование от детей того, что самому делать лень.
|
|
Подражание в детстве накапливает опыт взаимодействия с миром и самим собой, и это фундамент для следующего возрастного периода — подросткового, потому что и ребенку, и его воспитателям будет на что опереться. Ребенок умеет прилагать усилия, занимать себя, у него сформировались интересы и умение удовлетворять свои потребности, способность заниматься саморазвитием и многое другое. Хорошее физическое развитие и самочувствие — это основа интереса к жизни.
|
|
А если ребенок «упорно не замечает» требований родителей по соблюдению тех или иных семейных правил? Бывает и такое. Правило должно быть правилом для всех членов семьи, а не только для младших.
Ребенок через игру учится осваивать окружающий мир, понимать его, смиряться с требованиями, творчески подходить к решению проблем. Обучение навыкам легче всего осуществляется через игру. В детском саду работают опытные специалисты, обратитесь к ним: как лучше организовать игры дома, как в игровую форму облечь то или иное дело, если у самих не очень успешно получается. Методисты, воспитатели, музыкальные и физкультурные работники, психолог, логопеды — все специалисты к вашим услугам. Приглашаем вас к обмену опытом, к сотрудничеству.
Тема «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества»
Ребенок 2—5 лет чуток к речи, к овладению языком, его смысловой, грамматической структурой (привести примеры).
Некоторые возрастные особенности детей дошкольного возраста. 2—3 года: обучение осуществляется на основе подражания приятному взрослому и на собственном практическом опыте. Ведущий тип игры — предметно-манипулятивный. В этом возрасте важно поддержать стремление малыша исследовать и познавать окружающий мир. Обучение эффективно только на фоне эмоционально комфортного состояния. Интеллектуальное развитие ребенка зависит от окружающей развивающей среды: чем она богаче, тем интенсивнее развитие. 3—4 года: ребенок познает то, что видит перед собой сию минуту (опора на наглядное). В этот период его можно водить на спектакли, детские концерты, танцы, выставки, рассматривать и выполнять поделки. 4—5 лет: яркий интерес к волшебным сказкам. 5—6 лет: возраст развития воображения, являющегося основой творчества.
|
|
Для детей в Третьяковской галерее организован лекторий (тел.: 230-77-88). Постоянные экспозиции в центральном павильоне ВВЦ, Музей Центрального театра кукол (в здании театра, метро ст. Цветной бульвар. Тел.: 299-63-13), Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства на ул. Делегатской, 5 (метро ст. Цветной бульвар. Тел.: 921-01-39), Дарвиновский музей (метро ст. Академическая. Тел.: 135-33-82)), Музей воды (метро ст. Проле тарская. Тел. 276-92-13), Музей человека (тел. 470-03-10), детский музей Дом сказок «Жили-были» (тел. 917-19-43) и др. (Эту информацию можно дополнить и раздать родителям в качестве памятки.) Восприятие произведения начинается с настроения, которое оно вызывает, с отношения к художнику, его понимания мира, людей, природы, ситуации. Взрослый должен иметь обо всем этом запас знаний: передача культурных ценностей требует работы, усилий. На втором месте в восприятии произведения (фильма, картины, музыки, спектакля, поделки и т.д.) смысл и содержание: о чем повествуется в произведении, как добивался мастер того или иного эффекта, что этим хотел сказать. Однажды на выставке картин Врубеля услышала фразу женщины, обращенную к маленькому мальчику. Они остановились около рисунков: «Посмотри, какие музыкальные линии на акварелях!» Ребенку нужно помочь раскрыть символизм искусства, показать потаенные сокровища. Без специального научения это богатство в руки не дается. Но нет нужды препарировать природу и подробно анализировать красоту!
|
|
Маленькие дети рано начинают интересоваться изображениями детей, животных, им понятны отношения «мать—дитя». Натуральные материалы, ритмичные узоры, радостный и гармоничный колорит благотворно влияют на детское развитие.
Задача игрушки — дать в руки ребенка часть познаваемого мира, развеселить, чему-то научить и воздействовать на еще неосознанное эстетическое чувство. Народная игрушка предусматривает разглядывание — так без назидания и поучения осуществляется эстетическое воспитание: краски, формы, способы передачи настроения, красота народных узоров, их ритмичность, чередование элементов, своеобразие колорита каждого вида (хохломская, городецкая, жостовская, палехская, богородская, гжелевская, дымковская росписи; игрушки, свистульки абашевские, тверские, матрешки семеновские, загорские и т.д.), геометрические и обобщенные образы растительного мира. Матрешка — символ целостности, соотношения частей и целого, их диалектичное™. У японцев один из секретов постижения красоты — длительное любование ею (в состоянии внутренней тишины), ведь иногда у нас есть время почитать, сходить на выставку или на концерт, но «нет настроения», то есть нет внутренней освобожден-ности от суеты, нет настроя. Это тоже своеобразная внутренняя работа. Можно почитать детям мифы, легенды, предания о растениях, цветах (см.: Дети Флоры: легенды и мифы о цветах / Сост. В.М. Фе-досеенко. М., 2001; Золотницкий Н. Цветы в легендах и преданиях. М., 1991). Мифы воспроизводят отношение к миру через отношение к деревцу, травке. В славянской мифологии смешаны и переплетены восточные, западные, древнеславянские мифологические мотивы, в результате чего, полагают исследователи, возник феномен «русской души». Сейчас не осталось никаких сомнений в том, что сказки произошли из мифов: и миф, и сказка имеют сходную структуру, предстающую как цепь потерь и приобретений неких космических или социальных ценностей, связанных между собой действиями героя.
Песни, потешки, прибаутки, колыбельные. Музыка — источник духовного насыщения. Взрослые часто забывают, что ребенка окружает еще и звуковая среда (и если бы это была только музыка!). Музыка же выступает средством психорегуляции (это интуитивно чувствуют подростки). Предположительно, Фома Аквинский (философ XIII века) один из первых заметил усиление слова, положенного на музыку. «Реальность песни заключается в истине высказанного чувства», — сказал А.А. Фет. Искусство позволяет человеку выразить свои эмоции в культурной форме (примеры создания произведений, вызванных к жизни страданиями, переживаниями их создателей).
Русский фольклор дает пути обретения самостоятельности, жизненной силы и мудрости. Можно по-разному понимать образ Иванушки-дурачка в русских сказках, например, есть точка зрения, что это «божий человек», у которого душа находится ближе к духу, чем к рассудку, что это образ гармоничного единения мужского и женского начала; образ душевной мудрости. Сказка по своим функциям ближе к социальным реалиям (отображает семейные отношения), тогда как фундамент мифов — противопоставление жизни и смерти, любви и ненависти, власти и подчинения и др. Фольклор как культурная память, нить, связующая поколения.
Терпимость к другим культурам, взаимообогащение культур. Уважение к родной культуре.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!