Е. Еще о применении на практике учения о провидении
Хотя мы уже начали говорить о практическом применении этого учения, нам следует рассмотреть еще три дополнительных момента.
28 Institutes, 1:237(1.18.4).
376 Часть II. Учение о Боге
1. Не бойтесь, но полагайтесь на Бога. Иисус подчеркивает тот факт, что
наш всемогущий Господь заботится о нас, как о Своих детях. Он говорит:
«Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житни
цы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? <...> Итак
не заботьтесь и не говорите: „что нам есть?" или: „что пить?" или: „во что
одеться?"» (Мф. 6:26,31). Если Господь кормит птиц и одевает полевые цве
ты, конечно, Он позаботится и о нас. Иисус говорит также: «Не две ли малые
птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли
Отца вашего... не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10:29-31).
Давид мог спать, находясь посреди своих врагов, так как Он знал: контроль Бога позволяетему «жить в безопасности», и он говорил: «Спокойно ложусь я и сплю» (Пс. 4:9). Многие псалмы призывают нас довериться Богу и не испытывать страха, ибо Господь бережет и защищает Свой народ — например, Псалом 90 («Живущий под кровом Всевышнего...») или Псалом 120 («Возвожу очи мои к горам...»). Наша уверенность в контроле Бога над всем происходящим позволяет нам не бояться никакого зла, даже если мы сталкиваемся с ним — оно может случиться только по воле Божьей и в конечном счете принести нам благо. Поэтому Петр говорит: «О сем радуйтесь, поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Пет. 1:6,7). Нам не следует тревожиться о будущем; мы должны твердо верить во всемогущую Божью заботу.
|
|
2. Будьте благодарны за все то хорошее, что с вами происходит. Если мы
подлинно верим в то, что все обусловлено Богом, то наши сердца воистину
будут полны радости, когда мы скажем: «Благослови, душа моя, Господа, и не
забывай всех благодеяний Его» (Пс. 102:2). Мы поблагодарим Его за наш на
сущный хлеб (ср.: Мф. 6:11; 1 Тим. 4:4,5); воистину, мы будем благодарить
Бога «за все» (1 Фес. 5:18).
3. Не существует никаких «счастливых случайностей» или «удач». Все в
мире происходит по мудрому провидению Божьему. Это означает, что нам следует более «лично» воспринимать мир и все, что в нем происходит. Миром правит не безличный случай или «удача», а личный Бог. Нет ничего такого, что происходило бы «само собой», — нам следует видеть десницу Божью во всех событиях, происходящих за день, которые содействуют ко благу тех, кто любит Бога.
|
|
Эта уверенность в мудром провидении Божьем, конечно, вовсе не то же самое, что предрассудки о безличном или бесовском контроле над всеми обстоятельствами или о капризных божествах, которые озабочены бессмысленными ритуалами, а не послушанием и верой людей. Глубокое понимание уче-
Глава 15. Провидение Божье_____________________ 377
ния о провидении не приведет к вере в предрассудки; оно будет способствовать большей уверенности в Боге и большему послушанию Его воле.
Ж. Другая евангельская точка зрения: арминианская позиция
Существует и альтернативная точка зрения на рассматриваемый вопрос, которую для удобства мы будем называть «арминианской» позицией29. Среди современных евангельских деноминаций методисты и назаряне являются скорее убежденными арминианами, тогда как пресвитериане и реформаты придерживаются реформатской точки зрения (по крайней мере, вденоминацион-ных исповеданиях веры). И тот и другой поход можно найти в среде баптистов, диспенсационалистов, в епископальной церкви (хотя документ «Тридцать девять статей» имеет четко реформатскую ориентацию), в евангелических свободных церквах, у лютеран (хотя Мартин Лютер в этом вопросе придерживался реформатской точки зрения), в Церкви Христа и в большинстве харизматических и пятидесятнических групп (хотя такие пятидесятнические деноминации, как«Асамблеи Божьи», в основном были арминианскими).
|
|
Сторонники арминианской точки зрения считают, что Бог не может быть причиной выбора нашей воли и не может планировать этот выбор, так как это отменяет реальную свободу человека и реальный выбор человека, которые необходимы, чтобы быть подлинной человеческой личностью. Из этого они делают вывод, что вмешательство Бога в историю не должно заключаться в контроле над каждым конкретным событием и что Бог лишь отвечает на выбор человека и на его поступки, осуществляя при этом Свои цели в этом мире.
Те, кто придерживается этой позиции, говорят, что цели Бога в мире носят более общий характер и не могут осуществляться через множество разнообразных событий. Таким образом, план Бога о мире — это «не светокопия всех будущих случайностей», а «динамичная программа мира, исполнение которой частично зависит от человека»30. Коттрелл говорит: «У Бога нет конкретной безусловной цели для каждой отдельной частицы, вещи, личности или события
|
|
29 Термин «арминианство» недавно был избран в качестве заголовка сборника серьезных статей, в которых защищается эта точка зрения: см.: Clark H. Pinnock, ed., The GraceofGod, the WillofMan:A CaseforArminianism (Grand Rapids: Zondervan, 1989). В следующем ниже разделе я много цитирую эту книгу, а также предыдущую работу Пиннока, «Grace Unlimited». В этих двух книгах прекрасно изложена арминианская точка зрения.
Яков Арминий (1560—1609) — голландский богослов, отошедший от кальвинизма своего времени. Хотя сегодня арминиане редко цитируют его, его имя часто связывают с Целым рядом убеждений, которые отличаются от кальвинистской позиции по вопросу свободы воли, провидения Божьего в целом (о чем речь идет в этой главе) и предопределения в частности (см. гл. 31).
30Clark Pinnock, "Responsible Freedom in the Flow of Biblical History", in Grace Un limited, p. 18.
378 Часть II. Учение о Боге
в творении»31. Арминиане считают, что Бог достигает Своих общих целей, реагируя на выбор человека и используя этот выбор, каков бы он ни был32. Пин-нок говорит, что «предопределение не касается каждого отдельного поступка; это общая цель Бога, которая является структурным контекстом, в котором происходит движение истории»33.
Кроме того, сторонники арминианской точки зрения считают, что в воле Божьей не может быть зла. Пиннок говорит: «Грехопадение человека — это красноречивое опровержение теории о том, что Божья воля свершается во всех случаях»34. Он утверждает, что Божья воля свершается не «в отвержении отверженных»35. Говард Маршалл ясно заявляет: «Неправда, что Богжелает всего того, что происходит»36. Эти утверждения показывают, что различия между реформатами и арминианами — это не просто различия в терминологии. Здесь имеют место принципиальные разногласия. В защиту арминианской точки зрения было выдвинуто множество аргументов. Я постарался кратко суммировать их в следующих четырех разделах.
/. Стихи, приводимые в качестве примеров контроля Бога над происходя щим, являются исключениями и не разъясняют, как Бог обычно действует в поступках людей. Делая обзор ветхозаветных текстов, в которых говорится о вмешательстве Бога в дела мира, Дейвид Дж. А. Клайнз говорит, что Божьи предсказания и утверждения о Его целях относятся к малочисленным конкретным событиям:
Почти все конкретные указания на планы Бога имеют в виду конкретное событие или ограниченную последовательность событий, напри-
31 Jack Cottrell, "The Nature of the Divine Sovereignty", in The Grace of God, the Will of
Man, p. 107. На мой взгляд, статья Коттрелла — самая ясная и убедительная изо всех
прекрасных арминианских эссе этого сборника. Сборник в целом составлен очень от
ветственно и, вероятно, является самым полным последним представлением арминиан
ской мысли. Коттрелл не отрицает божественного всеведения будущих событий, как это
делают в том же сборнике Кларк Пиннок и Ричард Райе, и это приближает его к интуи
тивному арминианству. Эту точку зрения поддерживают многие рядовые евангельские
христиане.
32 Говард Маршалл неоднократно говорит об этом в статье: Marshall, "Predestination
in the New Testament", Grace Unlimited, pp. 127—143. Маршалл приводит пример джазово
го оркестра, в котором отдельные музыканты могут свободно импровизировать, но при
этом сохраняются общая цель и единство (р. 133). Таким образом, «Библия дает нам пред
ставление о Боге, Который многое решает в истории, во взаимодействии с волей людей,
вместе с представлением о Боге, Который планирует события в прошлой вечности, и оба
эти представления в равной степени адекватны» (р. 141).
33 Pinnock, "Responsible Freedom", p. 102.
34 Ibid., p. 102.
35 Ibid., p. 106.
36 Marshall, "Predestination in the New Testament", p. 139.
Глава 15. Провидение Божье________________________ 379
мер: «намерения Его, какие Он имеет о земле Халдейской» (Иер. 50:45). Кроме того, речь идет не о каком-то одном божественном плане; в различных текстах говорится о различных намерениях, а многие упоминания говорят даже о «планах» во множественном числе... [Эти тексты] являются подтверждением того, что Бог осуществляет Свои планы в рамках истории37.
Джек Коттрелл согласен, что в некоторых случаях Бог необычным образом вмешивается в дела мира, используя «тонкое управление [природными] законами и умственными состояниями». Однако он называет эти необычные случаи «особым провидением» и говорит: «Естественно, что в Ветхом Завете так много примеров особого провидения. Но у нас нет никаких оснований считать, что Бог действует точно также в Австралии и в Южной Америке одновременно»38.
2. Кальвинисты возлагают на Бога вину за грех. Сторонники арминиан-
ской позиции спрашивают: «Как Бог может быть свят, если Он предопреде
ляет наш грех?» Они утверждают, что Бог не может быть «причиной греха» и
приводят такие стихи из Библии: «Бог не искушается злом и Сам не искушает
никого» (Иак. 1:13); «Богесть свет, и нетв Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5);
«праведен Господь... нет неправды в Нем» (Пс. 91:16).
По их мнению, взгляд на провидение, представленный в этой книге, превращает нас в марионеток или роботов, которые не могут сделать ничего, кроме того, что определил Бог. Такая позиция, по их мнению, приводит к тому, что вину возлагают на Бога. Например, Маршалл говорит: «Я несу ответственность за то, что совершают подчиненные мне люди»39. Пиннок утверждает: «Говорить хоть в каком-то смысле о том, что человек отпал от Бога по воле Самого Бога или что падение было обусловлено Им, — это просто богохульство»40.
3. Выбор, обусловленный Богом, не может быть реальным выбором. То
гда как кальвинисты говорят о том, что Бог обусловливает наши доброволь
ные решения, арминиане отвечают, что выбор, который в конечном счете обус
ловлен Богом, не может быть реальным выбором. Если Бог действительно
37 David J. A. Clines, "Predestination in the Old Testament", p. 122; см. также: pp. 116,
117. Также Джеймз Д. Стросс говорит, что пример Исава и Иакова, о котором упоминает
Павел в Рим. 9:9-13, относится к общим планам Бога о потомках Исава и Иакова и его
не следует воспринимать как пример действия Бога в жизни или сердцах людей в целом
(James D. Strauss, "God's Promise and Universal History", Grace Unlimited, p. 196).
38 Jack Cottrell, "The Nature of the Divine Sovereignty", pp. 112, 113.
39 Marshall, "Predestination", p. 136.
40 Pinnock, "Responsible Freedom", p. 102.
380 ________________________ Часть П. Учение о Боге
определяет совершаемый нами выбор, то мы не являемся реальными личностями. Коттрелл говорит, что кальвинистский взгляд на Бога как на первопричину и на человека как на причину вторичную на самом деле подразумевает лишь одну причину — Бога. Он рассуждает так: если человек использует рычаг для того, чтобы поднять камень, «то рычаг на самом деле — это не вторичная причина, а лишь инструмент реальной причины действия... По моему мнению, подобное рассуждение о причинности не имеет никакого смысла. В такой системе человек совершает только то, что уже было определено»41. Пиннок пишет:
Такое личное общение, которое показано нам в Евангелии, существует только там, где речь идет о свободном выборе. Если мы стремимся понимать благодать Бога как личное обращение к Его творениям, мы должны мыслить о ней как о чем-то динамичном, не связанном с манипуляцией, не принудительном, как это показывает нам Библия42.
Он говорит также:
Если бы мир был полностью детерминированной структурой, в которой решения человека не имели бы никакого значения, базовое интуитивное ощущение человека, которое говорит ему, что он действует и что он свободен, не имело бы никакого смысла — незачем было бы строить планы и не стоило бы пытаться изменить окружающий мир... Человеческая свобода — необходимое условие моральной и интеллектуальной ответственности43.
Тогда каким же образом, с арминианской точки зрения, произошло грехопадение? Пиннок отвечает: «Оно произошло потому, что Бог отказался делать из человека механизм или навязывать ему свою волю»44. А Маршалл говорит, что «на уровне свободно действующих личностей» невозможно «предопределение хода событий, в которых участвую я сам и другое действующее лицо»45. Он замечает, что аналогия об отношении Бога к миру, как автора — к пьесе, неверна, так как если мы спросим, обладают ли персонажи пьесы свободой, «этот вопрос будет просто оторван от реальности»46.
Следует отметить, что богословы-арминиане при этом признают, что Бог оказывает на людей определенное влияние. Маршалл говорит: «Молитва так-
41 Jack Cottrell, "The Nature of the Divine Sovereignty", pp. 104, 105.
42 Pinnock, Grace Unlimited, p. 15.
43 Pinnock, "Responsible Freedom", p. 95.
44 Ibid., p. 108.
45 Marshall, "Predestination", p. 132. Он говорит также: «Если мы пытаемся предста
вить себе личность, предопределяющую развитие взаимоотношений между ней и другой
личностью... такое представление логически противоречит само себе» (р. 135).
46 Ibid., р. 133.
Глава 15. Провидение Божье________________________ 381
же оказывает влияние на людей... Молитва может оказывать влияние на волю людей, иначе мы не стали бы молиться за них. Таким образом, верить в мо литву — значит верить в определенное ограничение свободы человека и в опре деленного рода неосознаваемое влияние на волю людей»47 .
Для того чтобы неопровержимо доказать сущностный, неотъемлемый характер человеческой свободы, сторонники арминианской точки зрения привлекают внимание к свободной проповеди Евангелия в Новом Завете. Они говорят, что призыв к покаянию и обретению Христа ради спасения, если он изложен bonafide, должен подразумевать способность ответить на него. Таким образом, все люди без исключения обладают способностью ответить на евангельскую весть, а не только те, кому Бог особо даровал такую способность.
Подтверждение этой мысли арминиане видят в I Кор. 10:13, где ясно утверждена наша способность не совершать греха. Павел говорит коринфянам: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». Однако, говорят арминиане, это утверждение было бы ложным, если бы Бог иногда предопределял грех, так как в этом случае мы не были бы способны избежать искушения и не согрешить.
4. Арминианская точка зрения призывает к ответственной христианской жизни, тогда как кальвинисты одобряют опасный фатализм. Христиане, придерживающиеся арминианской точки зрения, утверждают, что кальвинизм, по своей сути, разрушает мотивацию к ответственному христианскому поведению. Рэндалл Бейсингер говорит, что кальвинизм «определяет то, что должно произойти, и устраняет представление о том, что все могло бы быть иначе»48. Бейсингер продолжает:
Христиане, которые мыслят и действуют на основании представления о единодержавии Бога, повинны в необоснованном, немыслимом и опасном фатализме... Арминиане, напротив, верят, что все, происходящее в мире, в определенной степени зависит от человеческой воли; они отрицают чрезмерный контроль Бога над миром. Это означает, что в мире могут происходить такие события, которых Бог не желает; события не только могут быть иными, они часто должны быть иными. Из всего этого следует вывод о том, что мы должны трудиться вместе с Богом для того, чтобы сделать мир лучше49.
47 Marshall, "Predestination". Он говориттакже: «Если мы пытаемся представить себе личность, предопределяющую развитие взаимоотношений между ней и другой личностью... такое представление логически противоречит само себе», pp. 139, 140.
Randall G. Basinger, "Exhaustive Divine Sovereignty: A Practical Critique", in The Grace of God, the Will of Man: A Case for Arminianism, ed. Clark H. Pinnock, p. 94.
49 Ibid., p. 196.
382 Часть П. Учение о Боге
Однако далее Бейсингер говорит, что кальвинисты на практике избегают подобного фатализма и «живут и говорят подобно арминианам»50. Итак, с одной стороны, Бейсингер предостерегает от практических крайностей, к которым, по его мнению, кальвинизм логически приводит христиан. С другой стороны, он говорит, что если кальвинисты живут так, как они, по их мнению, должны жить, — в ответственном повиновении Богу, то они либо противоречат своим взглядам на единодержавие Бога, либо не позволяют своим воззрениям на единодержавный божественный контроль оказывать влияние на их повседневную жизнь.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!