Опыт соединения модернизации и традиционной ценностно-нормативной системы в японской правовой культуре.



Китайская культура оказала огромное влияние на Японию. Так, О.А. Омельченко пишет, что «формирование письменного права в Японии началось не путем записи обычного права (как это было у большинства восточных и средневековых народов), а путем создания особого законодательства о системе и деятельности органов государственного управления – своего рода государственно-административных кодексов. Закономерно, что при создании такой своеобразной сферы права широко использовался опыт более древней административной традиции Китая».

Право в Японии также развивалось традиционно. 8 век (702 год) – сборник права «Тайхо-рицурё» (запреты и правила поведения). Этот акт был синкретичным, носил религиозный характер и преследовал цель просвещения народа. При этом в литературе отмечается, что если последующие редакции названного свода включали довольно сильные заимствования из китайского права, то первоначальный его вариант содержал правила японского происхождения и отражал основные черты древнего японского права.

 В Средние века (к 15-му веку) наблюдается ослабление центральной власти, и в социальной жизни стало преобладать среднее и мелкое дворянство – самураи, которые составили свой кодекс – «Бюниё-Хо» (памятник корпоративного права), который затем пробрел общегосударственное значение. Контакты с европейцами. Португальцы и голландцы. Немалая часть японцев приняла христианство, хотя для Японии было характерна собственная религия – синтоизм. Произошедшее в 17-м веке восстание христиан, было подавлено, Япония закрывается на практически 300 лет от внешнего мира. Под влиянием Китая в Японии развился культ ритуала – «Гири».

 В 1860-70-х годах в Японии происходит революция Мэйдзи (реставрация, если говорить точнее), серия буржуазных реформ. В ходе этой революции было осуществлено возвращение к власти императора (свержение сегуната как формы правления). Возобновляются контакты с Западом, принимается Конституция 1889, кодексы по западному образцу, предпринимаются попытки изменить образ жизни, производятся индустриализация, вестернизация. Однако все эти изменения носили внешний характер, «начинка была собственная». Например, индустриализация осуществлялась через корпорации (цзай-пацу), которые основывались на началах конфуцианской и самурайской этики. Предпринимательство – не прибыль, а обретение доверия своей корпорации. Действовали особые Правила чести и престижа, дисциплина требовалась от всех.

В.Н. Ерёмин выделяет следующие особенности эволюции японского государства и общества, оказавшие в конечном счёте влияние на правовую культуру этой страны:

1) до конца XIX века страна практически не вела войн с внешними противниками;

2) характерной чертой японской истории является фактическое отсутствие революционных скачков в развитии общества, развитие социальных отношений шло эволюционным путём;

3) японское феодальное общество не знало гипертрофированной роли церкви, абсолютной монополии какой-либо религии, сколько-нибудь стойкого религиозного фанатизма;

 4) государственное руководство Японии неустанно принимало меры, направленные на заимствование достижений общественного развития других стран и на внедрение их в местную практику, при этом важно подчеркнуть, что заимствование осуществлялось не механически, а на основе строгого отбора.

«Благодаря названным обстоятельствам Японии посчастливилось избежать таких нередких в истории других государств издержек, как разбазаривание людских и материальных ресурсов, психологическая неустойчивость общественного сознания, разрушение культурного наследия и т.п.». Приведенные соображения В.Н. Еремина позволяют утверждать, что применительно к Японии, так же как и к Китаю, речь идёт о правовой культуре, сохранившей свои традиционные основы, где разного рода заимствования производились исключительно с целью сохранения и улучшения уже существующих достижений. Это определило в том числе и значительные темпы развития этих государств, этих культур в XX веке и в начале XXI века. В рамках рассмотрения традиционной правовой культуры необходимо также затронуть ещё один её тип – правовую культуру, основанную на религии ислама, которой будет посвящён следующий параграф. Мы же здесь уделим определенное внимание индусской правовой культуре, как культуре, основанной на метафизических (философско-религиозных началах).

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!