Проблема соотношения нормативного и индивидуального в праве и исторические способы ее разрешения – казуистический, прецедентный, нормативный, доктринальный.



На стадии правотворчества его результаты являются исключительно нормативными, т.к. выражаются в установлении, изменении или прекращении действия норм права, имеющих общеобязательный характер и официально рассчитанных на неоднократность их реализации, неопределенный круг лиц (субъектов-адресатов). Соответственно правовое регулирование на этой его стадии называется нормативным правовым регулированием.

На стадиях же правореализации и правозащиты правовое регулирование является главным образом индивидуализирующим. Установленные на стадии правотворчества общие нормы права уточняются, конкретизируются применительно к специфике регулируемого ими отдельного отношения. Такое правовое регулирование в теории права получило название индивидуального правового регулирования. Оно является продолжением и реальным воплощением в действительности нормативного правового регулирования на основе логической связи с ним в форме движения «от общего к частному» и «от частного к общему».

Из сказанного следует, что правовое регулирование подразделяется на нормативное правовое регулирование и индивидуальное правовое регулирование, имеющие различное функциональное значение в осуществлении правового регулирования в целом. Их можно считать и определенными формами правового регулирования в целом.

Способы разрешения проблемы соотношения индивидуального правового регулирования и нормативного:

1.Юридический прецедент - это правило, сформулированное в решении суда или иного государственного органа по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное значение.

2.Казуистика. Рассмотрев методы религиозной казуистики, можно указать ряд герменевтических процедур, которыми пользовались средневековые теологи. Например, аналогия, широко применяемая в гуманитарных науках, лишь со степенью вероятности помогает в рассмотрении казусов, тем более что фундаментом для истолкования выбирается религиозный канон, во многих версиях случайный и ситуативный

3.Доктрина (лат. doctrina обучение, образованность») — философская, политическая либо правовая теория, религиозная концепция, учение, система воззрений, руководящий теоретический или политический принцип.

Особое значение доктрины для развития мусульманского права объясняется не только наличием множества пробелов, но и противоречивостью Корана и сунны[. Большинство содержащихся в них норм имеет божественное происхождение, а значит считаются — вечными и неизменными. Поэтому они не могут быть просто отброшены и заменены нормативно-правовыми актами государства. В этих условиях мусульманские правоведы опираясь на основополагающие источники трактуют их и формируют решение, подлежащее применению в сложившейся ситуации.

 

Особенности традиционных представлений о праве.

(синкретизм, комплексность, формализм, символизм, казуистичность)

В юридической литературе по истории государства и права сложилось представление о следующих основных чертах традиционного права и правовой культуры традиционных обществ:

1) Традиционное право и стиль юридического мышления носили синкретический (слитный) характер, т.е. право и представления о праве не были дифференцированы от иных социальных регуляторов и форм общественного сознания. Право не было отделено от религии и морали, нарушение правовых норм считалось религиозным грехом. Само происхождение права трактуется теологически.

 2) Традиционное право носило ярко выраженный охранительно-репрессивный характер. Большинство норм традиционного права были направлены на разрешение социальных конфликтов и привлечение к ответственности за правонарушения. Право было направлено не столько на обеспечение социального мира, сколько для предотвращения социальных конфликтов как проявления явного зла.

3) Традиционное право воздействовало на общественную жизнь ретроспективно, т.е.  реагировало на уже состоявшийся конфликт. В современном праве значительно расширена сфера перспективного воздействия права, т.е. государство, принимая законы, как бы забегает вперед, непосредственно регулирует общественные отношения с целью преодоления социального конфликта в будущем. Например, в традиционном обществе судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер, т.е. активные стороны в процессе – это истец (потерпевший) и ответчик (преступник), а суд занимал пассивную позицию, он заслушивает стороны и принимает решение.

Право было также комплексным, т.е. не было известно деление права на отрасли и институты. Правовой материал в законодательных текстах закреплялся по методу ассоциаций, или нормы права располагались в зависимости от тяжести предполагаемых наказаний.

Нормы права, как правило, излагались в казуистичном стиле. Не было стремления использовать общие, абстрактные понятия. Казуистичность* объясняется не только неспособностью людей того времени к абстрактному мышлению, но и тем, что право не претендовало на регулирование всех общественных отношений, а лишь реагировало на конкретные ситуации.

*Казуистичность— выражение, применяемое к законодательным сборникам (кодексам, уложениям и т. д.), когда в них преобладают частные вопросы над общими принципами, и разработка деталей господствует над обобщающей работой законодателя.

Право также было формалистичным и символичным, формализм предполагает совершение сложных юридических обрядов. В обрядах традиционного права проявилась его универсальная черта в целом: право формально по своей сути, изменяются лишь сами обряды.

Таким образом, в период существования традиционных обществ право характеризовалось перечисленными выше особенностями, подчеркивающими его специфику по отношению в том числе и к праву современному.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 2023; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!