Проблема универсальности позитивного права (как доминирующего социального регулятора) и развитой юридической науки. Принцип цивилизационного плюрализма в праве.



Https://studopedia.net/3_5696_osobennosti-traditsionnih-predstavleniy-o-prave.html

Особенности представлений о праве в китайской, индусской, мусульманской правовых системах.

Китай

Известный компаративист Рене Давид утверждает, кто китайское право носило космогонический характер, т.е. представления о законе непосредственно определялись представлением о строении вселенной. Центральная категория – «Дао» - мировой закон, который определяет гармонию не только вселенной, но и общества, и внутреннего мира каждого человека. Социальный мир – органичная часть окружающего мира. Социальная жизнь соответствует Дао, если в ней преобладают принципы «Жень» и «Де» - человеколюбия и добродетели.

Триада регуляторов человеческого поведения «закон-справедливость-милость» имеет свое отражение и в китайской правовой культуре: 1) «Чинг» - чувства. 2) «Ли» - рассудок. Предполагает соблюдение по своему внутреннему убеждению определенных внешних правил поведения; 3) «Фа» - закон, самый примитивный, нежелательный регулятор поведения.

В целом, в дальневосточной правовой культуре закон рассматривается и выступает как крайнее средство воздействия. С помощью закона невозможно достичь социального мира. Закон необходим лишь в отношении явно порочных и невоспитанных людей. Лао-Цзы, основателю даосизма, принадлежат фразы: «Чем больше законов, тем больше воров и разбойников».

Китайская правовая культура в целом носила рациональный характер и предполагала значительную формализацию общественных отношений. Установка на некоторую рационализацию и формализацию общественной жизни не приобрела юридической формы, а проявилась в культе «Ли» - ритуал. Склонность китайской культуры к ритуалу проявилась в выделении пяти видов отношений между людьми: отец-сын, правитель-подданный, муж-жена, брат-брат, друг-друг, исходя из которых и сформировались пять образцов поведения, пять ритуалов.

Индусская

Прослеживается значительное количество общих черт между индусской и китайской правовыми культурами. В качестве таковых можно выделить также приверженность к ритуалу, акцент на сложившийся социальный порядок, в котором место человека определяется тем социальным положением, которое для него определено в этом порядке, социальный порядок основан не на позитивном праве, исходящем от государства, а на стройной системе обычаев, религиозных (метафизических) правил, этических нормах.

Если, к примеру, мы обратимся к хрестоматийному памятнику древнеиндийского права – Законам Ману (Наставления Ману о дхарме), то увидим, что правовые предписания занимают там весьма незначительную часть общего текста и при этом интегрированы в общую материю трактата. Что-то подобное мы можем наблюдать и в законоположительных книгах Библии (в Ветхом Завете), что также подтверждает тезис о цельности традиционного миропонимания и включённости традиционного права в общий массив культуры традиционных обществ.

Мусульманская


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1555; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!