Основные задачи немедицинской психотерапии



Согласно современным взглядам (А. А. Александров, 1997; Ж. Годфруа, 1992; Б. Д. Карвасарский, 1999; К. Руде-стам, 1997 и др.), в немедицинской психотерапии можно выделить следующие общие задачи, объединяющие раз­личные по направленности и содержанию психотерапев­тические методы:

•              исследование психологических проблем клиента и оказание помощи в их решении;

•             улучшение субъективного самочувствия и укрепле­ние психического здоровья;

•              изучение психологических закономерностей, меха­низмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффек­тивного и гармоничного общения с людьми;

•             развитие самосознания и самоисследование клиентов для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

•              содействие процессу личностного развития, реализа­ции творческого потенциала, достижению оптималь­ного уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Краткая характеристика основных психотерапевтических направлений

Психодинамический подход подчеркивает важность для понимания генеза и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются резуль­татом динамической и часто бессознательной борьбы про­тиворечивых мотивов внутри личности.

Разновидности психодинамического подхода, наряду с классическим психоанализом 3. Фрейда:

•               индивидуальная психология А. Адлера;

•               аналитическая психология К. Г. Юнга;

170

 

•               эго-психология {А. Фрейд, Г. Хартман, Д. Клейн, рас­сматривавшие эго как творческую адаптивную силу);

•              неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен, шед­шие по пути Адлера в рассмотрении роли социальной среды в формировании личности);

•             теоретики объектных отношений (М. Клейн, О. Керн-берг, Г. Кохут).

Эти последние подчеркивают важность для личност­ного развития очень ранних отношений между детьми и их объектами любви, обычно матерью и так называемыми «первичными фигурами», обеспечивающими ребенку уход. Особенно критическим в жизни человека является то, как первичные фигуры обеспечивают удовлетворение физических и психологических потребностей ребенка {Александров А. А, 1997).

В качестве группового метода в психоаналитическом направлении выступает групп-анализ, основателем кото­рого является видный британский психоаналитик Зиг­мунд Фоулкс.

Были выдвинуты три основные модели психоаналити­чески ориентированной групповой психотерапии, основ­ные принципы которых очень кратко можно выразить так:

•              психоанализ в группе;

•               психоанализ группы;

•              психоанализ через группу или посредством группы.

Первую модель разрабатывали американские психоло­ги Вульф и Шварц, пытавшиеся воспроизвести индивиду­альную аналитическую обстановку на группе.

Психотерапевтический процесс протекал следующим образом: ана­лиз поочередно проходили члены группы в присутствии остальных, и ве­дущий с каждым взаимодействовал индивидуально, не обращаясь к группе в целом. По мнению приверженцев этого подхода, участники группы — наблюдатели происходящего индивидуального психоанали­за — не являются пассивными зрителями, а сами включаются в процесс, внутренне сопереживая и эмпатируя пациенту, с которым работает групп-аналитик.

В настоящее время от этой модели подавляющее число

специалистов отказалось.

М. Клайн и В. Байон использовали иную модель, основная идея которой заключалась в том, что ведущий пытался

проводить психоанализ всей группы сразу.

Сейчас некоторые психоаналитики в США пытаются вернуть к жизни эту модель и привнести идеи Байона в групп-анализ.

Основная концепция 3. Фоулкса сводится к взаимодей­ствию ведущего и группы как некой целостности. В этом случае происходит объединение трех указанных выше мо­делей — психотерапия в группе, группы и через группу.

Еще одной разновидностью психодинамического под­хода является отечественная личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, основанная на психо­логии отношений В. Н. Мясищева. Ее главная цель — ре­конструкция системы отношений, нарушенной в процес­се развития личности под воздействием социальных фак­торов, прежде всего искаженных межличностных отноше­ний в родительской семье.

Экзистенциально-гуманистический подход опирается на философские идеи экзистенциализма и феноменологии.

Гуманистическая психотерапия основывается на сле­дующих положениях:

•           лечение есть встреча равных людей (иногда вместо по­нятия «встреча» используется калька с английского — термин «энкаунтер»);

•            улучшение у клиентов наступает само, если терапевт создает правильные условия — помогает осознанности, самопринятию и выражению клиентом своих чувств;

•               наилучший способ — создание отношений безусловной поддержки и принятия;

•              клиенты полностью ответственны за выбор своего об­раза мыслей и поведения.

При анализе работ представителей экзистенциально-гу­манистического направления (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франка и др.), возникшего в-начале пятиде­сятых годов прошлого столетия, следует подчеркнуть, что во многом благодаря именно им понятие «Я» как чрезвы­чайно важного в личностном развитии феномена (англий­ский термин «self» — «самость») после длительного пере­рыва вновь оказалось в центре внимания психологов и психотерапевтов. Первым указал на огромное значение «самости» Г. Олпорт, им же впервые было введено понятие «образ самого себя». К безусловным заслугам Олпорта можно с полным правом отнести и его разработку пробле­мы воздействия будущего на развитие личности и ее само­сознание. Он отмечает, что высшие мотивы, порождаю­щие обращение в будущее системы целей, к свободной ре­ализации своих потенций, составляют ядро личности, или

172

«Я». Представители этого направления, объявившие себя «третьей силой» в психологической науке, строили свои концепции в острой полемике с бихевиоризмом и фрей­дизмом, делая особый акцент на роль самосознания в стремлении личности к самосовершенствованию, подчер­кивали ее уникальность. А. Маслоу утверждал, что наи­высшей человеческой потребностью является стремление к самоактуализации.

Основополагающими идеями этого направления стали представления о человеке как о существе, изначально ак­тивном, стремящемся к расширению пространств своего бытия, имеющем почти безграничные возможности пози­тивного личностного роста. Экзистенциальная сущность человека раскрывается прежде всего в пограничной ситуа­ции между жизнью и смертью. Поэтому центральными ка­тегориями человеческого бытия выступают смерть, свобо­да, изоляция, бессмысленность.

Одной из главных причин заболевания или серьезных психологических проблем является «блокирование» про­явления человеком его подлинности, экзистенции, безу­спешный поиск смысла своей жизни. Важнейшими целя­ми психологической помощи человеку выступает созда­ние условий для восстановления аутентичности личности, осуществление ею своих истинных возможностей, осво­бождение творческого потенциала, раскрытия соответст­вия ее экзистенции своей истинной природе.

В психотерапии к экзистенциально-гуманистическому направлению относят: клиент-центрированную психотера­пию, гешталытерапию, логотерапию, психодраму, первич­ную терапию Янова, трансцендентальную медитацию, эк­зистенциальную психотерапию, дзэн-психотерапию и др.

Пожалуй, наибольшее влияние из всей зарубежной психологии на современное состояние отечественной психологической науки оказали идеи клиент-центрирован-ной психотерапии К. Роджерса, который развил феномена-листический подход в понимании Я-концепции, опираясь на следующие положения:

1.                     Поведение человека зависит от его субъективного индивидуального восприятия;

2.                         Всякое восприятие преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является Я-концепция;

3.         Я-концепция — это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к цен­ностям, имеющим культурное происхождение;

4.                  Я-концепция обусловливает довольно устойчивые схемы поведения.

Нужно отметить важную мысль Роджерса о том, что очень часто причиной внутренних психологических кон­фликтов является расхождение между представлением че­ловека о себе реальном и тем? кем он хочет стать. Только настоящие, глубокие человеческие отношения могут, по мнению Роджерса, уничтожить этот разрыв между «реаль­ным» и «идеальным Я». Фундамент лечения по Роджер­су — знаменитая триада: безусловное позитивное отноше­ние, эмпатия, конгруэнтность.

Согласно логотерапии В. Франкла, разнообразные формы неврозов возникают как реакции на утрату человеком смысла существования. В отличие от А. Маслоу, Франкл считал само­актуализацию личности не самоцелью, а средством осуществ­ления смысла. Не стремление к самоактуализации по Маслоу, не принцип удовольствия по Фрейду, не воля к власти по Ад­леру, а воля к смыслу — вот что определяет человеческую жизнь. Отсюда задачей психотерапевта является помощь лю­дям в обретении смысла в самых сложных ситуациях.

По многих позициям совпадает с подходом Франкла концепция экзистенциальной психотерапии И. Ялома (1999). Человек страшится неминуемой смерти, стремление к свободе оборачивается отсутствием опоры, оди­ночество становится неизбежным спутником челове­ка, несмотря на постоянные контакты, непредопределен­ность жизни порождает проблему ее осмысления.

Задача психотерапевта состоит в том, чтобы помочь че­ловеку осознать и преодолеть эти экзистенциальные кон­фликты.

Поведенческий подход

Поведенческие терапевты рассматривали неврозы че­ловека и аномалии личности как выражение выработан­ного в онтогенезе неадаптивного поведения. Психотера­пия связана с необходимостью формирования у обратив­шегося за помощью человека оптимальных поведенческих навыков, что реализуется с помощью следующих методов:

174

               позитивного и негативного подкрепления (направлены на разрыв нежелательной установившейся связи меж­ду условным раздражителем и реакцией и /или замену ее новой);

•               наказания (сочетание неприятного воздействия с си­туацией, обычно приятной);

•                систематической десенсибилизации (сочетание состо­яния релаксации с предъявлением ситуации, вызываю­щей тревогу);

•              викарного научения (термин «викарный» означает «за­мещающий»: обучение осуществляется не через органи­зацию собственного опыта клиента, а через предъявле­ние моделей оптимального поведения).

В настоящее время во многих странах (включая Рос­сию) стал популярен психотерапевтический подход, полу­чивший название нейролингвистического программирова­ния, который имеет корни в поведенческом направлении.

Под нейролингвистическим программированием (НЛП) его авторы — Р. Бэндлер и Д. Гриндер — понимают процесс моделирования внутреннего человеческого опыта и межлич­ностной коммуникации путем выделения структуры процесса ( R Bandler , D . Grinder , 1981). НЛП является синтезом успешных стратегий обучения и использует методы, при­меняемые лучшими психотерапевтами всех направлений.

Одним из главных отличий НЛП от других психологиче­ских направлений является отсутствие всякого интереса к со­держанию процессов коммуникации, а вместо этого — изуче­ние структуры процесса: всех последовательных шагов про­граммы взаимодействия или внутреннего действия у наибо­лее эффективно коммуницирующих людей. Описание этой структуры необходимо делать, опираясь только на категории сенсорного опыта, в котором нейролингвистические про­граммисты выделяют три основные модальности — визуаль­ную, аудиальную и кинестетическую. «Очистка» и обострение собственных сенсорных каналов специалистом-психотера­певтом, работающим в области НЛП, является важнейшим условием адекватного понимания невербальных ответов на его вопросы со стороны клиентов. На том же условии основы­вается возможность эффективного использования методов НЛП во всех других сферах человеческой жизнедеятельности.

Изучение структуры субъективного опыта необходимо нейролингвистическим программистам для того, чтобы помочь человеку изменить свое поведение.

Как считают Бэндлер и Гриндер, практически все пси­хологические проблемы возникают у людей из-за субъек­тивной невозможности вырваться из цепей привычных стереотипов поведения. У человека в любой ситуации дол­жно иметься не менее трех возможностей выбора, иначе он становится рабом одной-единственной программы.

Благодаря перепрограммированию поведения с помощью специальных психотехник у человека формируется широкий спектр возможностей, из которых он делает наилучший вы­бор. Здесь необходимо отметить одну специфическую осо­бенность НЛП: в этом направлении психотерапии безуслов­ное предпочтение отдается подсознательному выбору вариан­тов поведения. Если психологи и психотерапевты других школ видят свою задачу в том, чтобы оказать помощь людям в осознании проблем, причин их возникновения и сознатель­ном поиске путей их решения, то нейролингвистические про­граммисты считают главным присоединиться к подсознанию клиента, минуя его сознание, коммуницировать именно с подсознанием, причем, как уже было сказано выше, попыта­ться изменить стратегию подсознания, не вникая в содержа­ние проблем данного конкретного человека.

Сравнение основных психотерапевтических направле­ний по некоторым важным показателям можно провести с помощью таблицы.

Таблица 3. Основные направления психотерапии

Направ­ление Объект воздейст­вия Причины невроза или других психологических проблем Основной метод Основная задача психотерапии
Психоа­налити­ческое Конфликт между «Сверх-Я» и «Оно» Деструктивное действие механиз­мов психологиче­ской защиты Интерпре­тация Осознание пациентом внутреннего конфликта
Экзи-стенци-ально-гумани-стиче-ское Становле­ние лично­сти Блокирование внутриличност-ных ресурсов Помощь в самоосоз-навании и личност­ном росте Интеграция адекватного целостного «Я» и расширение пространств бытия
Пове­денче­ское Поведение Неправильное на­учение, привед­шее к неадаптив­ному поведению Формиро­вание на­выков Обучение но­вым адаптив­ным способам поведения

176


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 396; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!