Фазиль Абдулович Искандер (родился в 1929г.)



Я русский писатель, но певец Абхазии .

Ф.Искандер

Это интересно знать:

   Родился в семье бывшего владельца кирпичного завода иранского происхождения. В 1938 году отец писателя был депортирован из СССР. Воспитывался родственниками матери в селе Чегем. Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью. Поступил в Библиотечный институт в Москве. После трех лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1954 году.

    Работал журналистом в Курске и Брянске. В 1955 году стал редактором в абхазском отделении Госиздата. Первая книга стихов «Горные тропы» вышла в Сухуме в 1957, в конце 1950-х годов начал печататься в журнале «Юность». Известность к писателю пришла в 1966 г. после публикации повести «Созвездие Козлотура».

    Автор романов «Сандро из Чегема», «Человек и его окрестности»; повестей: «Стоянка человека», «Кролики и удавы», «Созвездие Козлотура», «Софичка» и других произведений.

  Сюжет многих из его произведений разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства.

  В 1979 году участвовал в создании альманаха «Метрополь». Был членом жюри на финальной игре Высшей лиги КВН 1987 года. В 2006 году участвовал в создании книги «Автограф века».

Читательское признание Искандер получил благодаря ряду сатирических повестей и рассказов, и прежде всего - большому циклу произведений под общим названием «Сандро из Чегема», который писатель продолжает и по сей день.

  В настоящее время живет в Москве.

Для любознательных.

НАЧАЛО (отрывок из автобиографического рассказа Фазиля Искандера).

       Одно из забавных свойств человеческой природы заключается в том, что каждый человек стремится проигрывать собственный образ, навязанный ему окружающими людьми. Иной пищит, а проигрывает…

     Однажды, когда я учился в школе, мы всем классом работали на одном приморском пустыре, стараясь превратить его в место для культурного отдыха. Как это ни странно, в самом деле превратили…

     Но дело не в этом. Дело в том, что в тот давний день, когда мы возделывали пустырь, один из ребят обратил внимание остальных на то, как я держу носилки, на которых мы перетаскивали землю. Военрук, присматривавший за нами, тоже обратил внимание на то, как я держу носилки. Все обратили внимание на то, как я держу носилки. Надо было найти повод для веселья. И повод был найден. Оказалось, что я держу носилки как отъявленный Лентяй…

     Теперь все работало на образ. Если я на контрольной по математике сидел, никому не мешая, спокойно дожидаясь, покамест мой товарищ решит задачу, то все приписывали это моей лени, а не тупости. Естественно, я не пытался в этом кого-нибудь разуверить. Когда же я по русскому письменному писал прямо из головы, не пользуясь учебниками и шпаргалками, это тем более служило доказательством моей неисправимой лени…

     Развитие образа привело к тому, что я вынужден был перестать делать домашние уроки. При этом, чтобы сохранить остроту положения, я должен был достаточно хорошо учиться.

    По этой причине я каждый день, как только начиналось объяснение материала по гуманитарным предметам, ложился на парту и делал вид, что дремлю. Если учителя возмущались моей позой, я говорил, что заболел, но не хочу пропускать занятий, чтобы не отстать. Лежа на парте, я внимательно слушал голос учителя, не отвлекаясь на обычные шалости и стараясь запомнить все, что он говорит. После объяснения нового материала, если оставалось время, я вызывался отвечать в счет будущего урока…

   Учитель ставил мне в журнал хорошую оценку, звенел звонок, и все были довольны. И никто, кроме меня, не знал, что только что зафиксированные знания рушатся из моей головы, как рушится штанга из рук штангиста после того, как прозвучит судейское: «Вес взят!..».

   Тогда ко мне решили применить метод массированного воспитания, модный в те годы. Суть его заключалась в том, что все учителя неожиданно наваливались на одного нерадивого ученика и, пользуясь его растерянностью, доводили его успеваемость до образцово-показательного блеска.

   Кончилось все это тем, что я вместо запланированной на меня серебряной медали получил золотую.

  И вот с аттестатом, зашитым в кармане вместе с деньгами, я сел в поезд и поехал в Москву…

Москвичи обрадовали меня своей добротой и наивностью. Как потом выяснилось, я им тоже показался наивным. Поэтому мы легко и быстро сошлись характерами. Людям нравятся наивные люди…

Единственная особенность москвичей, которая до сих пор осталась мной не разгаданной, это их постоянный, таинственный интерес к погоде. Бывало, сидишь у знакомой за чаем, слушаешь уютные московские разговоры, тикают стенные часы, лопочет репродуктор, но его никто не слушает, хотя почему-то и не выключают.

– Тише! – встряхивается вдруг кто-нибудь и подымает голову к репродуктору. – Погоду передают.

Все, затаив дыхание, слушают передачу, чтобы на следующий день уличить ее в неточности…

   Именно с целью изучения глубинной причины интереса москвичей к погоде я несколько лет назад переселился в Москву. Ведь мое истинное призвание – это открывать и изобретать…

  Каждый день, за исключением тех дней, когда меня не бывает дома, я закрываюсь у себя в комнате, закладываю бумагу в свою маленькую прожорливую «Колибри» и пишу…

  О многих своих открытиях, ввиду их закрытого характера, пока существует враждебный лагерь, я, естественно, не могу рассказать. Но у меня есть ряд ценных наблюдений, которыми я готов поделиться. Я полагаю, чтобы овладеть хорошим юмором, надо дойти до крайнего пессимизма, заглянуть в мрачную бездну, убедиться, что и там ничего нет, и потихоньку возвратиться обратно. След, оставляемый этим обратным путем, и будет настоящим юмором.

  Смешное обладает одним, может быть, скромным, но бесспорным достоинством: оно всегда правдиво. Более того, смешное потому и смешно, что оно правдиво. Иначе говоря, не все правдивое смешно, но все смешное правдиво…

Вопросы и задания:

1) Что показалось вам интересным в этом рассказе?

2) Что общего у героя этого произведения с рассказчиком из «Тринадцатого подвига Геракла»?

3) Как вы понимаете выражение: «Я полагаю, чтобы овладеть хорошим юмором, надо дойти до крайнего пессимизма, заглянуть в мрачную бездну, убедиться, что и там ничего нет, и потихоньку возвратиться обратно. След, оставляемый этим обратным путем, и будет настоящим юмором…»?

4) Как вы думаете, в какой степени эти слова относятся к рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла»?

Смекай, играй, отгадывай


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!