Берите «на карандаш» все замеченные ошибки и пытайтесь ответить на вопрос, поставленный «акулой пера»: «Интересно, почему?»



Тема 11 . Юрислингвистика. Социолингвистика. Психолингвистика

Задание 1. Прочтите фрагмент из книги А. Тилле «Занимательная юриспруденция». В чем причина допущенной машинисткой ошибки? О каком изобразительно-выразительном средстве здесь говорится?

«…Здесь я делаю маленькое отступление и расскажу забавный случай, связанный со словом деликт, о котором поведала мне блестящий юрист, первая в России женщина-юрист Екатерина Абрамовна Флейшиц <.. .>

Она писала однажды работу по иностранному гражданскому праву и в ней была фраза «деликтный характер внебрачного сожительства». Машинистка, не зная слова деликт, решила, что профессор допустила описку, и напечатала: «деликатный характер внебрачного сожительства».

Задание 2. Познакомьтесь с фрагментом книги К.Л. Луцкого «Судебное красноречие». Согласны ли вы с утверждением автора, что точность речи «на суде более обязательна, чем где бы то ни было»? Ответ обоснуйте.

«В судебной речи точность выражений есть правильность высшего рода. Она состоит в передаче мысли единственно свойственными ей словами. Мысли в судебной речи должны быть обозначаемы столь же точно, как и лица. Как лицо получает наибольшее отличие от других благодаря своему имени, так и каждая мысль должна отличаться от всякой другой точностью своего выражения.

Выражение точное определяет мысль во всем ее целом, тогда как не вполне точное представляет ее лишь наполовину, а неточное и совсем извращает. К сожалению, наши, даже лучшие, судебные ораторы недостаточно обращают внимания на точность выражений, которая на суде более обязательна, чем где бы то ни было, и которая есть лучшая основа речи».

Задание 3. Познакомьтесь с фрагментами книги К.Л. Луцкого «Судебное красноречие». Сделайте выводы о значении и характере использования языковых средств создания выразительности в судебной речи.

• «Выражение для красноречия есть то же, что колорит для живописи. Как недостаточно еще в картине хорошо исполнить рисунок и соблюсти общую пропорциональность, но необходимо оживить ее колоритом, придать ей жизнь, так и в ораторской судебной речи недостаточно оратору составить верный план, привести убедительные доказательства и удачно разместить их, нужно все это разрисовать и оживить красотой, силой, изяществом выражений. Иначе речь будет мертва, точно тело без жизни».

• «Теория словесности перечисляет нам различные тропы, употребляющиеся в различных произведениях. Все они могут быть использованы и судебными ораторами в их речах. Мы остановимся здесь только на одном из них, наиболее часто встречающемся в речи, – на метафоре. <…> Метафора делает речь образной, а речи образы необходимы. Отвлеченные рассуждения в судебной речи могут исчезнуть из памяти присяжных, как только они уйдут в совещательную комнату. Но образы будут стоять перед ними».

• «Метафора тем живей и интересней, чем она новей. Но при этом не должно, конечно выходить из границ правил, устанавливаемых здравым рассудком. Надо помнить, что в основании метафоры лежит сравнение, а оно должно быть правильным, естественным, неизысканным и почерпаться из предметов и явлений, знакомых большинству присяжных. Сравнение, заимствованное, например, из специальных наук и искусств, было бы в этом отношении дурной метафорой. Само собой разумеется, что сравнение не должно быть банальным и общим. Ничто, кажется, не может так восстановить против оратора и даже рассердить, как банальность с претензиями оратора на что-то новое». Самое же важное условие сравнения – это выдержанность его от начала и до конца и отсутствие перерыва его новым сравнением».

• «Фигуры в судебной речи надо помещать наиболее у места. Одни из них предназначены для того, чтобы убеждать, другие, чтобы пленять, большинство же – чтобы волновать. Общее правило состоит в том, чтобы оратор употреблял фигуры мыслей только тогда, когда душевные движения, которые они должны выразить, вытекают из самого содержания речи. Наиболее красивые фигуры покажутся в судебной речи холодными и скучными, если они не выражают тех чувств, которые вызваны действительным содержанием речи».

• «Употреблять фигуры в судебной речи надо вообще с большим чувством меры. <…> Чрезмерное обилие фигур в судебной речи – признак дурного вкуса оратора. Они заволакивают мысль, вместо того, чтобы прояснить ее, и делают, по словам Аристотеля, из речи загадку».

Задание 4. Познакомьтесь с фрагментом книги К.К. Арсеньева «Русское судебное красноречие». Приведите свои примеры использования языковых средств создания выразительности в речах судебных ораторов.

«В ораторском искусстве, как и в литературе, большую роль играют эпитеты, образы, сравнения, цитаты, обобщения. Всеми этими орудиями А.Ф. Кони владеет с замечательным искусством и – что, может быть, еще важнее – с замечательною умеренностью… Седков, например, сразу нам становится понятен, после того как обвинитель назвал его опытным и заслуженным ростовщиком. Исчерпывающая характеристика Чихачева дана в следующих коротких словах: «Это был один из тех людей, которые по слабости воли, умеют всего желать и ничего не умеют хотеть». В другой, столь же короткой, фразе наглядно олицетворен целый эпизод из жизни Ярошевича и Колосова: «почти на всех главных улицах, на углах больших домов, как хищные птицы, уселись вывески: гласная касса ссуд». <…>

В речи по делу Янсенов обвинитель сравнивает фальшивые бумажки со сказочным клубком змей: «Бросил его кто-нибудь в одном месте, а поползли змейки повсюду. Одна заползет в карман вернувшегося с базара крестьянина и вытащит оттуда последние трудовые копейки; другая отнимет 50 р. из суммы, назначенной на покупку рекрутской квитанции, и заставит парня пойти в солдаты; третья вырвет 10 р. из последних 13 р., полученных молодою швеею-иностранкой, выгнанной на улицы чужого и полного соблазнов города, и т. д., и т. п. – Ужели мы должны проследить путь каждой такой змейки и иначе не можем обвинить тех, кто их распустил? Красивое сравнение сослужило здесь большую службу обвинению; оно помогло присяжным отвергнуть один из доводов защиты, основанный на том, что ничего или почти ничего не известно о судьбе фальшивых бумажек, выпущенных из модного магазина Акар».

Задание 5. Познакомьтесь с фрагментом книги К. Л. Луцкого «Судебное красноречие». Какие качества судебной речи делают ее ясной? Проследите связь ясности с другими коммуникативными качествами речи. Докажите, что ясность является результирующим качеством речи.

«Всем понятно, что судебная речь должна быть ясна для судей и присяжных заседателей. Но этого мало. Она должна быть для них ясна настолько, чтобы они совершенно поняли ее, даже если бы слушали невнимательно. <…>

Ясность судебной речи – столь необходимое качество ее, что ничем другим оно заменено быть не может. Находясь в близкой зависимости от чистоты языка, ясность речи значительно увеличивается благодаря ее естественности в развитии мыслей, являющейся для судебного оратора вообще Ариадновой нитью и заключающейся в том, что каждая мысль помещается в соответствующем ей месте, притом так, что первая подготовляет вторую, вторая влечет третью, и все вместе образуют одну непрерывную цепь, в которой звенья соединяются без всякого усилия. Ясность речи увеличивается, далее, сжатостью изложения, требующей отсечения всего бесполезного, без внесения в нее, однако, излишней краткости. <…>

Ясность, наконец, значительно увеличивается простотой речи, отсутствие которой, может быть, есть один из самых больших недостатков судебного красноречия, благодаря которому путаются мысли и получается точно какой-то туман речи, позволяющий рассматривать еще кое-что в начале, но совершенно скрывающий все из глаз под конец».

Задание 6. Подберите 10 первичных юридических терминов, дайте им трактовку со ссылкой на словари. Разберите термины по составу слова (по возможности приведите дериваты).

Тема 12. Культура общения. Законы общения.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 359; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!