Объединение или освобождение арабов



Предположение, будто Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) написал Коран с целью объединения и освобождения арабов, очень трудно обосновать по следующим причинам:

Во-первых, если бы это было так, то в Коране был бы сделан сильный акцент на этом положении. Но во всем Коране нет, ни одного аята, призывающего к объединению или освобождению арабской нации. Если кто-то предполагает, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был автором Корана, то объединение арабов не могло быть поводом для этого уже потому, что это совершенно не отражено в Коране.

Во-вторых, кораническая концепция наций и народов выступает против любого проявления националистических наклонностей. Каждый, кто принимает идеологию Ислама, становится членом мусульманской общины независимо от национальности, расы, цвета кожи и даже кровных уз. Иногда это становится даже причиной отдаления отца от сына (9:23; 11:45-46; 2:124; 66:10-11). Объединение, которое проповедовал Коран и которое преобладало в Аравии после триумфа Ислама, было идеологическим (61:4, 3:103).

В-третьих, если бы объединение арабов было целью Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), он мог бы принять сделанное ему язычниками предложение стать королем арабов и затем использовать власть и влияние для построения единой Аравии.

В-четвертых, в Коране есть аяты, опровергающие идею о том, что целью Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) был арабский национализм. Один их этих аятов гласит: «И вот сказали ангелы: "О Мариам! Воистину, Аллах (хвала Ему, Всевышнему) избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров"» (3:42). Приведенный аят обращен к Марии, матери Иисуса. Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был арабом и был послан в среду арабов. Нравилось им это или нет, Аллах (хвала Ему, Всевышнему) сказал им, что Мария, мать Иисуса, была лучшей женщиной всех народов. Не его мать и не другая арабская женщина. Почему Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), если он хотел благоприятствовать арабскому национализму, выступил против проповеди превосходства арабской нации, чествуя такими благородными словами женщину, родственную его оппозиции - мединским евреям, которые относились к враждебной расе и презирали арабов как низшую расу? Это утверждение вряд ли будет способно объяснить и следующий аят: «О сыны Израилевы! Помните о милости, которую я оказал вам, а также о том, что Я возвысил вас над народами мира» (2:47).

Реформа морали

Некоторые исследователи считают, что к составлению Корана Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) подтолкнула необходимость моральных перемен. Мнение о таком реформаторстве имеет несколько слабых моментов. Моральные реформы являются благородной целью, которая могла быть достигнута без использования таких безнравственных приемов, как ложь и обман. Причины, по которым для построения нравственного общества выбираются безнравственные средства, неясны и сторонниками этого мнения не устанавливаются.

Вторая проблема состоит в том, что Коран определяет ложь о Господе как один из наиболее отвратительных грехов: «Есть ли кто несправедливее тех, кто измышляет на Аллаха (хвала Ему, Всевышнему) ложь или говорит: Мне дано откровение, хотя никакого откровения ему не дано» (6:93). «Если бы он приписал Нам какие-либо речи, то Мы схватили бы его за правую руку. Потом Мы перерезали бы ему аорту» (69:44-46; см. также: 42:24; 16:105). Приведенные аяты предупреждают о наиболее унижающих наказаниях для лжецов подобного рода. Будучи автором Корана и выдумав, что он ниспослан от Аллаха (хвала Ему, Всевышнему), Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вряд ли стал бы описывать себя как самого без нравственного человека. Опасаясь, что его подлог будет однажды раскрыт, он мог бы изменить предыдущие аяты на что-нибудь вроде того, что «нет вины на том, кто был вынужден солгать ради Аллаха (хвала Ему, Всевышнему)».

Фактически, даже предположение о том, что Коран сосредоточен на моральной реформе, неверно. Ведь моральные предписания - это лишь часть откровений. Коран же охватывает все сферы человеческой жизни. В нем есть, например, повеления изучать и исследовать Вселенную: «Скажи: ступайте по земле и посмотрите, как Он создал творение в первый раз» (29:20; см. также: 12:105; 2:29; 38:27; 7:158).

Предположение, будто Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сознательно подделал Коран, не соответствует его прекрасному нраву. Даже до начала его пророческой миссии он был известен в своем народе как правдивый, надежный человек. За ним никогда не была замечена ложь, и этот факт был известен даже его врагам. Однажды он собрал всех курейшитов у холма ас-Сафа. Собравшиеся люди спросили: «Что это значит?» Он ответил:

«Только лишь представьте: если я скажу вам, что за этим холмом стоит армия, ожидающая удобного момента для нападения на вас, поверите ли вы мне?» Они сказали: «Да, на тебе нет ни одного пятна, и мы не знаем, чтобы ты когда-либо солгал». Примером его верности может также служить тот факт, что в ночь переселения в Медину, перед тем как покинуть дом, он приказал своему двоюродному брату Али возвратить всем не мусульманам то, что они доверили ему для сохранения.

Бессознательная подделка

Это мнение, возможно, основано на следующих двух хадисах из «ас-Сахих» имама аль-Бухари, описавшего состояние Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) во время откровений.

Аиша рассказывала, что аль-Харис ибн Хишам спросил Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «О Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), как Божественное Откровение ниспосылается тебе?» Он ответил: «Иногда это похоже на звон колокола. Это - самая тяжелая для меня форма. Это состояние проходит после того, как я уразумею все, что мне внушается. Иногда ангел приходит в человеческом обличий и говорит со мной, и я понимаю, что он мне говорит». Аиша добавила: «Во время Божественного вдохновения в очень холодный день я замечала капли пота на его лбу».

Аиша рассказывала также: «Вначале Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) получал Откровения в виде прекрасных видений во сне, которые являлись ему в образе утренней зари. Затем у него появилась тяга к уединению. Он уединялся в пещере горы Хира, где проводил в поклонении Единому Аллаху (хвала Ему, Всевышнему) несколько дней перед тем, как снова увидеть свою семью. Обычно он брал с собой немного еды. Затем он возвращался к Хадидже, чтобы запастись едой, и снова уходил, пока истина не снисходила на него. Когда он был в пещере Хира, к нему пришел ангел и велел ему читать. Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "Я не умею читать"».

Филипп Хитти в своей книге «Ислам и Запад: историческое обозрение» писал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), получая Откровение, испытывал состояние экстаза. Этим Хитти пытался подкрепить обвинение в том, что «он был эпилептиком».

В книге «Ислам и Запад: действительность и выдумки» Норман Даниель цитирует несколько взглядов: «По некоторым версиям, Мухаммад убедил Хадиджу в своем "скрытом превосходстве в искусстве магии". Иные считают, что он выдвинул идею Откровения после его первого эпилептического удара». Описывая позицию Марка, Норман Даниель пишет: «Кроме эпилептической теории существует так называемая теория религиозных иллюзий. В соответствии с ней, глубоко религиозный человек может иметь видения, приводящие его к мысли, что все его мысли от Бога, в то время как это не так».

Д. М. Родвелл говорит: «Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) в течение всего жизненного пути был в большей или меньшей степени жертвой самообмана. Мать его была довольно нервозной женщиной, поэтом он мог быть подвержен болезненным и фантастическим галлюцинациям, а чередование возбуждения и депрессий убеждало невежественных людей в истинности его утверждений».

Брайан С. Тарнер пишет: «Традиционные описания жизни Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) утверждают, что он либо был психически здоров, но выдумывал, что является посланником Аллаха (хвала Ему, Всевышнему), либо был психически нездоров и был уверен в своей миссии пророка (да благословит его Аллах и приветствует)»

Точка зрения признанного атеиста Робинсона такова, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не был лицемером и был здоров. Он считает Коран продуктом подсознания Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и утверждает, что Коран - это не Божественное Откровение, а лишь бессознательное воспроизведение знаний и опыта Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), ошибочно присваиваемое Богу.

Описывая, в общем, теорию бессознательного создания Корана, можно выделить три главных пути ее развития: это версии о создании Корана как продукта эпилептического воображения, религиозных иллюзий и о создании подсознательном. Их роднит предположение о том, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) создал Коран сам и создал его вопреки себе самому.

Теория религиозных иллюзий

Версии о религиозных иллюзиях, как и о бессознательном создании, предполагают, что Коран действительно был сочинен Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) благодаря его знаниям, воображению, опыту и окружающей обстановке, хотя он сам и не знал этого. Но в Коране есть многочисленные утверждения, которые не могли быть продуктами, ни сознания Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), ни его подсознания. Мы приведем примеры, связанные с историческими фактами и событиями будущего. Один из них описан в 18-й суре Корана, ниспосланной в ответ на три вопроса язычников, которые, посоветовавшись с обладателями Писания, то есть христианами и иудеями, задали святому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) вопросы, чтобы проверить его правдивость. Они спросили его:

1) Кто были «спящими в пещере»? 2) Какова подлинная история праведника по имени Хидр? 3) Что ты знаешь о Зулькарнайне?

Эти три вопроса связаны с историей христиан и иудеев, которая не была известна в Хиджазе, где жил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Выбор этих вопросов был продиктован желанием узнать, связан ли святой Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) с каким-либо источником знаний о сокровенных и неизвестных вещах.

Когда они задали эти вопросы, Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) произнес: «Завтра я расскажу вам». Однако он забыл сказать слова: «Если так будет угодно Аллаху (хвала Ему, Всевышнему)». Когда люди пришли к нему за ответом, он отложил встречу, и так продолжалось день за днем, пока, наконец, в пятнадцатую ночь не пришло Откровение.

Мекканцы насмехались над ним, а он терзался и печалился из-за того, что не получил помощь, на которую так надеялся. Но Джибриль (мир ему) принес ему Откровение, упрекающее его за его терзания и дающее ответы на вопросы. Причина его долгого ожидания объясняется в аятах 23 и 24 суры «Аль-Кахф»: «И ни о чем никогда не говори: я непременно сделаю это завтра, не добавив: "Если так хотел Аллах (хвала Ему, Всевышнему)". Если же ты забыл об этом, то вспомни Господа своего и скажи: "Быть может, Господь мой направит меня короче к прямому пути, чем тот путь, что я задумал"».

Обсуждая значение этой достаточно долгой задержки, Мартин Линде пишет; «Хотя промедление с откровением и было мучительным для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его последователей, но в действительности оно лишь добавило им силы. Его худшие враги отказались от каких-либо заключений, но для курайшитов, у которых было два вида мнений, это было мощным подтверждением его претензий и доказательством того, что откровения приходят к нему с небес. Это отрицало его участие и какой-либо контроль за откровениями с его стороны».

Можно ли понять этот шаг? Если Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) выдумал ранние Откровения, он не стал бы медлить и в этот раз, ведь риск был столь велик.

Отметим, что Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спрашивали о необычных событиях. Трудно объяснить, как религиозные иллюзии могли бы помочь ему правильно ответить на вопросы, заставляющие молчать его критиков. Коран говорит о спящих в пещере: «Они провели в пещере триста лет и еще девять» (18:25). У этих слов есть свой смысл. В аяте не говорится «триста девять лет», а используется совсем иная, на первый взгляд кажущаяся громоздкой, форма: «триста лет и еще девять». Почему надо прибавить 9 лет? А потому, что по солнечному календарю этот промежуток составляет 300 лет, а по лунному - 309 лет, так как лунный год на одиннадцать дней короче, и за 300 лет разница составила 9 лет. Предположения о том, что эта изумительная точность вычислений имеет своим источником подсознание Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) или, более того, галлюцинации, не кажутся убедительными.

Другой пример описан в 89-й суре, в которой с 6-го по 8-й аяты упоминается древний город Ирам: «Неужели ты не думал о том, как поступил твой Господь с племенем 'Ад - жителями Ирама, воздвигшими величавые строения, подобных которым не было создано в какой-либо стране'?» Помимо коранических, других сведений об этом городе со времен Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не было. Это породило множество спекулятивных заявлений о его возможном географическом местонахождении. Поиски исследователей, опубликованные в официальных журналах национального географического общества Америки в декабре 1978 г., показали, что город Ирам действительно существовал. Б 1975 г. доктор Римского университета Паоло Маттиэ, директор итальянской археологической миссии в Сирии, на руинах дворца, разрушенного примерно в XXIII в. до н. э., нашел величайший из когда-либо найденных архивов. Было обнаружено более 15 000 табличек с надписями, из которых и стало известно об обширных связях этого города Эбла с некогда известным городом Ирам.

Согласно словарю современного английского языка, подсознание - это «скрытый уровень разума и мыслей за пределами знаний сознания человека». Трудно вообразить, что подсознание или религиозные иллюзии могли помочь Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) дать в Коране архитектурную характеристику города, разрушенного за 3 тыс. лет до его рождения! Более того, Коран в нескольких местах утверждает, что ни Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), ни другие люди не знали этих историй до их ниспослания: «Все это - вести о сокровенном, и Мы ниспосылаем их тебе как Откровение. Ни ты, ни твой народ не ведали о них прежде. Так будь же терпелив, ибо [счастливый] исход уготован богобоязненным!» (11:49).

Кроме того, в Коране содержатся определенные утверждения о событиях будущего. Об этом свидетельствует следующий пример.

Первые семь аятов 30-й суры были ниспосланы в 615 г. В них ясно утверждается, что Римская империя (Византия), которая незадолго до этого потерпела поражение от персов, в ближайшее время победит их. Здесь используется арабское слово бидъ, обозначающее период от 3 до 9 лет. Через 7 лет после этого пророчества византийцы действительно победили персов. Что же может быть изумительнее того, что пророчество говорит: «И в тот день возликуют верующие» (30:4)? Как пишет Хингора в книге «Ниспослание Священного Корана», «пророчество исполнилось точно: в 624 году Ираклий в решающем сражении победил персов, и в тот же год мусульмане одержали победу над язычниками Мекки при Бадре. Верующие в тот день ликовали, как это и было предсказано в Коране».

Другой пример можно найти в 111-й суре, где утверждается, что дядя Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Абу Лахаб умрет неверным. Описывая Абу Лахаба, Томас Патрик Хадес пишет: «Он был наиболее озлобленным врагом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и изо всех сил препятствовал распространению Ислама. Когда Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) получил приказ увещать близких, он собрал их всех вместе и сообщил им о послании, предостерегающем их от адских мук. Абу Лахаб отверг его миссию и закричал: "Да сгинешь ты! Неужели ты позвал нас сюда лишь ради этого?" - и поднял камень, чтобы бросить его в Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)».

Абу Лахаб умер спустя одиннадцать лет после начала проповеди Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Зная, что он был злейшим врагом Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), было бы неблагоразумно делать такие заявления, ведь Абу Лахабу могло быть очень легко попытаться унизить Коран, стоило ему уверовать. Почему Абу Лахаб отверг этот превосходный шанс? Что дало Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) такую уверенность в том, что Абу Лахаб не использует эту соблазнительную возможность в течение десяти лет? В любом случае, опыт человека не может включать знания о будущем.

Существуют и другие моменты, ослабляющие версию о подсознательном создании Корана. В Коране нет обвинений в адрес других людей и выражения непотребных чувств, но есть назидания самому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). К примеру, первые десять аятов 80-й суры упрекают Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) за неприветливое обхождение с Абдуллахом ибн Умм Мактумом. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объяснял Ислам нескольким знатным людям из курейшитского рода, когда к нему подошел Абдуллах ибн Умм Мактум, бедный слепой человек. Не зная, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) беседует с другими людьми, слепой мужчина попросил научить его нескольким аятам Корана. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не был рад этой заминке, он нахмурился и отвернулся от слепого старца. Критикой по этому поводу и начинается 80-я сура.

В 67-м и 68-м аятах суры «Добыча» Коран также осуждает Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) за решение о судьбе 70 пленников, взятых в бою при Бадре. На этом подобные примеры не кончаются. Невероятно, чтобы порицания были продуктом подсознания самого Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Аяты Корана не перестают доказывать это.

Однажды лицемеры стали распространять злобные слухи, подвергающие сомнению целомудренность и верность жены Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Аиши. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был очень огорчен этим. В течение месяца он терпел, ни разу не высказав своего мнения по этому поводу. Потом было ниспослано Откровение, вошедшее в суру «Ан-Нур», которое разоблачило мерзкие цели лицемеров и оправдало Аишу. Кораническое Откровение не могло бы утешить Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), если бы он сам был его автором. К тому же, если бы Коран был продуктом его подсознания, его творение не заняло бы так много времени.

Другой трудностью, которая не может быть решена в рамках теории о подсознании, является тот факт, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) открыл людям много сокровенных сообщений, не вошедших в Коран. Очень важно и то, что сам он видел большое различие между ними, и они действительно несравнимы. Если Коран содержит вызов человечеству создать нечто похожее, то в хадисах - высказываниях самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) - этого нет. Хотя они и очень красноречивы, но подобное им все, же можно воспроизвести.

Мы попытались показать, что первое логическое предположение, рассматривающее Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) как создателя Корана, несостоятельно, хотят того противники Ислама или нет. Теперь перейдем ко второму логическому предположению - о том, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не был автором Корана, а просто списал его из книг других авторов.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!