Кто автор Корана? Об источниках Ислама



Вопрос 5. Источники Корана - земные. Вы слепо верите, что Бог - единственный источник Ислама, а значит, отрицаете наличие других - человеческих источников. Вы согласны с тем, что если нам удастся доказать земное происхождение любой части Корана или доказать наличие в нем заимствований из других, предшествующих религиозных систем, то автором Корана нужно будет признать не Бога, а Магомета со всеми его человеческими представлениями?

Ответ 5. Вам не удастся доказать человеческого происхождения даже 10 аятов Священного Корана. А утверждения, будто Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) «списал» про Единобожие из Библии, просто смешны - это все равно, что обвинить пророков Исаию и Иеремию (мир ему) в том, что они списали про Единобожие у Моисея (мир ему). Приводим отрывок из работы Мустафы Хамзы Ниязи «Источники Корана» (пер. Айдына Али-заде).

Кто является автором Корана? По этому поводу многие исследователи ведут друг с другом скандальные споры. Авторы этой работы попытаются, взяв на вооружение логические аргументы, исторические сведения, текстовый анализ и научные данные критически рассмотреть большинство их теорий. Возможно, единственное заключение о Коране, в котором сходятся все, это то, что впервые он был произнесен человеком по имени Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), родившимся в VI в. в городе Мекка в Аравии. Мнения о происхождении Корана можно условно объединить в три основные группы:

1. Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сам является автором.

2. Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не является автором, но узнал Коран от других людей, сочинивших его.

3. Коран - это Слово, ниспосланное Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) от Бога.

Мог ли Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) быть автором Корана?

Мы начинаем с рассмотрения аргументов тех исследователей, которые считают Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) автором Корана. Оценивая эту позицию, очень важно обратиться к тому, что говорится по этому поводу в самом Коране. Он гласит: «Воистину, Коран - послание Господа миров, с которым снизошел верный Дух (Джибрил)» (26:192-193). Сходные утверждения присутствуют и в других местах (3:3, 4:105, 16:44, 15:9, 25:1). Более того, сам стиль обращения оставляет впечатление послания Творца творениям. Все суры Корана, за исключением суры 9 «Покаяние», начинаются словами «Во имя Аллаха (хвала Ему, Всевышнему), Милостивого, Милосердного». Обращения идут от первого лица, и во многих местах Аллах (хвала Ему, Всевышнему) повелевает Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует): «Скажи». Это повеление повторяется в Коране 332 раза. Также используются и другие повеления, как, например, «возвести» (15:49), «поминай» (76:25), «прочти» (18:27) и многие другие. Положение о том, что Коран является Божественным Откровением, подразумевающее отрицание участия в его создании человека, находит много подтверждающих его высказываний, в частности такое:

« Скажи: "Если бы объединили, усилия люди и джинны, чтобы сочинить нечто, подобное Корану, это бы им не удалось, даже если бы они и помогали друг другу"» (17:88).

Но имеющиеся в Коране утверждения его Божественного происхождения не являются лишь эмоциональным отрицанием человеческого авторства. Для подвергающих это сомнению приведены и различные доказательства: «Если же вы сомневаетесь в [истинности] того, что Мы ниспослали рабу Нашему, то явите суру, подобную суре Корана, и призовите своих свидетелей помимо Аллаха (хвала Ему, Всевышнему), если вы правдивы. Если же вы этого не сделаете, - а вам ни за что не удастся это, то страшитесь адского огня, в котором горят, люди и камни и который уготован неверным» (2:23-24).

Неверные изначально считали Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) автором Корана, но Господь повелел ему следующее: «Те, которые при возвещении им Наших ясных аятов надеются на то, что не предстанут перед Нами, говорят: ''Представь нам другой Коран или замени его!" Ответь им: 'Не положено мне заменять его по своему усмотрению. Я лишь следую тому, что внушено мне в Откровении, и боюсь, что если я ослушаюсь Господа моего, то меня постигнет наказание в Судный день ". Скажи: "Если бы Аллах (хвала Ему, Всевышнему) пожелал, то я не стал бы возвещать вам Коран и Он не стал бы учить вас ему. Я ведь целую жизнь провел среди вас до этого. Неужели вы не уразумеете?"» (10:15-16),

Критикам Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) предлагается поразмышлять над следующим фактом. Он жил среди своего народа в течение 40 лет не только без каких-либо признаков великого учения, но и без влечения к поэзии. Фактически он был неграмотен. И вот теперь он проповедует Коран, ни с чем несравнимый по своей красоте и возвышенности. Как они объяснят этот факт? В подтверждение Божественного происхождения Писания Коран говорит: «Ты до него не читал какого-либо писания, и ты не переписывал его своей десницей, иначе пришли бы в сомнение считающие Коран ложью» (29:48).

О неграмотности Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Коран говорит: «Так веруйте же в Аллаха (хвала Ему, Всевышнему) и в Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), неграмотного Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который верует в Аллаха (хвала Ему, Всевышнему) и в Его Слово» (7:158). Кроме того, сам Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) неоднократно высказывался о том, что он не был автором Корана. Но, тем не менее, некоторые исследователи продолжают подвергать эти утверждения сомнению. Они считают ложью его заявления о том, что Коран был ниспослан ему от Аллаха (хвала Ему, Всевышнему). Они даже приписывают его, так называемому явному обману различные мотивы, такие как экономическая выгода, стремление к власти, реформы морали, политическое освобождение арабов. Но все они несостоятельны. Позвольте начать их рассмотрение с обсуждения материальной выгоды.

Материальная прибыль

Каждый может привести аргумент в пользу того, что самый простой путь не всегда бывает лучшим. И, может быть, поэтому появилось предположение, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), приписывая Коран Аллаху (хвала Ему, Всевышнему), вел большую игру с целью извлечения материальной выгоды.

Эта гипотеза не согласуется с историческими фактами. Финансовое положение Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) до начала его пророческой деятельности было намного лучше, чем стало потом. В возрасте двадцати пяти лет, за пятнадцать лет до пророчества, он женился на Хадидже, которая была богатой женщиной, занимавшейся торговлей. Он был весьма обеспеченным человеком.

'Урва рассказывал о том, что третья жена Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), Аиша, как-то сказала ему: «Клянусь Аллахом (хвала Ему, Всевышнему), племянник, бывало, в течение двух месяцев мы трижды встречали новолуние, и за это время ни в одном доме Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не разжигался огонь». Он спросил ее: «А как же вы жили?» Она ответила: «На финиках и воде. Разве что соседи Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в Медине, у которых были верблюдицы и козы, посылали ему молоко, и мы пили его» (этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.) Мартин Линге в книге «Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) и его жизнь по первоисточникам» пишет: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) жил предельно бедно. Аиша говорила, что до покорения Хейбара она не знала, что значит поесть фиников досыта. Такая бедность окружала его всегда».

Это не была только временная жертва, это был образ его жизни. И все это время Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) мог бы жить, как король, стоило ему только захотеть этого. Он слышал даже слова недовольства их бедной жизнью, в то время как они могли купаться в роскоши. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был расстроен этими словами, и Господь повелел ему предложить своим женам выбрать между Аллахом (хвала Ему, Всевышнему) и Его Посланником (да благословит его Аллах и приветствует) и преходящим блеском этого мира, сказав: «О Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), скажи своим женам: "Если вы хотите этой жизни и ее прикрас, то придите: я одарю вас и отпущу с миром. А если вы жаждете благоволения Аллаха (хвала Ему, Всевышнему) и Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и будущей жизни, то, воистину, Аллах (хвала Ему, Всевышнему) уготовил тем из вас, кто творит добро, великое воздаяние"» (33:28-29).

Как-то Умар ибн аль-Хаттаб, придя к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), увидел, что он лежит на циновке безо всякой подстилки, положив голову на подушку, набитую волокнами. У его ног были сложены листья акации, а возле головы висел кожаный бурдюк. Увидев след циновки на его боку, Умар заплакал, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Отчего ты плачешь?» Он ответил: «О Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), хосрой и цезарь пребывают в роскоши, а ты, будучи Посланником Аллаха...» В ответ Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Разве ты не доволен тем, что они получат свой удел в ближней жизни, а мы - в будущей?» (аль-Бухари).

Когда Аишу спросили о постельных принадлежностях Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), она сказала: «Это была кожа, наполненная корой финиковой пальмы». Всякий раз, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) получал подарок (однажды он получил в подарок от вождя племени Фидак четырех нагруженных верблюдов), он распределял все между бедными и отказывался оставить что-либо для себя. Он говорил: «Если бы у меня было столько золота, сколько вместит гора Ухуд, то я раздал бы его целиком в течение трех дней, оставив у себя, лишь то, что выделил бы на нужды моей религии» (аль-Бухари).

Умирая, Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был неимущим. Все его богатство состояло из семи динаров, но и их он за несколько дней до смерти раздал нуждающимся. Кроме того, вопреки всем победам и достижениям, Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) к моменту смерти был в долгу, и после его смерти мусульмане выкупили его кольчугу, оставленную им в залог у иудея.

Можно рассказать о множестве других ситуаций, показывающих, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) с начала пророчества и до самой смерти жил очень бедно, поэтому предположение, будто он преследовал материальную выгоду, несостоятельно, оно противоречит историческим фактам. О том же говорится в «Новой католической энциклопедии»: «Тот довод, что простые экономические предпосылки были поводом для религиозной революции Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), несостоятелен и не соответствует фактам» (Т. 9. С. 1001).

Желание власти и силы

Предположение, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) написал Коран, желая власти и славы, также не выдерживает никакой критики. Во-первых, Мухаммад, как всем известно, был одним из самых удачливых лидеров в истории человечества. Человек с его качествами мог достичь власти и лидерства даже без претензий на пророчество. Фактически, это было бы даже легче. Во-вторых, Коран заявляет предельно ясно, что никто, включая Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), не может создать что-либо подобное этому Писанию. Если бы Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) желал власти и славы, то претендовал бы и на авторство Корана, красота и величие которого ставят его выше любого произведения. В-третьих, поведение Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) показывало, что он не был ни властолюбцем, ни искателем славы. Желание славы, как правило, находит выражение в пристрастии к великолепным местам времяпровождения, модным одеждам, прекрасным автомобилям, склонности к восхвалению, приятной лжи и т. п. А Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был изумительным примером скромности.

Несмотря на его высочайшее общественное положение и большую ответственность государственного деятеля, Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сам зашивал свою одежду, сам чинил обувь и доил козу. Он разговаривал с людьми и терпеливо выслушивал каждого, кто обращался к нему. Однажды мусульмане, приветствуя его в одном из селений, встали в знак уважения, но он запретил им делать это.

Есть еще много примеров его скромности. О некоторых из них шейх Джамал аль-Бадави писал: «Однажды он путешествовал вместе с несколькими сподвижниками. Когда они собрались приготовить немного еды, то разделили работу между собой, и Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) собрался принести дрова. Его спутники сказали, что они могут сделать это вместо него. Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "Я знаю, что вы можете сделать это за меня, но мне не нравится, когда я имею перед вами хоть какие-то привилегии". Однажды к нему пришел незнакомец, трепеща от уважения. Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) попросил его подойти ближе и, сострадательно похлопывая мужчину по плечу, сказал: "Расслабься, брат, я ведь только сын женщины, которая ела засохший хлеб".

Однажды некие люди обратились к нему: "О Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) О лучший из нас и сын лучшего из нас! Господин наш и сын нашего господина!" Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил им: "О люди, говорите слова ваши, но остерегайтесь обольщения шайтана! Я - Мухаммад, раб Аллаха (хвала Ему, Всевышнему) и Его Посланник. Мне не нравится, что вы превозносите меня выше того места, которое даровал мне всевышний и всемогущий Аллах (хвала Ему, Всевышнему) (передал Ахмад).

Смерть Ибрахима, самого возлюбленного из сыновей Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), совпала с затмением солнца, и люди расценили это как чудо, словно небеса и земля оплакивают смерть мальчика. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сильно рассердился и сказал: "Солнце и луна - это два знамения Аллаха (хвала Ему, Всевышнему), и их затмения не происходят из-за чьей-либо смерти. Поэтому когда наступает затмение, совершайте намаз и взывайте к Аллаху (хвала Ему, Всевышнему) с мольбой, пока оно не прекратится"» (аль-Бухари).

Изумительным примером его скромности может быть характер его властвования. Его последователи были готовы повиноваться ему, но он продолжал утверждать, что повиноваться можно только Аллаху (хвала Ему, Всевышнему), а не ему лично.

Он четко разграничивал Откровения, получаемые от Аллаха (хвала Ему, Всевышнему), и другие области знаний, открытые для человеческого суждения. Вопросы, касающиеся второй категории, обсуждались, и Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) считался с мнением других. В бою при Бадре, к примеру, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прислушался к совету Набиба ибн Аль-Мунзира, признав свое собственное решение неудовлетворительным. В сражении при Бадре он принял предложение Салмана аль-Фариси вырыть ров в окрестностях Медины, чтобы остановить врагов.

Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) запретил делать свою могилу местом поклонения: «Не устраивайте на моей могиле празднеств» (Ахмад), а также сказал: «О Аллах (хвала Ему, Всевышнему), не позволяй, чтобы мою могилу сделали идолом для поклонения! Поистине, силен гнев Аллаха (хвала Ему, Всевышнему) на людей, которые превращают могилы своих пророков в мечети» (Малик). Он категорически предостерегал мусульман от чрезмерного восхваления его. Имам аль-Бухари передал его слова: «Не превозносите меня так, как христиане превозносят сына Марйам, ибо я всего лишь раб. Говорите обо мне: "Раб Аллаха (хвала Ему, Всевышнему) и Его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует)"». Коран также предостерегает людей от самовосхваления. Всевышний сказал: «Не выдавайте себя за чистых помыслами, ибо Он лучше знает тех, кто богобоязнен» (53:32).

Добавим, что есть еще несколько доводов, делающих совершенно недоказуемыми домыслы о том, что Коран выдуман Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) лишь для утоления своей любви к власти и славе.

Во-первых, у Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) была возможность не доводить до людей те стихи Корана, которые могли быть неудобны для его честолюбия. Но он не делал этого.

Если бы Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) в процессе сознательного создания Корана управляло желание власти или славы, то он вряд ли написал бы книгу, приказывающую ему провозгласить людям, что он безвластен и не знает сокровенного (7:188), что он не только пришел не с новым учением, но даже не мог знать, что такая книга будет ниспослана ему (46:9; 28:86), что он всего лишь простой человек, похожий на других людей (18:110; 6:50).

Во-вторых, реакция Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) после получения им первого Откровения показывает, что он не имел тайных устремлений к власти. После Откровения в пещере горы Хира он прибежал к своей жене, переполненный страхом и дрожа, как в лихорадке.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 277; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!