Первая инициация. Переход из детства во взрослость
По каким признакам мы узнаем, что перед нами инициация? По тому, насколько близка героиня к смерти. Это некая метка, которую подробно описал Пропп в своей знаменитой работе «Исторические корни волшебной сказки»: «Почему герой попадает к вратам смерти? <…> Почему сказка отражает в основном представления о смерти, а не какие-нибудь другие? Почему именно эти представления оказались такими живучими и способными к художественной обработке? Ответ на этот вопрос мы получим из рассмотрения одного явления уже не только в области мировоззрения, но и в области конкретной социальной жизни. Сказка сохранила не только следы представлений о смерти, но и следы некогда широко распространенного обряда, тесно связанного с этими представлениями, а именно обряда посвящения юношества при наступлении половой зрелости (initiation). Этот обряд настолько тесно связан с представлениями о смерти, что одно без другого не может быть рассмотрено» (14, с. 148).
Мы помним, что обряд инициации представляет собой трехчастный сценарий, согласно которому инициируемый удаляется от людей, подвергается смерти-трансформации, причем он искренне уверен в том, что умирает, и наконец возрождается уже другим человеком. Так, если мы возьмем, к примеру, сказку «Морозко», то в этой короткой сказке героиня проходит инициацию в связи с переходом из детства во взрослость. Ее главная задача – отделение от родительской семьи, что в символической форме выглядит как отправление ее мачехой на верную смерть в зимнем лесу. Героиня, тем не менее, не умирает, она успешно справляется с испытаниями и возвращается домой с наградой. Мы не останавливаемся подробно на этой инициации, она описана в статье «Психологическая инициация женщины (8).
|
|
Однако на этом сказка не кончается, она показывает другую возможность, которую демонстрирует сводная сестра или сестры героини, родные дочки мачехи. Увидев успех падчерицы, последняя снаряжает своих родных дочек в лес, чтобы и они разбогатели. Они, в отличие от героини, не справляются с испытанием и изгоняются с позором либо погибают. Сказка показывает стратегию прохождения инициации, которая, кстати, если говорить об исторических параллелях, не была исключением. Эрик Эриксон, замечая, что этапы психологического формирования человека в ходе онтогенеза отнюдь не детерминируются самими по себе последовательными стадиями созревания организма, но что эффекты этого созревания сложно опосредствуются социальными институтами, приводил в качестве иллюстрации такой пример: «В некоторых «первобытных» обществах существуют «старые дети» – те члены племени, которые не выдержали суровых испытаний церемонии инициации – «посвящения во взрослость». Запрещение заниматься всеми «взрослыми» видами деятельности определяет психологическую незрелость этих индивидов, несмотря на полноценное физическое созревание» (2, с. 220).
|
|
В современном мире мы можем наблюдать те же процессы в связи с прохождением-непрохождением подростками кризиса идентичности. Не все подростки, проходя кризис, достигают идентичности. Э.Эриксон, как мы помним, говорил о двух противоположных возможностях, которые предоставляет личности кризис: положительной и отрицательной. В случае отрицательного прохождения молодой человек обладает спутанной идентичностью, а «патологией» возраста является отвержение.
Его последователь, психолог Джеймс Марсиа (1980), развивая идею социальной идентичности Эриксона, описывает уже не два, а четыре основных варианта или состояния формирования иидентичности, которые он называет «статусами идентичности». Так, юноша (девушка) при переходе к взрослой жизни может иметь один из четырех статусов идентичности:
Модель формирования идентичности, предложенная Марсиа (12, с. 606):
Название статуса идентичности | Прохождение кризиса идентичности или периода принятия решения | Обязательства в отношении выбора системы убеждений и ценностей или карьеры |
Статус предрешенности | Нет | Есть |
Статус диффузии | Нет | Нет |
Статус моратория | В процессе прохождения | В процессе принятия |
Статус достижения идентичности | Пройден | Приняты |
Если со стороны физиологии перемены в жизни человека детерминированы самой природой: он растет, становится женщиной или мужчиной, стареет и умирает независимо от своего выбора (или почти независимо), – то для духовного взросления этого недостаточно. Для того чтобы индивид совершил переход, недостаточно и усилий социума. Социум создает только условия, предоставляет возможность. Нужны усилия со стороны самой личности. Человек может воспользоваться, а может не воспользоваться шансом, в этом его онтологическая свобода. Нельзя забывать о том, в чем главный смысл посвящений: как пишет М.Элиаде, «посвящение равноценно духовному возмужанию; оглядываясь на всю религиозную историю человечества, мы постоянно встречаем эту идею: посвященный – это тот, кому открылись тайны, т. е. тот, кто знает» (18, с. 344).
|
|
Что должна знать героиня сказки, отправляясь в лес? Невозможно не изумляться той кротости, с которой она принимает свою судьбу. Падчерица в «Морозко» отправляется в зимний лес – и ни жалобы, ни обиды на своего родного отца, который отвозит ее на санях. В сказке «Амур и Психея» героиню родители по приговору оракула отправляют на скалу смерти, с тем чтобы ее взял в жены самый чудовищный монстр на земле – сама Смерть, и Психея безмолвно подчиняется. Можно продолжить примеры до бесконечности, и во всех примерах нас неизменно будет поражать та готовность героини встретиться со смертью, как будто она знает, что это и есть самое «правильное» поведение. И если сравнить поведение сестер, проходящих тот же путь, то сразу бросится в глаза контраст в поведении их по сравнению с главной героиней. В «Морозко» они грубо отвечают на приветствие Мороза, в «Госпоже Метелице» сестра плохо взбивает перину, чем вызывает недовольство волшебницы, и т.д. Девушки демонстрируют незрелое, детское поведение, как будто игнорируя изменившуюся ситуацию. В монографии «Социальная работа с кризисной личностью» В.В.Козлов отмечает «факт чрезвычайной важности: личностный кризис всегда является вызовом эволюции человека как психосоциального существа, и если личность не воспринимает этот вызов, то возникает вероятность порождения кризиса такой интенсивности, который сметает личность своей глубиной и мощью. В крайних случаях мы имеем варианты или личностной смерти (патологией с потерей персоны), или полной личностной инволюции (социальные аутсайдеры)» (10, с. 8).
|
|
Из психологии развития мы знаем, что если человек не проходит опустошительную, разрушительную фазу прощания с детством, то какая-то часть его личности остается инфантильной, а следовательно – зависимой. Неудивительно, что в сказках про падчерицу сестер не берут замуж, то есть, по сути, они остаются «вечными девочками» в родительском доме. Иногда сестры в сказке погибают, что следует воспринимать как метафору: погибнуть – это перестать жить, то есть стагнироваться, остановиться в развитии, «ибо то, что перестает меняться, трансформироваться, то подвергается распаду и погибает. Такая «прижизненная смерть» выражается в духовном бесплодии» (19, с. 125). Причем, в сказках смерть не воспринимается как трагедия, необратимость, это нормальная фаза, вслед за ней может идти новое рождение. Героя могут изрубить на куски, утопить в реке («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), но он восстает из мертвых и совершает победу над собой, своими изжившими себя и утратившими ценность комплексами.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!