Относительность отклоняющегося поведения
Практически нет таких форм поведения, которые во всех обществах (группах) рассматривались бы как девиантные или, наоборот, как допустимые. Девиантность поведения всегда определяется лишь по отношению к конкретной группе, поэтому многие формы поведения могут быть девиантными по отношению к одним группам и конформными – по отношению к другим.
Девиантное поведение – это не всегда негативное явление, точно так же, как конформизм – далеко не всегда благо. Так, например, российское казачество первоначально было представлено девиантными группами, однако впоследствии было признано царским правительством в качестве необходимого элемента социальной структуры российского общества. Старообрядчество также на протяжении всей истории, начиная с XVII в., было девиантным движением; тем не менее старообрядцы внесли значительный положительный вклад в становление российского предпринимательства. То же самое относится к протестантизму в Европе. Предприниматели в любом традиционном обществе первоначально образуют девиантную группу. Девиантные контркультуры – естественный и необходимый элемент каждого нормально функционирующего общества, обеспечивающий его поступательное развитие и адаптацию к меняющимся ситуациям. Конечно, это относится не ко всем девиантным субкультурам, но необходим тщательный анализ, чтобы «отделить зерна от плевел»; недопустимо необдуманное уничтожение контркультур.
|
|
Девиация и преступность. Зачастую, говоря о девиантном поведении, имеют в виду преступность. Однако это верно лишь отчасти. Девиацией в преступной шайке является отказ от преступного поведения. Девиантное с точки зрения Закона поведение может быть нормальным с точки зрения моральных норм, и наоборот.
Теории девиантного поведения
Основные подходы к объяснению девиантного поведения представляют собой не столько конкурирующие теории, сколько описание различных факторов, влияющих на склонность к девиантному поведению и вызывающих различные формы девиации.
Многие теории, пытаясь объяснить склонность определенных категорий людей к девиантному (преступному) поведению, обращаются к физиологическим факторам, прежде всего к физическому типу (Ч.Ломброзо, У.Шелдон). Предпринимались попытки объяснить склонность к девиантному (деликвентному) поведению с помощью психологических факторов. Так, З.Фрейд выдвинул концепцию, согласно которой люди, принадлежащие к некоторым психологическим типам, склонны к девиантному поведению и сами как бы стремятся к тому, чтобы их оценивали как потенциальных преступников.
|
|
Однако эмпирические исследования не дали надежных результатов, подтверждающих эти теории. Большей достоверностью отличаются социологические концепции.
Основные социологические теории, объясняющие девиантное поведение, распадаются на две группы (соответствующие функционалистскому и конфликтологическому подходам).
I. Теории, рассматривающие девиацию как отклонение от норм, признаваемых всем обществом (функционалистский подход):
1. Теория аномии. Согласно Э.Дюркгейму, основной причиной девиантного поведения является разрушение системы общественных ценностей в периоды быстрых социальных перемен. Таким образом, рост преступности связан с определенными этапами развития общества. В отличие от него, Р.Мертон считал аномию и вызываемое ею девиантное поведение внутренне присущими современному ему буржуазному обществу, так как они возникают в результате рассогласования терминальных и инструментальных ценностей. Возникает парадокс – отклоняющееся поведение является следствием стремления следовать общепризнанным целям. Из 5 выделенных Мертоном типов поведения 4 являются разновидностями девиации (кроме конформизма):
|
|
Типология отклоняющегося поведения Р.Мертона
Тип поведения Ценности
Терминальные Инструментальные
Конформист + +
Новатор + —
Ритуалист — +
Изолированный — —
Мятежник – создатель
новых ценностей + +
2. Теория деликвентных культур. Согласно этой теории (Селлин, Миллер, Сазерленд), девиантные (деликвентные) группы и субкультуры, однажды возникнув, имеют тенденцию к самовоспроизводству. Молодежь втягивается в эти субкультуры, поскольку не может противостоять их социализирующему воздействию.
II. Теории, объясняющие возникновение и поддержание девиантныx субкультур тем, что правящие группировки общества сами определяют некоторые виды поведения как девиации и тем самым способствуют формированию девиантных и деликвентных субкультур (конфликтологический и марксистский подход):
|
|
1. Концепция стигматизации (приклеивание ярлыков). Автор – Товард Беккер. Основа концепции – понятие «первичной» и «вторичной девиации. Согласно этой концепции, многие люди могут совершить аморальные и даже противоправные поступки достаточно случайно. Но после этого они получают от общества «метку» («стигму») преступника и, отбыв наказание за первый проступок, уже вынуждены вливаться в криминальную среду. При этом правила, которые определяют норму в данном обществе, создаются относительно узкими кругами влиятельных лиц, решающих, какие формы поведения правомочны, а какие – нет, в соответствии со своими представлениями и нормами, принятыми в их кругу;
2. Еще дальше в отрицании наличия целостной нормативной системы общества пошли сторонники так называемой «радикальной криминологии». Как пишет Н.Смелзер, «радикальная криминология не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы» [25].
Законодательные акты рассматриваются как результат классовой борьбы, стремления правящих классов закрепить свое господство и подавить сопротивление угнетенных классов. В этом отношении радикальная криминология перекликается с классическим марксизмом.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 480; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!