Сообщение ученика «Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным».



Основные приоритеты русских романтиков: искусство должно быть современным, оно не должно брать свои истоки из-за границы, а должно основываться на наших традициях и устремляться к воспитанию настоящих граждан. Очень рьяно пытались следовать этим канонам молодые писатели-декабристы – Пушкин и Лермонтов. Уже тогда характерно настроение разочарованности в культе разума, в движущей силе просвещения.

Реализм — литературное направление, в котором окружаю­щая действительность изображается конкретно исторически, в многообразии ее противоречий, а «типические характеры дей­ствуют в типических обстоятельствах». Теперь каждое произведение отражает жизнь, которой стоит поучиться. Жизнь полна противоречий, а человек, его личность теперь рассматривается в нескольких контекстах –психологическом, социальном. В то же время романтики отвергали реальность, считая, что она полна грязи и быта, который только мешает постигать истинные цели, связанные с высокими чувствами, с достижением совершенства и свободы. Основные особенности: все события являются следствием истории, все явления в жизни логично взаимосвязаны, окружающее общество и настроения влияют на мироощущение человека, фактически говоря поговоркой: «Жизнь – не сахар». Она полна конфликтов.

Очень скоро неустроенность жизни склонит большинство писателей к реализму. Тогда и появляется обращение к социальной сатире. Ещё Н.А. Некрасов считал, что любовь и заботу стоит выказывать через острое осмеяние недостатков, пороков, которые нужно искоренять во благо светлого будущего. Например, сатирическим смехом были наполнены произведения Н.В. Гоголя, который смотрел сквозь него на любые социальные проявления. Несомненно, нужно было обладать высоким уровнем внимательности знанием психологии человека в обществе. Гоголь наряду с современниками стал развивать в литературе образ «маленького» человека. За основу можно взять произведение «Шинель». Чаще всего – это угнетённый человек, не воспринимаемый обществом, права которого постоянно ущемляются. Призыв обратить внимание на таких людей прокатился в русской литературе упрёком к сильным мира сего. В противовес иронии, сатире Гоголя выступали поэты-лирики, которые брали за основу своего творчества романтизм, считая, что только в светлой грусти лирического героя можно увидеть отражение собственной души, что может способствовать переосмыслению личных ценностей.

Павел 1 в цензуре ориентировался на екатерининские идеи, а, следовательно, следующий правитель – Александр 1 считал их устаревшими и непригодными для эпохи своего правления. Ведь при Екатерине было гарантировано процветание науки и литературы. Поэтому 31 марта 1801 г. Александр I подписывает указ:

 

«Простирая попечения Наши в пользу верноподданных Наших и желая доставить им все возможные способы к распространению полезных наук и художеств, повелеваем учиненные указом 18 апреля 1800 года запрещения на впуск всякого рода книг и музыки отменить, равномерно запечатанные по повелению июня 5-го дня 1800 года последовавшему частные типографии распечатать, дозволяя как провоз иностранных книг, журналов и прочих сочинений, так и печатание оных внутри государства по точным правилам, в указе от 16-го сентября 1796 года постановленным».

Но уже в 19 веке негативно отзываются в правящих кругах и о творчестве Салтыкова-Щедрина, представлявшим чиновников бесполезными белоручками, неспособными без народа ни к чему, кроме «поедания булочек», и о творчестве Тургенева за идеи нигилизма, отрицавшего смысл человеческого существования и какого-либо порядка.

Александр 2 пришёл на смену власти Николая 1, выступив освободителем, который отменил крепостное право, разрешил обсуждение реформ в области политики и общества в прессе. В этот период ослабляется цензура. Можно считать данный период «оттепелью».

Такие известные личности, как Пушкин, Гоголь, Островский, Грибоедов, положили начало реалистическим традициям в русских романах 19 века. Писатели работают над причинами возникновения освободительных движений, описывают образы, которые казались идеалами для народа. Государство не выступает единственно правой силой, что позволяет говорить о вере в народных освободителей, которые, конечно, не идеальны в своих действиях, но в конечном счёте события формируются таким образом, что заставляет торжествовать добро над злом. В это время появляются такие герои, как Чацкий, которые качеством противостоял количество устаревшему обществу, основанному на иерархии власти (А.С. Грибоедов). В эту же эпоху появляется и образ Емельяна Пугачёва, называвшегося Петром 3, обещавшего свободу угнетённому властью народу. Островский приводит в народное сознание Екатерину, свою героиню, которая станет «лучом света в тёмном царстве», выступая против закостенелого двора Кабанихи. А гоголевский «Ревизор» с его немой сценой и «Мёртвые души» как история развития русского характера – настоящие шедевры сатирической мощи «золотого века».

Общество могло использовать единственной возможный способ высказать своё мнение – литературные журналы. Они объединяли труд деятелей различных искусств, от художников до писателей, которые одинаково смотрели на развитие социума и литературы эпохи. Журнальные статьи просматривались лично царём, поэтому писателям часто приходилось менять стиль, использовать различные литературные приёмы: аллегории, например. А.С. Пушкин и историк-писатель П.П. Свиньин издавали журналы «Современник» и «Отечественные записки», в котором издавались статьи по истории, географии, а также особое внимание уделялось быту и нравам российских людей.

Народничество — политика интеллигенции со второй половины 19 века, которая призывала сблизиться с простым народом, найти свои истоки и место в жизни. Интеллигенты чувствовали, что потеряли свою связь с народной правдой и мудростью. Первым этапом становления народничества можно считать дворян, марксистов.

Скульптор Александр Михайлович Опекушин создал памятник Александру Сергеевичу Пушкину, который был установлен 6 июня 1880 года. Бронзовый памятник был установлен в начале Тверского бульвара на Страстной площади (теперь Пушкинская). Только в 20 веке его переместили на другую сторону площади.

Развивались светские СМИ. В Петербурге выходило 47 изданий, в Москве – 84, в глубинке – 3. Многие из них существовали не более 2 лет. Самым долговечным оказался “Вестник Европы”, который издавался практически 30 лет. В этот период больше писали о моде, светских приёмах, сплетни из жизни знатных особ.

Тогда же процветает работа поэтов чистого искусства, таких как А. Фет, Ф. Тютчев. Их поэзия была наполнена намёками, догадками, недосказанностью. Здесь больше отражаются не мысли и чувства, а поток сознания поэта. По мнению представителей данного направления – искусство и жизнь два параллельных полюса, которые не должны иметь ничего общего. 

В широком кругу литературы золотого века было принято обличать социальное неравенство и общественные порядки 19 века. Тут можем вспомнить славное имя Ивана Андреевича Крылова. Он создаёт сатирические картины несовершенства в баснях «Обоз» и указывает на недальновидность тёмного общества в басне «Лягушки, просящие царя».

Усиление роли сказочно-легендарных и фантастических мотивов в литературе обусловлено тем, что теперь принято было рассматривать события не только через призму чуда, но, обращая внимание на поступки героев, а Салтыков-Щедрин и вовсе создавал взрослые сказки, иронично намекая на привычку надеяться на «авось», вечно искать виноватых, не замечая собственных недостатков. От сказки остаётся только гипербола, призванная усилить недоумение или смех читателей над глупостью мирской.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 648; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!