Подготовка текста Е. Г. Водолазкина, перевод и комментарии Е. Г. Водолазкина и Г. М. Прохорова 24 страница



Потом спрашивали его, почему он тогда так вопил, и он сказал: «Поскольку вы били меня, чтобы я замолчал, они еще больше били меня, говоря, чтобы я кричал. А я не знал, кого из вас слушать, ибо и те и другие немилосердно били меня, и потому я кричал». Видя это чудо, все прославили Бога, Пречистую Его Мать и блаженного Кирилла, говоря: «Воистину дивен Бог во святых Своих!»

 

По сих же временехъ благочестивая княгини Михаилова Елена, исцѣление получивши своему недугу, и бысть здрава. Видѣв же благочестивый князь Михаилъ прславное сие бывшее чюдо, прослави Бога и Того Пречистую Матерь и преподобнаго отца Кирила. И тако братию доволно учредивъ, и многу милостыню дасть манастырю, прочее отиде въсвояси.

После этого в скором времени благочестивая княгиня Михайлова Елена получила избавление от своего недуга и стала здоровой. Увидев это преславное чудо, благочестивый князь Михаил прославил Бога, Его Пречистую Мать и преподобного отца Кирилла. И щедро угостив братию и большую милостыню дав монастырю, ушел оттуда к себе.

 

По сихъ же нѣкоему времени минувшу, князь Михаилъ начатъ болѣти. И тако ему в болѣзни сущу, и — якоже преже рѣхомъ, велию вѣру имѣя к манастырю Пречистыя обители Кириловы — посылаеть с молением къ игумену того манастыря, Касиану именем, яко да помолится съ братиею о немъ. Священную воду тому посылают. Прием же благочестивый князь Михаилъ с великою вѣрою принесеную воду от манастыря блаженаго Кирила, и, благодатию Христовою и Того Пречистыа Матере, токмо воды тоя вкушениемъ исцѣление получи и бысть здравъ, благодаряше Бога и Того угодника Кирила.

Но по прошествии некоторого времени князь Михаил начал болеть. И, болея, — а, как мы уже сказали, он имел большую веру в монастырь Пречистой, Кириллову обитель, — послал он просьбу к игумену того монастыря, Кассиану именем, чтобы тот помолился о нем. Ему послали освященную воду. Принял благочестивый князь Михаил с великой верой воду, принесенную из монастыря блаженного Кирилла, и благодатью Христовой и Его Пречистой Матери от одного только вкушения той воды получил он исцеление и, став здоров, благодарил Бога и Его угодника Кирилла.

 

Нѣкогда бо, времени нѣкоему минувшу, княгини благочестиваго князя Михаила, непраздна суща и въ утробѣ имуща отроча, и прежде уставленаго Богомъ дне, рекше прежде шестихъ недѣль рождениа, отроча въ чревѣ матерни умерша познавашеся. И понеже времени наставшу рождениа, и мертвое отроча не можаше от чрева матерня произыти, тѣмже и княгини в болѣзни велицѣй бывше, недоумѣяшеся, что сътворити, обаче уже и живота отчаявшеся и ничтоже ино, токмо смерть пред очима имущи. Благочестивый же князь Михаилъ, зря супружницю свою тако стражющу, печалию съкрушашеся, но не имѣаше что сътворити, токмо Бога моляше. Богъ же иже всѣмъ человѣком хотя спастися и в разумъ истинный приити. Прииде же въ умъ князю Михаилу, и въспомяну принесеную священную воду от манастыря блаженаго Кирила, еяже ради Богъ того помилова, и повелѣ принести оставшее от воды тоа. И велить болѣзненое чрево княгини священною водою помазати. И сему тако бывающу, и абие отроча мняшеся живо быти въ чревѣ матерни. И тѣмже мертво прочее родися, и княгини нечаемо от болѣзни премѣнися, и въ еже умрети бяше жити сподобися и бысть здрава, хвалящи и благословящи Бога. Такоже и благочестивый князь Михаилъ възрадовася о здравии супружници своей, видѣвъ, яко помилова ю Богъ. Иже прежде мало сего мняше ю въ гробъ вселяему, нынѣ же живу и здраву видѣ, веселяшеся, тако и съ всѣми людми своими хвалу же и величие въздающе Богови и Пречистѣй Богоматери и блаженому отцю Кирилу.

А однажды, когда миновало некоторое время, княгиня благочестивого князя Михаила, будучи непраздна и имея в утробе ребенка, поняла, что прежде установленного Богом дня, за шесть недель до рождения, умер ребенок в ее чреве. И когда настало время рождения, мертвый ребенок не мог из чрева матери выйти, и потому княгиня была в тяжелой болезни, не зная, что предпринять, и уже отчаялась остаться в живых и ничего другого, кроме смерти, не ожидала. Благочестивый же князь Михаил, видя, что супруга его так страдает, сокрушался от печали, но не мог ничего поделать и только Бога молил. Бог ведь желает, чтобы все люди спаслись и в разум истинный пришли. Осенило ум князя Михаила, и вспомнил он освященную воду, принесенную из монастыря блаженного Кирилла, благодаря которой Бог его помиловал, и повелел он принести остаток этой воды. И велит он помазать болезненный живот княгини освященной водой. И когда это сделали, вдруг показалось, что дитя живо во чреве матери. И затем родилось мертвое дитя, и княгиня нежданно избавилась от болезни и вместо того, чтобы умереть, сподобилась жить и стала здоровой, хваля и благословляя Бога. Также и благочестивый князь Михаил возрадовался о здоровье своей супруги, увидев, что помиловал ее Бог. Видя ныне ту, о которой незадолго до этого думал, что она вселится в гроб, живой и здоровой, он веселился, воздавая со всеми своими людьми хвалу и величания Богу, Пречистой Богоматери и блаженному отцу Кириллу.

 

Тѣмже благочестивый князь Михаилъ велию вѣру стяжа къ Пречистѣй Богоматери Кирилова манастыря и многая предасть тоя обители села же и езера. Не токмо тогда, но и всегда многа имѣниа непрестанно даяше, подобяся въ всемъ отцу своему, благородному князю Андрѣю Димитриевичю, и тъй бо благочестивый князь Андръй многа дасть и даяше манастырю Пречистыа, Кириловы обители. И аще о сем взыщеши, всюду обрящещи памятемъ достойна ему даяниа, иже суть и донынѣ всѣмъ знаемы и въ вѣчьную и некончаему всѣмъ бывшим родомъ память его.

Потому благочестивый князь Михаил великую веру приобрел в Кириллов монастырь Пречистой Богородицы и передал той обители многие села и озера. Не только тогда, но всегда, непрестанно много имений давал он, уподобляясь во всем своему отцу, благородному князю Андрею Дмитриевичу, ибо и тот благочестивый князь Андрей много дал и давал монастырю Пречистой, Кирилловой обители. И если возьмешься это разыскивать, то повсюду найдешь его достопамятные даяния, каковые и поныне всем известны и пребывают в вечную нескончаемую память о нем всем родам.

 

ЧЮДО СВЯТАГО КИРИЛА

ЧУДО СВЯТОГО КИРИЛЛА

 

И ниже да умолчано будеть чюдо, бывшее блаженымъ Кириломъ, иже прежде сего мало бывшее. Купца нѣкоего Иоанна сынъ, Иванъ именемъ, съй бѣсом позавидѣнъ бывъ, и ума иступльшу, и нѣкыя страшныя и странныя гласы испущаще. И что много глаголати: и прочее всѣхъ человѣкъ мудрований оставленъ бывъ. Отець же его Иванъ, яко видѣ сына своего Ивана от благыхъ паче на горшая попущением Божиимъ и навѣтомъ того самого бѣса предуспѣвающа, посылает того на Бѣлоезеро в манастырь, идѣже блаженый Кирилъ лежаше. И тамо ему бывшу, и такоже начат бѣситися и нѣкая словеса странна и гнусная глаголати не токмо на человѣка, но и на самого Бога и святых Его.

Да не будет умолчано и о чуде блаженного Кирилла, которое произошло незадолго до того. Сыну некоего купца Иоанна по имени Иван позавидовал бес, и тот сошел с ума, и страшные и нелепые звуки издавал. И что тут много говорить: вообще всякого человеческого смысла был он лишен. Отец же его Иоанн, когда увидел, что сын его попущением Божиим и наветом этого преуспевающего беса сменил благое на худшее, послал того на Белоозеро в монастырь, где лежит блаженный Кирилл. И когда он там оказался, начал он так же беситься и говорить некие нелепые и гнусные слова не только о людях, но и о Самом Боге и о Его святых.

 

И тако сему бывающю, и часто къ чюдотворному гробу овогда приводиму, овогда же самому приходящу, игумен же съ братиею молитвовавше о немъ. И едва по многыхъ днехъ възможе въ чювство приити, исцѣление получи и бысть здравъ и смысленъ, якоже и прежде, благодатию того истиннаго Господа нашего Исуса Христа и помощию Владычица нашеа Богороднца и молитвами святаго отца Кирила. Отиде же здравъ в дом свой, благодарность Богови въздая и святому. Тѣмже отецъ его и мати и ини мнози, егоже преже зряху тако стражюша и ума иступившу, послѣди же здрава и цѣломудрена видяще того, вси единодушно прославляху величиа Божиа и блаженаго отца Кирила.

И пока это происходило, его часто подводили ко гробу Чудотворца, и он сам подходил, а игумен с братией молились о нем. И с трудом после многих дней смог он прийти в чувство, получил исцеление и стал здоров и осмыслен, как и прежде, благодатью самого истинного Господа нашего Иисуса Христа и помощью Владычицы нашей Богородицы и молитвами святого отца Кирилла. И ушел он здоровым к себе домой, воздавая благодарность Богу и святому. Потому и отец его, и мать, и иные многие люди, видя того, кого прежде видели так страдающим и ума лишившимся, а затем здоровым и правильно мыслящим, все единодушно прославляли величие Божие и блаженного отца Кирилла.

 

Многа же иная изрядная чюдеса блаженаго Кирила быша и бывают даже и до сего дне — не точию егда бяше въ временнѣй сей жизни, но и по преставлении, — ова явлена, ова же неявлена. Богу же обоя вѣдома, ихже писанию не предашеся множества ради. Сие же нѣчто мало отчасти житиа блаженаго написашеся, — да увѣдят вси и увѣрятся, яко Господь нашь Исус Христос славящих его прославляеть и здѣ утаити хотяща благая своя дѣланиа всюду добродѣтели ради явлены и славны творить. Блаженый же Кирилъ в пустыни токмо живяше, слава же того и добродѣтель повсюду, яко нѣкиимъ легким крилом, происхождаше, «не бо мощно бяше граду укрытися, верху горы стоащу».[57]

Много и других необыкновенных чудес блаженного Кирилла происходило и происходит по сей день, — не только когда он пребывал в этой временной жизни, но и по его преставлении, — одни явно, другие же неявно. Богу же и те и другие известны, но записаны они не были по причине их множества. Только эта некая малая часть жития блаженного оказалась записанной, — чтобы увидели все и поверили, что Господь наш Иисус Христос славящих Его прославляет и желающих утаить здесь свои добрые дела делает за их добродетель повсюду известными и прославленными. Блаженный Кирилл жил ведь только в пустыни, а слава его добродетели повсюду, как на легких крыльях, пролетала, ибо «невозможно укрыться городу, стоящему на вершине горы».

 

Такова бяху Кирилова исправлением произволениа, такова блаженаго отца мира и яже в мирѣ отвръжение. Сицево житие взыскающихъ лице Бога Иаковля, таковый подвигъ спастися хотящимъ. Что бо честнѣйше, иже онъ стяжа в жизни сей? Глаголю же всѣхъ прьвѣе любы къ Богу, к симь же — чистоту телесную, и с нею же всякъ узрить Господа, худость ризную, безмѣрную простоту, любовь къ всѣм нелицемѣрную, постъ, молитву, въздержание, бдѣние, вѣру несумѣнну, слезы непрестанныи, съкрушение сердца и смирение, егоже ради, речеся: «Сердце съкрушено и смирено Богъ не уничижит».[58]

Таково было стремление Кирилла к исправлению, таким было блаженного отца отвержение мира и того, что в мире. Таково житие взыскующих Бога Иаковлева, таков подвиг желающих спастись. Ибо что почетней того, что он стяжал в этой жизни? Назову прежде всего любовь к Богу, затем — чистоту телесную, с которой всякий увидит Господа, бедность одежды, безмерную простоту, любовь ко всем нелицемерную, пост, молитву, воздержание, бдение, веру без сомнений, слезы непрестанные, сокрушение сердца и смирение, ради которого сказано: «Сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит».

 

К симъ же и иная многа изрядная чюдеса бываху: лукавых бѣсовъ отогнаниа, недугом различнымъ исцѣление, слѣпымъ очесы прозрѣниа; лишенымъ разума цѣломудрию съ Богомъ податель, противящихся тихый увѣщатель, безъимѣнию учитель, общему житию съвръшитель. И всѣм всяко, по апостолу, бывъ, да всѣхъ приобрящет, да всѣхъ спасеть, да всѣх Богови приведеть, да съ дръзновениемъ речет Владыцѣ своему: «Се азъ и дѣти, еже ми далъ еси».[59] Всѣхъ бо, яко отець, любляше, о всѣхъ печяшеся, о всѣхъ полезная промышляше и всѣхъ, яко свои уды, миловаше, всѣхъ душевьныа струпы обязааше, всѣхъ телесныхъ недугъ нсцѣляше, всѣх от злобъ съгнитие очищая, всѣмъ любовный пластырь тѣхъ вредомъ прилагааше, всѣхъ масломъ милованиа помазаваше. Не бяше тогда скръбяща или оскорбляема. Аще бо нѣкто и малодушенъ бяше или лѣнивъ, но тъй собою исправляше, собою образъ даяше. Иже на нь всуе гнѣвающемуся благоувѣтливъ бяше, и аще кто тому прерѣковаше, длъготръпѣниемъ и млъчаниемъ того к любви привлачаше, и от сего познати бяше, Чий есть ученикъ и Кому подражатель бяше, — явѣ, яко рекшему: «Будете милостиви, яко Отець вашь небесный щедръ есть»,[60] — и да навыкнуть, на кого очи Господни призирают: «Точию кроткаго и смиренаго, и трепещущаго Моихъ словесъ».[61] Господне есть глаголющее, а не мое.

Помимо этих происходили и многие другие, из ряда вон выходящие чудеса: лукавых бесов изгнания, от различных недугов избавление, слепых очей прозрения; для лишенных разума святой здравого смысла с Богом податель, противящихся тихий увещеватель, нестяжания учитель, общему житию совершитель. И всем всячески, по апостолу, был, да всех приобретет, да всех спасет, да всех к Богу приведет, да с дерзновением скажет Владыке своему: «Вот я и дети, которых Ты мне дал». Ибо всех он, как отец, любил, обо всех пекся, обо всем полезном заботился и всех, как свои члены, жалел, душевные струпы всем перевязывал, телесные недуги у всех исцелял, всех от гноя злобы очищая, всем пластырь любви к их ранам прикладывая, всех маслом помилования помазывая. Не было тогда скорбящего или оскорбляемого. Если же кто-нибудь оказывался малодушен или ленив, то он его собой исправлял, собою пример подавал. К тому, кто гневался на него понапрасну, он бывал приветлив, и если кто-то с ним пререкался, он долготерпением и молчанием привлекал того к любви, и по этому можно было узнать, Чей он ученик и Кому подражал, — ясно, что — Сказавшему: «Будьте милостивы, как Отец ваш небесный щедр», — чтобы поняли, на кого очи Господни призирают: «Только на кроткого и смиренного и трепещущего от Моих слов». Господни эти слова, а не мои.

 

Сиа же азъ, послѣдний въ иноцѣхъ, не на разумъ свой уповая или яко имѣя что, дръзнухъ еже паче моея силы — нѣчто о блаженемъ написати, вѣдый свою грубость и неразумие. Но понеже повелѣнъ бывъ от великаго князя Василиа Василиевичя, самодръжца, и Феодосия, митрополита всея Русии, и от настоателя тоа обители и всеа братии о Христѣ принуженъ бывъ, но еже и желаниемъ и любовию еже къ святому множае одръжимъ, нѣчто мало от житиа того написахъ, никое свое мудрование имый, но — елико слышахъ от повѣдавшихъ ми истинну, толико точию, елико да не вконець забвена будуть такова велика мужа житие, ниже да въ глубинѣ потоплена будуть нерадѣнием чюдеса, ихже Богь его ради творяше и творить не престае даже и до сего дне.

Худший из иноков, не на разум свой надеясь или умение, дерзнул я на то, что выше моей силы, — написать нечто о блаженном, зная свою грубость и неразумие. Лишь поскольку получил я повеление от великого князя Василия Васильевича, самодержца, и Феодосия, митрополита всея Руси, и настоятелем той обители и всей братией во Христе будучи принужден, а также и сильными желанием и любовью к святому охваченный, кое-что, немногое из его жития, я написал, никакого своего мудрствования не имея, но — сколько слышал от рассказывавших мне истину, лишь столько и написал, сколько нужно, чтобы не до конца забыто было такого великого человека житие, не потоплены нерадением в глубине чудеса, которые Бог ради него творил и не перестает творить даже и по сей день.

 

Святых бо чюдеса уподобишася нѣкыим воднымъ источникомъ, иже от земля исходяща и землю напояюще: сице же от святых телес Божиею помощию исходящая силы телесный недугь уврачюют человѣкомъ. Источници, елика истѣкають, толико паче не умаляются, и елико почерпают от него, толико паче свою мѣру исполняет и никое умаление приемлет от своего течениа. Сице же святыхъ исцѣление всѣмъ подаваема и николиже от вѣрныхъ оскудна бывають. Многащи же и врачеве, издавше своа врачебная былиа, иного требують, тѣмъ не сущу. Святый же не тако: точию вѣру требуеть, без неяже вся непотребна суть, якоже и учимы есмы: «Вѣра твоя спасеть тя»[62] и пакы: «По вѣрѣ твоей будет ти».[63] Вѣра бо всѣхъ спасаеть и всѣхъ избавляеть. Без вѣры бо и велика дѣланиа ничтоже възмогоша.

Чудеса святых подобны ведь некоторым водным источникам, из земли исходящим и землю напояющим: так же силы, исходящие с Божией помощью от святых тел, врачуют телесные недуги людей. Источник, истекая, не только не умаляется, но чем больше вычерпывают из него, тем больше прибывает в нем и его меру восполняет, и никакого не происходит уменьшения в его истечении. Так же всем подаваемые святыми исцеления никогда не оскудевают оттого, что верные ими врачуются. Но врачи часто, давая свои врачебные снадобья, требуют взамен чего-то, чего нет. Святой же — не так: только веру требует он, без которой все бесполезно, о чем и учимы мы: «Вера твоя спасла тебя», и еще: «По вере твоей будет тебе». Ибо вера всех спасает и всех избавляет. Без веры ведь и великий труд безрезультатен.

 

Но, о всечестный отче, на земли пустыни жителю, небесный гражданине, преподобнымъ съжителю, праведным единокровне, иже смирением высокый, нищетою богатый, иже нищимъ кормителю, скорбящим милостивное утѣшение, слѣпымъ вождь, плачющим радость, обидимымъ помощникъ, немощным врачь, обуреваемым въ грѣсѣхъ пристанище и скорый всѣмъ заступник, вѣси наше неможение, вѣси же и лукаваго еже на нас навѣта. Требуемъ твоея помощи и заступлениа, требуем же молитвеное къ Богу, требуемъ ходатайственое. К тебѣ припадающе, молимся и молити не престаемъ: молися съхранити стадо свое, еже многыми труды събралъ еси, ихъже от душа възлюбилъ еси, о нихже еще в жизни сей много трудися, яко да избавить от сѣти ловящихъ бѣсовъ, иже ищущихъ нашу погыбель, и от человѣкъ лукавых. Вѣси бо иже на нас козни лукаваго, вѣси бо нашу лѣность и уныние, вѣси естьство наше удобь поползаемо и къ злобѣ скоро текущее. Сего ради молим тя: да якоже, егда бяше в жизни сей с нами, много о нас печяшеся, промышляа намъ полезная, тако и нынѣ всѣм подаждь еже къ спасению прошения и животъ вѣчный. Благочестивымъ же князем нашимъ на врагы способьствуй, яко да и мы в тишинѣ ихъ тихо и безмолвно житие поживемъ. И всѣхъ, иже въ пречистый храмъ днесь приходящих и почитающих святое ти успение, съхрани и съблюди от всякых совѣт вражиихъ ненавитны. Болѣзни облегчи, волны утиши, скорби премени и всѣхъ нас помилуй. Прииди посреди нас невидимо, и наша молениа, иже тебе ради Богови всылаемая, приими, и сия приноси къ творцю и Богу нашему, яко да съгрѣшениемъ оставление приимем въ день Суда и вѣчныхъ благъ сподобимся о Христѣ Исусѣ, о Господѣ нашем, Емуже слава и дръжава, честь и покланяние съ безначалнымъ Его Отцемъ, и с Пресвятымъ и благымъ и животворящим Ти Духом нынѣ и присно и в вѣкы вѣком. Аминь.

О всечестной отец, на земле пустынножитель, небесный гражданин, сожитель преподобных, единокровник праведников, смирением высокий, нищетою богатый, нищих кормитель, скорбящих милостивое утешение, слепых поводырь, плачущих радость, обижаемых помощник, немощных врач, грехами обуреваемых пристанище и скорый всех заступник, ты знаешь нашу немощь, знаешь и то, как лукавый на нас нападает. Мы нуждаемся в твоей помощи и заступничестве, нуждаемся в твоих молитвах, ходатайствах к Богу. Тебя, припадая, молим мы и молить не перестаем: молись о сохранении стада своего, которое многими трудами ты собрал, о людях, которых ты от души полюбил, для которых еще в этой жизни много трудился, чтобы избавить их от сети ловящих бесов, ищущих нашей погибели, и от людей лукавых. Ты ведь знаешь козни против нас лукавого, знаешь ведь нашу леность и уныние, знаешь, как природа наша легко поскальзывается и быстро устремляется ко злу. Потому мы молим тебя: как, когда ты был с нами в этой жизни, много о нас заботился, добиваясь полезного для нас, так и ныне подавай всем просимое для спасения и жизнь вечную. Благочестивым же нашим князьям способствуй бороться с врагами, да и мы в тишине их тихую и немятежную жизнь проживем. И всех, в пречистый храм сегодня приходящих и почитающих славное твое успение, сохрани и соблюди от всяких нападений вражеских невредимыми. Болезни облегчи, волны успокой, скорби прекрати и всех нас помилуй. Приди и стань среди нас невидимо и наши мольбы, через тебя Богу воссылаемые, прими и донеси их до творца и Бога нашего, чтобы мы получили прощение наших грехов в день Суда и вечных благ сподобились о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава, держава, честь и поклонение с безначальным Его Отцом и Пресвятым и благим и животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!