Подготовка текста и перевод Л. В. Мошковой и А. А. Турилова, комментарии Б. Н. Флори 9 страница
Наутро же постригся в святой иноческий образ и, приобщив свет κ свету, нарек себе имя Кирилл. И пробыл в этом образе 50 дней. И когда приблизилось время, приняв покой, перейти в вечную жизнь, воздел κ Богу руки свои и прочитал молитву, так говоря со слезами: «Господи Боже мой, который составил все ангельские чины и бесплотные силы, небо распростер и землю основал, и все сущее от небытия в бытие привел, всегда и везде внимающий волю твою творящим, боящимся тебя и хранящим заповеди твои. Вними моей молитве и сохрани верное твое стадо, κ которому приставил меня, негодного и недостойного раба твоего, избавляя от всякой безбожной и языческой злобы и от всякого многословия и от хульного еретического языка, возводящего хулу на тебя. Истреби триязычную ересь и умножь церковь свою числом <верующих>, объединив всех в единодушии. Сотвори избранниками людей, мыслящих едино об истинном исповедании подлинной веры твоей, и вдохни в их сердца слово твоего учения. Ведь это твой дар, что принял ты нас, недостойных, для проповедования евангелия Христа твоего. Стремящихся κ добрым делам и творящих угодное тебе, которых ты поручил мне, как твоих тебе передаю. Благоустрой их силою твоею и десницею, покрывая сенью крыльев твоих, чтобы всячески восхваляли и прославляли имя Отца и Сына и Святого Духа во веки. Аминь». Облобызав всех святым лобзанием, сказал: «Благословен Бог наш, который не отдал нас как добычу зубам невидимых врагов наших, но разрушилась сеть их, и избавил нас от истления». И так почил в Господе, прожив 42 года, в 14 день месяца февраля, во 2 индикт, от сотворения мира в 6377 году.
|
|
Повелѣ же апостоликъ всѣмъ грѣкомъ, иже бяху в Римѣ, тако и римляномъ, съ свѣщами съшедъшеся, пѣти надъ нимь, створити провожение ему, якоже самому папежю створили. То же и створиша.
Повелел апостолик всем грекам, которые были в Риме, a также и римлянам, собравшись со свечами, петь над ним, устроить ему проводы как самому папе. Так и поступили.
Мефодии же брат его въпроси апостолика, глаголя, яко: «Мати ны есть закляла, да иже наю пьрвѣе на судъ идеть, да прѣнесеть брат въ свои манастырь[172] и ту и погребеть». Повелѣ же папежь вложити и в раку и забити и гвозды желѣзны. И тако держа и 7 дьнии, готовя и на путь. Рекоша же къ апостолику римьстии пискупи: «Понеже есть Богъ, по многымъ землямъ хожьша, привелъ и сѣмо и сдѣ дущю его изялъ — сдѣ ему достоить лежати яко чьстьну мужю». Рече же апостоликъ: «То за святыну его и любовь римьскыи обычаи прѣступле, погребу и в моемъ гробѣ въ церкви святаго апостола Петра». Отвѣща же братъ его: «Понеже мене не послушасте и не дасте ми его, аще вы есть любо, да ляжеть въ церкви святаго Климента,[173] с нимьже есть сѣмо пришелъ». Повелѣ же апустоликъ тако створити.
|
|
Брат же его Мефодий попросил апостолика, говоря: «Мать наша завещала нам, чтобы того, кто из нас первый умрет, перенес брат в свой монастырь и там его похоронил». И повелел папа положить его в раку и забить ее гвоздями железными. И так задержали его семь дней, готовя в дорогу. И сказали апостолику римские епископы: «Раз Бог привел его, ходившего по многим землям, сюда и здесь его душу взял — здесь ему следует покоиться как достойному мужу». И сказал апостолик: «Тогда ради святости его и любви нарушив римский обычай, похороню его в моей гробнице в церкви святого апостола Петра». Отвечал же брат его: «Раз вы меня не послушали и не отдали его мне, то, если вы согласны, пусть лежит он в церкви святого Климента, с <мощами> которого пришел сюда». И повелел папа поступить так.
И пакы сбравшемъся епископомъ всѣмъ и чернецемъ и всѣмъ людемъ проводити и чьстно. Хотяще же положити и, рекоша епископи: «Отгвождьше раку, видимъ, аще есть цѣлъ, еда есть что взято от него». И тружьшеся много, не могоша отгвоздити ракы по Божию повелѣнию.
|
|
И вновь собрались все епископы и чернецы и все люди проводить его с честью. Когда же хотели положить его в гробницу, сказали епископы: «Вынув гвозди из раки, посмотрим, цел ли он, или же взята часть от него». И много трудясь, не смогли открыть раку по Божиему повелению.
И тако с ракою положиша и въ гробъ о десную страну олтаря въ церкви святаго Климента, идеже начаша тъгда многа чюдеса бывати, еже видѣвше римлянѣ боле ся прѣложиша святыни его и чьсти. Написавъ же икону его надъ гробомъ, начаша свѣтити надъ нимь дьнь и нощь,[174] хваляще Бога, прославляющаго тако же славять. Тому бо есть слава въ вѣкы. Аминь.
И так в раке положили его в гробницу справа от алтаря в церкви святого Климента, где начали тогда свершаться многие чудеса, видев которые, римляне больше стали почитать святость его и честь. И написав образ его над гробницей, <зажгли лампаду, чтобы> светила над ним день и ночь, восхваляя Бога, прославляющего так <тех>, что славят его. Тому слава во веки. Аминь.
[1] Богъ милостивъ и щедръ...животу... — Монтаж цитат из разных библейских книг: Иоиль. 2, 13; Тим. 2, 4; Иез. 33, 11.
[2] Овча моя ... в ѣ чныи. — Иоан. 10, 27.
[3] Подобни ми бываите ... Христу. — 1 Кор. 11, 1.
|
|
[4] Солунь (Селунь) — Фессалоника, современные Салоники — город на северном побережье Эгейского моря, в IX в. один из главных городов Византийской империи.
[5] Другарескъ — друнгарий, командир «друнги», в иерархии военных властей фемы (военно-административного округа в Византии IX—X вв.) занимал следующее место: стратиг — турмарх — друнгарий — комит.
[6] Стратиг — глава фемы.
[7] Иов — библейский праведник (книга Иова).
[8] ...семь отрокъ... — Неоднократное упоминание числа 7 или кратных ему для определения событий в жизни героя или его родителей заставляет подозревать, что это не столько реальные даты, сколько стремление агиографа использовать для измерения священное число. Можно отметить и другие характерные для агиографии мотивы: отказ младенца от молока кормилицы, отказ родителей после его рождения от плотских сношений.
[9] Егда же роди и мати... — По свидетельству Жития Константин скончался 14 февраля 6377 г. (т. е. 869 г. по сентябрьскому стилю, принятому в Византии, или 870 г. — по мартовскому, который мог применяться в Великой Моравии), 42 лет от роду. Β соответствии с этим его рождение следует относить либо κ концу 826—началу 827 г., либо κ концу 827—началу 828 г. Β памятнике церковного происхождения, принадлежащем κ византийскому культурному миру, логичнее ожидать первый вариант.
[10] ...отца и устроителя...крьстияны. — Имеется в виду византийский император, считавшийся главой всех христиан на земле.
[11] ... вид ѣ сонъ... — Рассказ ο чудесном сне сложился под влиянием сочинений знаменитого церковного деятеля, теолога и писателя IV в. Григория Назианзина. Β Житии сон Константина приспособлен κ условиям жизни IX в., когда был распространен выбор невесты для императора или наследника из числа собранных в столицу красавиц.
[12] Сыну, храни законъ... матере своея. — Притч. 6, 20.
[13] Св ѣ тилникъ бо ... и св ѣ тъ. — Притч. 6, 23.
[14] Рчи же ... створи. — Притч. 7, 4.
[15] Сияеть бо ... избавишися ею. — Ср. Прем. 7, 29; 8, 2; 10, 9.
[16] Плакида — Евстафий Плакида — римский военачальник; согласно его житию, обратился в христианство, увидев во время охоты оленя с крестом между рогами (Житие Плакиды см. БЛДР, 3).
[17] Григорий Феолог — Григорий Богослов (Назианзин).
[18] О Григорие... и учитель. — Данный текст — попытка стихотворного перевода с греческого языка молитвы Константина.
[19] Вшед же въ многи ... сердца своего. — Эпизод свидетельствует ο том, что в провинции в IX в. можно было получить лишь начальное образование.
[20] Логофет — с VII в. глава важнейших центральных ведомств Византии, здесь — логофет Феоктист, первый министр при дворе императрицы Феодоры и ее малолетнего сына Михаила III в 40-х—начале 50-х гг. IX в.
[21] ...да ся бы съ царемъ училъ. — Данное свидетельство маловероятно, так как Михаил III был значительно моложе Константина.
[22] Боже отець наших... премудрость... — Прем. 9, 1—2, 4.
[23] ...да разум ѣ въ... спасуся. — Ср. Прем. 9, 10, 19.
[24] Азъ бо есмь ... твоея. — Ср. Пс. 115, 7; Прем. 9, 5.
[25] Царьград — Константинополь, столица Византийской империи.
[26] Лев — Лев Математик — ученый IX в., возобновивший занятия точными науками и изучение античных текстов; позднее — глава государственного училища, созданного дядей императора Михаила III Вардой.
[27] Фотий — филолог, знаток древних авторов, теолог; в 40—50-х гг. крупный государственный чиновник, с 858 г. — патриарх Константинопольский.
[28] Научи же ся Омиру ... художьствомь. — Перечень наук традиционен и соответствует курсу организованного позднее Константинопольского университета. Упоминание на первом месте не связанных между собой Гомера и геометрии, возможно, объясняется тем, что этим наукам Константин учился у Льва, а остальным — у Фотия.
[29] Скорость бо ся ... съ Богомъ жити. — Мозаика фрагментов из Похвального слова Василию Великому Григория Богослова.
[30] Княжение — термин для обозначения архонтии, территории, населенной славянами, во главе которой ставился вместо местного князя чиновник.
[31] ...прад ѣ дьняа чьсти... искати. — Прадедом назван Адам, отыскать его честь и богатство — достичь совершенства, которым отличался праотец до грехопадения. Отрывок следует трактовать как отказ от светской карьеры и желание стать монахом.
[32] Царица — Феодора, вдова императора Феофила (829—842), мать Михаила III (842— 867), после смерти мужа и до 850 г. — правительница.
[33] ... книгчии... — Вероятно, имеется в виду библиофилакс — библиотекарь, поскольку Константин как молодой клирик, не имевший опыта работы в администрации, не мог сразу стать хартофилаксом — главой патриаршей канцелярии и архива, а должен был получить более скромную должность. Так как все известные хартофилаксы были дьяконами, Константин не мог получить сан выше, и сообщение ο посвящении его сразу в священники — неточно. Β украинско-белорусских списках Жития, обладающих рядом текстологических особенностей, должность Константина обозначена как «сосудохранитель», т. е. скевофилакс — хранитель патриарших облачений.
[34] ...патриарх... — Вероятно, имеется в виду патриарх Игнатий (847—858).
[35] Святая София — собор в Константинополе, при котором находились патриаршая библиотека и архив.
[36] Узкое море — пролив Босфор.
[37] Умолиша же ... ся ятъ. — Возможно, речь идет ο назначении Константина преподавателем Константинопольского университета.
[38] Анний патриарх — Иоанн Грамматик, патриарх Константинопольский (837—842), глава партии иконоборцев. Анний — презрительная кличка, данная ему его противниками. Рассказ ο диспуте вызывает сомнения исследователей, так как подобные рассказы известны и в житиях других святых того же времени.
[39] Патрикий — один из высших византийских почетных титулов.
[40] He сътвориши всякого подобиа. — Ср. Исход 20, 4 в Острожской Библии.
[41] He сътвориши подобиа. — Ср. Исход 20, 4; Вт. 5, 8.
[42] Чтение второе. — Следующий далее рассказ ο посольстве κ арабам неоднократно вызывал сомнения, так как такое посольство не упоминается в других источниках. Однако некоторые детали свидетельствуют ο том, что это посольство имело место.
[43] Давида... с тремя каменми... — См. 1 Царств. 17, 40. Β Библии говорится ο пяти камнях. Здесь отразился след глаголического оригинала: в глаголице Β (3) и Д (5) имеют очень близкое начертание.
[44] Асикрет Георгий — византийский дипломат, ведший переговоры с арабами. Полагают, что именно он стоял во главе посольства, участником которого и был Константин.
[45] ...образи д ѣ монскы ... ругающеся. — По эдикту халифа Мутаваккиля (на престоле с 847 г.), преследовавшего христиан, предписывалось изображать дьявола на дверях их домов.
[46] Род его ... животъ его. — Деян. 8, 33; ср. Ис. 53, 8.
[47] Послахомъ духъ... ο Троици. — Коран 19, 7. Ссылка на эту суру — обычный аргумент в полемике с мусульманами византийских теологов.
[48] Молити за врагы... гонящимъ. — Ср. Мф. 5, 44; Лк. 6, 27.
[49] Молите за обидящая. — Мф. 5, 44; Лк. 6, 28.
[50] Больша сея любъви... за другы. — Ср. Иоан. 15, 13.
[51] Христосъ есть дань даялъ... — Утверждение неточно: Иисус Христос только не отрицал необходимости ее давать (Мф. 22, 17—21; Мр. 12, 14—17).
[52] Армениино. — Так славянский автор передал греческий вариант титула халифа — «амерумна». Константину, по-видимому, показывали постройки халифа Мутаваккиля в его резиденции Самарре, изумлявшие своей роскошью.
[53] Аще и смертно... не вредить. — Мр. 16, 18.
[54] Единою же на Святыи дьнь... ο вс ѣ х сихъ. — Рассказ этот представляет одно из обычных для агиографии общих мест.
[55] Олимбъ — гора Олимп в Малой Азии на побережье Мраморного моря — один из центров византийского монашества в IX в.
[56] Хазары — союз тюркоязычных племен, главным образом кочевых, создавших на Нижней Волге и в степном Предкавказье государственное образование раннефеодального типа — Хазарский каганат (VII—середина X в.).
[57] ...испьрва единъ токмо Богъ ... имемъ. — Подавляющее число исследователей считают речь хазарских послов вымыслом агиографа. Судя по арабским и еврейским источникам, каган и хазарская знать приняли иудаизм по крайней мере за несколько десятилетий до путешествия Константина.
[58] Хорсунь — Корсунь, Херсон — город на территории современного Севастополя, центр византийских владений на Крымском полуострове.
[59] Самарянин. — Самаритяне — название этнической и религиозной группы семитского населения.
[60] ...книгы самар ѣ искы... — Имеется в виду Пятикнижие, написаиное самаритянской азбукой.
[61] ...русьскы писмены... — Это загадочное место в Житии породило огромную литературу, из которой можно выделить следующие основные точки зрения: 1) русские письмена — письмена древних «руссов» (восточных славян), которые затем легли в основу изобретенной Константином азбуки; 2) имеется в виду перевод Библии на готский язык, осуществленный в IV в. Вульфилой; 3) имеются в виду «сурские», т. е. сирийские письмена. Большинство исследователей в настоящее время придерживаются последней точки зрения.
[62] ...яко святыи Климент ... лежить... — Имеются в виду останки похороненного у Херсонеса мученика раннехристианского времени по имени Климент, которого легенда, возникшая в IV—VI вв., отождествила с Климентом, папой римским, третьим преемником апостола Петра. Место погребения в результате погружения берега κ IX в. оказалось на полузатопленном островке.
[63] Архиепископ — Георгий, архиепископ Корсунский.
[64] ...якоже пишеть въ обр ѣ тение его. — Имеется в виду написанное Константином на греческом языке и сохранившееся только в славянском переводе Сказание об обретении мощей св. Климента.
[65] Угры — венгры, кочевавшие в этот период в причерноморских степях.
[66] ...кюръ ил ѣ са... — От греч. κυριε ελεησον — «Господи, помилуй».
[67] Меотьское озеро — название Азовского моря в античной и византийской литературе.
[68] Капийская врата — обозначение Дербентского прохода в античной и византийской литературе.
[69] Д ѣ дъ им ѣ хъ велии... есмь. — Аллегория библейского рассказа ο грехопадении.
[70] Слушаи мене... въ в ѣ кы. — Ис. 48, 12.
[71] Въ гор ѣ каменнии ... наша гр ѣ хы. — Ср. Исход 19, 16; 34, 9; 1 Иоан. 3, 5.
[72] Акюла — Аквила — еврейский ученый II в., переводчик Ветхого Завета на греческий язык. Константин использовал этот перевод, отличающийся от Септуагинты, как доказательство христианского догмата ο воплощении Бога в человеческом теле.
[73] Се азъ въздвигну ... в того м ѣ сто. — Ср. Быт. 9, 9, 2—6.
[74] Даю законъ... и тобою. — Ср. Быт. 17, 13, 2, 4, 7.
[75] Послуши же зав ѣ та сего... Егупетьскы. — Иер. 11, 2—4.
[76] Пр ѣ ставлю ... дамъ. — Ср. Иезек. 11, 19; 36, 26.
[77] Яв ѣ се дьние ... в зав ѣ т ѣ моемь. — Иер. 31, 31—32.
[78] Яко се зав ѣ тъ мои... в люди. — Ср. Иер. 31, 33.
[79] Тако глаголеть... и законъ отринуша. — Иер. 6, 16—19.
[80] Н ѣ сть моея воля... Господь Вседержителъ. —Мал. 1, 10—11.
[81] Аще послушающе... р ѣ кы Ефранта. — Ср. Вт. 11, 22, 24; Исход 23, 31.
[82] Радуися з ѣ ло ... до коньца вселения. — Ср. Зах. 9, 9—10.
[83] He оскуд ѣ еть князь... ся щадить. — Ср. Быт. 49, 10.
[84] 70 недель... и пророчество. — Ср. Дан. 9, 24—25.
[85] ...жел ѣ зное царство... — Дан. 2, 40.
[86] Камень ... без рукъ чьловечьскъ... — Ср. Дан. 2, 34, 45.
[87] Въздвигнеть Богъ... въ в ѣ кы. — Дан. 2, 44.
[88] Остависте имя ваше... Богомъ небеснымъ. — Ис. 65, 15—16.
[89] Се, д ѣ ва... c нами Богъ. — Ис. 7, 14; Мф. 1, 23.
[90] И ты, Вифлеоме... и родити. — Мих. 5, 2—3; Мф. 2, 6.
[91] Въпросите и видите... спасеться. — Иер. 30, 6—7.
[92] Преже даже ... роди мужескъ полъ. — Ис. 66, 7.
[93] Благословенъ Господь Богъ Симовъ... — Быт. 9, 26.
[94] Да распространить ... в села Симова. — Быт. 9, 27.
[95] Ибо чьловекъ мира... уповахъ. — Ср. Пс. 40, 10.
[96] Се буди ... и мною. — Быт. 17, 2, 7, 10—11.
[97] ...утерпль жилу стегна его... — Ср. Быт. 32, 25.
[98] ... Израиль... Бога. — Ср. Быт. 32, 28, 30.
[99] Образъ ли скиния... изрядныи. — Ср. Исход 26, 1—37; 36, 8—38.
[100] Первуму зав ѣ ту... ся оскеернила. — Ср. Быт. 9, 3; Тит. 1, 15.
[101] Се вся добра з ѣ ло... — Ср. Быт. 1, 31; 2, 9, 16.
[102] Сн ѣ сте бо... възлюбленыи. — Ср. Вт. 32, 15.
[103] С ѣ доша людие ... въсташа играть. — Исход 32, 6.
[104] Α иже хочеть ... словесъ. — Состав сочинений («слов») Константина, не дошедших до нас, не установлен.
[105] Дъва мальжена ... посла. — Аллегория библейского рассказа ο грехопадении первых людей.
[106] ... яко от девы ся родилъ... силою великою. — Ср. Коран 19, 29, 3, 40, 43.
[107] До Христа ... пр ѣ станеть. — Ср. Дан. 9, 24.
[108] ... судиа ветхыи дьньми... — Ср. Дан. 7, 9, 22.
[109] Иже бо... въ сладъкую. — Ср. Исход 15, 23—25.
[110] ... въ Фулъст ѣ языц ѣ ... — Β источниках VIII—IX вв. неоднократно упоминается г. Фуллы, центр особой епархии в Крыму.
[111] Александръ — Здесь не название дерева, a ero нарицательное наименование, в переводе с греческого «защитник мужчин».
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!