Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова 26 страница



Был прежде город Тивериада очень большим: две версты в длину, а в ширину верста. А несколько дальше — море Тивериадское. В том городе многие чудеса сотворил Христос Бог наш: там ведь находится место, посреди города того, где Христос прокаженного очистил; там был дом тещи Петра-апостола, и там Христос вошел в дом тот и исцелил от болезни огненной тещу Петрову. И здесь, на том месте, церковь создана во имя апостола Петра, круглая по форме. Там и дом Симона-прокаженного был, где блудница на вечере омочила слезами ноги пречистые Господа нашего Иисуса Христа, и волосами своими отерла, и приняла отпущение бесчисленных грехов. В том же городе он и согбенную женщину исцелил. Тут же было чудо с сотником. Тут же постель свесили с больным юношей, крышу разобрав. Тут же он Хананеянку помиловал. Есть там пещера с очень вкусной и холодной водой, куда Христос вбежал, когда хотели его царем поставить в Галилее. И другие многие чудеса Христос сотворил в городе том. В том городе находится гроб Елисея-пророка, сына Асафата. Здесь же близко при дороге гроб Иисуса Навина. И есть там камень большой вблизи моря, к востоку от города, на расстоянии выстрела: на том камне стоял Христос и учил здесь народы, что пришли к нему из поморья Тирского и Сидонского, из Декаполя и со всей Галилеи; и отсюда отпустил он народы и учеников своих, и они поплыли на ту сторону моря в кораблях, а сам Иисус здесь остался, а затем отсюда перешел по морю, словно посуху ходив ногами своими, и оказался по другую сторону моря перед народом. Они же, приплыв, обнаружили Иисуса, там ходящего, и говорили: «Учитель, когда ты сюда приплыл?» Он же сказал им: «У Бога все возможно, а у людей невозможно». Десять верст от Тивериады до того места по морю; и находится то место на склоне горы на расстоянии одной версты от моря.

 

ИДЕЖЕ ХРИСТОС НАПИТА ПЯТЬ ТЫСЯЩЬ МУЖ

ГДЕ ХРИСТОС НАПИТАЛ ПЯТЬ ТЫСЯЧ МУЖЕЙ

 

И есть мъсто то равно и травно, и на том мѣстѣ Христос питал народы 5 тысящь 5-ю хлѣбъ, кромѣ женъ и дѣтий, и остася укроховъ 12 коша.[207]

Место это ровное и травянистое; на этом месте Христос напитал народу пять тысяч пятью хлебами, не считая жен и детей; и осталось двенадцать корзин ломтей.

 

ИДЕЖЕ ХРИСТОС ТРЕТЬЕЕ ЯВИСЯ УЧЕНИКОМ СВОИМ, ВСТА ОТ МЕРТВЫХ

ГДЕ ХРИСТОС В ТРЕТИЙ РАЗ ЯВИЛСЯ УЧЕНИКАМ СВОИМ, ВОССТАВ ИЗ МЕРТВЫХ

 

И ту есть близь мѣсто под горою моря того Тивириадьскаго, и на том мѣстѣ явися Христос учеником своим по въскресении третиее: и прииде Христос, и ста при езерѣ, рече: «Дѣти, имате ли что снѣдно?» Они же рекоша: «Ни». И рече имъ Исусъ: «Възверзите одесную страны мрежа, по глаголу моему, и обрящете». Они же въвергоша и ктому не можаху еа привлещи отъ множества рыбъ; извлекоша на сухо мрежу, полну великых рыбъ 100 и 50 и 3; и видѣша у мрежи огнь и хлѣбъ, и рыбу печену, и ту ядъ Христос, прочее дасть им. Ту создана есть церкви во имя Святыхъ Апостолъ. А оттуда есть близь был домъ Марии Магдалыни, ту ицѣли ю Христос от 7-ми бѣсовъ; и то ся мѣсто зоветь Магдалия.[208]

И там вблизи от моря Тивериадского есть место под горой, где явился Христос ученикам своим по воскресении в третий раз: пришел Христос и, став около озера, сказал: «Дети, есть ли у вас что поесть?» Они же ответили: «Нет». И сказал им Иисус: «Забросьте с правой стороны сети, как я вам говорю, и поймаете». Они забросили, и оказалось, что не могут ее подтащить из-за множества рыбы; вытащили на сушу сеть, полную больших рыб — сто пятьдесят три всего; и увидели у сети огонь, и хлеб, и рыбу печеную, и тут, поев, Христос дал и им. Там создана церковь во имя Святых Апостолов. А близко оттуда был дом Марии Магдалины, там исцелил ее Христос от семи бесов; и зовется то место Магдалия.

 

О ВИВСАИДѢ ГРАДА

О ГРАДЕ ВИФСАИДЕ

 

А оттуда есть близь в горѣ Вифсаида градок Андрѣев и Петров. И ту есть мѣсто, идеже приведе Нафанаила к Петрови и къ Андрѣю.[209]

А оттуда близко, на горе, Вифсаида, городок Андреев и Петров. И есть там место, куда Филипп привел Нафанаила к Петру и к Андрею.

 

ИДЕЖЕ ХРИСТОС ПРИДЕ КО УЧЕНИКОМ, ЛОВЯЩИМ ИМЪ РЫБ

ГДЕ ХРИСТОС ПРИШЕЛ К УЧЕНИКАМ, КОГДА ОНИ ЛОВИЛИ РЫБУ

 

И ту есть мѣсто на мори, идеже прииде Христос к Зеведѣеви и къ Андрѣеви и к Петрови, они же влечаху мрежа и завязывяху. И ту познаста Христа Андрей и Петръ, и ту остависта лодию и мрежа, идоста вслѣд Христа.[210] И ту сѣлъ был близь моря Зеведѣева отца Иоаннова, и ту есть был домъ Богословца Иоанна. И ту Христосъ изгна человѣка легион бѣсов, и повелѣ им влѣсти въ свиния, и ту истопаша свиниа в мори.[211] И ту есть близь село Капернаумъ.

И есть там место на море, где Христос пришел к братьям Зеведеевым и к Андрею с Петром, когда они тащили и чинили сети. И тут узнали Христа Андрей и Петр, и оставили там лодку и сети, и пошли вослед Христа. Там вблизи моря и село было Зеведея, отца Иоанна, и был там дом Богослова Иоанна. И Христос изгнал там из человека легион бесов и повелел им войти в свиней; тут и утонули свиньи в море. А поблизости там село Капернаум.

 

А оттуда есть близь рѣка велика, и та рѣка поиде изъ езера Генисаритьскаго, и входить рѣка та в море Тивириадьское. Езеро же Генесаритское велико вельми, 40 верстъ вширѣ, всямокачно кругло, рыбы в немъ множество есть. И ту есть близь езера того град, имя ему Генисира; да потому ся тако зовет Генисаритьское.

А оттуда близко река большая, которая течет из озера Генисаритского, а впадает в море Тивериадское. Озеро же Генисаритское очень велико, сорок верст в ширину, по форме круглое, рыбы в нем множество. И там, поблизости от озера того, есть город по имени Генисира; потому-то оно так и называется — Генисаритское.

 

О ГРАДѢ ДЕКАПОЛИИ

О ГРАДЕ ДЕКАПОЛИИ

 

И ту есть другий град велик зѣло, имя ему Декаполий. И ту есть мѣсто равно близь езера того, и на том мѣстѣ Исус стояше, уча народы, пришедша от Декаполя и помория Тирьскаго и Сидоньскаго, о томъ бо мѣстѣ въ Еуангелии глаголет. И ина многа чюдеса створи Исус около езера того.

И есть там другой город очень большой под названием Декаполий. И есть там ровное место вблизи того озера: на том месте Иисус стоял, уча народы, пришедшие из Декаполя и с поморья Тирского и Сидонского; о том ведь месте в Евангелии говорится. И иные многие чудеса сотворил Иисус вблизи того озера.

 

О ГОРѢ ЛИВАНСТѢЙ

О ГОРЕ ЛИВАНСКОЙ

 

И ту есть об онъ пол езера того, на лѣтний встокъ лиць, гора высока велми и велика зѣло, и снѣзи на ней лежат чрес лѣто; имя горѣ той Ливан. На той горѣ ражается ливанъ и темианъ былый.[212] И с тоя бо горы Ливаньскыя идета 12 рѣцѣ велицѣ; и идетъ 6 рѣкь къ встоку лиць, а 6 рѣкъ на угъ лиць. И входят рѣкы ты въ езеро Генисаритьское. А 6 рѣкь идут к Велицѣй Антиохии. Да то ся мѣсто зоветь Месопотамия, еже есть Сердорѣчие. И ту есть межю тѣми рѣками Харъранъ, отнюдуже изиде Авраамъ.[213] От тѣх рекъ наполняется езеро Генисаритьское вод многъ. А ис того езера идеть рѣка велика в море Тивириадьское, и умножаеться вода тою водою в мори Тивириадьстѣмь. А из моря того идеть Иордан. Якоже и преже сказахъ о Иорданѣ, то тако постинѣ есть.

И там есть, на другой стороне, на юго-восток от того озера, очень высокая и весьма большая гора; снег на ней лежит все лето; название горы той Ливан. На горе той родится ливан и фимиам белый. И текут с той горы Ливанской двенадцать рек больших: шесть рек текут к востоку, а шесть рек на юг. И втекают реки те в озеро Генисаритское. А шесть рек идут к Великой Антиохии. Потому то место называется Месопотамия, что значит Средоречие. И там, между теми реками, находится Харран, откуда вышел Авраам. Те реки наполняют озеро Генисаритское множеством вод. А из того озера течет большая река в море Тивериадское, и восстанавливается тою водою вода в море Тивериадском. А из моря того вытекает Иордан. Как прежде сказал я об Иордане, так оно поистине и есть.

 

Горы же тоя Ливаньския не могох дойти ногами своими страха ради поганых, но сказаша ны добрѣ о горѣ той иже водяху ны християне, живущии тамо; и не даша ны тамо ити к горѣ той Ливаньстѣй, много бо поганых ту живут в горѣ той. Но токмо очима своима видѣли есмы гору ту и та мѣста около езера того Генисаритьскаго. И есть же близь езера того от Тивириадьскаго моря, яко двою версту межи вдалѣе, есть на лѣтний встокъ лиць отъ Тивириады езеро Генисаритьское.

До горы же той Ливанской я не смог дойти ногами своими из-за боязни поганых, но мне хорошо рассказали о горе той живущие там христиане, которые нас водили; они и не дали нам туда идти, к горе той Ливанской, ибо много поганых живет на горе той. Так что только глазами своими мы видели гору ту и те места около озера того Генисаритского. А до озера того от Тивериадского моря близко, примерно две версты расстояние; на юго-восток от Тивериады озеро Генисаритское.

 

О ФАВОРСТѢЙ ГОРѢ

О ФАВОРСКОЙ ГОРЕ

 

Фаворьскаа же гора и Назареф от Тивириадьскаго моря на запад лиць, 8 верстъ великых до Фаворьскиа горы ити: токмо едину гору взити, а другую малу гору възлѣсти, а ино все по полю ити, оли до Фавоьскиа горы ити. Фаворьская же гора чюдно и дивно, и несказанно, и красно уродилася есть; от Бога поставлено есть красно и высоко велми и велика; и есть посреди поля того красного, якоже стог кругол; гора та уродилася есть красно. И есть кромѣ всѣх горъ подале. И течет рѣка подлѣ гору ту по полю долѣ. И есть по всей горѣ Фаворьстѣ росло древо всякое: смоковь, рожьци и масличие много зѣло. Вышши же есть Фаворьскаа гора всѣх, сущи окресть ея, и есть уединена кромѣ всѣх горъ, и стоитъ посреди поля красно зѣло, яко стогъ будеть гораздо здѣлан, кругло и высоко велми и великъ ободом. Възвыше есть якоже можеть 4-жды с нея стрѣлити; а еже горѣ на ню, то ни осмижды не может на ню въстрѣлити. Есть гора та вся камена, лѣсти же на ню трудно и бѣдно велми по камению, луками на ню лѣсти. Путь тяжек велми; едва бо на ню възлѣзохом: от 3-го часа до 9-го часа, борзо идуще, едва взидохом на самый врьхъ горы тоя святыа. И есть же на самом врьсѣ горы тоя мѣсто высоко ко встоку лиць къ зимнему, аки горка камена мала островерха; и на том мѣстѣ преобразился есть Христос[214] Богъ нашь. И ту есть церкви добра создана на мѣстѣ том во имя Преображениа, а другаа, во имя святых пророкъ Моисия и Илии,[215] подаль того мѣста есть создана церкви на сѣверъ лиць от Преображениа.

Фаворская же гора и Назарет от Тивериадского моря на запад; восемь верст больших ходу до Фаворской горы: на одну только гору подняться, на другую небольшую гору забраться, а остальное все по полям идти — до самой до Фаворской горы. Фаворская же гора чудесно и удивительно и невыразимо словами прекрасно получилась: Богом поставлена она красиво, и высока очень, и велика, и стоит среди поля того красивого, как стог круглый; получилась гора та красивой. И стоит в стороне от всех гор. И течет река около горы той по полю внизу. И выросли по всей горе Фаворской деревья всякие: смоковницы, рожки и маслины — очень много. Фаворская гора выше всего, что вокруг нее, одна стоит, в стороне от всех гор, и стоит среди поля очень красиво, как искусно сделанный стог — круглый, очень высокий и большой в окружности. Высота ее такова, что можно с нее четыре раза выстрелить; а если вверх на нее, то даже за восемь раз невозможно до ее верха дострелить. Вся эта гора каменная, залезать на нее трудно и весьма неудобно по камням, петлями приходится на нее лезть. Путь весьма тяжел, так что я с трудом на нее взобрался: с третьего до девятого часа, быстро идя, мы едва взошли на самый верх горы той святой. А на самом верху той горы, к северо-востоку, есть место высокое, как маленькая каменная островерхая горка: на том месте и преобразился Христос Бог наш. И там церковь хорошая построена, на том месте, во имя Преображения, а другая церковь, во имя святых пророков Моисея и Илии, выстроена поодаль от того места, на север от Преображения.

 

О МѢСТѢ, ИДѢЖЕ ХРИСТОС ПРЕОБРАЗИЛСЯ

О МЕСТЕ, ГДЕ ХРИСТОС ПРЕОБРАЗИЛСЯ

 

Мѣсто же то святаго Преображениа одѣлано есть около градом каменым твердо, врата же имат желѣзна град-от. И то есть прьвѣе было епископиа, нынѣ же есть монастырь латыньский. И есть пред градом тѣм полце красно уродилося на версѣ горы тоя. То есть чюдно и дивно Божие устроение, еже есть на толь высоцѣ, иже водѣ быти ту; много бо воды есть на горѣ той на самом врьсѣ. То и нивы суть, и виногради добри, и древеса овощнаа многа суть по горѣ той. И видѣти с нея далече вельми.

Место же то святого Преображения крепко ограждено вокруг каменной оградой, а ворота железные у той ограды. Раньше здесь была епископия, ныне же латинский монастырь. А перед оградой той польце красивое получилось на верху той горы. Чудесно и удивительно устроено Богом, что на такой высоте имеется здесь вода; ибо много воды на той горе на самом ее верху. Потому по той горе есть и нивы, и виноградники хорошие, и деревьев плодовых много. И видно с нее очень далеко.

 

В ПЕЩЕРѢ МЕЛЬХИСЕДЕКОВѢ

В ПЕЩЕРЕ МЕЛХИСЕДЕКА

 

Ту есть на той же горѣ Фаворстѣй пещера чюдна зѣло на равнѣ. Тако есть, яко погребець малъ въ камени иссѣченъ. И оконце мало было на версѣ пещеры тоя святыя. Трапеза создана днѣ в пещерѣ той на встокъ лиць; дверци имат малы, слѣсти же в пещеру ту по степенемь от запада лиць. И пре-дверми же пещеркы тоя стоятъ смоковици малы; около ея стоятъ древца мала всякаа. Прьвое же был лѣсъ велик ту около пещеры тоя, нынѣ же мала и худа древца суть ту. И в той пещерици жилъ святый Мелхиседекъ, и ту прииде к нему Авраам и возва 3-жды, и рече: «Человѣче Божий!» Изиде Милхиседек, и изнесе хлѣбъ и вино, и созда жрътовник ту въ пещерѣ той, створи жертву хлѣбом и вином, и абие взяться жертва на небеса к Богу. И ту благослови Мелхиседекъ Авраама, и остриже и Авраам, и обрѣза нокти его, и бѣ бо космать Мелхиседек. И то бысть начатокъ литургиам хлѣбом и вином,[216] а не опрѣсноком.[217] О том пророкъ глаголеть: «Ты еси иерѣй в вѣкы по чину Мелхиседекову».[218] И есть пещерка та вдалѣ от Преображениа, яко дострѣлить добрѣ, и есть къ западу лиць мѣсто то святое.

Тут же, на той же горе Фаворской, есть весьма чудесная пещера на ровном месте. Она похожа на небольшой погреб, высеченный в камне. И окошко маленькое было на верху пещеры той святой. Трапеза сделана на дне той пещеры с восточной стороны, дверцы у нее маленькие, вход в эту пещеру по ступеням с запада. А перед дверьми пещерки той стоят маленькие смоковницы; вокруг нее стоят всякие маленькие деревца. Прежде же был там лес большой, около той пещеры, а ныне там маленькие и слабые деревца. В той пещере жил святой Мелхиседек, и сюда пришел к нему Авраам и воззвал трижды, сказав: «Человек Божий!» Вышел Мелхиседек и вынес хлеб и вино, сделал здесь, в пещере той, жертвенник, и принес жертву хлебом и вином; и тут же была взята жертва на небеса к Богу. И там благословил Мелхиседек Авраама, а Авраам его постриг и обрезал ему ногти, ибо космат был Мелхиседек. И это было начало литургиям хлебом и вином, а не опресноками. О том пророк говорит: «Ты архиерей вовеки по чину Мелхиседекову». Расположена пещерка та на расстоянии примерно с хороший выстрел от Преображения; в западном направлении оно, место то святое.

 

И ту почьстиша ны добрѣ в манастыри том у святого Преображенья, и ту обѣдахом. И опочивше добрѣ, и вставше, идохомъ въ церковь святаго Преображения, и поклонихомся на мѣстѣ святѣмь, идеже преобразися Христос Богъ нашь, и облобызавше мѣсто то святое с любовию и радостию великою, и вземше благословение от игумена и от всее братии, изидохом из манастыря того святого, и обиходивше вся мѣста святаа по всей горѣ той святѣй. Туда бо путь есть мимо пещеру ту Мелхиседекову к Назарефу. Назарефъ есть на запад лиць от Фавора. И второе паки любовию влѣзохом в пещеру ту святую и поклонихомся святѣй той трапезѣ, юже создалъ Мелхиседекъ со Авраамом. И есть до дняшняго дне трапеза та в пещерѣ той. И нынѣ приходить ту святый Мелхиседекъ часто и литургисает в пещерѣ той святѣй, и почивают вси вѣрнии, иже ту живут, в горѣ той святѣ. Ти же ми повѣдаша о том поистинѣ. И похвалихом Бога, сподоблешаго нас, худых и недостойных, видѣти та святаа мѣста и облобызати устнами недостойными.

Хорошо приняли нас там, в монастыре том у святого Преображения, и мы там обедали. А поспав хорошо и встав, пошли в церковь святого Преображения, и поклонились на месте святом, где преобразился Христос Бог наш, и поцеловали место то святое с любовью и радостью великою, и, взяв благословение от игумена и от всей братии, вышли из монастыря того святого и обошли все святые места по всей горе той святой. Ибо там, мимо той пещеры Мелхиседека, идет путь к Назарету. Назарет же лежит на запад от Фавора. И опять, во второй раз, вошли мы с любовью в ту святую пещеру и поклонились святой той трапезе, которую создал Мелхиседек, будучи с Авраамом. И стоит до сего дня трапеза та в пещере. И ныне приходит туда часто святой Мелхиседек и служит литургию в пещере той святой, и почивают все верные, что живут на горе той святой. Они мне и поведали о том поистине. И мы похвалили Бога, сподобившего нас, худых и недостойных, видеть те святые места и целовать их устами недостойными.

 

И прочее снидохомъ с горы Фаворски долвь на поля и идохом по полю двѣ верстѣ к Назарефу на запад лиць. И есть от Фарския горы до Назарефа 15 верстъ великых; по полю двѣ верстѣ, а 3 в горах; путь тяжекъ велми и тѣсенъ, зѣло непроходен: туды бо погании срацини мнози сѣдят в горах тѣхъ, и по полю тому села суть многа срациньскаа, и ти биють, выходяще из селъ тѣх, в горѣ той страшной. И бѣдно ми ити в малѣ путем тѣмъ. Но ли со многою дружиною, то тако может проити путем тѣмъ бе-страха; нам же не пригодишася дружина, но сами едини тако, толко 8 нас, и то же худа и безъ оружия, на Бога надѣющеся, проидохом. Божиею благодѣтию храними и молитвами святыми Владычица нашея Богородица сблюдаеми, бес пакости по здраву доидодхом святаго града Назрефа, идѣже бысть святое благовѣщение святѣй госпожи Богородици от аггела Гавриила.[219] Ту же и Христос въскормлен бысть.

А затем сошли мы с горы Фаворской вниз на поля и шли по полю две версты к Назарету, на запад. И от Фаворской горы до Назарета пятнадцать верст больших: по полю две версты, а три в горах; путь весьма тяжел и узок, очень трудно проходим, ибо много поганых сарацин сидит в горах тех, а по полю тому сел много сарацинских, и они убивают, выходя из сел тех, на той страшной горе. И боязно мне было идти с малым числом спутников тем путем. Вот с большим отрядом можно было бы пройти путем тем без страха, у нас же не оказалось отряда, и мы сами, одни — а всего-то нас восемь, и те слабые и без оружия — на Бога надеясь, прошли. Божиею благодатию хранимые и молитвами святой Владычицы нашей Богородицы соблюдаемые, без пакости поздорову дошли до святого города Назарета, где было святое благовещение святой госпоже Богородице от ангела Гавриила. Тут же и Христос вскормлен был.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!