Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова 21 страница



Иерусалим же большой город с крепкими стенами; стены его равны друг другу; построен он о четырех углах в форме креста. Ущелья во множестве вокруг него и горы каменные. Безводно то место: ни реки, ни колодца, ни источника нет вблизи Иерусалима, но только одна купель Силоамская. Но дождевой водой живут все люди и скоты в городе том. И хлеба хорошие родятся около Иерусалима в камнях тех без дождя, но так, Божиим повелением и благоволением. Родятся изрядно пшеница и ячмень: ведь одну кадь посеяв, берут девяносто кадей, а другой раз сто кадей за одну кадь. Это ли не благословение Божие земле той святой! Много виноградников около Иерусалима и деревьев фруктовых многоплодных, смокв, шелковиц, маслин, рожков; и другие все различные деревья без числа по всей земле той растут. И на той же горе Елеонской есть пещера глубокая близко от Вознесения Господня с южной стороны, и в той пещере — гроб святой Пелагии-блудницы. И там есть столпник поблизости, муж духовный весьма.

 

О ПУТИ КЪ ЕРДАНУ

О ПУТИ К ИОРДАНУ

 

И есть путь от Иерусалима къ Иордану чресь Елеоньскую гору на лѣтний всток лиць, и есть пут-ет тяжек велми и страшенъ и безводенъ. Суть бо горы высокы камены, и суть разбои мнози, и разбивають въ горахъ тѣх и въ дербех страшных. И есть от Иерусалима до Иордана 26 верстъ великих. 15 верстъ до Кузивы, идеже постился святый Иоакимъ неплодства ради своего,[100] и есть мѣсто то въ потоцѣ глубоко у пути близь на лѣвой руцѣ, тамо идуче. А отъ Кюзивы до Иерихона 5 верстъ, а от Иерихона до Иордана 6 верстъ великых, все поравну въ пѣсцѣ; путь тяжекъ велми. Ту мнози человѣци задыхаються отъ зноя и ищезають, от жажи водныя умирають. Ту бо море Седомское близь от пути того: изходит духъ зноенъ смердящь, зноит и попаляеть всю землю ту. И ту есть, недошедше Иордана, близь на пути, монастырь святаго Иоанна Предтечи; и есть горѣ въздѣлан.

Путь от Иерусалима к Иордану лежит через Елеонскую гору на юго-восток, и путь этот очень тяжел, страшен и безводен. Ибо горы здесь высокие каменные и разбойников много, и они разбойничают в тех горах и ущельях страшных. Расстояние от Иерусалима до Иордана двадцать шесть больших верст. Пятнадцать верст до Кузивы, где постился святой Иоаким из-за своего неплодства, — есть здесь это место в глубоком ущелье близко у дороги, по левую руку, когда там идешь. И от Кузивы до Иерихона пять верст, а от Иерихона до Иордана шесть верст больших, все равно по песку; путь очень тяжелый. Тут многие люди задыхаются от зноя и гибнут — от жажды без воды умирают. Там ведь море Содомское близко от той дороги: исходит дух знойный и смердящий — жжет и попаляет всю землю ту. И здесь, не доходя до Иордана, близко от дороги, находится монастырь святого Иоанна Предтечи, устроен в горе.

 

О ГОРѢ ЕРМОНѢСТѢЙ

О ЕРМОНСКОЙ ГОРЕ

 

И ту есть гора Ермонъ близь у манастыря того вдалѣе яко 20 сажежнь. И есть на лѣвѣй руцѣ, тамо идучи, у пути близь. И есть песочна горка та не велика, но мала.

И есть там гора Ермон, вблизи от того монастыря, на расстоянии примерно двадцати саженей. Она по левую руку, когда там идешь, близко от дороги. И горка эта песчаная не велика, но мала.

 

А отъ Ермона до ветхаго манастыря Иоаннова вдалѣе дващи дострѣлити гораздо. И ту есть была церкви велика создана во имя Предтечи Иоанна.

А от Ермона до старого монастыря Иоаннова два хороших перестрела. Там была возведена большая церковь во имя Предтечи Иоанна.

 

О МѢСТѢ, ИДЕЖЕ МОРЕ ВИДѢ, ПОБѢЖЕ, И ЕРДАН ВЗРАТИСЯ ВСПЯТЬ

О МЕСТЕ, ГДЕ МОРЕ, УВИДЕВ ХРИСТА, ПОБЕЖАЛО И ИОРДАН ВОЗВРАТИЛСЯ ВСПЯТЬ

 

А за олтаремъ тоя церкви близь встоку лиць на пригории есть созданъ яко олтарець и комара мала, и на том мѣстѣ есть крестилъ Предтеча Иоаннъ Господа нашего Исуса Христа. До того бо мѣста изиде Иордан от ложа своего, возвратився, видѣвъ Творца своего, пришедша крестится, и убоявся, възъвратися вспять и прииде до того мѣста. И ту есть море Содомьское близь купѣли тоя было, нынѣ же есть дале от Крещениа, яко 4 версты вдалеѣе отбѣгло. Тогда убо узрѣв море наго Божество, стоаще в водах Иорданьскых, и убоявся, и побѣже; Иордан възвратися вспять, якоже пророкъ глаголеть о том: «Что ти есть, море, да побѣже, и ты, Иордане, възвратися вспять?»[101]

А близко за алтарем той церкви, с восточной стороны на пригорке, построен как бы алтарик и свод небольшой: на том месте Иоанн Предтеча крестил Господа нашего Иисуса Христа. До того ведь места дошел Иордан, выйдя из своего ложа, когда повернул при виде Творца своего, пришедшего креститься: убоявшись, обратился он вспять и дошел до этого места. И тут близко от той купели было Содомское море, а ныне оно далеко от Крещения — на четыре версты отбежало. Ибо узрело тогда море нагое Божество, стоящее в водах Иорданских, и убоялось, и побежало; Иордан обратился вспять, как пророк говорит о том: «Что же ты, море, побежало, и ты, Иордан, обратился вспять?»

 

О МѢСТѢ, ИДѢЖЕ КРЕСТИСЯ ХРИСТОС

О МЕСТЕ, ГДЕ КРЕСТИЛСЯ ХРИСТОС

 

От того, идеже ся крестил есть Христос, есть до самыя рѣки Иордановы вдале, яко можеть доверечи мужь каменемь малым.

От того места, где крестился Христос, до берега реки Иордан расстояние — как может докинуть муж маленьким камнем.

 

О КУПѢЛИ

О КУПЕЛИ

 

И ту есть купѣль на Иорданѣ, и ту ся куплють христиане приходяще. Ту же есть брод чрес Иордан во Аравию. На томь же мѣстѣ Иордан раступися древле сыномъ Израилевым, и проидоша людие по суху.[102] Ту же и Елѣсѣй удари милотию Илииною в воду, и проидоша Иордан по суху.[103] На той же купѣли и Мария Египтяныни преиде по водам къ отцю Зосимѣ, и приятъ тѣло Христово, и пакы по водам же преиде в пустыню.[104]

И есть здесь купель на Иордане, и там окунаются христиане приходящие. Там же брод через Иордан в Аравию. На том месте Иордан расступился в древности перед сынами Израилевыми, и прошли люди посуху. Тут же и Елисей ударил милостью Илии по воде, и перешли Иордан посуху. У той же купели и Мария Египетская прошла по воде к отцу Зосиме и, приняв тело Христово, обратно по воде же ушла в пустыню.

 

О ЕРДАНЪ

О ИОРДАНЕ

 

Иордан же рѣка течет быстро, бреги же имать об онъ полъ прикруть, а отсуду пологы. Вода же мутна велми и сладка пити, и нѣсть сыти пиюще воду ту святую; ни с нея болѣть, ни пакости во чревѣ человѣку. Всѣм же есть подобенъ Иордан к рѣцѣ Сновьсѣй — и вширѣ, и въглубле, и луково течет и быстро велми, якоже Сновь рѣка.[105] Вглубле же есть 4 сажень среди самое купѣли, якоже измѣрих и искусих сам собою, ибо пребродих на ону страну Иордана, много походихомъ по брегу его. Вширѣ же есть Иордан якоже есть Сновь на устии. Есть же по сей странѣ Иордана на купѣли тои яко лѣси древо не высоко, аки вербѣ подобно есть, и выше купѣли тоя по брегу Иорданову стоитъ яко лозие много, но нѣсть якоже наша лоза, но нѣкако аки силяжи подобно есть; есть же и тростие много; болоние имать, яко Сновь рѣка. Звѣрь мног ту, и свинии дикии бе-щисла много, и пардуси мнози ту суть, лвове же.

Иордан-река течет быстро, берега же ее с той стороны круты, а с этой пологи. Вода очень мутная и вкусная для питья; не насытиться, когда пьешь воду ту святую; от нее — ни болезни, ни расстройства желудка у человека. Во всем похож Иордан на реку Сновь — и шириной, и глубиной, и тем, что петляет и очень быстро течет, как и Сновь-река. Глубина же четыре сажени посреди самой купели, как я измерил и проверил сам, ибо я перебродил на ту сторону Иордана и много походил по его берегу. Шириной же Иордан — как Сновь в устье. На этой стороне Иордана около купели той — вроде леса; деревья невысокие, похожие на вербу, а выше той купели по берегу Иордана стоит во множестве своего рода лоза, но она не такая, как наша лоза, несколько похожа на кизил; много и тростника, затоны есть, как у Снови-реки. Зверей много тут; и свиней диких без числа много, и барсов тут много, и львов.

 

Об онъ пол Иордана горы высокы каменыя; и суть подаль от Иордана. А под тѣми горами другыя горы близь суть бѣлы; и ты суть близь Иордана. И то есть земля Заулоня и Неффалимьля[106] об онъ пол Иордана.

По ту сторону Иордана горы высокие каменные; они поодаль от Иордана. А под теми горами другие горы близко, белые, и те горы вблизи от Иордана. То земля Завулонова и Неффалимова по ту сторону Иордана.

 

О ПЕЩЕРѢ ИОАНА КРЕСТИТЕЛЯ

О ПЕЩЕРЕ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

 

И ту есть близь мѣсто къ встоку лиць яко двою дострѣлу вдалѣе от рѣки, идеже Илиа пророкъ всхищенъ бысть на колесници огньнѣй.[107] Ту же и пещера святаго Иоанна Крестителя. И ту есть поток, воды исполненъ, и течет красно по камению во Иордан. Вода та студена зѣло и сладка велми. И ту воду пил Иоаннъ Предтечя Христовъ, егда жилъ в пещерѣ той святѣй.

И поблизости там есть место к востоку, примерно в двух перестрелах от реки, где Илья-пророк восхищен был на колеснице огненной. Там же и пещера святого Иоанна Крестителя. И полноводный ручей красиво течет там по камням в Иордан. Вода та весьма холодна и очень вкусна. Эту воду пил Иоанн Предтеча Христов, когда жил в той святой пещере.

 

О ПЕЩЕРѢ ИЛЬИ ПРОРОКА

О ПЕЩЕРЕ ИЛЬИ-ПРОРОКА

 

И ту же есть другая пещера дивна, идеже жилъ святый Илия пророкъ съ Елисѣем, учеловѣкомъ его. И то все благодѣтию Божиею видѣхом очима своима грѣшныма и недостойныма. И сподоби мя Богъ трижды быти на святѣмь Иорданѣ, и в самы водокрещеный праздникъ[108] быхом на Иорданѣ, видѣхом благодать Божию, приходящюю на воды Иорадньскыя, и множьство народа бес числа тогда пришедших к водѣ. Всю нощь ту пѣние бывет изрядно и свѣщь бес числа горящих, и в полунощи бывает крещение водѣ. Тогда бо и Духъ Святый приходит на воды Иорданьскиа, и видять достойнии человѣци добрии, а вси народи не видят ничтоже, но токмо радость и веселие бываеть тогда въ сердци всякому християнину. И егда рекуть: «Во Иорданѣ крещьшутися, Господи»,— тогда все людие в воду и крестяться в полунощи въ Иерданьстѣй рѣцѣ, якоже и Христос в полунощи крестился есть. И ту есть гора, высока зѣло, об онъ пол Иордана; видѣти ю есть отвсюду издалеча; и на той горѣ пророк Моисий преставился есть, видѣвъ Землю обѣтованую.[109] А от манастыря святаго Иоанна до Гарасимова манастыря есть верста едина, а от Гарасимова манастыря до Каламонии, до манастыря Святыя Богородица, есть верста едина.

И тут же находится другая удивительная пещера, где жил святой Илья-пророк с Елисеем, учеником его. И то все, благодатию Божиею, мы видели глазами своими, грешными и недостойными. И сподобил меня Бог трижды быть на святом Иордане. Даже в самый праздник водоосвящения мы были на Иордане: видели благодать Божию, приходящую на воды Иорданские, и множество людей, без числа тогда пришедших к воде. Всю ночь пение бывает изрядное, и свечи без числа горят, а в полуночи бывает крещение воды. Тогда Дух Святой и приходит на воды Иорданские; и видят достойные люди добрые, а все народы не видят ничего, но только радость и веселие бывает тогда на сердце у всякого христианина. И когда произнесут: «Во Иордане крещающуся тебе, Господи», — тогда все люди идут в воду и крестятся в полуночи в Иордане-реке, как и Христос в полуночи крестился здесь. И есть тут гора весьма высокая, по ту сторону Иордана, ее отовсюду издалека видно: на той горе Моисей-пророк преставился, увидев Землю обетованную. А от монастыря святого Иоанна до Герасимова монастыря одна верста, и от Герасимова монастыря до Каламонии, до монастыря Святой Богородицы, одна верста.

 

И на том мѣстѣ святая Богородица съ Исусом Христомъ, и съ Иосифом, и съ Ияковом, егда бѣжаху въ Египетъ,[110] то на том мѣстѣ ношлѣг створиша. Тогда святаа Богородица нарече имя мѣсту тому Каламонии, еже ея протолкует «Доброе обителище». Ту нынѣ сходит Духъ Святый ко иконѣ святыя Богородица. И есть манастыр-етъ на устьи, идеже входить Иорданъ в море Содомское, и есть градом одѣлан весь около монастыр-ет; черноризець же в нем 20. А оттуда до манастыря Иоанна Златоустаго врьстѣ двѣ, а тый манастырь такоже градом одѣлан весь и есть богатъ велми.

На том месте святая Богородица с Иисусом Христом, с Иосифом, и с Иаковом, когда они бежали в Египет, — на том месте ночлег устроили. Тогда святая Богородица дала название месту тому — Каламония, что переводится как «Добрая обитель». Туда ныне сходит Дух Святой к иконе святой Богородицы. И стоит монастырь тот на устье, где Иордан впадает в море Содомское; и оградой обнесен весь вокруг монастырь тот; черноризцев же в нем двадцать. А оттуда до монастыря Иоанна Златоуста версты две, а тот монастырь также оградой обнесен весь; и он очень богат.

 

О ГРАДѢ ИЕРИХОНѢ

О ГОРОДЕ ИЕРИХОНЕ

 

А оттуда до Иерихона есть верста едина. Иерихонъ же тый был прьвѣе град велик и твердъ велми; того Иерихона Исус Навгинъ взял и разорил до конца,[111] нынѣ же ту есть село срациньское. И ту есть дом Затхѣевъ, и пень древа того и донынѣ стоитъ, на нь же бяше възлѣзлъ, хотя видѣти Христоса.[112] Ту же есть былъ и домъ оноя сумантяныни, идѣже Иелѣсѣй отрочища въскресилъ.[113] Есть же около Иерихона земля добра и многоплодна, и поле красно и равно, и около его финици мнози стоятъ высоци, и всякаа древеса многоплодовита суть; и воды многы текут, разведены по всей земли той. Ти суть воды Иелисѣевы, ихже ослади Иелисѣй пророкъ.[114]

А оттуда до Иерихона одна верста. Иерихон же тот был прежде городом большим и весьма крепким, Иисус Навин взял тот Иерихон и разрушил до основания, теперь тут находится сарацинское село. И есть там дом Закхея; и пень того дерева доныне стоит, на которое он залез, чтобы видеть Христа. Тут же был и дом известной сонамитянки, в котором Елисей воскресил отрока. Земля же вокруг Иерихона хорошая и плодоносная, и поле красивое и ровное, а около него фиников много стоит высоких и всяких деревьев многоплодных; и воды во множестве текут, разведенные по всей земле той. Это Елисеевы воды, которые опреснил Елисей-пророк.

 

И ту есть мѣсто близь Иерихона, врьста едина вдалѣе на лѣтний всток лиць, и на том мѣстѣ явися святый Михаил архистратиг Исусу Навгину пред полком Израилевым; и възвед очи свои Исус, видѣ пред собою мужа страшна въоружена, и рече Исус: «Наш ли еси, или от супостат наших?» И рече ему архистратиг: «Азъ есмь Михаил, воевода Божьи, послан есмь на помощь тебѣ. Дерзай и побѣжай супостаты твоя». И рече ему: «Изуй сапогъ от ногу твоею; мѣсто бо, на немже стоиши, свято есть». И паде Исус на лици своемъ, и поклонися.[115] И есть на мѣстѣ том нынѣ манастырь, и церкви создана во имя святаго Михаила. Въ церкви той лежита 12 камени, и то камение тогда есть взято на днѣ Иордановѣ, егда раступися Иордан людем Израилевым; и взяша камение то иерѣи, носящеи кивот завѣта Господня, по числу колѣнъ сыновъ Израилевъ на помять роду их. Имя мѣсту тому Галганий, на том бо мѣстѣ сташа сынове Израилевы, прешедше Иордан.[116]

И есть тут место вблизи Иерихона, верста одна на юго-восток: на том месте явился святой Михаил-архистратиг Иисусу Навину перед войском Израилевым; и поднял глаза свои Иисус, и увидел перед собой мужа страшного вооруженного, и сказал Иисус: «Наш ли ты, или из врагов наших?» И сказал ему архистратиг: «Я — Михаил, воевода Божий, послан на помощь тебе. Будь смел и побеждай врагов твоих». И сказал ему: «Разуй сапог с ноги твоей, ибо место, на котором стоишь, свято». И упал Иисус на лицо свое, и поклонился. И стоит на месте том теперь монастырь, и церковь построена во имя святого Михаила. В церкви той лежат двенадцать камней; а камни те были взяты со дна Иордана, когда расступился Иордан перед людьми Израилевыми; и взяли камни те священники, носящие кивот завета Господня, по числу колен Израилевых на память роду их. Называется место то Галганий, ибо на том месте стали сыны Израилевы, перейдя Иордан.

 

О ГОРѢ ГАВАОНСТѢЙ

О ГОРЕ ГАВАОНСКОЙ

 

И от того мѣста есть гора высока и велика велми к западу лиць, имя горѣ той Гаваонъ, и над тою горою Гаваонъскою солнце ста и пожда, яко полудне, дондеже Исус Навгинъ побѣди враги своя, егда биашеся с ним Огъ, царь Васанескъ, и вся царьствиа Хананѣйска. И побѣди Исус до конца, и тогда солнце заиде.[117]

И от того места на запад есть гора высокая и большая очень; имя горе той Гаваон; над той самой горой Гаваонской солнце остановилось и ждало примерно полдня, пока Иисус Навин не победил врагов своих, когда бился с ним Ог, царь Васанский, и все царства Хананейские. И победил Иисус до конца, и тогда солнце зашло.

 

О ПЕЩЕРѢ, ИДЕЖЕ ХРИСТОС ПОСТИСЯ 40 ДНИ

О ПЕЩЕРЕ, ГДЕ ХРИСТОС ПОСТИЛСЯ СОРОК ДНЕЙ

 

В той же горѣ Гаваонъстѣй есть пещера высока зѣло, и в той пещерѣ постился есть Христос Богъ наш 40 дний, послѣди же взалка. И ту прииде дияволъ, искусити хотя, и рече ему: «Аще еси Сынъ Божий, рци да камение се хлѣби будут».[118]

В той же горе Гаваонской есть очень высокая пещера, в которой постился Христос Бог наш сорок дней, после же взалкал. И туда пришел дьявол, искусить желая, и сказал ему: «Если ты Сын Божий, скажи, пусть камни эти хлебами будут».

 

Ту есть близъ был домъ Елисѣя пророка, и пещера его, и кладязь есть къ встоку лиць отъ Гаваона, а вдалее яко полверсты.

Там поблизости был дом Елисея-пророка и пещера его, и колодец есть на восток от Гаваона на расстоянии примерно полверсты.

 

И есть отъ Иерусалима верстъ 6 до Феодосиева манастыря. Манастыр-ет на горѣ градом одѣланъ был, и видѣти от Иерусалима. И ту есть пещера велика посреди манастыря, и в той пещерѣ волсви нощьлѣг съствориша, егда уклонишася от Ирода. И ту нынѣ лежить святый Феодосие,[119] и мнози святии отци ту лежать, в той пещерѣ лежит мати святаго Савы,[120] и Феодосиева мати ту лежит.

А от Иерусалима до Феодосиева монастыря верст шесть. Тот монастырь на горе обнесен оградой и виден от Иерусалима. И там есть пещера большая посреди монастыря, в которой волхвы ночевали, когда избегали Ирода. И там ныне лежит святой Феодосии, и многие святые отцы там лежат; мать святого Саввы в той пещере лежит, и Феодосия мать тут лежит.

 

О ЛАВРѢ СВЯТАГО САВЫ

О ЛАВРЕ СВЯТОГО САВВЫ

 

И от того манастыря до лавры святаго Савы есть връстъ 6. Манастыря же та оба на полуденье лиць. Лавра же святаго Савы есть на дебри Асафатовѣ, во Удоли плачевнѣй, яже дебрь отъ Иерусалима поидет; от Гепсимании бо дебрь поидеть сквозѣ лавру и приходить к Содомьскому морю. Лавра же святаго Савы есть уставлена от Бога дивно и несказанно: поток бѣ нѣкако страшенъ и глубокъ зѣло и безъводень, стѣны имя бѣ высоки, и на тѣх стѣнахъ лпять кѣлии прилѣплены и утвержены от Бога нѣкако дивно и страшно. На высотѣ бо той стоятъ келии по обѣма странама потока того страшнаго и лпят на скалах, яко звѣзды на небеси утвержены. Суть же 3 церкви. Посредѣ же кѣлей техъ к западу лиць, ту пещера дивна под скалою каменою, и в той пещерѣ церкви святыя Богородица. И ту пещеру показа Богъ святому Савѣ столпом огненым, преже живущу ему единому в потоцѣ том. И есть же первая келиа святаго Савы, идеже жилъ един, подаль отъ лавры нынѣшняя, яко полверсты вдалѣе. И оттуда показа ему Богъ столпом огненым над мѣстом тѣмь святым, идѣже есть нынѣ лавра святаго Савы. И есть дивно мѣсто и несказанно отнудь. И ту есть гробъ святаго Савы посредиѣ церквий тѣх трий, вдалее отъ великия сажень 4. И есть теремець над гробомъ святаго Савы; учинено красно. Ту же лежат мнози святии отци, телесы яко живи: святый Иоаннъ епископъ Исихастъ[121] ту лежить, святый Иоаннъ Дамаскинъ[122] ту лежит, и святый Феодоръ Едесский ту лежитъ и Михаилъ сыновець его,[123] Афродитианъ святый[124] ту бежит, и инии мнози святии ту лежат, телесы яко живи; и благоухание от них исходить несказанно. И видѣх кладязь святаго Савы, егоже показа ему в нощи осля дикое в потоцѣ том, противу келии его; пихом от кладязя того воду сладку и студену зѣло. В мѣстѣ бо том нигдеже нѣсть рѣки, ни потока, ни кладязя, но токмо един кладязь святаго Савы. Есть бо мѣсто то безводно в горах каменых, и есть путыни та вся суха и безводна, но токмо дъждевою водою живи суть сущии отцы въ пустыни той.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 3450; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!