Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова 22 страница
А от того монастыря до лавры святого Саввы верст шесть. Оба же те монастыря к югу от Иерусалима. Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келий — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы. Пещеру ту Бог показал святому Савве столпом огненным, когда он сначала жил один на месте того потока. Первая же келья святого Саввы, где он жил один, находится поодаль от нынешней лавры, примерно на расстоянии полверсты. Оттуда он увидел показанный ему Богом столп огненный над местом тем святым, где есть ныне лавра святого Саввы. Чудесно это место и совершенно непередаваемо словами. Находится там и гроб святого Саввы между тех трех церквей, от большой на расстоянии саженей четырех. И есть теремок над гробом святого Саввы; сделано красиво. Там же лежат многие святые отцы, как живые телами: святой Иоанн епископ Исихаст тут лежит, святой Иоанн Дамаскин тут лежит, и святой Феодор Едесский тут лежит, и Михаил племянник его; Афродитиан святой тут лежит, и иные многие святые тут лежат, телами как живые, и благоухание от них исходит непередаваемое. И видел я колодец святого Саввы, который ему ночью показал дикий осел в потоке том против его кельи; пили мы из колодца того очень вкусную и холодную воду. В месте же том нигде нет ни реки, ни ручья, ни колодца, но только один колодец святого Саввы. Место ведь то безводное, в горах каменных, и вся пустыня та суха и безводна, только дождевой водой и живы отцы, находящиеся в пустыне той.
|
|
И ту есть близь лавры мѣсто на полудне лиць от лавры, имя мѣсту тому Рува, и есть близь моря Содомьскаго. И суть горы высоки каменыя, и пещеры многы ту суть в горах тѣх. И ту суть жили святии отцы в горах тѣхъ, в пустыни той страшнѣй безводнѣй. И ту суть жилища пардусом, и осли дивии мнози суть.
И есть там вблизи лавры место, с южной стороны от лавры, под названием Рува; оно расположено вблизи моря Содомского. И горы там каменные высоки, и пещер много в горах тех. И тут, в этих горах, в пустыне той страшной безводной жили святые отцы. И там находятся жилища барсов, и ослов диких много.
|
|
Море же Содомьское мрьтво есть, не имать в себѣ никакоже животна, ни рыбы, ни рака, ни сколии. Но обаче внесеть быстрость Иорданьская рыбу в море то, то не можеть жива быти ни мала часа, но вскорѣ умираеть: изходит бо из дна моря того смола чермная[125] верху выды тоя, и лежит по брегу тому смола та много; и смрад исходит из моря того, яко от сѣры горяща; ту бо есть мука под морем тѣмъ.[126]
Море же Содомское мертво, не содержит в себе ничего живого: ни рыбы, ни рака, ни устрицы. И если течение Иорданское выносит рыбу в то море, то она не может быть живой даже небольшое время, но вскоре умирает: ибо исходит из дна того моря смола красная на поверхность воды, и лежит по берегу тому смола та во множестве; и смрад исходит из моря того, как от серы горящей: тут ведь находится место мучений, под морем тем.
О МАНАСТЫРѢ СВЯТАГО ЕВФИМЬЯ
О МОНАСТЫРЕ СВЯТОГО ЕВФИМИЯ
А лавры святаго Савы на всток лиць за горою манастырь святаго Еуфимья,[127] 3 версты вдалее отъ лавры. И ту лежит святый Еуфимие, и ини мнози святии отци ту лежат, телесы яко живи. И есть же манастыр-ет на удолнѣ мѣстѣ, и горы суть около его каменыя подаль. Манастырь же был градом одѣланъ и церкви же была добра вверхъ. И ту есть близь был манастырь святаго Феоктиста[128] под горою на полудни лиць от манастыря Еуфимиева. И то все нынѣ разорено от поганных.
|
|
А от лавры святого Саввы на восток за горою монастырь святого Евфимия, три версты расстояние от лавры. И там лежит святой Евфимий, и иные многие святые отцы там лежат, телами как живые. И стоит тот монастырь на ровном месте, и горы вокруг него каменные поодаль. Монастырь же был оградой обнесен, и церковь была хорошая, высокая. А поблизости тут был монастырь святого Феоктиста, под горою, на юг от монастыря Евфимия. И все то ныне разорено погаными.
О ГОРѢ СИОНЬСТѢЙ
О ГОРЕ СИОНСКОЙ
Сион же гора есть велика и высока есть, от юга лиць, а от Ерусалима полога и равна. И на той горѣ Сионьстѣй первое был град Иерусалимъ ветхий, и того града ветхаго разорил Навходносоръ, царь Вавилонескъ, при Еремѣи пророцѣ,[129] А нынѣ Сионъ гора внѣ стѣны градныя есть, на югь лиць от Иерусалима Сионъ. И ту есть был дом Иоанна Богословца на горѣ Сионьстѣй, и на томъ мѣстѣ создана была церкви велика клѣтьски. И есть от стѣны градныя яко довержет мужь каменемь малым до церкви Святаго Сиона.
|
|
Гора Сион высокая и большая, если смотришь с юга; а со стороны Иерусалима пологая и ровная. На той горе Сионской и был первоначально древний город Иерусалим, тот древний город разорил Навуходоносор, царь Вавилонский, при Иеремии-пророке. А ныне гора Сион вне городской стены, на юг от Иерусалима Сион. Здесь, на горе Сионской, был дом Иоанна Богослова; на этот месте была создана большая клетская церковь. А расстояние от городской стены до церкви святого Сиона — как может добросить мужчина небольшим камнем.
И в той церкви Сионьстѣй ту есть храмина, за олтаремъ тоа церкви, и в той храминѣ Христос умы ногы учеником своим.[130]
И в той церкви Сионской есть, за алтарем той церкви, комната, где Христос умыл ноги ученикам своим.
О ДОМУ ИОАНА БОГОСЛОВА, ИДѢЖЕ ХРИСТОС ВЕЧЕРЯЛ
О ДОМЕ ИОАННА БОГОСЛОВА, ГДЕ ХРИСТОС ВЕЧЕРЯЛ
Ис тое храмины на югъ лиць поидучи, възлѣсти есть по степенем яко на горницю. Ту есть храмина создана красно, яко на столпии и с верхом, исписа муисиею и помощена красно, и олтарь имать яко церкви на всток лиць: и то есть келиа была Иоанна Богословца, и в той кѣлии Христос вечерял со ученики своими: ту же Иоаннъ възлеже на перси его и рече: «Господи, кто ест предаяй тя?»[131] На том же мѣстѣ сшествие Святаго Духа бысть на апостолы въ Пентикостию.[132]
Пойдя из той комнаты на юг, поднимаешься по ступенькам в своего рода горницу. Там находится комната, красиво сделанная, как бы на столбах, и с покрытием, украшенная мозаикой и вымощенная красиво, и алтарь есть, как в церкви, с восточной стороны: это бывшая келия Иоанна Богослова, и в той келии Христос вечерял с учениками своими; тут же Иоанн возлежал на груди его и сказал: «Господи, кто — предающий тебя?» На том же месте сошествие Святого Духа было на апостолов в Пятидесятницу.
В той же церкви есть другая храмина долѣ на земли, и низка есть храмина та, на югь лиць: и в ту храмину прииде Христос къ учеником своим, дверем затвореным, и ста посредѣ их, и рече: «Миръ вам»; ту же и Фому увѣрил есть въ 8-й день.[133] Ту же есть святый камень, принесенъ аггелом с Синайскиа горы.[134]
В той же церкви есть другая комната, внизу, на земле; и низко помещение то, с южной стороны: в эту комнату и пришел Христос к ученикам своим, когда были двери закрыты, и стал посреди них, и сказал: «Мир вам»; тут же и Фому уверил в восьмой день. Тут же хранится святой камень, принесенный ангелом с Синайской горы.
А на друзѣй странѣ тоа же церкве, к западу лиць, есть другая храмина на земли низка, тлѣм же образом; и ту в той храминѣ преставилася святаа Богородица. И то все ся дѣяло в дому Иоанна Богословца.
А на другой стороне той же церкви, с западной стороны, есть на земле другая комната низкая, такая же по виду: в том помещении преставилась святая Богородица. Все то происходило в доме Иоанна Богослова.
И ту есть былъ домъ Каиафинъ. И ту ся Петръ отврьглъ Христа трижды, дондеже куръ възгласит.[135] И есть мѣсто на всток лиць отъ Сиона.
И тут же был дом Каиафин. Там Петр отрекся от Христа трижды, прежде чем петух пропел. И есть место то в восточном направлении от Сиона.
ИДѢЖЕ ПЕТРЪ, ОТВРЬЖЕСЯ ХРИСТА ТРИЖДЫ, ПЛАКАСЯ ГОРКО
ГДЕ ПЕТР, ТРИЖДЫ ОТРЕКШИСЬ ОТ ХРИСТА, ГОРЬКО ПЛАКАЛ
И оттуда есть близь паки мѣсто на странѣ горы, къ въстоку лиць, и ту есть пещера глубока велми, слѣсти в ню степеней 30 и 2. И в той пещерѣ плакася Петръ горко отврьжениа своего. И над тою пещерою церковь есть создана во имя святаго апостола Петра.
И оттуда, к востоку, опять же близко есть место на склоне горы, где находится очень глубокая пещера: спуск в нее — тридцать две ступени. В этой пещере Петр горько оплакивал свое отречение. Над этой пещерой создана церковь во имя святого апостола Петра.
О КУПѢЛИ СИЛОАМСТѢЙ
О КУПЕЛИ СИЛОАМСКОЙ
А оттуда на полудне лиць долѣ под горою есть купѣль Силоамля, идеже Христос слѣпцю очи отверзе.[136]
А оттуда на юг, внизу под горой, находится купель Силоамская, где Христос слепцу глаза открыл.
О СЕЛѢ СКУДЕЛЬНИЧИ
О СЕЛЕ СКУДЕЛЬНИЧЕМ
И ту есть под тою же горою Сионьское село Скудельниче, еже его купиша цѣною Христово на погребание странным.[137] И есть об он пол дебри под горою Сионьскою, на югъ лиць от Сиона. И суть пещеры многи на странѣ горы у камени изъсѣчены, и в тѣх пещерах днѣ суть гроби устроены, у камени изсѣчены дивно и чюдно; ту ся погребають страньни пришельци туне, так; ничтоже не даютъ отъ мѣста того святаго, искуплено бо есть кровию Христовою.
И тут, под той же горой Сионской, находится село Скудельничье, которое купили на полученные за Христа деньги для погребения странников. Оно по ту сторону ущелья, под Сионской горой, на юг от Сиона. И много пещер высечено на склоне горы в камне, и в тех пещерах теперь гробы устроены, в камне высечены удивительно и чудесно: тут погребаются пришлые странники бесплатно, так; ничего ведь не дают за то святое место, ибо оно выкуплено кровью Христа.
О ВИФЛЕОМѢ
О ВИФЛЕЕМЕ
Вифлеем же святый есть на югь лиць отъ Иерусалима святаго, 6 верстъ вдалее. По полю 2 верстѣ до ссѣданиа Авраамля, идѣже отрока своего остави съ ослятемъ Авраамъ, и поя сына своего Исаака на жертву, и задѣ ему дрова понести и огнь. И рече ему: «Отче, се дрова и огнь, а кое овча?» И рече ему Авраам: «Богъ покажет, чадо, намъ овча». И идяше Исаакъ, радуяся, путемъ темъ къ Иерусалиму лиць. На том же бо мѣстѣ приведенъ бысть Исаакъ, идеже Христос распят бысть.
Вифлеем же святой на юге от святого Иерусалима, в шести верстах. По полю — две версты до спешения Авраама, где Авраам оставил слугу своего с ослом, и взял сына своего Исаака для жертвы, и дал ему понести дрова и огонь. И тот сказал ему: «Отец, вот дрова и огонь, а где же овца?» И сказал ему Авраам: «Бог покажет нам овцу, чадо». И Исаак шел, радуясь, путем тем по направлению к Иерусалиму. Ведь на то самое место приведен был Исаак, где Христос был распят.
И оттуда есть верста едина вдале до мѣста, идѣже святаа Богородица видѣ двои люди: едины смѣющася, а другиа плачющася.[138] И ту есть была церкви создана, манатырь был Святыя Богородица, нынѣ же разорено есть от поганых.
И оттуда верста одна расстояния до места, где святая Богородица видела два рода людей: одних смеющихся, а других плачущих. И тут была церковь создана, монастырь был Святой Богородицы. Ныне же разорено все от поганых.
А оттудѣ до гроба Рахилина, матери Иосифовы,[139] еста верстѣ 2.
А оттуда до гроба Рахили, матери Иосифа, две версты.
О ВЕРТЕПѢ, ИДѢЖЕ ХРИСТА РОДИ СВЯТАЯ БОГОРОДИЦА
О ВЕРТЕПЕ, ГДЕ ХРИСТА РОДИЛА СВЯТАЯ БОГОРОДИЦА
И оттуда верста едина есть до мѣста, идѣже ссѣла святаа Богородица съ осляти, егда понуди сущее въ чревѣ еа, хотя изыти. И ту есть камень великъ, и на том камени почивала святая Богородица, тогда ссѣдши со осляти; и от того камени, вставши,[140] шла есть пѣша до вертьпа святаго, и ту родила есть Христа в том вертьпѣ святая Богородица. И ту есть близъ Рождество Христово от камени того, яко можеть дострѣлити добръ стрѣлець.
И оттуда верста одна до места, где святая Богородица сошла с осла, когда находящееся во чреве ее, желая выйти, принудило ее. И там есть камень большой, на котором отдыхала святая Богородица тогда, сойдя с осла; от того камня, встав, шла она пешком до вертепа святого, и там, в том вертепе, родила Христа святая Богородица. И тут, близко от камня того, Рождество Христово, так что может дострелить хороший стрелок.
О ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
О ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
И есть ту над вертепом тѣмъ святым Рождества Христова создана есть церкви велика крестом, и верхъ ея клѣтьски въсперенъ. Покрыта же есть вся оловом церкви та Рождества Христова, исписана есть мусею вся, столповъ же имать 8 облых марморяных; помощена же есть дъсками мрамора бѣлаго; двери же имат трои; есть же вдалѣе 50 сажен до великаго олтаря, а вширѣ 20 сажен. Есть же вертепъ и асли, идеже было Рождество Христово, под великим олтарем, яко пещера велика, создана красно, и степеней имать 7, куда же слѣсти есть къ дверемъ святаго вертьпа святаго. Имат двери двои, въ других дверий 7 же степеней. И есть, всточными дверми влѣзучи въ вертепъ, на левѣй руцѣ есть мѣсто на земли долѣ, и на том мѣстѣ родился Христос Богъ нашь. И есть надъ мѣстомъ тѣмъ въздълана трапеза святаа, и ту на той трапезѣ литургисають.
И там, над вертепом тем святым Рождества Христова, выстроена большая церковь в форме креста с прямоугольным, высоко поднятым верхом. Покрыта же оловом вся та церковь Рождества Христова, вся украшена мозаикой, столпов же у нее восемь цельных мраморных; вымощена плитами белого мрамора; дверей же у нее трое; в длину она пятьдесят саженей до великого алтаря, а в ширину двадцать саженей. Вертеп же и ясли, где было Рождество Христово, находятся под великим алтарем, — как бы пещера большая, сделана красиво, и семь ступеней у нее, по которым сходят к дверям вертепа святого. Дверей у нее двое; ко вторым дверям — тоже семь ступеней. И если восточными дверьми входишь в вертеп, по левую руку есть место на земле внизу, на котором и родился Христос Бог наш. Над местом тем святым возведена трапеза святая, и тут, на той трапезе, служат литургию.
О ЯСЛѢХ ХРИСТОВЫХЪ
О ЯСЛЯХ ХРИСТОВЫХ
И ту есть мѣсто къ встоку лиць, а противу тому мѣсту на правѣ руцѣ Ясли Христовы. Къ западу лиць под скалою каменою суть Ясли Христовы святыа; и в тѣх яслех положенъ бысть Христос Богъ, в рубища повит. Нашего ради спасениа все претрьпѣ. Близь же себе еста мѣста та, и Рождество и Ясли, яко три сажени вдалѣе межи има еста; въ единой пещерѣ оба мѣста та. Исписана же есть пещера та мусиею и помощена же красно. Церкви же исподи дупляста есть вся; и мощи святыхъ ту лежать.
И там, к востоку, есть место, напротив которого справа — Ясли Христовы. С западной стороны под каменной скалой находятся Ясли Христовы святые, в которые положен был Христос Бог, в рубища повит. Нашего ради спасения все претерпел. Близко друг от друга находятся места те — Рождество и Ясли: примерно три сажени расстояние между ними; в одной пещере оба места эти. Украшена же пещера та мозаикой и вымощена красиво. Под церковью же все выдолблено, и мощи святых тут лежат.
И поидучи изъ церькви, на правую руку вылѣзучи, и есть пещера глубока под церковь лиць, и в той пещерѣ лежали мощи святых младенець,[141] и оттуда взяты суть святии младенци въ Царырад. Созданъ же есть градок высокъ около всея церкви тоя. И есть мѣсто то было рождества Христова на горѣ, кромѣ людей, в пустыни. Да то ся зоветь нынѣ Вифлеем, кдѣ то есть нынѣ Рождество Христово и градок-от, а ветхий Вифлеем кромѣ того мѣста был напреди, не дошедше Рождества Христова. И ту есть столпник нынѣ, и камень святыя Богородица; то на той горѣ есть был первый Вифлеемъ. И та земля вся около Вифлеема зовется Ефрантъ, земля Июдина, и о том пророкъ глаголеть: «И ты, Вифлееме, земле Июдова, ничимже менши еси в тысящах Июдовах, ис тебе бо изыдеть вожь, иже упасеть люди моя Израиля».[142] И есть земля та около Вифлеема красна зѣло въ горах, и древеса многоплодовита овощнаа стоатъ по пригориемъ тѣмъ красно: масличие, и смоквие, и рожцие много бес числа, виногради мнози суть около Вифлеема и нивы по удолиемъ многи суть.
И если пойти, выйдя из церкви, на правую руку, то там есть пещера глубокая, уходящая под церковь: в той пещере лежали мощи святых младенцев, и оттуда взяты были святые младенцы в Царьград. И построена ограда высокая вокруг всей той церкви. И находится место то, где было рождество Христово, на горе, в стороне от людей, в пустыне. Теперь это место, где сейчас Рождество Христово, и городок тот называется Вифлеем, а древний Вифлеем был за пределами этого места, впереди, не доходя до Рождества Христова. Там сейчас обретается Столпник и находится камень святой Богородицы; на той-то горе и был первый Вифлеем. И вся та земля около Вифлеема называется Ефрант, земля Иудина, и о ней пророк говорит: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше среди тысяч Иудиных, ибо из тебя выйдет вождь, который упасет людей моих Израилевых». И земля та около Вифлеема очень красива среди гор, и деревья многоплодные фруктовые стоят по пригорьям тем красиво: маслины, и смоквы, и рожки — много, без числа; виноградников много вокруг Вифлеема; и нив по долинам много.
И близь церкве Рождества Христова, внѣ стѣны градныя, к полуднью лиць дострѣла вдалѣе на горѣ есть велика пещера, в той пещерѣ жила святая Богородица съ Христосомъ и со Иосифомъ.
А близ церкви Рождества Христова, за стеной городской к югу, на расстоянии выстрела, есть в горе большая пещера: в той пещере жила святая Богородица с Христом и с Иосифом.
О ДОМУ ИЕСЕОВѢ, ОТЦА ДАВЫДОВА
О ДОМЕ ИЕСЕЯ, ОТЦА ДАВИДА
И ту есть мѣсто на странѣ града къ встоку лиць, от града вдалѣе, яко дострѣлить; имя мѣсту тому Вифиль. И ту был домъ Иесѣевъ, отца Давыдова; и в тот домъ прииде Самоилъ пророкъ и ту помаза Давыда на царство во Израили, в Саула мѣсто.[143]
И тут есть место с восточной стороны города; от города на расстоянии примерно выстрела; название места того Вифиль. Там был дом Иесея, отца Давида; в этот дом пришел Самуил-пророк и там помазал Давида на царство в Израиле вместо Саула.
О КЛАДЯЗѢ ДАВЫДОВѢ
О КОЛОДЦЕ ДАВИДА
Ту кладязь Давыдовъ, егоже пити древле Давыд вжадася.
Там колодец Давидов, из которого в древности Давид возжаждал пить.
О МѢСТѢ, ИДЕЖЕ БЛАГОВѢСТИША АГГЕЛИ ПАСТУХОМЪ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!