Подготовка текста, перевод и комментарии В. В. Колесова 12 страница



 

62. КАКЪ ДВОРОВОЕ ТЯГЛО ПЛОТИТЬ[62] ИЛИ С ЛАВКИ ПОЗЕМ ИЛИ 3 ДЕРЕВНИ ПОДАТЬ, И ДОЛЖНИКОМЪ ДОЛГЪ ВСЯКОЙ ПЛАТИТЬ

62. КАК ПОДВОРНОЕ ТЯГЛО ПЛАТИТЬ, ИЛИ С ЛАВКИ ПОЗЕМ, ИЛИ С ДЕРЕВНИ ПОДАТЬ, И КАК ДОЛЖНИКАМ ВСЯКИЙ ДОЛГ ПЛАТИТЬ

 

А всякому человеку с своего подворья или с лавки поземъ, и з деревни и со всякого угодья дани и пошлины и всякого оброку, и всяких даней, и всякихъ государскихъ податей на себе не задерживати, копити не вдругъ, а платити ранее до сроку: и ты без работы живешь, и от сроку и от поруки денекъ не даешъ, и поминковъ не носишь, и самъ не таскаешся. А кто на срокъ всякихъ оброковъ и всяких тяглей не платит, а от того откупается, и двѣ дани будетъ — ино уже вдвое будетъ платить. И такъ нерассудные люди живутъ в роботе, и на правежи, и в долгу до коньца обнищает; а кто живет в росплатѣ и в управе, и всякихъ податей за собою не клачиваетъ, и долгу на себе безлѣпичново не водит, и тот человекъ всегды без работы живѣтъ и свободенъ, и при животе добро, и по смерти детемъ поминокъ и надѣлокъ: дворъ со всѣмъ запасомъ или лавка с товаромъ, или деревня со всяким животомъ, толко ни в кабалах, ни в записехъ, ни в порукахъ, ни в какихъ тяглехъ, ни в каких податехъ не зорощено. А лучится кому денегь занять бескобально или в кобалу, или закъладъ, или без росту — ино бы на срокъ платитъ, ино и впередь добрые люди вѣрят; а хто на срокъ не платитъ или росту напередь не уплачиваетъ, ино с убыткомъ и со студомъ платежь, и ;въпередь никто не вѣритъ.

А всякому человеку со своего подворья или с лавки позем, а с деревни и со всех угодий дани и пошлины и всякий оброк и всякие дани и разные государственные подати на себе не задерживать, не собирать в одно время сразу, а платить раньше срока: тогда ты и независим будешь, и за просрочку да за поручительство денег не платишь, и взяток не носишь, и сам не таскаешься. А кто в срок всяких оброков и всяких повинностей не платит и того избегает, две дани ему набежит — вот уж и вдвое ему платить. И так неразумные люди попадают в рабство, а в судах и в долгах до конца обнищают; кто же расплачивается, и управляется в срок, и всяких податей за собой не накапливает, и долгу за кем бессмысленного не водится, так тот человек всегда свободен живет, независимо, и в жизни ловко и после смерти детям оставит на поминки с наделом: двор со всяким припасом, или лавку с товаром, или деревню со всякой живностью, и никаких кабал, ни записей, ни порук, никаких повинностей, никаких податей — ни в чем не запутался. А случится кому денег занять бескабально, или в кабалу, или под заклад, или без процентов, — тогда оплатить бы в срок, и впредь добрые люди поверят; кто же в срок не платит или проценты заранее не оплачивает, тому наступит выплата с убытком и с позором, и впредь никто ему не поверит.

 

63. УКАЗЪ КЛЮЧНИКУ, КАКЪ ДЕРЖАТЬ НА ПОГРЕБЕ ВСЯКОЙ ЗАПАСЪ ПРОСОЛНОЙ И В БОЧКАХЪ, И В КАДЕХЪ, И В МѢРНИКЕХЪ, И ВО ТЧАНЕХЪ, И В ВЕДЕРЦАХЪ МЯСО, РЫБА, КОПУСТА, ОГУРЦЫ, СЛИВЫ, ЛИМОНЫ, ИКРА, РЫЖИКИ, ГРУЗЬДИ

63. НАКАЗ КЛЮЧНИКУ, КАК В ПОГРЕБЕ ХРАНИТЬ ВСЯКИЕ ПРИПАСЫ СОЛЕНЫЕ И В БОЧКАХ, И В КАДКАХ, И В МЕРНИКАХ, И В ЧАНАХ, И В ВЕДЕРКАХ МЯСО, РЫБУ, КАПУСТУ, ОГУРЦЫ, СЛИВЫ, ЛИМОНЫ, ИКРУ, РЫЖИКИ, ГРУЗДИ

 

Все бы то стояло, непочатые и початые сосуды, в росоле да пригнетено дощечкою, да и каменемъ тяжелымъ, а огурцы и сливы, и лимоны в росоле же бы были, а огурцы решеточкою ж пригнетены подъ камешкомъ легонько, а плеснь всегды счищать и росоломъ дополнивати. А которой росолъ пахнетъ затхолы, и его сливать да свѣжимъ дополнивати, россоливъ. Да толко которой просолъ не в росоле стоитъ, ино верхней рядъ зниетъ, а не в береженье ино испортится: а то все в лѣте все засекати, а мясо по времени вывѣшивати, а и в рыбѣ только духъ появится, ино перемывъ вывѣшивать же. А которая рыба всякая и мясо солено на провѣсъ, и вывешивати под весну, и какъ выветрело, и есть поспѣло, ино от стропа збирати да переносити в сушило, да что пригоже, вѣшати, а иное в стопу класти; а рыба прутовая в рогожи вертетъ, а пласти по полице класти, а подпариваная в крошню, чтобы вѣтръ проходилъ: которая какъ пригоже, такъ дерьжати. А о всемъ о томъ, какъ беречи, в начале писано. А в житницах и в закромѣхъ, и в сушилех всякаго обилия пересматривати; притчею которою накапало или навяло, или сыро, или затлося, или поплесневело, или слеглося, ино то, рассыпавъ, на сонцѣ пересушивати или в печехъ, а что попортилося, ино то напередь ести и в заимъ давати и милостыню и нужнымъ, а толко много, ино упродастъ: а которой свѣжей, сухой, в береженье стоитъ, ино то вдаль блюсти. А питье всякое, и меды, и пива, и морсы, и вишьни в патокѣ, и яблока, и груши в патоке и в квасу, и брусничная вода по тому же, кои бочки в леду засѣчены, и тѣ держати вполне, а которое питье стоитъ не вполне, ино дополнивати и в леду засѣкати; а толко которое питье тронулося, окисло или поплесневело, ино то по малымъ судомъ растачивати, да то борзо изведет, а которое свѣжее — вдаль блюсти и вполне держати. И яблока, и груши, и вишни, и ягоды, — то бы было в росоле, а плѣснь счищать и, подсытивъ, доливать и что как пригоже; а на лѣдникѣ полное питье и еству к леду засѣкши держать, ино не портитца. А платье всякое и таваръ, которое в полатахъ и в клѣтехъ, и в онбарехъ, и в лавкахъ, и в сундукех, и в бочкахъ, и в коробьях, и верьхнее и нижьнее, и новое и ветчаное, дорогое и дешевое, и усчины и полотна, — того всего лѣте пересматривати розвѣшивати, и пересушивати, и перетрясывати, а которое попортилося, того починить, и нового, и ветчаного, и опять по старому хорошо укъладывати, и держать то в суше и в покрыте, и за замкомъ. А сѣно толко накапало или навьяло, или сыро, или слеглося, или затхлося, ино его в вѣдреной день в солнечной и на вѣтръ выносить ис сѣнницы да просушить и перетрясть, да и опять в сенницу скласть; а в стогу толко слеглося или затхлося, по тому же розослать и перетрясть, и просушить, и опять хорошенько сметать, да толко таково ино продастъ или лошедми кармить, да то изводит кое попортилося, а много — ино продастъ, а кое доброе, ино дале блюсть, и в суше покласть и сѣнницы укрыти.

Все бы те непочатые и початые сосуды стояли с рассолом да пригнетены дощечкою и камнем тяжелым, а огурцы, и сливы, и лимоны также в рассоле бы были, огурцы же под решеточкой придавлены легонько камешком, и плесень всегда счищать и доливать рассолом. Какой же рассол запахнет затхлостью, его сливать да свежим дополнять, подсолив. Ведь если что из засоленного не в рассоле стоит, то верхний ряд сгниет, а если еще в небреженье — то и испортится; а летом все это еще и льдом обложить, а сушеное мясо на время вывешивать; да и рыбу, лишь только запах появится, также, промыв, вывешивать. А если рыба любая и мясо соленое вялены, вывешивать их по весне, и как только обветрилось, значит, поспело, тогда со стропил собирать переносить в сушильню и что хорошее, то развесить, а прочее в кучу класть; а рыбу прутовую завернуть в рогожи, вяленую разложить по полкам, а пареную в корзины, но чтобы ветер обдувал: какую как нужно, так и хранить. А о том, как хранить, было уже написано. В житницах, и в закромах, и в сушильнях все запасы такие просматривать: по какой-то причине подмочило, или заплесневело, или сырое, или затхлое, или заплесневело, или слеглось, тогда, разложив все, на солнце пересушить или в печах, а что испортилось, то раньше съесть или взаймы давать и милостыню и нуждающимся, если же слишком много, то и продать; все же, что свежо, сухое и хорошо сохранилось, хранить и дальше. А напитки всякие: и меды, и пива, и морсы, и вишни в патоке, яблоки и груши в патоке и в квасу, и брусничная вода также, — если в бочках обложены льдом, так полными сохранить, а какие напитки стоят неполными, дополнить их до краев и в лед поставить; если же какое питье тронулось, скисло или заплесневело, так его по малым сосудам разливать и быстро пускать в дело, а какое посвежей — дальше хранить и держать полным. А яблоки, и груши, и вишни, и ягоды — все бы были в рассоле, а плесень счищать и, подсластив, доливать, что как нужно; да и на леднике питье и еду только полным, льдом обложив, хранить, тогда не испортится. А платье всякое и товар, какие в дому, и в клетях, и в амбарах, и в лавках, и в сундуках, и в бочках, и в коробах, и верхнее, и нижнее, и новое, и ветхое, дорогое и дешевое, и холсты, и полотна,— летом все то просматривать, и развешивать, и пересушивать, и перетрясать, а какое попортилось, то починить, и новое и ветхое снова по-прежнему укладывать и сохранять все в сухости и закрытым и под замком. Сено же, если оно намокло, или заплесневело, или отсырело, или слеглось, или затхлое, его в погожий день солнечный на воздух выносить из сеновала, да просушить, да перетрясти, а там и снова на сеновал сложить; если же в стогу сено слеглось или запрело, также раскидать, и перетрясти, и просушить, и снова хорошенько сложить, можно его и продать и лошадей кормить; да раньше пусть то потребит, какое попорчено, а если такого много — то продаст, какое же сено доброе, то хранить дальше, сложить в сухом месте и сеновалы укрыть.

 

64. ПОСЛАНИЕ И НАКАЗАНИЕ ОТО ОТЦА К СЫНУ

64. ПОСЛАНИЕ И НАСТАВЛЕНИЕ ОТ ОТЦА К СЫНУ

 

Благословение от благовѣщеньскаго попа Селивестра возлюбленному моему единородно сыну Анфиму. Милое мое чадо дорогое! Послушай отца своего назание, рождьшаго тя и воспитавшаго в добре наказании и в заповедехъ Господнихъ, и състраху Божию и божественому писанию изучену, и всякому закону християньскому, и промыслу доброму, во всякихъ торговлехъ и во всяких товарехъ наказану; и святительское благословение на себѣ имѣешь, и царское государево жалование и государыни царицы, и братии его, и всехъ боляръ, и з добрыми людми водишися, и со многими иноземцы великая торговля и дружба есть все еси доброе получилъ и умѣи еси совершити о Бозѣ. Якоже начато при нашемъ попечении, и по насъ тако же бы Богь соблюлъ по тому жити. И законному браку сочтах тебѣ у добру родителю благодарную дщерь, и благословилъ есми тобя всякою святынею и честными кресты, и святыми образы, и благословеннымъ стяжанием, яко же, мню, от праведныхъ трудовъ, а в невѣдании Богъ правитель. И нынѣ убо, сыну Анфимъ, предаю тебѣ и поручаю, и оставляю создатели нашему доброму, блюстителю Исусу Христу и его матери, пречистыя Богородица, и заступнице нашей, помощнице, и всемъ святымъ, яко же рече Писание: «Подщися дѣти оставити наказаны в заповедехъ Господнихъ — лучше неправеднаго богатества: аще и в праведнемъ убожестве, неже бы въ неправеднем богатествѣ». И ты, чадо, блюдися неправеднаго имѣния, а твори добрая дѣла, имѣй, чада, великую вѣру к Богу, всѣ упование возлогай на Господа: никъто же, надѣяся на Христа, не погибнетъ! Прибѣгай всегды с вѣрою ко святымъ Божиимъ церквамъ, заутрени не просыпай, обѣдни не прогуливай, вечерни не погреши и не пропивай павечерница и полунощница и часы в дому своемъ всегды по вся дни пѣти: то всякому християнину Божии долгъ. Аще возможно, по времени прибавишь правила, на твоемъ произволении, болшую милость от Бога обрящеши, а в церкви Божии и дому на правиле и на всяком молении и самъ, и жену, и детей, и домочатцовъ стояти, со страхомъ Богови молититися и со вниманиемъ слушати, отнюдъ в те поры ни о чемъ не бесѣдовати, ни обзиратися, разве ли кия нужда, а говорити правило келейное и церковное единогласно, чисто, а не вдвое; священнический чинъ и иноческий почитай: тѣ бо суть Божии слуги, тѣми очищаемъся от грѣховъ, тѣ имѣют дерзновение молитися Господу о гресѣхъ нашихъ и Бога милостива сотворятъ. Повинуйся, чадо, отцу духовному и всякому священническому чину во всякомъ духовномъ наказании, а жена тако же; в домъ свой их призывай молитися о здравии за царя и государя и за царицу и чада ихъ, и за братию его, и за сьвещеннический чинъ и мнишеский, и за вся християне. И о своемъ согрѣшении и о своихъ домочадцевъ молебная совершай; и воду бы святили з животворящаго креста и со святыхъ мощей, и с чудотворныхъ образовъ. Аще болезьни ради за здрави и масломъ свящаютъ и в церквах Божиих — тако же твори: приходи с милостынею и с приношениемъ за здравие и по родителехъ преставльшихъся память твори со всякою чистотою, и самъ воспомяновенъ будеши от Бога. Церковников и нищих, и маломожныхъ, и бѣдных, и скорбныхъ, и странных пришелцовъ призывай в домъ свой и по силе накорми и напои и согрѣй, и милостыню давай от своихъ праведныхъ трудовъ и в дому и в торгу и на пути тою бо очищаются грѣси: тѣ бо ходатаи Богу о гресѣхъ нашихъ. Имей, чада, истинную правду и любовь нелицемѣрную ко всемъ, не осужай никого ни в чемъ, свои грѣхи рассужай, како избыти ихъ; чево самъ не любишъ, того и другу не твори, и храни чистоту телесную паче всего, да наступи на совесть свою, яко же на лютаго врага и возненавиди, яко же милаго душетленнаго дъруга; хмелново пития, Господа ради, отвѣрзи от себѣ, пияньство в семъ убо недуге, и вся злая ражаются обычаи от него. Аще от сего сохранитъ тя Господь, вся благая и полезная от Бога получиши, и от человекъ чесьтенъ будеши, и души своей просвѣтъ сотвориши на вся добрая дѣла. Воспомяни, чада, апостольское слово: «Не прельщайтеся — ни пьяница, ни блудникъ, ни прелюбодѣй,[63] ни содомленинъ, ни тать, ни разбойникъ, ни клеветникъ, ни хищникъ царствия Божия не наследятъ!» Аще которою страстию побѣдился еси, чадо, или в которое грѣхопадение впал, о сѣмъ прибѣгни к Богу с теплою вѣрою и ко отцу духовному з горкими слезами и плачися о грѣсех своихъ, и кайся истиннѣ, еже таковая не творити, и заповѣдъ отца духовънаго храни и епитемью держи: милостивъ Господь праведныхъ любитъ, грѣшныхъ милуетъ, всехъ зовет ко спасению, и паки храни и блюди себе в християньскомъ жити праведномъ законе, удержи языкъ свои от зла и устне свои, еже не глаголати льсти, храни себе ото лжа и от похвалы, и от клеветы, и самъ ни в чемъ не величайся: уничижи себѣ паче всехъ человѣкъ — узриши славу Божию. И всякого, чадо, не презри, во всякой нужи памятуй, чадо, како мы жихомъ вѣкъ, никто же изыдѣ от дому нашего тощь или скорбенъ, по силе вся потребная всякому человѣку Бога ради давано и скорбново словомъ ползовано. Аще кому в чемъ возможно, и мы помогали Бога ради, и ссужали всячески, а намъ невидимо Христосъ изобилно посылалъ милость свою, всяких благихъ. А не помыслихомъ никогда на зло никому, разьве недоразумия, а без лукавства. Чадо, люби мнишеский чинъ, и страннии пришелцы всегда бы в дому твоемъ питалися, и в монастыри с милостынею и с кормлею приходи и в темницахъ и убогихъ и больныхъ посѣщай и милостыню по силе давай. А домочадцовъ своихъ одевай и корми доволно, а жену свою люби и в законе живи по заповѣди Господни: в неделю и в среду, и в пяток, и в праздники Господни и Великий постъ в чистоте пребывайте, в посте и молитве, и в покаянии и во всяких добродѣтелех, законъное жительство в славу Богу и в жизнь вѣчную, а любодѣемъ и прелюбодеемъ судитъ Богъ. Да самъ, чадо, что твориши, того жену учи, всякому страху Божию и всякому вежьству и промыслу, и рукодѣлью, и всякому рукодѣлью и домашнему обиходу, и всякой порядне: умѣла бы сама и печи, и варити, и всякую домашнюю порядню умѣла, и всякое женьское рукоделье знала — коли сама все знаетъ и умѣет, ино умѣетъ и дѣтей и слуг всему научити и наряжати, и наказати во всемъ. И сама бы хмелново питья отнюд не любила, и дѣти и слуги у ней того не любили же, а всегда бы жена без рукодѣлия сама ни на часъ не была, разве немощи, а слуги у ней тако же. А в гостех будет или у ней гости, отнюд бы сама пьяна не была, а з гостьями бѣседа бы была о рукодѣльи и о домашней порядне, и о законномъ християньскомъ житии, а не пересмѣивайся и не переговаривала бы ни о комъ ничево; в гостехъ и в дому пѣсней бесовскихъ и всякого срамословия и блядивых речей и блудных пословицъ сама и слуги не говорила и не творила бы, того ни у кого бы не слушала, и волъхвовъ, и кудесниковъ, и всякого чарования не знала бы и в домы не пущали ни мужиковъ, ни женокъ. Аще не внимает сего, всячески наказуй страхомъ и спасая, а не гневайся на жену, а жена на тебѣ. Наказуй наедине, да наказавъ примолви и жалуй и люби ея, тако же и дѣтей и домочатцовъ своихъ учи страху Божию и всякимъ добрымъ дѣломъ, понеже тебѣ о нихъ отвѣть дати въ день Страшного суда. Аще по нашему наказанию и по сему писанию учнете жити, велию благодать от Бога обрящете и жизнь вѣчную наслѣдите и з домочатцы своими.

Благословение от благовещенского попа Сильвестра возлюбленному моему и единственному сыну Анфиму. Милое мое чадо дорогое! Послушай наставление отца твоего, родившего тебя и воспитавшего в добром поучении и в заповедях Божьих, и страху Божьему и божественному писанию научившего, и всякому закону христианскому, и заботам добрым, во всяких торговлях и во всех товарах всему научившего; и святительское благословение на себе несешь, и царское государя пожалование и государыни царицы, и братьев его, и всех бояр, и с добрыми людьми водишься, и со многими иноземцами в большой торговле и в дружбе состоишь: все блага получил, так умей и делать по-Божески. Все это начато нашим попечением, но и после нас сохранил бы тебя Бог так же жить. И законным браком сочетал с тобой от добрых родителей благодарную дочь, и благословил я тебя всякой святыней, и честными крестами, и святыми образами, и благословенным имением, которые все, я уверен, достались праведными трудами, и подтвердит это Бог направляющий. Но теперь, сын Анфим, передаю тебя и препоручаю и оставляю создателю нашему доброму, хранителю Иисусу Христу и его матери, пречистой Богородице и заступнице нашей, помощнице, и всем святым, как сказано в Писании: «Позаботиться детей оставить наставленными в заповедях Господних — и это лучше неправедного богатства: краше быть в праведном убожестве, нежели в неправедном богатстве». И ты, чадо, тоже берегись неправедного богатства и твори добрые дела, имей, чадо, великую веру в Бога, все надежды возлагай на Господа: ибо никто, уповая на Христа, не погибнет! Всегда с верою обращайся к святым Божьим церквам, заутрени не просыпай, обедни не прогуливай, вечерни не пропусти и не пропивай вечерней и ночной молитвы, и службы в доме твоем всегда бы и всякий день велись: для каждого христианина это долг перед Богом. Если сможешь, со временем по своему желанию увеличишь службу и тем большую милость от Бога получишь; а в церкви Божьей и дома во время службы и во всяком молении и самому, и жене, и детям, и домочадцам стоять, со страхом Богу молиться и со вниманием слушать и никогда в то время ни о чем не беседовать, не оглядываться, разве что очень нужно; службу келейную или церковную вести согласно и чисто, а не вразнобой; священников и монахов почитай: они ведь слуги Божии, трудами их очищаемся от грехов, они имеют власть молиться Господу о наших грехах и склоняют Бога к милости. Повинуйся, чадо, и жена твоя также отцу духовному и любому священнику во всяком духовном наставлении; в дом свой приглашай их помолиться о здравии царя-государя и царицы, и детей их, и братьев его, и за священников, и за монахов, и за всех христиан. И о своих согрешениях и о согрешениях своих домочадцев молебны совершай; и воду бы святили с животворящего креста и со святых мощей и с чудотворных образов. Во здравие елеем освящают больного в церквах Божьих — так же и ты поступай: приходи с милостыней и с дарами во здравие, и преставившихся родичей поминай во всей чистоте, и сам будешь помянут Богом. Церковников, и нищих, и маломощных, и бедных, и страдающих, и странников приглашай в дом свой и, как можешь, накорми, напои, и согрей, и милостыню давай от праведных своих трудов, ибо и в дому, и на рынке, и в пути очищаются тем все грехи: ведь они заступники перед Богом за наши грехи. Имей, чадо, верную правду и любовь нелицеприятную ко всем, не осуждай никого ни в чем, о своих грехах поразмысли, как их избыть; чего сам не любишь, того и другому не делай, и сохраняй чистоту телесную пуще всего да наступи на совесть свою, как на лютого ворога, и возненавидь, как милого и погибельного друга; от хмельного пития, Господа ради, откажись, ибо пьянство — болезнь, и все плохие поступки им порождаются. Если от этого сохранит тебя Господь, все благое и нужное от Бога получишь, и будешь почтен и людьми, и душе своей путь отворишь на всякие добрые дела. Вспомни, чадо, апостольское слово: «Не надейтесь — ни пьяница, ни блудник, ни прелюбодей, ни содомлянин, ни вор, ни разбойник, ни клеветник, ни убийца царства Божьего не наследует!» И если какая страсть тебя покорила, чадо, или в грех какой впал, с тем обратись к Богу в искренней вере и к отцу духовному с горькими слезами, и оплачь грехи свои, и кайся по правде, что больше не станешь такого творить, поучение же отца духовного соблюдай и епитимью исполни: милостивый Господь праведных любит, грешных милует, всех призывает к спасенью; и больше всего сбереги и сохрани себя в праведном христианском законе, удержи язык от злого и уста свои, чтобы не извергали лжи, храни себя от обмана, от похвальбы и от клеветы и сам ни в чем не заносись: унизь себя пуще всех людей — сподобишься славы Божьей. Никого же, чадо, не презирай и во всякой нужде помни, как мы прожили век, никто не вышел из дома нашего голоден или печален, как могли, все нужное каждому человеку Бога ради давали и печального словом вылечивали. Кому как можно, мы помогали Бога ради и ссужали, как могли, и Христос нам невидимо в обилии посылал свою милость, всякие блага. И не помыслили мы никогда никому во зло, разве что по недомыслию, но без лукавства. Чадо, почитай монахов, и странники в доме твоем всегда бы кормились, также и в монастыри с милостыней и с кормом приходи, и заключенных в темницах, и убогих, и больных посещай, и милостыню посильно давай. И домочадцев своих одевай и корми в достатке, и жену свою люби, и в законе живи по заповеди Господней: в воскресенье, и в среду, и в пятницу, и по праздникам Господним, и в Великий пост любви избегайте, живя добродетельно в посте, и в молитве, и в покаянии; жизнь по закону — во славу Бога и ради вечного царства, а любодеев и прелюбодеев осудит Бог. Что сам, чадо, делаешь, тому и жену учи, всякому страху Божью, разному знанию, и ремеслу, и рукоделью, всяким делам, и домашнему обиходу, и всем порядкам: сама бы умела и печь, и варить, и любое дело домашнее знала, и всякое женское рукоделье умела, — когда сама все знает и умеет, сможет и детей и слуг всему научить, ко всему пристроить и наставить во всем. И сама бы хмельного питья никогда не любила, и дети и слуги у нее того не любили бы тоже, и никогда бы жена без рукоделья ни сама ни на час не оставалась, разве что заболеет, и слуги ее также. Если же в гости пойдет или к ней гости, никогда бы сама пьяна не была, а с гостьями беседовала о рукоделье, и о домашнем хозяйстве, и о праведном христианском житии, а не насмешничала бы и не болтала ни с кем ничего; в гостях и дома песен бесовских, и всякого сквернословия, и блудливых речей, и грубых слов сама бы не произносила и того ни от кого бы не слушала и слуги ее также; и волхвов, и кудесников, и всяких заговоров не знала бы и в дом не пускала ни мужиков-колдунов, ни женок. Если же не понимает этого, сурово ее накажи, страхом спасая, но не гневайся на жену, а жена — на тебя. Поучай наедине, да, поучив, успокой, и пожалей, и приласкай ее, также и детей и домочадцев своих учи страху Божию и всяким добрым делам, ибо тебе ведь ответ за них дать в день Страшного суда. Если станете жить по нашему поучению и по этому написанию, великую благодать от Бога получите и вечной жизни удостоитесь с домочадцами своими.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!