О... великом князе Иване Васильевиче, государе и самодержце всея Росии 10 страница



 

Титла 9. О нареченном владыцѣ Феофиле и о новогородцѣх, како приходили к великому князю с челобитьемъ.[68] В той же день приидоша из Новаграда на усть Шелони в судѣх езером Илмерем нареченный на архиепископьство Феофил с посадники и с тысящскими и с прочими градскими людми изо всѣх концовъ. И преже начаша бити челом боляром и воеводам великаго князя, да быша печаловалися братии великаго князя, а они бы печаловалися великому князю, с ними же бы вкупѣ и сами боляре печаловалися. Боляре же, шедше с ними, биша челом братии великаго князя. Братия же валикаго князя, князь Юри, и князь Андрей, и князь Борис, и князь Михаил Андрѣевич с сыном, и боляре их биша челом о них великому князю. Великий же князь прият моление их ради братии своея и боляр своих, умилосердися о них и повелѣ им приити к себѣ, очи свои видѣти. Они же, пришедше пред него, и ударяхуся о землю, молящеся и милости просяще о своем преступлении, яко безъ ума противишася ему, — да бы явил имъ милость свою, много пред нимъ согрѣшшим, и гнѣв бы свой возвратил от них, и да бы престал казнити их, не велѣл бы паче того грабити их и жещи и пленити. Благосердый же самодержец, великий князь, милосердова у них, показа им милость свою, прият моление их и утоли гнѣв свой, и в той часъ повелѣ престати жещи и пленити, и плѣн весь повелѣ собрати и отдати. Даша же тогда великому князю сребра 16 тысящ рублев новогородских числом, кромѣ братии великаго князя и князей и прочих боляръ и воевод всѣх. Земля же их вся пленена и пожжена и до моря, яко такова война не бѣ была на них от начала. Тогда же и Псковская вся земля от себе их же воевали. И посла великий князь по всѣх воевод своих, и по все воинство свое, и по пскович, идѣже кто послан пленити земли новоградския, всѣм повелѣ к себѣ возвратитися. И мнози приидоша к нему на усть Шелони июля 30. И потом стоя ту на едином мѣсте 11 день, управляя новогородцевъ; и дав им мир и любовь и милосердие и нареченнаго на архиепископьство Феофила почтив, отпусти во свой им град, с нимже и посадников, и тысящских, и прочих, иже с ним приходили. За ними же посла в Новград болярина своего Феодора Давыдовича привести весь Великий Новград к цѣлованию от мала же и до велика и сребро на них имати. Он же, шед в Новград, сотвори тако, якоже повелѣно бысть ему.

Раздел 9. Об нареченном во владыки Феофиле и о новгородцах, как приходили они к великому князю с челобитьем. В тот же день пришли из Новгорода в Усть-Шелонь на судах по Ильмень-озеру избранный на архиепископство Феофил с посадскими и тысяцкими и прочими городскими жителями со всех <городских> концов. И сразу стали быть челом боярам и воеводам великого князя, чтобы похлопотали они пред братьями великого князя, а они бы похлопотали перед самим великим князем, да вместе с ними и бояре бы сами похлопотали. И бояре, пойдя с ними, били челом братьям великого князя. Братья же великого князя, князь Юрий, князь Андрей, князь Борис, и князь Михаил Андреевич с сыном, и их бояре били о них челом великому князю. И великий князь принял их мольбу ради своих братьев и своих бояр, сжалился над ними и велел им прийти к себе, пред свои очи. И они, представши пред ним, били в землю челом, молились и милостивого прощения просили за свое преступление, что, обезумев, противились ему, — чтобы явил им милость свою, много пред ним согрешившим, чтоб перестал гневаться на них и чтобы перестал их наказывать, больше бы не велел грабить, жечь и брать их в плен. Добрый же сердцем самодержец, великий князь, умилосердился над ними, явил им милость свою, принял мольбу их и утолил гнев свой, в тот же час приказал перестать их жечь и брать в плен, и всех пленных велел собрать и отдать <им>. Дали же тогда великому князю 16 тысяч рублей серебра новгородских, помимо братьев великого князя, князей и всех прочих бояр и воевод. А земля их вся пленена и выжжена до моря, ибо таковой войны испокон веков у них не бывало. Тогда ведь и Псковская земля со своей стороны с ними же воевала. И послал великий князь за всеми воеводами своими, и за всем своим войском, и за псковичами, кто куда послан был воевать на земли новгородские, и повелел всем к себе возвратиться. И пришли многие к нему в Усть-Шелонь 30 июля. И потом стоял он там на одном месте 11 дней, разбираясь с новгородцами; и подав им мир, любовь и милосердие и почтив избранного на архиепископство Феофила, отпустил его в собственный их город, а вместе с ним и посадников, и тысяцких, и других, кто с ним приходил. А вслед за ними послал он в Новгород своего боярина Федора Давыдовича привести весь Великий Новгород к крестоцелованию от мала до велика и взять с них деньги. И он, придя в Новгород, сделал так, как было ему велено.

 

Титла 10. О пришествии великаго князя от Новаграда на Москву. Богомудрый же благочестия ревнител, достохвалный супостатом побѣдител и собрател Богом дарованнаго ему отечества началнѣйшаго, великий князь Иван Василевич, Владимерский, Новгородский и всея Росии самодержец, возвратися оттуду к Москвѣ с великою побѣдою мѣсяца августа 13, такоже и вся братия его, и князи, и боляре, и вси воеводы, и все воинство их, со многою корыстию. В лѣта же 6980, мѣсяца септеврия 1, великий князь прииде во славный свой град Москву,[69] побѣдивъ супостаты своя, казнив противящихся ему и не хотящих повинутися ему жестоких отступников-новоградцев, ихже всѣх помощию Божиею приведе во всю свою волю, и многое богатство получи, и велику славу приобрѣте; егоже похвалами срѣтаху многобесчислении народи московстии, славнии и безславнии. Благородный убо сынъ его великий князь Иван и брат его князь Андрей Менший и прочии князи и боляре, и велможи, и гости, и купцы, и лучшии людие сретоша его мѣсяца августа 31 день, идѣже обнощевъствовати ему. Прочии же народи — овии за семь верстъ сретоша его, пѣшии же — ближе. Святѣйший же Филип, митрополит всеа Русии, срѣте его со кресты со всѣм освященным собором близ Великия церкви на площади града. И бысть радость велия всѣмъ людем державы его. (...)

Раздел 10. О приходе великого князя из Новгорода в Москву. А богомудрый ревнитель благочестия, достохвальный победитель врагов и собиратель дарованного ему Богом изначального отечества, великий князь Иван Васильевич, Владимирский, Новгородский и всея России самодержец, возвратился оттуда в Москву с великой победой 13-го числа месяца августа, а также и все его братья, князья, и бояре, и все воеводы, и все их войско, со многим прибытком. И в 6980 (1471) году, 1 числа сентября месяца, пришел великий князь в свой славный град Москву, победив своих врагов, наказав выступавших против него и не хотевших ему повиноваться жестоких отступников-новгородцев, которых он всех привел с Божьей помощью под полную свою власть, и получил многое богатство, и приобрел великую славу; и встречали его хвалой бесчисленное множество московского народа, славные и неславные. Благородный же сын его великий князь Иван и брат его князь Андрей Меньшой и прочие князья и бояре, вельможи, и гости, и купцы, и лучшие люди встретили его 31-го числа августа месяца там, где он останавливался на ночлег. Прочие же люди встретили его, кто — за семь верст, те же, кто был пеш, — ближе. Святейший же Филипп, митрополит всея Руси, встретил его с крестами вместе со всем освященным собором близ Великой церкви на площади кремля. И была великая радость всему народу его державы. <...>

 

Глава 15. О чюдесном зачатии и рождении великаго князя Василия Ивановича,[70] всеа Русии самодержца. И тако ему от Бога прославлену и благоденствено царствующу; дарова же ему Богъ и чадородие доволно, — от первыя ему сожитницы, от великия княгини Марии, дщери великаго князя тверскаго, родися ему сынъ, великий князь, тезоименитый Иван, зовомый Младый, и от вторыя же сожитницы его, великия княгини царевны Софии,[71] родишася ему три дщери, изрядна сына бо тогда не успѣ родити ни единого. Великий же князь Иван и его великая княгини София о сем не малу скорбь имяху и Бога моляху, дабы даровал им сынове родити в наслѣдие царствию своему, еже и получиша. И сего ради нѣкогда сия христолюбивая великая княгини Софья, от великия вѣры и от сердечнаго желания, по благому совѣщанию благочестиваго си супруга, самодержавнаго великаго князя Ивана Василевича всеа Русии, трудолюбно потщася пѣша шествовати с Москвы во преименитую великую обител Пресвятыя и Живоначалныя Троицы и великаго свѣтилника, преподобнаго чюдотворца Сергия, помолитися о чадородии сынов. Идуще же ей и доиде монастырьскаго села, Клементиева зовома. Оттуду же исходящу ей во удол, иже близ самые обители, и внезапу зрит очивѣсть во стрѣтение градуща священнолѣпна инока, егоже позна по образу быти преподобнаго чюдотворца Сергия, имуща в руцѣ отроча младо, мужеск пол, егоже напрасно вверже в нѣдра великой княгине, и абие невидим бысть. Она же от такова необычна видѣния вострепета и начат изнемогати и к земли прекланятися. Сущии же с нею жены велможския рукама поддержаша ю и сами велми ужасошася, не вѣдуще, что случися ей. Она же, сѣдши и рукама в пазусѣ своей ища вверженаго ей отрочати, его не ощути. И абие уразумѣша посѣщению быти великаго чюдотворца Сергия. И укрѣпися на нозѣ свои, и благонадежно и здраво прииде в монастырь, и доволно молитвова и целбоносныя мощи преподобнаго Сергия любезно целова, умильно припадая к честнѣй рацѣ его, надежу имѣя получити егоже прошаше; и братию любочестными брашны учреди, и с радостию возратися, отнюдуже прииде.

Глава 15. О чуде зачатия и рождения великого князя Василия Ивановича, самодержца всея Руси. И так был прославлен он Богом и благоденственно царствовал; и даровал ему Бог достаточно потомства, — от первой его супруги, великой княгини Марии, дочери великого князя тверского, родился у него сын, великий князь, тезоименный Иван, прозванный Молодым, и от второй его супруги, великой княгини царевны Софьи, родились у него три дочери, сына же тогда ни одного не смог родить. И великий князь Иван, и его великая княгиня Софья немало о том скорбели и молили Бога, чтобы даровал он им родить сыновей, дабы передать в наследие свое царство, что они и получили. И для того однажды христолюбивая сия великая княгиня Софья, по великой вере и по сердечному желанию, по доброму совету благочестивого своего супруга, самодержавного великого князя всея Руси Ивана Васильевича, усердно потрудилась пройти пешком от Москвы в знаменитую великую обитель Пресвятой и Живоначальной Троицы и великого светильника, преподобного чудотворца Сергия, помолиться о рождении сыновей. Шла она и дошла до монастырского села, называемого Климентьевым. И когда пошла она оттуда в долину, что близ самой обители, внезапно видит она воочию идущего ей навстречу священнолепного инока, в котором по виду узнала преподобного чудотворца Сергия, державшего в руках малое дитя мужского пола, которое он внезапно кинул за пазуху великой княгине, и тотчас стал невидим. И от такового необычайного видения затрепетала она и стала терять силы и к земле клониться. Бывшие же с ней вельможные жены руками поддерживали ее, а сами ужасались, не ведая, что с ней случилось. Она же села и стала искать у себя за пазухой брошенное ей дитя, и не нашла. И внезапно <все> уразумели, что было посещение великого чудотворца Сергия. И крепко встала она на ноги свои, и благополучно и во здравии пришла в монастырь, и молилась много, и цельбоносные мощи преподобного Сергия целовала с любовью, припадая с умилением к честной его раке, в надежде получить то, о чем просила; и потчевала она братию честными яствами, и радостно возвратилась туда, откуда пришла.

 

И от того чюдеснаго времени зачатся во чревѣ ея богодарованный наслѣдник Русскому царствию. Подобну времени достигшу, и родися благонадежный сынъ, великий князь ВасилийТаврил, в лѣто 6986, мѣсяца марта въ 25, в самый праздник Благовѣщения Пресвятыя Богородицы, въ 1 час нощи. Месяца же априля, в недѣлю цвѣтоносную,[72] и святым крещением просвѣщен бысть в церкви обители Святыя Троицы у чюдотворивых мощей преподобнаго чюдотворца Сергия, о немже довлѣет быти особному сказанию. Сия же повесть явлена бяше митрополитом Иоасафом всеа Русии,[73] — еже он слыша от устъ самого великого князя Василия Ивановича, всеа Русии самодеръжца. (...)

И со времени того чуда зачался во чреве у ней богодарованный наследник Русского царства. По достижении положенного времени родился <у нее> благоверный сын, великий князь Василий-Гавриил, в 6986 (1478) году, месяца марта 25-го числа, в самый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1-й час ночи. А в апреле месяце, в цветоносное воскресенье, и святым крещением просвещен был в церкви обители Святой Троицы у чудотворных мощей преподобного чудотворца Сергия, о чем подобает быть особому сказанию. А это известие было явлено митрополитом всея Руси Иоасафом, — что слышал он из уст самого великого князя Василия Ивановича, самодержца всея Руси. <...>

 


[1] ...великом князе Иванѣ Василевиче... — Иван III Васильевич (1440—1505) — великий князь московский с 1462 г.

[2] ...Михаила Клопскаго. — Юродивый Михаил Клопский жил в Клопском Троицком монастыре под Новгородом в 10—50-е гг. XV в. Клопский монастырь в то время сталкивался с новгородскими боярами, на земле которых располагался, что определило его антибоярскую позицию. Михаил Клопский и прославился необычными поступками, дерзкими выпадами против бояр (см. его житие в наст. изд., т. 7).

[3] «Днесь... у великого князя Василия Васильевича родился сынъ... и села ваша восприимет»... — Об этом пророчестве Михаила Клопского см. в его Житии (наст. изд., т. 7).

[4] ...отецъ его, великий князь Василий Василевич, по мнозѣх нестроениих и крамолах... и по лишении очию... всѣм одолѣ... — Василий II Васильевич Темный (1415—1462) — великий князь московский с 1425 г., внук Дмитрия Донского. На его княжение пришлась длительная междоусобная война, в ходе которой в 1446 г. Василий II был ослеплен. В начале 1450-х гг. он одержал победу над своим последним противником — галицким князем Дмитрием Шемякой.

[5] ...ему же отецъ его взят в супружство у великаго князя Бориса Александровича Тверскаго дщер, великую княжну Марию. — Борис Александрович (ум. в 1465 г.) — великий князь тверской с 1425 г., участвовал в войне против Василия II. Помирился с ним и договорился о браке своей дочери — десятилетней Марии (ум. в 1467 г.) с сыном Василия Иваном. Свадьба состоялась в 1452 г. См. Инока Фомы «Слово похвальное», посвященное Борису Александровичу Тверскому (наст. изд., т. 7).

[6] ...великий князь Иван, рекомый Младый. — Иван Иванович Молодой (1458—1490) — сын Ивана III и Марии Борисовны.

[7] И посла на Вятку князя Ивана Ряполовскаго и потом посла князя Ивана Юревича; он же шед и взя грады их Орлов и Котелнича. — Для покорения Вятской земли было организовано два похода. Первый возглавили князья Ряполовские, верные вассалы Василия II (большинство летописей указывают Семена Ивановича, некоторые — Дмитрия и Ивана Ивановичей). Поход окончился неудачей. В 1459 г. в Вятскую землю отправилась новая московская рать во главе с князем Иваном Юрьевичем Патрикеевым, представителем знатного боярского рода, имевшего двор в Кремле.

[8] По сих же сам великий князь Василий прииде в Великий Новград, с ним же дети его, князь Юри и князь Андрей... — Удачный поход Василия II на Новгород и Яжелбицкий мир 1456 г. не привели к улучшению отношений с Новгородом. В январе 1460 г. великий князь с сыновьями Юрием (1441—1472), будущим князем дмитровским, и Андреем, будущим князем углицким, явился в Новгород для разбора политических конфликтов с местными властями. Переговоры существенных результатов не дали.

[9] ...и оттуду посла во Псков сына своего, князя Юря... — Визит князя Юрия в Псков в 1460 г. — переходный момент в истории Пскова, фактически вошедшего с тех пор в состав Московского государства.

[10] ...сего же старѣйшаго сына своего, великаго князя Ивана, на Москвѣ остави. — В отсутствие отца Иван управлял великим княжеством, с 1456 г. носил титул великого князя.

[11] В первое же лѣто самодержавства его во градѣ Ярославли обрѣтены быша чюдотворныя мощи князя Феодора и чад его Давыда и Костянтина... — Великий князь Иван III Васильевич самостоятельно вступил на престол после смерти отца 28 марта 1462 г. Мощи ярославского князя Феодора Ростиславича Черного (ум. в 1299 г.) и его сыновей были открыты в 1463 г. в ярославском Спасском монастыре. Используя причисление ярославских князей к лику святых, ярославский князь Алексей Федорович пытался поднять авторитет своего княжества. Это не помогло. Самостоятельное ярославское княжество было ликвидировано.

[12] ...Феодосий, митрополит всеа Русии, постави на Москвѣ Иосифа в Кесарию Филипову во Иерусалим на митрополию, пришедша оттуду. — Феодосий (ум. в 1475 г.) — первый из митрополитов (1461—1464), утвержденный в сане великим князем московским в качестве преемника византийских императоров. В 1464 г. в Кафе (ныне — Феодосия), на пути в русские земли, скончался иерусалимский патриарх Иоаким. В своих предсмертных грамотах он просил русского митрополита совершить посвящение в сан митрополита Кесарии Филипповой (города в Малой Азии) своего племянника Иосифа. Посвящение состоялось 4 апреля 1464 г. Для русской церкви это означало формальное признание патриархом митрополита, поставленного на Руси.

[13] И потом Феодосий остави митрополию, в него же мѣсто поставлен бысть добродѣтелный и блаженный Филип... в лѣто 6973. — Суровый Феодосий вступил в конфликт с московским посадским духовенством. Не получив поддержки Ивана III, в сентябре 1464 г. он оставил митрополию и удалился в монастырь. Вскоре митрополитом был избран суздальский епископ Филипп (ум. в 1473 г.).

[14] И тогда... царь Маахмет пойде на Рускую землю со всею ордою. И бывшу ему на Дону, и ту прииде на него царь Ази-Гирѣй и побьди его, и Орду его взя; и начаша воеватися межу собою. — Иван III не поехал в Орду за ярлыком на великое княжение. В 1465 г. хан Ахмат собрался идти на Москву, но оказался вовлеченным в междоусобную войну с крымским ханом Ази-Гиреем.

[15] О рати на Казанъ. — В 1467 г. русские попытались возвести на престол в Казани дружественного Москве царевича Касыма вместо хана Ибрагима (Обреима русских летописей). Поход был неудачным.

[16] Тоя же зимы и на Черемису послал князя Симиона Романовича со многим воинством. — Поход в землю черемисов (марийцев, чувашей) состоялся зимой 1467—1468 гг.

[17] На весну же и судовую рат посла на Каму. — Судовая рать — пехота, посаженная в большие гребные суда — насады.

[18] В лѣте том июня 4 князь Иван Хрипун на Волзѣ многихъ татар двора царева побѣди... — Князь Иван Хрипун (по другим сведениям, князь Федор Семенович Ряполовский-Хрипун, нижегородский воевода) 4 июня 1468 г. разбил отряд ханских дворян (телохранителей хана).

[19] ...избраша себѣ воеводою Ивана Руна... — Иван Руно был избран воеводою «охочими людьми» — добровольцами, вызвавшимися в 1469 г. идти на Казань для освобождения русских пленных.

[20] ...царица Касымова, иже бяше мати Обреимова... — Хан Ибрагим был пасынком Касыма.

[21] Царь же Обреим... добиша челом на всей воли великаго князя. — По договору 1 сентября 1469 г., текст которого не сохранился, были освобождены все русские пленники, взятые за 40 лет. Это была первая крупная победа Руси со времен Дмитрия Донского.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!