О... великом князе Иване Васильевиче, государе и самодержце всея Росии 6 страница



[47] ...и поиде с Москвы... июня 20; с ним же и братия его: князь Юри, и князь Андрей, и князь Борис Василевич, и князь Михаил Андрѣевич с сыном своим со князем Василем, и царевичъ Даняр... — В числе сопровождавших Ивана III названы его братья князья Юрий, Андрей Большой и Борис (1449—1494), князь волоцкий; князь Михаил Андреевич Верейско-Белозерский (ум. в 1485 г.) — внук Дмитрия Донского, брат Дмитрия Шемяки; сын последнего князь Василий Удалой (ум. в 1483 г.); Данияр — служилый татарский царевич, сын Касыма.

[48] ...в... Москвѣ остави сына своего, великаго князя Ивана, у негоже остави на Москвѣ брата своего, князя Андрея Меншаго. — В Москве Иван оставил тринадцатилетнего сына Ивана и брата Андрея Васильевича Меньшого (1452—1481), князя боровско-серпуховского.

[49] ...в праздник же святых верховных апостолъ Петра и Павла прииде в Торжек. — 29 июня 1471 г. великий князь прибыл в Торжок — город Новгородской земли, где соединился с тверскими полками.

[50] ...Иван Никитич Жито... — Иван Никитич Бородин, тверской боярин. В 1476 г. вместе с братом, Г. Н. Бороздиным, перешел на службу к Ивану III.

[51] ...к рецѣ к Шелонѣ. — Река Шелонь впадает в озеро Ильмень.

[52] Побѣда на новоградцы у Коростыни... — 24 июля 1471 г. войска левой колонны князя Холмского и Федора Хромого взяли и сожгли Русу. Судовая рать новгородцев, пересекшая озеро Ильмень, была дважды разбита — у местечка Коростыни и под Русой, на реке Поле.

[53] ...речено бысть Иеремием о Навходоносорѣ, Вавилонстѣмъ цари... — Иеремия (библ.) — пророк периода, предшествовавшего вавилонскому плену. Навухудоносор (605—562 гг. до н. э.) — царь нововавилонского царства, уничтоживший Иудейское царство и выславший его жителей.

[54] «От яждения грома колесниц его... потрясеся земля»... — Ср. Иер. 8, 16.

[55] Сами же воеводы поидоша к Дѣмону граду. К ним же присла великий княз с Колма-езера, веля им ити за реку Шелоню сниматися со псковичи. А под Дѣмоном стояти повелѣ князю Михаилу Андрѣевичю с сыном, князем Василемъ, и со всѣми вои своими. — Известие о второй победе князя Холмского и Федора Хромого Иван III получил 9 июля, находясь на озере Коломно. Воеводы хотели осадить городок Демон, но великий князь понимал, что это задача второстепенная. Он повернул войска на Запад, на Шелонь, на соединение с псковичами, а под Демоном оставил только Верейско-Белозерский полк. Это распоряжение привело к битве на реке Шелони 14 июля 1471 г. Новгородцы были разбиты. Исход сражения решил, по-видимому, удар московской конницы, неожиданно переправившейся через реку.

[56] ...яко 20 поприщ... — Поприще — русская путевая мера, иначе — верста.

[57] «пять поженет сто, а сто... тмы». — Лев. 26, 8.

[58] ...на памят святаго апостола Акилы. — Т. е. 14 июля. Акила (библ.) — апостол в широком смысле слова, как человек, ревностно служивший церкви. Дом Акилы и его жены Прискиллы в Коринфе был домашней церковью, в которой собирались верующие. Здесь был гостеприимно принят апостол Павел, супруги стали его друзьями, оказывали ему важные услуги, сопровождали его в Эфес. В Первом Послании к коринфянам от них передается привет (см.: Деян. 18, 2—26; Рим. 16, 3; 1 Кор. 16, 19; 2 Тим. 4, 19).

[59] «Воин на брани... аще убиетъ... не убийство вмѣняется». — Источник этого текста не обнаружен.

[60] ...великий Афонасий ко Аммону мниху... глаголет: «Чествований великих достойни... яко убивают... за благовѣрие». — Афанасий Великий (295—373), ранневизантийский богослов, епископ города Александрии, среди его сочинений известны послания к известному представителю египетского монашества монаху Аммону.

[61] ...церковь во имя святаго апостола Акилы... другую церковь, во имя Христова Воскресения. — Деревянные приделы в Архангельском соборе московского Кремля.

[62] Из Нова же града тогда бяше у великого князя Лука Клементиев о опасѣ. Великий же княз дал им опас и отпусти его... — Новгородский посадник Лука Климентиевич отправился домой с опасом (опасной, охранной грамотой) великого князя, согласившегося вступить в переговоры с Новгородом.

[63] ...даша ему со града окупу сто рублев... — Сто рублей окупа (выкупа, контрибуции) дал князю Верейско-Белозерскому с сыном городок Демон.

[64] ...прииде от пьскович посадник Никита с Козмою с Корбьиным и сказаша, яко псковичи со всею землею своею изыдоша на его службу... с воеводою со князем Василемъ Федоровичемъ и мѣста новогородския пограбиша... — Кузьма Коробьин — боярин великого князя, посланный в Псков. Князь Василий Федорович — сын великокняжеского наместника в Пскове, князя Федора Юрьевича Шуйского. Псковские военные силы действовали в пределах новгородских волостей с середины июля до середины августа 1471 г.

[65] Збытие пророчества преподобнаго Изосимы Соловецкаго. — Ссылка на житие Зосимы (ум. в 1478 г.) — основателя и одного из первых игуменов Соловецкого монастыря.

[66] ...и тамо посадников новогородских за их измѣну... повелѣл казнити... Прочии же, не от славных рода, к Новуграду отпущени быша. — Впервые за всю историю отношений Москвы с Новгородом с захваченными боярами поступили не как с почетными пленниками, а как с государственными изменниками. Рядовых горожан великий князь не рассматривал как преступников.

[67] О брани на Двинѣ. — 27 июля на реке Северной Двине северная группа московских войск разбила рать новгородского князя Василия Васильевича Гребенки-Шуйского, сумевшего бежать в город Холмогоры.

[68] О... владыцѣ Феофиле и о новогородцѣх, како приходили к великому князю с челобитьемъ. — Договор был подписан 11 августа 1471 г. в Коростыни. Новгородцы признали великого князя своим господином, а Новгород — его «отчиной», потеряли внешнеполитическую и судебную самостоятельность.

[69] В лѣта же 6980, мѣсяца септеврия 1, великий княз прииде во славный свой град Москву... — Триумфальная встреча «великого князя всея Руси» была устроена в канун и в первый день нового года.

[70] ...великаго князя Василия Ивановича... — Василий III Иванович (1479—1533) — великий князь московский с 1505 г.

[71] ...от вторыя же сожитницы его, великия княгини царевны Софии... — Софья (Зоя) Палеолог (ум. в 1503 г.) — племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога, с ноября 1472 г. — жена великого князя Ивана III.

[72] ...в недѣлю цвѣтоносную... — т. е. в Вербное воскресенье, или неделю ваий, когда празднуется Вход Господень в Иерусалим.

[73] ...митрополитом Иоасафом всеа Русии... — Иоасаф (ум. в 1555 г.) — русский митрополит (1539—1542), книжник.

См. комментарий к Степенной книге царского родословия

ПЕРЕВОД

СТУПЕНЬ 15, И ЧЕТЫРЕ МИТРОПОЛИТА, ФИЛИПП, ГЕРОНТИЙ, ЗОСИМА, СИМОН, ГРАНЬ 15, В КОТОРОЙ 33 ГЛАВЫ

 

О БЛАГОЧЕСТИВОМ И БОГОМ УТВЕРЖЕНОМ ОДОЛѢТИ СУПОСТАТОМ О ХРИСТОЛЮБИВОМ И ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ ИВАНѢ ВАСИЛЕВИЧЕ,[1] И ГОСУДАРѢ И САМОДЕРЖЦѢ ВСЕА РУСИ, И ПРОРОЧЕСТВО МИХАИЛА КЛОПСКАГО[2]

О БЛАГОЧЕСТИВОМ И БОГОМ УТВЕРЖДЕННОМ НА ОДОЛЕНИЕ СУПОСТАТОВ ХРИСТОЛЮБИВОМ И ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ ИВАНЕ ВАСИЛЬЕВИЧЕ, ГОСУДАРЕ И САМОДЕРЖЦЕ ВСЕЯ РОССИИ, И О ПРОРОЧЕСТВЕ МИХАИЛА КЛОПСКОГО

 

Глава 1. Пресвятая Троица, Отецъ и Сынъ и Святый Духъ, единый истинный Богъ нашь, иже есть сый царь царствующим и Господь господьствующим и всея твари содѣтелю, и вся, елика хощет, творит на небеси и на земли, и по своей ему воли дает власть, и царство, и славу емуже хощет, и скипетры царствия поручает, якоже пишет: «Аще кая земля управится пред Богом, то поставляет ей и держателя благочестива и правдива и благостройно управляюща и любяща суд и правду». Тако своим неизреченным милосердием постави бодреливаго стража и истинна пастыря, главу благоразумну и правдиву своему тезоименитому достоянию, превозлюбленнѣй его Рустѣй велицей земли, кореноплодному отчеству изряднаго наслѣдника и крѣпкаго поборника православию, мужествена исполина и врагом страшна, всюду супостаты одолѣвающа и вся враги побѣжающа и никимже побѣждаема, и всяко нечестие и прелесть разоряюща, и всяку ересь потребляюща, и всяку вражду пресѣкающа, и многоначалие и самовластие упражняющи, иже окрестъ державы его властодержателей под свою державу покаряюща, от далних же превысочайших самодержателей во братственую любов сочетатися желаема, и во вся концы земныя знаема, и славна, и пресловуща, мир же и тишину и правду утвержающа, сего настоящаго светлѣйшаго самодержца, благовѣрнаго, и христолюбиваго, и человѣколюбиваго великаго князя Ивана Василевича, всеа Русии государя и царя, именуема Тимофея, иже бысть от святаго и равноапостолнаго великаго князя Владимера Святославича пятыйнадесят степен, от Рюрика же осьмыйнадесят.

Глава 1. Пресвятая Троица, Отец и Сын и Святой Дух, единый истинный Бог наш, царь царствующих и Господь господствующих, и создатель всего творения, все, как ему угодно, творит на небесах и на земле, и по собственной своей воле дает власть, и царство, и славу кому пожелает, и вручает скипетры царские, как написано: «Если какая-нибудь земля угодит Богу, то поставляет он ей властителя благочестивого и правдивого, благоустроительно правящего и любящего правосудие и правду». Вот так по своему неизреченному милосердию поставил он бодрствующего стража и истинного пастыря, благоразумного и праведного главу своему тезоименному достоянию, возлюбленной им великой Земле русской, изрядного преемника укорененного и плодоносного отеческого наследия, поборника крепкого православия, страшного врагам мужественного исполина, одолевающего повсюду супостатов и всех врагов побеждающего, но никем не побежденного, всяческое нечестие и соблазны разоряющего, всяческую ересь истребляющего, всяческую вражду пресекающего и многовластие и самовластие упраздняющего, власти своей покоряющего правителей, <располагавшихся> поблизости от его державы, от дальних же высочайших самодержцев <принимавшего знаки> желания соединиться с ним в братской любви, во всех концах земли знаемого, прославленного и знаменитого, мир, тишину и правду утверждающего, сего настоящего светлейшего самодержца, благоверного, и христолюбивого, и человеколюбивого великого князя Ивана Васильевича, всея России государя и царя, именуемого Тимофеем, что был пятнадцатой ступенью от святого и равноапостольного великого князя Владимира Святославича, от Рюрика же восемнадцатой.

 

Сей убо православный в державных, благодатно имя Иван, родися в лѣто 6948, мѣсяца генваря 22. Во время же рожения его прорече о нем нѣкто инъ святъ от велможска роду, именем Михаил, живый в Великом Новѣграде в монастыри Клопском. И такова прозорлива дара сподобися от Бога, яко многажды прорицаше хотящая преди быти, и сия, яко настоящая, глаголаше. Такоже бысть егда родися сий великий князь Иван, — и тогда внезапу начат звонити в колоколы, и мнози людие снидошася. Он же яко уродствуя бяше и всѣм людем Великаго Новаграда и самому пастырю их, великому архиепископу Еффимию, явствено вопия и глаголаше сице: «Днесь во преславном градѣ Москвѣ у великаго князя Василия Василевича родися сынъ, князь великий Тимофей, сущее же имя ему Иван, и той будет всему Российскому царствию наслѣдник, и всѣм окрестным странам страшен будет, и сего вашего всего Великаго Новаграда обладает, и гордыню вашу упразднит, и во всю свою волю привлечет вас, и все ваше самовластие раздрушит, и самоволная ваша обычая изменит, и за ваше непокорство и супротивие многу побѣду и посѣчение и плѣн над вами сотворит, и богатество ваше и села ваша восприимет»,[3] еже и бысть по лѣтех четыридесятих, еже послѣди речется.

Сей православный властодержец, с благодатным именем Иван, родился в 6948 (1440) году, 22-го числа января месяца. И во время рождения его предрек о нем некий святой из вельможного рода по имени Михаил, что жил в Великом Новгороде в Клопском монастыре. Он сподобился такового дара предвидения от Бога, что многократно предрекал о том, чему предстояло быть, и говорил об этом, как о настоящем. Так было и когда родился сей великий князь Иван, — тогда внезапно начал он звонить в колокола, и собралось множество людей. Он же, будто юродствуя, явственно, с воплем говорил так всем людям Великого Новгорода и самому пастырю их, великому архиепископу Евфимию: «Нынче в преславном граде Москве у великого князя Василия Васильевича родился сын, великий князь Тимофей, подлинное же имя ему Иван, и будет он всему Российскому царству наследник и на все окрестные земли наведет страх, и всем вашим Великим этим Новгородом завладеет, и гордыню вашу уничтожит, и под полную свою волю приведет вас, и все ваше самовластие разрушит, и порядки ваши самовольные изменит, и за ваше непокорение и супротивство сотворит над вами великую победу и избиение и пленит вас, и завладеет вашим богатством и землями», что и случилось через сорок лет, о чем впоследствии будет сказано.

 

Тишина. В лѣта бо она отецъ его, великий князь Василий Василевич, по мнозѣх нестроениих и крамолах и по мнозех неудобственых бранех, не токмо со иноплеменными враги, но и со своими ближними ужиками, и по лишении очию, Божиею благодатию всѣм одолѣ[4] и велие благоденство и тишину получи, якоже выше явлено есть, в четвертойнадесят степени книги сея. Брак. Сему же преславному самодерцу Ивану юну сущу, яко лѣт двоюнадесяти, ему же отецъ его взят в супружство у великаго князя Бориса Александровича Тверскаго дщер, великую княжну Марию.[5] 1 сынъ. Ипо брацѣ в седмое лѣто родися ему от нея сынъ единоименен ему великий князь Иван, рекомый Младый.[6] Лѣта же того благочестнодержавный отецъ его, великий князь Василий Василевич, Бога помощника имѣя, помысли расточенное отческое державство взыскати и приединити непокоривых ко своему достоянию. Вятка. И посла на Вятку князя Ивана Ряполовскаго и потом посла князя Ивана Юревича; он же шед и взя грады их Орлов и Котелнича.[7] В Новград. По сих же сам великий князь Василий прииде в Великий Новград,[8] с ним же дѣти его, князь Юри и князь Андрей; и оттуду посла во Псков сына своего князя Юря;[9] сего же старѣйшаго сына своего, великаго князя Ивана, на Москвѣ остави.[10] Сам же мир дав Новуграду, из негоже прииде на Москву и, два лѣта пребыв, с миром почи о Господѣ.

Тишина. В те годы его отец, великий князь Василий Васильевич, после многих нестроений и смут и после многих тяжелых войн, не только с иноплеменными врагами, но и со своими ближними родственниками, и после потери очей, Божией благодатью всех одолел и великое благоденствие и тишину заполучил, как показано выше, в четырнадцатой ступени сей книги. Брак. Когда сей преславный самодержец Иван был юн, лет двенадцати, взял отец его в супруги ему дочь великого князя Бориса Александровича Тверского, великую княжну Марью. 1 сын. И спустя семь лет после женитьбы родился у него от нее сын, единоименный ему великий князь Иван, прозванный Молодым. В тот же год благочестиво правящий отец его, великий князь Василий Васильевич, имея Бога в помощниках, задумал собрать растерянные отеческие владения и присоединить непокорных к своему достоянию. Вятка. И послал на Вятку князя Ивана Ряполовского, а потом послал князя Ивана Юрьевича; и он, пойдя, взял их крепости Орлов и Котельнич. В Новгород. После того сам великий князь Василий пришел в Великий Новгород, а с ним и дети его, князь Юрий и князь Андрей; и послал оттуда во Псков сына своего князя Юрия; а сего старшего сына своего, великого князя Ивана, оставил в Москве. Сам же он, заключив мир с Новгородом, пришел оттуда в Москву, и, проживши два года, с миром почил во Господе.

 

Глава 2. Начало государства, и о чюдотворцехъ Ярославских, и о митрополите Иерусалимском. Его же державы наслѣдник бысть сий христолюбивый сынъ его, великий князь Иван. В первое же лѣто самодержавства его во градѣ Ярославли обрѣтены быша чюдотворныя мощи князя Феодора и чад его Давыда и Костянтина,[11] о нихже доволна есть повесть в десятой степени книги сея. По лѣте же едином Феодосий, митрополит всеа Русии, постави на Москвѣ Иосифа в Кесарию Филипову во Иерусалим на митрополию, пришедша оттуду.[12] И потом Феодосий остави митрополию, в него же мѣсто поставлен бысть добродѣтельный и блаженный Филип митрополит всеа Русии, в лѣто 6973.[13] И тогда безбожный царь Махамет поиде на Рускую землю со всею ордою. И бывшу ему на Дону, и ту прииде на него царь АзиТирѣй и побѣди его, и Орду его взя; и начаша воеватися межу собою.[14] И тако всесилный Богъ своим милосердием избави Рускую землю от поганых в лѣто 6976.

Глава 2. О начале государства, и о ярославских чудотворцах, и о Иерусалимском митрополите. А наследником его власти стал сей христолюбивый сын его, великий князь Иван. И в первое лето самодержавного его правления обретены были во граде Ярославле чудотворные мощи князя Феодора и чад его Давыда и Константина, о которых повествуется подробно в десятой степени сей книги. А спустя один год митрополит всея Руси Феодосий поставил в Москве в Иерусалим на митрополию Кесарии Филипповой пришедшего оттуда Иосифа. И затем оставил Феодосий митрополию, а на его место был поставлен митрополитом всея Руси добродетельный и блаженный Филипп, в год 6973 (1465). И тогда безбожный царь Магмет пошел на Русскую землю со всей ордой. И когда был он на Дону, тут пришел на него <войной> царь Ази-Гирей и победил его, и Орду его взял; и начали они воевать между собою. Так всесильный Бог избавил своим милосердием Русскую землю от язычников в 6976 (1467) году.

 

Глава 3. О рати на Казань.[15] И по сих великий князь посылал царевича Касыма, с ним же и воевод своих со многими людми, к Казани на царя Обреима. И не успѣша ничтоже. Тоя же зимы и на черемису послал князя Симиона Романовича[16] со многим воинством. И много черемисы в плѣн взяша, прочих же посекоша, и всю землю повоеваша и достал пожгоша; за един день до Казани не доходиша, и по Волзе обѣ страны повоеваша, и вси приидоша к великому князю здравы. На весну же и судовую рат посла на Каму.[17] В лѣте том июня 4 князь Иван Хрипун на Волзѣ многих татар двора царева побѣди,[18] плененых князей на Москву приведе. И паки посла многое воинство изо всѣх градов земля своея, такоже изо всѣх градов братии своея судовую рать. И вси снидошася в Новград Нижней. Многие же воеводы и дворяне по своей воли избраша себѣ воеводою Ивана Руна,[19] емуже хотяху вси в послушании быти. И приидоша к Казани маия 21, в недѣлю Пятдесятную, татар казанских многих посекоша, и полон русский и литовский вес отполониша, и посад пожгоша. И мнози татары, и з женами и з дѣтми, не хотяше в руки предатися надо имѣнием своим, згорѣша со всѣм имѣнием. И рать отступи от града. Тогда же царица Касымова, иже бяше мати Обреимова,[20] идый от великаго князя с Москвы, с честию отпущена, и пройде мимо воинство великаго князя, льстивыми словесы увѣщав их, да не ята будет от них.

Глава 3. О походе на Казань. И после этого посылал великий князь царевича Касима, а с ним и воевод своих со множеством людей, против царя Обреима к Казани. И ничего у них не вышло. В ту же зиму посылал он и на черемисов князя Симеона Романовича с большим войском. И взяли они в плен много черемисов, а других побили, и всю землю <их> войной взяли и пожгли вдоволь; на один день <пути> не дошли до Казани, а по Волге оба берега войной взяли, и вернулись к великому князю все живы-здоровы. А весною <великий князь> и судовую рать послал на Каму. В том году 4 июня князь Иван Хрипун победил на Волге многих татар, приближенных к <их> царскому двору, привел плененных князей в Москву. И послал снова <великий князь> много войска из всех городов своей земли, а также и судовую рать из всех городов братьев своих. И все сошлись в Нижнем Новгороде. И многие воеводы и дворяне по своей воле избрали себе в воеводы Ивана Руна, которого пожелали все слушаться. И пришли к Казани они мая 21-го, в воскресенье Пятидесятницы, многих татар казанских побили, и пленников русских и литовских всех освободили, и посад выжгли. И много татар, с женами и детьми, не желая предаться <им> в руки вместе со своим имуществом, сгорели со всем имуществом. И отступило войско от города. Тогда же Касимова царица, что была матерью Обреима, шествовавшая от великого князя из Москвы, отпущенная с честью, прошла мимо войска великого князя, уговорив их лживыми речами, чтобы не взяли они ее.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!