О... великом князе Иване Васильевиче, государе и самодержце всея Росии 5 страница



 

Глава 15. О чюдесном зачатии и рождении великаго князя Василия Ивановича,[70] всеа Русии самодержца. И тако ему от Бога прославлену и благоденствено царствующу; дарова же ему Богъ и чадородие доволно, — от первыя ему сожитницы, от великия княгини Марии, дщери великаго князя тверскаго, родися ему сынъ, великий князь, тезоименитый Иван, зовомый Младый, и от вторыя же сожитницы его, великия княгини царевны Софии,[71] родишася ему три дщери, изрядна сына бо тогда не успѣ родити ни единого. Великий же князь Иван и его великая княгини София о сем не малу скорбь имяху и Бога моляху, дабы даровал им сынове родити в наслѣдие царствию своему, еже и получиша. И сего ради нѣкогда сия христолюбивая великая княгини Софья, от великия вѣры и от сердечнаго желания, по благому совѣщанию благочестиваго си супруга, самодержавнаго великаго князя Ивана Василевича всеа Русии, трудолюбно потщася пѣша шествовати с Москвы во преименитую великую обител Пресвятыя и Живоначалныя Троицы и великаго свѣтилника, преподобнаго чюдотворца Сергия, помолитися о чадородии сынов. Идуще же ей и доиде монастырьскаго села, Клементиева зовома. Оттуду же исходящу ей во удол, иже близ самые обители, и внезапу зрит очивѣсть во стрѣтение градуща священнолѣпна инока, егоже позна по образу быти преподобнаго чюдотворца Сергия, имуща в руцѣ отроча младо, мужеск пол, егоже напрасно вверже в нѣдра великой княгине, и абие невидим бысть. Она же от такова необычна видѣния вострепета и начат изнемогати и к земли прекланятися. Сущии же с нею жены велможския рукама поддержаша ю и сами велми ужасошася, не вѣдуще, что случися ей. Она же, сѣдши и рукама в пазусѣ своей ища вверженаго ей отрочати, его не ощути. И абие уразумѣша посѣщению быти великаго чюдотворца Сергия. И укрѣпися на нозѣ свои, и благонадежно и здраво прииде в монастырь, и доволно молитвова и целбоносныя мощи преподобнаго Сергия любезно целова, умильно припадая к честнѣй рацѣ его, надежу имѣя получити егоже прошаше; и братию любочестными брашны учреди, и с радостию возратися, отнюдуже прииде.

Глава 15. О чуде зачатия и рождения великого князя Василия Ивановича, самодержца всея Руси. И так был прославлен он Богом и благоденственно царствовал; и даровал ему Бог достаточно потомства, — от первой его супруги, великой княгини Марии, дочери великого князя тверского, родился у него сын, великий князь, тезоименный Иван, прозванный Молодым, и от второй его супруги, великой княгини царевны Софьи, родились у него три дочери, сына же тогда ни одного не смог родить. И великий князь Иван, и его великая княгиня Софья немало о том скорбели и молили Бога, чтобы даровал он им родить сыновей, дабы передать в наследие свое царство, что они и получили. И для того однажды христолюбивая сия великая княгиня Софья, по великой вере и по сердечному желанию, по доброму совету благочестивого своего супруга, самодержавного великого князя всея Руси Ивана Васильевича, усердно потрудилась пройти пешком от Москвы в знаменитую великую обитель Пресвятой и Живоначальной Троицы и великого светильника, преподобного чудотворца Сергия, помолиться о рождении сыновей. Шла она и дошла до монастырского села, называемого Климентьевым. И когда пошла она оттуда в долину, что близ самой обители, внезапно видит она воочию идущего ей навстречу священнолепного инока, в котором по виду узнала преподобного чудотворца Сергия, державшего в руках малое дитя мужского пола, которое он внезапно кинул за пазуху великой княгине, и тотчас стал невидим. И от такового необычайного видения затрепетала она и стала терять силы и к земле клониться. Бывшие же с ней вельможные жены руками поддерживали ее, а сами ужасались, не ведая, что с ней случилось. Она же села и стала искать у себя за пазухой брошенное ей дитя, и не нашла. И внезапно <все> уразумели, что было посещение великого чудотворца Сергия. И крепко встала она на ноги свои, и благополучно и во здравии пришла в монастырь, и молилась много, и цельбоносные мощи преподобного Сергия целовала с любовью, припадая с умилением к честной его раке, в надежде получить то, о чем просила; и потчевала она братию честными яствами, и радостно возвратилась туда, откуда пришла.

 

И от того чюдеснаго времени зачатся во чревѣ ея богодарованный наслѣдник Русскому царствию. Подобну времени достигшу, и родися благонадежный сынъ, великий князь ВасилийТаврил, в лѣто 6986, мѣсяца марта въ 25, в самый праздник Благовѣщения Пресвятыя Богородицы, въ 1 час нощи. Месяца же априля, в недѣлю цвѣтоносную,[72] и святым крещением просвѣщен бысть в церкви обители Святыя Троицы у чюдотворивых мощей преподобнаго чюдотворца Сергия, о немже довлѣет быти особному сказанию. Сия же повесть явлена бяше митрополитом Иоасафом всеа Русии,[73] — еже он слыша от устъ самого великого князя Василия Ивановича, всеа Русии самодеръжца. (...)

И со времени того чуда зачался во чреве у ней богодарованный наследник Русского царства. По достижении положенного времени родился <у нее> благоверный сын, великий князь Василий-Гавриил, в 6986 (1478) году, месяца марта 25-го числа, в самый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1-й час ночи. А в апреле месяце, в цветоносное воскресенье, и святым крещением просвещен был в церкви обители Святой Троицы у чудотворных мощей преподобного чудотворца Сергия, о чем подобает быть особому сказанию. А это известие было явлено митрополитом всея Руси Иоасафом, — что слышал он из уст самого великого князя Василия Ивановича, самодержца всея Руси. <...>

 


[1] ...великом князе Иванѣ Василевиче... — Иван III Васильевич (1440—1505) — великий князь московский с 1462 г.

[2] ...Михаила Клопскаго. — Юродивый Михаил Клопский жил в Клопском Троицком монастыре под Новгородом в 10—50-е гг. XV в. Клопский монастырь в то время сталкивался с новгородскими боярами, на земле которых располагался, что определило его антибоярскую позицию. Михаил Клопский и прославился необычными поступками, дерзкими выпадами против бояр (см. его житие в наст. изд., т. 7).

[3] «Днесь... у великого князя Василия Васильевича родился сынъ... и села ваша восприимет»... — Об этом пророчестве Михаила Клопского см. в его Житии (наст. изд., т. 7).

[4] ...отецъ его, великий князь Василий Василевич, по мнозѣх нестроениих и крамолах... и по лишении очию... всѣм одолѣ... — Василий II Васильевич Темный (1415—1462) — великий князь московский с 1425 г., внук Дмитрия Донского. На его княжение пришлась длительная междоусобная война, в ходе которой в 1446 г. Василий II был ослеплен. В начале 1450-х гг. он одержал победу над своим последним противником — галицким князем Дмитрием Шемякой.

[5] ...ему же отецъ его взят в супружство у великаго князя Бориса Александровича Тверскаго дщер, великую княжну Марию. — Борис Александрович (ум. в 1465 г.) — великий князь тверской с 1425 г., участвовал в войне против Василия II. Помирился с ним и договорился о браке своей дочери — десятилетней Марии (ум. в 1467 г.) с сыном Василия Иваном. Свадьба состоялась в 1452 г. См. Инока Фомы «Слово похвальное», посвященное Борису Александровичу Тверскому (наст. изд., т. 7).

[6] ...великий князь Иван, рекомый Младый. — Иван Иванович Молодой (1458—1490) — сын Ивана III и Марии Борисовны.

[7] И посла на Вятку князя Ивана Ряполовскаго и потом посла князя Ивана Юревича; он же шед и взя грады их Орлов и Котелнича. — Для покорения Вятской земли было организовано два похода. Первый возглавили князья Ряполовские, верные вассалы Василия II (большинство летописей указывают Семена Ивановича, некоторые — Дмитрия и Ивана Ивановичей). Поход окончился неудачей. В 1459 г. в Вятскую землю отправилась новая московская рать во главе с князем Иваном Юрьевичем Патрикеевым, представителем знатного боярского рода, имевшего двор в Кремле.

[8] По сих же сам великий князь Василий прииде в Великий Новград, с ним же дети его, князь Юри и князь Андрей... — Удачный поход Василия II на Новгород и Яжелбицкий мир 1456 г. не привели к улучшению отношений с Новгородом. В январе 1460 г. великий князь с сыновьями Юрием (1441—1472), будущим князем дмитровским, и Андреем, будущим князем углицким, явился в Новгород для разбора политических конфликтов с местными властями. Переговоры существенных результатов не дали.

[9] ...и оттуду посла во Псков сына своего, князя Юря... — Визит князя Юрия в Псков в 1460 г. — переходный момент в истории Пскова, фактически вошедшего с тех пор в состав Московского государства.

[10] ...сего же старѣйшаго сына своего, великаго князя Ивана, на Москвѣ остави. — В отсутствие отца Иван управлял великим княжеством, с 1456 г. носил титул великого князя.

[11] В первое же лѣто самодержавства его во градѣ Ярославли обрѣтены быша чюдотворныя мощи князя Феодора и чад его Давыда и Костянтина... — Великий князь Иван III Васильевич самостоятельно вступил на престол после смерти отца 28 марта 1462 г. Мощи ярославского князя Феодора Ростиславича Черного (ум. в 1299 г.) и его сыновей были открыты в 1463 г. в ярославском Спасском монастыре. Используя причисление ярославских князей к лику святых, ярославский князь Алексей Федорович пытался поднять авторитет своего княжества. Это не помогло. Самостоятельное ярославское княжество было ликвидировано.

[12] ...Феодосий, митрополит всеа Русии, постави на Москвѣ Иосифа в Кесарию Филипову во Иерусалим на митрополию, пришедша оттуду. — Феодосий (ум. в 1475 г.) — первый из митрополитов (1461—1464), утвержденный в сане великим князем московским в качестве преемника византийских императоров. В 1464 г. в Кафе (ныне — Феодосия), на пути в русские земли, скончался иерусалимский патриарх Иоаким. В своих предсмертных грамотах он просил русского митрополита совершить посвящение в сан митрополита Кесарии Филипповой (города в Малой Азии) своего племянника Иосифа. Посвящение состоялось 4 апреля 1464 г. Для русской церкви это означало формальное признание патриархом митрополита, поставленного на Руси.

[13] И потом Феодосий остави митрополию, в него же мѣсто поставлен бысть добродѣтелный и блаженный Филип... в лѣто 6973. — Суровый Феодосий вступил в конфликт с московским посадским духовенством. Не получив поддержки Ивана III, в сентябре 1464 г. он оставил митрополию и удалился в монастырь. Вскоре митрополитом был избран суздальский епископ Филипп (ум. в 1473 г.).

[14] И тогда... царь Маахмет пойде на Рускую землю со всею ордою. И бывшу ему на Дону, и ту прииде на него царь Ази-Гирѣй и побьди его, и Орду его взя; и начаша воеватися межу собою. — Иван III не поехал в Орду за ярлыком на великое княжение. В 1465 г. хан Ахмат собрался идти на Москву, но оказался вовлеченным в междоусобную войну с крымским ханом Ази-Гиреем.

[15] О рати на Казанъ. — В 1467 г. русские попытались возвести на престол в Казани дружественного Москве царевича Касыма вместо хана Ибрагима (Обреима русских летописей). Поход был неудачным.

[16] Тоя же зимы и на Черемису послал князя Симиона Романовича со многим воинством. — Поход в землю черемисов (марийцев, чувашей) состоялся зимой 1467—1468 гг.

[17] На весну же и судовую рат посла на Каму. — Судовая рать — пехота, посаженная в большие гребные суда — насады.

[18] В лѣте том июня 4 князь Иван Хрипун на Волзѣ многихъ татар двора царева побѣди... — Князь Иван Хрипун (по другим сведениям, князь Федор Семенович Ряполовский-Хрипун, нижегородский воевода) 4 июня 1468 г. разбил отряд ханских дворян (телохранителей хана).

[19] ...избраша себѣ воеводою Ивана Руна... — Иван Руно был избран воеводою «охочими людьми» — добровольцами, вызвавшимися в 1469 г. идти на Казань для освобождения русских пленных.

[20] ...царица Касымова, иже бяше мати Обреимова... — Хан Ибрагим был пасынком Касыма.

[21] Царь же Обреим... добиша челом на всей воли великаго князя. — По договору 1 сентября 1469 г., текст которого не сохранился, были освобождены все русские пленники, взятые за 40 лет. Это была первая крупная победа Руси со времен Дмитрия Донского.

[22] О преставлении блаженнаго Ионы, архиепископа Новоградскаго, и о владыцѣ Феофиле, и о взятии Новаграда. — Подробный рассказ о походе на Новгород помещен в летописях, к примеру в Воскресенской. Новгородский архиепископ Иона, опытный политик, старавшийся избегать открытого конфликта с Москвой, умер в ноябре 1470 г. Его преемником по жребию стал умеренный по взглядам Феофил. Он не смог поехать в Москву на поставление в связи с открытым столкновением в Новгороде «литовской» и «московской» партий.

[23] ...великой княгини Марии... — Мария Ярославовна (ум. в 1484 г.) — жена Василия Темного, мать Ивана III, в 1478 г. постриглась в монахини под именем Марфа.

[24] ...посадничи дѣти Исака Борецкого с материю их Марфою... — Борецкие — богатая новгородская боярская семья. Вдова посадника Исаака Андреевича Марфа и ее сын новгородский степенный посадник Дмитрий Исакович возглавили враждебную Москве группировку новгородских бояр.

[25] «...кралем Казимером Полским!» — Литовский великий князь Казимир IV Ягеллончик был избран польским королем в 1447 г.

[26] «...митрополита Григория, латынянина суща, иже есть ученикъ сущаго латынянина, суемысленаго Исидора...» — Исидор (ум. в 1462 г.) — грек или болгарин, митрополит «всея Руси», назначенный константинопольским патриархом в 1437 г. В 1439 г. участвовал в работе Флорентийского собора, провозгласившего унию (союз) католической и православной церквей с признанием верховной власти папы римского. Горячий сторонник унии. Русь отвергла унию, по возвращении в Москву Исидора арестовали, но скоро он бежал. В 1448 г. собор русских епископов утвердил митрополитом Иону. Разрыв русской церкви с Константинополем дал патриарху формальную возможность назначить нового митрополита в Литву. Им стал Григорий, ученик Исидора.

[27] К ним же посла князя Михаила Олелкова сына киевскаго. — Михаил Олелькович (Александрович) — сын киевского князя Александра Петровича, «князь из королевы руки». Прибыл в Новгород через три дня после смерти Ионы и, видимо, был приглашен новгородской верхушкой гораздо раньше. Литовских князей (Киев после 1362 г. входил в состав великого княжества Литовского) не раз принимали в Новгороде. Это еще не означало разрыва с Москвой. Переговоры с Казимиром продолжались и после отъезда из Новгорода в марте 1471 г. Михаила Олельковича, поссорившегося с Борецкими. Был подготовлен договор, по которому Новгород переходил под власть великого князя Литовского. Боярские привилегии и православие — под властью короля-католика и митрополита-униата — сохранялись.

[28] А иже был у них князь Василий Горбатой, брат Суждалских князей... — Князь Василий Васильевич Гребенка-Шуйский (ум. в 1477 г.), противник Василия II, нашел приют в Новгороде после разгрома Дмитрия Шемяки.

[29] Послание великаго князя в Новград. — В Москве не теряли надежды на мирное разрешение конфликта. В Новгород был отправлен посол Иван Федорович Товарков с письмом великого князя, призвавшего новгородцев не отступать от «старины» — исконного единства Русской земли под властью великого князя.

[30] Послание Филиппа митрополита в Новград. — Первая грамота митрополита Филиппа (март 1471 г.) содержала общие призывы не отступать от православия и не изменять исконному государю. Вскоре он послал в Новгород еще одну грамоту, направленную против литовского митрополита-униата Григория.

[31] ...страшнаго серпа великим Захариею пророкомъ виденнаго — Захария (библ.) — один из 12 малых пророков. В библейской Книге пророка Захарии не говорится о видении им «страшного серпа».

[32] ...и донынѣ погаными турки одержим бысть. — Турки-османы взяли Константинополь 29 мая 1453 г.

[33] «Всяк... повинуяйся власти... противится». — Ср. Рим. 13, 1—2.

[34] «Бога бойтеся... в похвалу же добродетелемъ». — Ср.: Рим. 13, 4.

[35] ...Марфа хотяше посягнути замуж за литовскаго пана за королева... — Сообщение о подобных планах Марфы Борецкой имеется в Софийской 1 и других летописях.

[36] Якоже древняя лвица Езавел... — Иезавель (Езавель) (ум. в 845 г. до н. э.) (библ.) — грешница, жена израильского царя Ахава. Иезавель прилагала усилия к тому, чтобы истребить всех пророков господних. Ее имя было символом нечестия и разврата (см.: 3 Цар. 18, 4—13; 19; 21).

[37] ...безаконная Иродия... — Иродия (Иродиада) (библ.) — внучка Ирода Великого и сестра Ирода 1 Антипы. В первом браке — за своим дядей Иродом Безземельным (в Новом Завете именуемым Филиппом), во втором — за царем Иродом 1 Антипой, который по ее наущению казнил Иоанна Крестителя (см.: Мф. 14, 3—6; Мр. 6, 17—22; Лк. 3, 19).

[38] ...Евдоксия царица... Иоанна Златоустаго... со престола согна и во Армены заточи. — Иоанн Златоуст (347—407) — один из отцов церкви, архиепископ константинопольский с 397 г. Публично осуждал пороки общества, роскошь и суетность двора, за что императрица Евдоксия дважды удаляла его с архиепископской кафедры. В 404 г. Иоанна сослали в г. Кукуз в Армению.

[39] ...Далида окаянная... Самсона... не пощадѣ... — Далила (Далида) (библ.) — женщина, которую полюбил Самсон. По ее настоятельным просьбам Самсон раскрыл ей тайну своей великой силы. Далила предала его филистимлянам, от рук которых Самсон погиб (см.: Суд. 16, 4—19).

[40] С нею же... чернец Пимин... — Сообщником Марфы Борецкой был владычный ключник Пимен — один из кандидатов на место архиепископа. Не получив кафедру по жребию, он надеялся на поставление при помощи литовского митрополита. Пимен ведал архиепископской казной. Он передавал Марфе деньги на подкуп новгородцев, за что был посажен в тюрьму и замучен.

[41] ...якоже бысть во Иерусалимѣ, егда предаде его Богъ въ руцѣ Титовѣ. — Ссылка на «Историю Иудейской войны» Иосифа Флавия (см. наст. изд., т. 2). Тит Флавий Веспасиан — римский император (79—81), преемник своего отца Веспасиана. В сентябре 70 г. он захватил и разрушил Иерусалим.

[42] Совѣт великаго князя и ратование на новоградцы. — Весной 1471 г. Иван III созвал в Москву своих братьев (удельных князей), епископов, князей, бояр, «воев» (простых воинов) на совет. На совещании было принято решение о немедленном, до зимы (обычного сезона для походов на Новгород), начале военных действий.

[43] ...со князем Феодором Юревичем Шуйским... — Князь Федор Юрьевич Шуйский — наместник великого князя в Пскове.

[44] ...Василия Федоровича Образца... — Образец-Симский Василий Федорович — устюжский воевода великого князя.

[45] Мѣсяца июня 6 послал великий княз с Москвы преди себе князя Данила Дмитреевича Холмскаго да Федора Давыдовича со многим воинством к Русѣ за Ильмень езеро... — Князь Даниил Дмитриевич Холмский и Федор Давыдович (Хромой) — воеводы великого князя — имели до 10 тысяч воинов. Руса (Старая Русса) — один из крупнейших городов Новгородской земли, впервые упомянутый в летописи под 1167 г. Илъмень — озеро в Новгородской земле. Из озера Ильмень вытекает р. Волхов, на берегах которой, неподалеку от Ильменя, расположен Новгород.

[46] ...июня 13 отпустил великий князь князя Ивана Василевича Стригу со многими вои, с ним же князей царевичевых Данояровых со многими татары, и велѣл им итти на Волочек да по Мстѣ. — Воевода князь Иван Васильевич Стрига-Оболенский, имевший в составе своей группы войск отряд касимовских татар, был направлен великим князем к новгородскому городу Вышнему Волочку и далее по реке Мсте, впадающей в озеро Ильмень.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!