Часть III. СРАВНИТЕЛЬНОЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ



26. Почему мусульмане верят, что Мухаммад ﷺ  – Пророк Аллаха?

Вопрос. На каком основании вы считаете Мухаммада Пророком? Он родился через 600 лет после Христа-Спасителя. Ничего значимого о будущем он не прорек. После него было еще много всяких лжепророков – Бахаулла, основатель бахаизма, например. Докажите, что Мухаммад – Пророк! Без этого нельзя считать Коран истинной Книгой!

Ответ. Сначала следует оговорить, что слово «пророк» не равнозначно слову «предсказатель», хотя точное предсказание является одним из признаков истинного пророка. Пророк – это тот, кто, будучи призван Самим Богом, говорит, прорицает от Его имени то, что Тот повелел, т. е. является глашатаем Бога. Он может говорить и о прошлом, и о настоящем, и о будущем.

Следует отметить, что вера в любого пророка основывается на убежденности в своем религиозном чувстве, на стремлении к истине и на убежденности в неложности знамений Всевышнего о Своем Пророке или Посланнике. Рационально, с помощью только аргументов рассудка, доказать веру в любого пророка, как и веру в Самого Бога, в принципе невозможно, ибо рассудок – не высшая способность человека. Выше разум, объединяющий рассудок с верой и чувствами и дающий человеку цельность познания.

Однако чувственная убежденность, вера, не должна противоречить законам рассудка, ибо эти законы тоже даны Творцом как способ мышления, познания и общения. Таким образом, вера человека может рационально подкрепляться данными органов чувств, логическими доказательствами, познанием мироздания. Тем более человек может и просто обязан использовать все это в проповеди тем, кто только на пути к вере.

Что касается рациональных доводов в пользу пророчества Мухаммада ﷺ, то можно сформулировать несколько аргументов.

1. Мухаммад не случайный человек в религии авраамического Единобожия, он является потомком Авраама от Исмаила, наследником пророчеств и обетовании, данных Аврааму.

Происходил Мухаммад ﷺ из влиятельного мекканского клана Хашим племени Курайш. Родословная Мухаммада ﷺ: Ибрахим (Авраам), Исмаил, Аднан (сын Исмаила), Меад, Низар, Мудар, Илйас, Мудрика, Хузайма, Кинана, Надр, Малик, Фихр, Галиб, Лувай, Ка'б, Мурра, Килаб, Кусай, Абд Манаф, Хашим, Абдулмуталлиб, Абдулла, Мухаммад. Было бы странным, если бы Пророк ﷺ происходил из среды китайцев или англичан, но его очевидное происхождение от ветви Авраама показывает качественную разницу между ним и многими лжепророками, не имевшими к Аврааму никакого отношения.

А ведь Аврааму было дано обетование об обоих его сыновьях! Нынешние критики Ислама не любят говорить об этом, но достаточно заглянуть даже в тот текст Библии (Торы), который сегодня считается боговдохновенным и у иудеев, и христиан:

«И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, [раба Моего], что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для тою, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходни, путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем» (Быт. 18:17-19).

Обетование Бог дал обоим сыновьям Авраама, а не одному! Да, Завет Бог заключил тогда, при жизни Авраама, только с Ицхаком (Исааком), этого мы не отрицаем, на протяжении многих веков этот Завет действовал, и от потомков Ицхака произошло много святых пророков Божьих. Однако праведный Иаков предсказал, что по его линии Завет с Ицхаком закончится:

«И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни... Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего... Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и ему покорность народов» (Быт. 49:10).

Новый Закон примирения с Богом принесет Примиритель из другого рода. Какого? Никакие другие варианты, кроме потомства Авраама, в рамках Библии не рассматриваются: «благословятся в нем все народы земли». Поэтому ответ на этот вопрос можно искать только в пророчестве ангела об обоих сынах Авраама, т. е. в другом сыне – Исмаиле.

Обетование Аврааму в отношении его первенца Исмаила имело другой смысл и другой характер по сравнению с Ицхаком – не было Завета Бога с самим Исмаилом лично, как с Ицхаком, но было дано обещание, что его потомки будут вершить на земле «суд и правду», т. е. утвердят Закон Бога для общества и будут соблюдать его и проповедовать.

Мы не настаиваем на своих толкованиях текста Торы, зная, что иудеи и христиане имеют свои толкования, опирающиеся не на сам текст, а на сторонние источники – предания мудрецов, святых и т. п. Христиане при этом убеждены, что Иисус Христос (мир ему) провозгласил конец Завета Бога с Ицхаком и его потомками и что он сам и является тем предсказанным праведным Иаковом (Якубом) Примирителем. Мы, однако, читаем, что, согласно Торе, Примиритель не может быть потомком Ицхака – Иакова – Иуды (а Иисус их потомок) и что Примирителю покорились народы (а Иисуса отверг и его собственный народ).

Мы видим: в тексте Торы ясно утверждается обетование Бога Аврааму, что от потомков Исмаила тоже должно произойти восстановление Закона Божьего на земле, а значит, должен быть соответствующий посланник Бога, который получит от Него полномочия низвести и утвердить этот Закон. Никого среди потомков Исмаила, кто бы мог претендовать на эту миссию и на ее практическое исполнение в реальной истории, кроме Мухаммада ﷺ, не было и нет. Поэтому вера в Мухаммада ﷺ как Посланника Бога (хвала Ему, Всевышнему), Его Пророка, разумна, обоснована также и текстом Библии и логично вписывается в историю авраамического Единобожия.

2. Мухаммад проповедовал веру в Единого Бога. Бога Авраама, Ицхака. Иакова. Моисея, что преемственно в цепи пророков после Авраама (мир ему).

3. Миссия Мухаммада ﷺ не отрицается прошлыми (библейскими) пророчествами. Наоборот, можно найти ряд признаков, которые говорят скорее в пользу именно Мухаммада.

При этом следует отметить, что мусульмане не ищут в Библии опоры своей веры в Мухаммада ﷺ, ибо для этого у них есть несомненное знамение, которым Всевышний сопровождал миссию Мухаммада ﷺ – чудесный Коран. К Библии мусульмане обращаются в своей полемике с критиками Ислама лишь постольку, поскольку те обосновывают свои утверждения тем, что Библия якобы исключает возможность прихода в лице Мухаммада истинного Пророка, завершающего цепь авраамических пророков Единобожия. Мы им доказываем: нет, не исключает! Доказывать обратное не будем, ибо у оппонентов свои толкования Библии, но что не исключает – это очевидно.

Приведем один из примеров:

У пророка Малахии (мир ему) Бог говорит: «Вот Я посылаю посланника Моего, и он приготовит путь предо Мною; и внезапно придет в свой храм господин, которого вы ищете, и посланник Завета, которого вы желаете; вот он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия его, и кто устоит, когда он явится? Ибо он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние» (3:1-4).

Христиане считают, что это предсказание пришествия Иисуса Христа. Однако в тексте Малахии (мир ему) говорится о посланнике, который вернет религию к изначальной чистоте и заменит прежний Закон новым (в этом смысл слов «посланник Завета»). В нем говорится, что пришествие посланника вызовет сильные социально-политические потрясения, что оно будет победоносным – не только в духовном, но и в материальном плане, чего не было, ни с Иоанном Предтечей, ни с Иисусом (мир ему), которых приговорили к казни.

Мы не можем утверждать, что текст Малахии является бесспорным доказательством миссии именно Мухаммада ﷺ, но нет ничего, что бы противоречило такому толкованию, а все указанные в тексте признаки совпадают.

4. В результате деятельности Мухаммада ﷺ была образована новая цивилизация единобожия – Царство Божие на земле. Он является единственным человеком в истории, который дал миру все нужное для таких грандиозных свершений. Если евангельский Иисус только молил Бога: «Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя на земле, как на небе» (Мф. 6:9-13), то при Мухаммаде ﷺ это исполнилось реально.

5. Потрясают успехи и сроки образования, распространения и укрепления всей этой цивилизации. Ведь до этого арабы не сумели дать миру ничего грандиозного. И вдруг они за какие-то сорок-пятьдесят лет подарили миру качественно новый тип культуры. Этот потрясающий успех не мог произойти без Божественного вмешательства.

6. После начала его пророчества огромное количество людей из самых различных народов и культур отказались от язычества и уверовали в Единого Бога-Творца. До Мухаммада ﷺ идеи Единобожия не стали достоянием очень многих народов. Мусульмане же сумели распространить веру среди народов Азии, Африки и непросвещенной Европы.

Таким образом, аргументы рассудка не могут доказать веру ни в какого пророка, но вера в каждого пророка не должна входить в противоречие с рассудком. Рациональные аргументы в идеале должны подкреплять веру, показывать ее внешнюю правильность и внутреннюю непротиворечивость. Вера в Мухаммада ﷺ как Пророка и Посланника Господа (хвала Ему, Всевышнему) миров соответствует логике рассудка, логике и смыслу предыдущих Писаний единобожия, смыслу пророчеств о последнем Посланнике Всевышнего ﷺ.

Али Вячеслав Полосин

27. Какие пророчества Библии мусульмане относят к Мухаммаду ﷺ?

Вопрос. Как вы можете всерьез приводить книги Ахмада Дидата о Мухаммаде в Библии? Существует целая наука о толковании Библии, и она наголову разбивает ваши туманные утверждения и натяжки. Библия предсказывает Иисуса Христа, Спасителя нашего. Зачем вы лезете не в свою книгу, тем более что считаете, ее искаженной?

Ответ. Да, мусульманам для своей веры достаточно Корана и Сунны. Мы не строим свою веру на каких-либо стихах или доказательствах из Библии. Тем не менее, Библия – исторический и общечеловеческий документ, в котором есть немало ценной исторической информации, что особенно важно для науки. Мы не считаем текст Библии полностью утраченным с точки зрения достоверности оригинала, и потому определенные тексты, которые совпадают с коранической трактовкой, представляются нам ценными.

Насчет того, кого Библия предсказывает, не все так однозначно. Все-таки то, что христиане называют Ветхим Заветом, для иудеев есть не ветхий, а действующий вероучительный документ, и они, будучи его носителями и хранителями более трех тысяч лет, не считают, что их Писание предсказывает именно Иисуса, сына Марьям (мир ей). Более того, они категорически отрицают это и приводят в пользу такого мнения немало аргументов, так что плюрализм мнений тут налицо.

Мы не ставим своей целью переубедить верующих, следующих иудейской или христианской традиции истолкования Писания, но когда нам в лицо говорят, что в Библии якобы вообще ничего нет о Мухаммаде ﷺ, это вынуждает нас привести ряд рациональных аргументов, свидетельствующих об обратном.

Но, подчеркиваем, это не попытка предъявить оппонентам доказательства на основе Библии, тем более что пророческие аллегории и символы – это вообще вещь, рассчитанная не на логические доводы, а на религиозное чувство, через которое происходит узнавание в конечном событии символических признаков, ранее предсказанных пророком. По этой причине и они ничего не могут доказать, и их вера в то, что это пророчества о том, кого они почитают как всеобщего Спасителя, остается только их личной верой.

Доказать можно только обратное, если по тексту есть аргументы, показывающие логическую невозможность такого толкования в силу противоречия очевидным фактам. Поэтому аргументы вполне рациональные, основанные на тексте и показывающие, как минимум, непротиворечивость, а значит, и допустимость нашего толкования, мы можем привести и приведем.

Примерно 100 лет назад католический священник Бенджамин Дауд Кельдани, владевший ивритом, арамейским, арабским, древнегреческим и латинским языками, изучил эти тексты Писания в оригинале и принял ислам с именем Абдуль-Ахад Дауд. Его исследования вошли в книгу «Мухаммад в Библии», материалы которой мы здесь используем.

Прочтем следующие слова Библии (Втор. 18:18): «Я воздвигну им пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу Слова Мои в уста Его». Если эти слова не относятся к Мухаммаду ﷺ то они пока не осуществлены. Сам Иисус (мир ему) не претендовал на то, что он есть указанный пророк. Его апостолы придерживались такого же мнения: они рассчитывали на скорый второй приход Иисуса, когда это должно осуществиться. Посмотрим текст Нового Завета с цитатами из Торы о Мессии.

Иисус никак не похож на Моисея. Во-первых, Моисея действительно все слушались, как вождя. А разве слушались Иисуса? Евангелия повествуют, что все 12 учеников, «из-за страха перед иудеями», бросили своего учителя во время его ареста. Думая, что он умер, не пришли даже погребать его, что является оскорблением по древнему этикету. Другие же иудеи и вовсе постановили распять его, и никаких восстаний народа при этом не было отмечено.

Во-вторых, Моисей был женат, лично вел многочисленные войны и побеждал в них, дал закон от Бога и лично судил за нарушения его. Иисус же был зачат сверхъестественно, не был женат, меча в руки не брал, войском не руководил, законы не формулировал. Поэтому и его последователи ждали именно второго пришествия, когда все то, что предсказано Моисеем, сбудется на их Учителе. Но Богу было угодно исполнить Свое предсказание на другом человеке в VII в. н. э. (что никак не умаляет личности и заслуг Иисуса, мир ему, – просто у каждого пророка своя миссия).

В-третьих, Иисус, по утверждению его же последователей, придет во второй раз как судья, а не как законодатель, однако обещанный пророками Мессия должен прийти с «пламенным законам в деснице».

Установить личность обещанного пророка нам очень помогает другое пророчество Моисея, когда он говорит о «Божьем свете, приходящем из Фарана», т. е. горы рядом с Меккой. Слова, написанные во Второзаконии (33:2), звучат так: «Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел с десятью тысячами святых; в правой руке Его – огонь закона».

В этих словах Господина уподобили солнцу. Он придет от Синая (места ниспослания закона Моисею), откроется от Сеира (где проповедовал Иисус), однако воссияет он во всем своем великолепии от Фарана (Аравия), откуда он должен был появиться с десятью тысячами святых, с огнем закона в его правой руке. Никто из израильтян, в том числе и Иисус, не имеет никакого отношения к Фарану. Агарь (Худжар) со своим сыном Исмаилом бродили по пустыне Вирсавии, а позже «они жили в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли египетской» (Быт. 21:21). От его первенца Кидара (Аднана) произошло поколение арабов, которые с той поры являлись жителями пустыни Фаран. А Мухаммад ﷺ как всем известно, происходит из династии Исмаила и его сына Кидара, и появился он Пророком ﷺ в пустыне Фаран, и вошел в Мекку с десятью тысячами святых (верующих – именно столько воинов было у Мухаммада ﷺ при покорении Мекки), и дал огонь закона человечеству! Неужели вышеуказанное пророчество не исполнилось буквально?

Вот что пишет библейский пророк Аввакум (мир ему) (Авв. 3:3-12): «Бог от Фемана грядет, и Святый – от горы Фаран». А вот что написано у пророка Исаии (мир ему) «Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор. Да воздадут Господу славу и хвалу Его, да возвестят на островах. Господь выйдет, как исполин, как муж браней, возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик и покажет себя сильным против врагов своих» (Ис. 42:13). И еще о Кидаре: «Восстань, светись, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою... Множество верблюдов покроют тебя... все овцы кидарские будут собраны к тебе... взойдут на алтарь Мой жертвою благоугодною, и Я прославлю Дом славы Моей» (Ис. 60:1-7).

А вот пророчество Исайи, которое так и называется: «Пророчество об Аравии. В лесу аравийском ночуйте, караваны Деданские! Живущие в земле Фемайской! Несите воды навстречу жаждущим; с хлебом встречайте бегущих. Ибо они от мечей бегут... и от лука натянутого, и от лютости войны. Ибо так сказал мне Господь: еще год, равный году наемничьему, и вся слава Кидарова исчезнет. И луков у храбрых сынов Кидара останется немного» (Ис. 21:13-17).

Теперь взглянем на пророчества Исайи в свете того, что предсказано Моисею (мир ему) и пророку Аввакуму (мир ему) о «приходе Божьего света из Фарана». Исмаил проживал в пустыне Фаран, где у него родился Кидар, являющийся первым предком арабов. Потомкам Кидара предписано получить Откровение от Бога, а кидарские овцы должны были добровольно взойти на Божественный алтарь, чтобы прославлять «Дом славы Божией».

Тьма (языческая) должна была покрыть эту землю на несколько веков, затем эта земля должна была принять свет от Господа, а вся эта «слава Кидарская», языческая, должна была исчезнуть: многочисленные стрелки из луков, а также храбрые сыны Кидара должны были исчезнуть в течение одного года от мечей и натянутых луков святых воинов из Фарана. На ком же еще могли исполниться все эти предсказания Слова Божьего, каковым считается Писание иудеев, целиком вошедшее в христианскую Библию? Неужели на Иисусе, никогда не бывшем и не воевавшем в Фаране?

Этим предсказаниям удовлетворяет только одна реальная историческая личность и одни реальные события. Мухаммад ﷺ – потомок Исмаила от Кидара, который поселился в пустыне Фаран. Мухаммад ﷺ – единственный Пророк, от которого арабы получили Откровение тогда, когда тьма покрывала землю. Через него Божий свет воссиял от Фарана, а Мекка – единственное место, где прославлялся Дом Божий и где кидарские овцы взошли на их алтарь жертвою благоугодною.

Мухаммад ﷺ был угнетен своим народом и вынужден был покинуть Мекку. Он испытывал жажду при бегстве от обнаженных мечей и натянутых луков. Через год после его бегства кидарские потомки пошли встречать его у Бадра – поля первой битвы между мекканцами и Пророком ﷺ, где кидарские сыновья с многочисленными стрелками из луков потерпели поражение, и Кидар утратил всю свою славу.

«Дом славы Моей», о котором упоминается у Исайи (гл. 60), – это дом Божий в Мекке, а не церковь Христова, ибо кидарские овцы, как точно указано в стихе 7, отнюдь не пришли в церковь Христову в качестве жертвы, а были принесены в жертву в Мекке.

Упоминание о 10 тысячах святых во Второзаконии (Втор. 33:2) также значит много. Мессия воссиял от горы Фаран и шел с таким количеством верных. Прочитайте всю историю пустыни Фаран, и вы не найдете там описания никакого другого события, за исключением того, когда Мекка была завоевана благословенным Пророком ﷺ. Он вышел с 10 тысячами последователей из Медины и вновь вошел в «Дом славы Божией». Он дал миру огонь закона, который превзошел все другие законы. Ходатаем, защитником – праведным духом, которого предвещал Иисус, был не кто иной, как сам Мухаммад ﷺ.

Другим важнейшим предсказанием Мухаммада ﷺ в Танахе и в Библии являются те места в текстах пророков, где говорится о пришествии «благословенного», «желанного».

Во многих местах пророчеств, особенно у пророка Аггея (мир ему) говорится: «И потрясу все народы, и придет Желанный (х-м-д) для всех народов, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф... Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир» (Аггей, 2:7 – 9). Это три согласные буквы ХМД, которые на иврите читаются как ХиМДа, на арамейском – ХиМиДа. Однако эти же три согласные, читаемые как аХМаД, означают то же самое на арабском языке, и именно таково имя Пророка ﷺ, данное ему родителями (Мухаммадом ﷺ его назвал дедушка по внушению Всевышнего, и это имя являет собой просто превосходную степень от «Ахмад»). Таким образом, можно читать текст пророчества, переводя слово буквально как «желанный», «благословенный», а можно считать его и именем Ахмад, поскольку древние имена обыкновенно имеют содержательное значение. Во всех пророчествах присутствует элемент переноса смысла, иносказания, чтобы Словом Бога не пользовались всуе, и потому такой прием характерен для всех пророков монотеизма. Причем этот случай более ясный, чем иные.

Что же касается содержания пророчества Аггея, то непредвзятый взгляд на дальнейшую историю человечества показывает, что у иудеев в их собственной истории ничего подобного предсказанному не было. Зато, если читать: «И придет Ахмад для всех народов», то мы увидим точное исполнение сего пророчества в отношении потомков Авраама из среды братьев Исаака, т.е. потомков Исмаила, и в отношении Мекканского Храма, вокрут которого человечеству был навеки дан мир (СЛМ – «шалом») с Богом, т. е. по-арабски: «иСЛаМ».

В Коране Иисус (мир ему) подтверждает предсказание пророка Аггея (мир ему): «И вспомните, как Иса, сын Мариям, сказал: "Сыны Исраиля! Як вам посланник от Аллаха (хвала Ему, Всевышнему), чтоб истину Закона утвердить, ниспосланного вам до моего прихода, и сообщить вам благостную весть, что вслед за мной придет посланник Бога, имя которому – Ахмад"» (61:6).

Почти тоже самое евангельский Иисус говорит и в грекоязычном пересказе его слов в Евангелии от Иоанна: «Когда же придет защитник (ходатай), которого пошлю вам от Отца...» (Ин. 15:26), но вместо ХМД в пересказе слов Иисуса по-гречески стоит перевод этого арамейского слова-имени на греческий язык.

Через 200 лет после вознесения Иисуса это слово стали читать как «параклитос» – «общественный защитник в суде», «ходатай», «утешитель». Эти определения вполне походят к Мухаммаду ﷺ. Однако Иисус говорил не на греческом, а на арамейском языке, мы имеем только перевод на простонародный греческий язык, кто и насколько качественно переводил – неизвестно. Учитывая, что первые записи Евангелий делались на обрывках кожи, между строк на исписанных папирусах и т. п., пропускались интервалы между словами и гласные звуки, то мы имеем дело только с интерпретацией автора Евангелия, который и вполне искренне, без дурных намерений, мог дать весьма приблизительный перевод арамейского слова. Например, если эти же согласные прочитать как «периклитос», что в переводе означает «благословенный», «желанный», то мы получим точный перевод на греческий язык говорящего арабского имени Ахмад!

И при таком чтении греческого перевода слов фраза в Евангелии точь-в-точь совпадает по смыслу и с пророчеством Аггея (мир ему), и с текстом Корана. Но и в нынешнем христианском переводе речь идет о том, кто должен иметь плоть и кровь, чтобы обличать мир в его грехе, чтобы воспроизвести учение Иисуса (мир ему) и предшествующих пророков, т. е. о следующем посланнике Бога, а не о бесплотном духе.

И, наконец, христиане любят ссылаться на Евангелие от Матфея (Мф. 22:41-46), где евангельский Иисус цитирует псалом: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног твоих» (Пс. 109:1), а затем спрашивает: «Если Давид называет его (Машиаха) Господом, как же он – сын ему (Давиду)?» Христиане используют то, что в переводе на европейские языки два раза употреблено слово «Господь», причем второй раз, по их мнению, в отношении Иисуса Христа. Это должно, как они думают, доказывать, что Иисус равен Богу. На самом же деле в оригинале стоят два разных слова: «Сказал Ягве Адонаи». Ягве (Сущий) – собственное имя Бога у иудеев, неприложимое ни к кому более. А вот Адонаи переводится действительно как «мой Господь», «мой Владыка», «мой Повелитель», и даже официальный православный словарь признает, что слово Адонаи может быть применимо и к великому человеку – повелителю, вождю. Без добавления имени Самого Бога оно не может рассматриваться как непременное обозначение Бога. Так же и по-русски: «Господь» – это просто старославянская и старорусская форма слова «господин» – владыка, хозяин, повелитель. Русское «Господь мой Бог» является в христианской литературе переводом еврейского «Адонаи Ягве».

Таким образом, в псалме Ягве сказал другому существу – Адонаи (не себе же самому и не второму богу!), чтобы тот пребывал с Ним, пока все его враги не будут повержены к его ногам. Последнее никак не соотносится с жизнью Иисуса Христа (мир ему), распятого, согласно Евангелиям, его врагами на кресте. Да и сам евангельский Иисус в приведенном тексте Евангелия говорит о «христе» (машиахе, мессии, масихе, «помазаннике-спасителе») в третьем лице, утверждая, что он, в отличие от самого Иисуса, не будет потомком Давида! Поэтому из текста Евангелия совсем не следует, что Иисус говорит о себе самом – скорее о ком-то другом. А поскольку имена предыдущих помазанников не названы, то речь может идти только о том, кто еще не пришел, – о будущем посланнике Бога, Мессии, который будет иметь великую славу победителя. И он никак не может быть потомком Давида, потому что в этом случае в тексте стояло бы «сыну (потомку) моему». А господином Давида может быть только человек не из его рода и родившийся позже.

Отсюда куда логичнее предположить, что Иисус говорит о том ином Защитнике (Ходатае), который будет послан Всевышним после него и который родится «из среды братьев» евреев, т. е. от потомков Авраама и Агари, который научит людей всему, т. е. даст новый Закон Болсий, который реально победит всех своих врагов и который является Желанным – Ахмадом – для всех народов. Все эти признаки сбылись на реальной исторической личности Мухаммада. Коран так говорит про него: «Он пришел с истиной и оправдал посланников» (37:37).

Али Вячеслав Полосин

28. Стал ли Мухаммад ﷺ пророком против своей воли?

Вопрос. Почему ангел Гавриил насильно заставил Мухаммеда принять Откровение из иного мира – начал душить его, требовать читать? Мы считаем, что это был не Ангел, а сатана! Творец не мог так издеваться над Своим Посланником! Пророки всегда принимают свое служение добровольно.

Ответ. Интересно, откуда наши оппоненты знают, каким образом Всевышний «должен» призывать Своих избранников на пророческое служение? Разве кто-то мог установить единый, так сказать, стандарт для Него? Всех пророков Аллах призывал по-разному, и призвание это, как правило, было внешне очень странным, да и в их служении, с точки зрения обывателя, было немало «странностей». Но то, что непривычно для ханжи и обывателя, было святым и перед Богом, и для искренне верующих в Него. А внешняя «странность» – всего лишь способ испытания веры и избранников, и окружающих.

Вот как описывается, например, в Библии призвание пророка Исайи (мир ему): «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал... Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6:1).

Критики ислама (например, православный священник Даниил Сысоев на публичном диспуте с соавторами данной книги) нам говорят: «Истинный Творец так издеваться не мог». А прикладывать горящий уголь к губам Исаии мог? Это не просто больно, это пытка!

Нам говорят: а почему Мухаммад ﷺ испугался ангела? Ведь он же, по-вашему, Пророк ﷺ! Давайте заглянем в Библию, в историю предшествующих пророков, а именно Авраама (мир ему):

«И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею? [Господь] сказал ему: Возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот напал на него ужас и мрак великий. И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в старости доброй» (Быт. 15:7-15).

Стоит заметить, что Авраам чувствовал не только страх, но «ужас великий». Известный религиовед Дж. Фрэзер так объясняет это место: «В этом описании «ужас и мрак», объявшие Авраама при наступлении заката, предвещают появление Бога, Который во тьме ночной проходит между частями убитых животных в образе дыма и огня» (Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 2003. С. 220.).

Давайте заглянем и в Новый Завет и зададим себе вопрос, почему, например, Иоанн, автор пророческой книги Апокалипсис, испугался ангела? Вот как описывается его видение в последней книге Нового Завета:

«Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний... И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний...» (Откр. 1:10-17).

Нам говорят: Мухаммад ﷺ был призван насильно! Как же так? Он в любой момент мог отказаться, и не принимал бы в течение 23 лет Откровения Корана и Сунны, и не было бы Корана, но они есть, а значит, он добровольно согласился со своим призванием на пророческое служение. Совершенно очевидно, что Пророк Мухаммад ﷺ изъявил свою волю служить Всевышнему и исполнять все, что Аллах скажет. Рискуя жизнью и попадая в самые опасные ситуации, он вел себя как настоящий исповедник веры и как пример для всех других. Разве это не доказательство добровольности и полной осознанности сделанного им выбора?

Да, у всех пророков есть момент некоторого очищения от груза предыдущей обыденной жизни и есть своя символика этого процесса. Смотрите, как ярко написал поэт А. С. Пушкин на тему пророка Исаии (мир ему) про ангела:

И он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык –

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую воздвинул.

Ясное дело, это поэтические символы того, что человек, живший до этого по своему разумению, отозвался на призыв и стал полностью покорным Творцу, стал орудием Его воли. Как сказал евангельский Иисус Богу: «Не моя воля, но Твоя да будет!»

Если мы заглянем в истории других пророков Божиих, которых признают пророками Божьими и иудеи и христиане, то найдем и куда более жесткие примеры воздействия Бога на пророка, который не сразу понимал свою миссию. Вот, пожалуйста, история пророка Ионы (Йунуса (мир ему) из Библии: «И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой... Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего. Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердного своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение! И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу» (Иона, 2). Был момент принуждения, причем реального, не во сне, но затем Иона взмолился Богу и принял от Него свою пророческую миссию.

Наверное, библейскому Ионе было не слишком комфортно в желудке кита, да еще трое суток! Уж куда хуже, чем душение! А скольким пророкам были даны страшные видения, в которых фантастические ужасные животные поглощали людей и целые царства! У верующего человека язык не повернется сказать, что эти «мистические триллеры» так напугали пророков, что те лишь из-за испуга, по принуждению устрашением стали подчиняться Творцу! Пророки были лучшими из людей, и каждый из них принимал от Господа свою миссию осознанно.

Это действительно тайна Божия – как, кого и почему Всеведущий (хвала Ему, Всевышнему) призывает на служение, и для всех пророков это было по-разному. И когда начинают спрашивать, почему у Мухаммада ﷺ так, то логично спросить, а почему у Моисея (мир ему) было так, как было? А куст Моисей (мир ему) разве по своей воле зажег? Не было ли тут «принуждения Моисея» посредством чуда с кустом? А почему у Исайи было иначе? А зачем надо было так терзать Иону?

Каждого Аллах призывал индивидуально, но отсутствия доброй воли, отказа от пророческого служения нет, ни в тех примерах, ни в случае с Мухаммадом ﷺ (мир им всем), есть только момент призвания и символического очищения, посвящения человека перед его решающим служением, когда он уже целиком всю свою волю смиряет и подчиняет Богу. Таким образом, в призвании Мухаммада ﷺ не было ничего, что противоречило бы миссии всех пророков единобожия (мир им) и способу их призвания Единым для них и всех нас Богом.

Али Вячеслав Полосин, Айдын Али-заде


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!