Разъяснение 4-го аята суры «Мухаммад» (47)



«Когда вы встречаетесь с неверными [в бою], то рубите им головы. Когда же вы разобьете их совсем, то крепите оковы [пленных]. А потом или милуйте, или же берите выкуп [и поступайте таким образом], пока не завершится война. Так [решил Аллах (хвала Ему, Всевышнему)]. А ваш бы Он пожелал, то покарал бы их сам, но Он хочет испытать одних из вас посредством, других. Он никогда не даст сгинуть понапрасну деяниям тех, кто погиб на пути Аллаха (хвала Ему, Всевышнему)» (47:4).

Этот аят также носит ситуативный характер – он был ниспослан после битвы при Бадре, где произошло первое столкновение мусульман с язычниками, и отражает события того времени. Аят дает руководство к действию для войск мусульманского государства в условиях войны. К мирному же времени он не относится. Именно так понимается смысл этого аята как классическими толкователями (Ibn Kesir. Hadislerle Ku'ran-i Kerim tefsiri. S. 7291.), так и современными: «Всевышний указал своим верующим рабам на то, как они могут обрести успех и добиться победы над врагом. О верующие! Когда вы встречаетесь с неверными на поле битвы, то доблестно сражайтесь с ними и рубите им головы. Когда же они прекратят оказывать вам сопротивление и вы предпочтете не убивать их, а пленить, то крепите оковы пленных, чтобы они не могли сбежать. Только так вы сможете обезопасить себя от их мечей и их зла. С пленными вы можете поступать по своему усмотрению: вы можете помиловать их и даровать им свободу, не требуя от них выкупа, а можете поменять их на захваченных в плен мусульман либо потребовать за них выкуп от них и их сторонников.

Продолжайте поступать таким образом до тех пор, пока не завершится война или вы не заключите с противником перемирие. В разных местах следует вести различные разговоры, и в разных обстоятельствах следует придерживаться различных законов, и предписание сражаться с неверными относится только к военному времени. А в мирное время, когда нет войны и сражений, нельзя ни убивать, ни пленить людей» (Абд ар-Рахман Hacp ас-Са'ди. Толкование Священного Корана «Облегчение от Великодушного и Милосердного». Баку: Хаган, 2000. С. 101-102.).

Почему мусульмане нападали на караваны мекканцев

Часто в полемике критики ислама обвиняют Пророка Мухаммада ﷺ в том, что он после переселения в Медину отдавал приказы нападать на торговые караваны мекканцев, однако забывают при этом сказать, что это была война меж собой двух государств. А в каждой войне, тем более в справедливой, победитель захватывает ресурсы врага и использует их как трофеи и как контрибуцию, компенсацию за понесенный от агрессии ущерб.

Мусульмане подвергались жестоким гонениям в Мекке. По этой причине часть из них были вынуждены эмигрировать в Эфиопию. А позднее подавляющее большинство из них во главе с Пророком ﷺ совершили переселение (хиджру) в Медину. Язычники же, многие годы, мучившие мусульман, хотели их убить, а когда те бежали, ограбили их, захватив себе их имущество – дома со всем содержимым, домашний скот, торговые объекты, за счет которых жили бежавшие. По этой причине мекканские мусульмане остались без средств к существованию, и первое время жили за счет своих мединских единоверцев.

Но когда вдобавок ко всему мекканские многобожники решили выступить в военный поход против мусульман, создавших свое государство в Медине, чтобы окончательно уничтожить их, мусульманское государство было вынуждено принять вызов и начать справедливую оборонительную войну против агрессоров и убийц.

В любой войне боевые действия ведутся не только против передовых войск, но и против тылового обеспечения и снабжения – удары наносятся и по экономике противника. Именно поэтому называть грабежом военную тактику мусульман против язычников нельзя, как нельзя называть грабежом действия в Великую Отечественную войну советских партизан, которые захватывали военные и экономические трофеи врага, оккупировавшего их территорию, а также действия стран антигитлеровской коалиции, по решению которых Германия должна была выплатить серьезную контрибуцию в возмещение огромных людских и имущественных потерь, понесенных от германских войск другими странами. На Аравийском полуострове шла аналогичная война, в которой агрессором были мекканские язычники.

Айдын Али-заде, Али Вячеслав Полосин


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!