Имеют субсидиарное значение, заполняя пробелы в нормах. но мнениям юрисконсультов была сообщена юридическая сила.



- “Закон о цитировании” (упоминается в статье Томсинова о Риме, г-ну Томсинову не

нравится такой перевод) в 426 году: судья при вынесении должен ориентироваться на мнения юристов, и он должен выбирать из мнения юристов, но мнений много, поэтому необходимо выбирать то мнение, которого придерживается большинство.

Преимущество имело мнение Папиниана

- Юстиниан при систематизации Римского права создаёт Кодекс императорских конституции, позже он издаёт Конституцию, а также даёт задание создать Дигесты из высказываний известных юристов. Эта Конституция придаёт Дигестам, сборникам высказываний, юридическую силу. Позже будут созданы институции, которым тоже будет придаваться юридическое значение. в состав кодексов обязательно входили: Гай, сентенции Павла, Ульпиан.


Очевидно, что нормативный материал не играл большой роли, не формулировались общие нормы. очень часто комментировались значения слов, в 50-ой книге есть высказывание о том, что общие определения опасны для права; вместо этого стоит использовать казусы. почему казуистичность сохранялась и усиливалась? этоинтересное своеобразное выражение правовых норм, римские юристы давалислучаи, к которым могли быть применимы нормы, которые нужно было вывести изсамих случаев. мы видим норму, принцип, но главное - методика выведения принципа, методика и форма мышления.

“комментарий Гая на законы 12 таблиц”. Гай пишет, что тот, кто украл бревно, должен возместить его двойную стоимость, но дома строятся не только из брёвен, поэтому под словом “бревно” стоит понимать любой материал.

законы 12 таблиц не применялись в судах; в 12 таблицах практически не регулируются отношения между патрициями и плебеями, но зато присутствуют кредиторы и должники. тут пассаж о том, что нужно разрубить кредитора на три части - это фикция; да, личность могла быть порабощена. перед нами не норма, не руководство к действию, перед нами идея перемены статус должника, идея о том, что судьба должника в руках кредитора, не более того.

законодательство не может предусмотреть всех случаев, жизнь куда богаче и сложнее.

сущность римского права в методике разрешения конфликтов, юриспруденция

- методика разрешения конфликтов в соответсвии со справедливостью; но справедливость не может быть абсолютной, поэтому справедливо то, что принято в обществе, что им понимается под справедливостью.

древнегреческая философия получила развитие в софистике. (Казус о женщине, чьего ребёнка украло чудовище.)

изменение состава населения убивает римское право, но оставшиеся тексты сохраняли способы мышления. на основе текстов формулировали исковые формулы, leges actio , поэтому они прежде всего памятники правовой культуры.

- в целом право Древнейшего периода было персонализированным и формализованным, в нём не развиты договорные институты и право на вещи. в нём передаётся имущество, и передача имущества было самостоятельной формой;

- например, манципация фиксировала передача собственности без договора.

- In iure cessio - мнимый судебный процесс, устанавливающий право на основе мнимого судебного процесса, а не договора.

- Понятие контракта впервые появляется во II веке до нашей эры;

- в римском праве нет общих понятий.

- если обратиться к вещному праву, то в классический период появляются термины dominium , propertas и posessio (опять же есть в статье Томсинова, ближе к концу), выражающие разновидности права собственности. Dominium - чистое господство над


вещью; propertas - ограниченное владение, posessio - отношение к вещи как к своей, защищалось виндикационным иском; а своя собственность ( dominium , propertas ) защищалась преторским эдктом.

Пакты не имели исковой защиты, а потому не имели юридической силы; значение им предавалось соглашением.

Институции Гая были очень сложны по жанру, они были не только учебников, но и “основанием”; они имели применения в судах; значит, это мнения юрисконсульта, которые имели применение в судах.

в Риме материальное право не отрывалось от процессуального, поэтому деление Институций на “лица”, “вещи”, “иски” (и ещё что-то четвёртое) не совсем в чистом виде. Правовая норма выступает не в чистом виде, до неё нужно дойти. мышление Римских юристов покоится на познании сущности вещей (этой сущностью он сломает мозг в казусе о пчёлах) Процесс назывался формулярным, но было много неформальных исков, а “традиций”.

вскоре возникает территориальное римское право, отражающее особый стиль мышления; его отражает казус по поводу пчёл, которые перелетели в сад к другому римлянину; хозяин пришёл их вернуть, на что ему сказали, что пчёлы - свободные существа. Для разрешения конфликта обращаются к сущности пчёл, пчёлы домашние, значит, принадлежат к улью. Если хозяин видел, что это его пчёлы улетели, то тогда он мог их истребовать.

Первоначально римское право было тесно связано с религией, сам термин iuris обозначал религиозные ритуалы и правовые нормы. Соблюдение норм права было религиозным ритуалом. Первым носителями юридической мысли и юристами были религиозные служители – понтифики. Они были хранителями юридических формул и календарей, по которым можно было подавать иски.

Древнейший процесс назывался легисакционным. Для получения защиты в суде необходимо было выразить свои требования в четко определенной формуле, которую составляли понтифики, они же продавали эти формулы. Понтифики вершили этот суд. Спор решался на основании обычаев, знатоками которых были понтифики и патриции.

Правовая культура была синкретична, то есть едина. Создается коллегия децемвиров, которые записывали все обычаи на таблицах. Такой сборник получил название «Законы XII таблиц». Правильнее назвать Закон, а не Законы. Своей целью эти законы имели объединение и консолидацию общества, которое было полиэтническим.

Право, в отличие от морали и религии не привязано к конкретному этносу, потому римское право на начальном этапе выполняло важную функцию – оно составляло единые для всех нормы. Другим источником права периода царского и Республики были leges – законы народного собрания. Любой закон всегда нуждался в толковании. Потому творцами права изначально были судьи.


Семинар: Тит Ливий говорил об истоке. Закономерность древней культуры - наличие истока. Истоком политической культуры не может разум человека, так как он не авторитетен. Сама законодательная функция таит в себе противоречие между необходимостью создания законов и глупостью людей. На каком-то этапе в древней культуре культуре возникает необходимость в документе, который бы был основой, но не был бы связан с конкретным человеком.

“исток” - все нормы вытекают из Законов XII таблиц. Религия не могла быть основой,

так как государство было поликонфессиональным, полирелигиозным.

Итак, правовой культуры составляет, во-первых, некий исток, а не сами люди

(законодатели), во-вторых, это выражения общих ценностей, наличие авторитета.

Законы XII таблиц не применялись в судах, но были истоком легесакционных исков, то есть исков, основанных на законе. Таким образом, их роль - основание для исков.

Право этого периода было персональным, квиритским правом. Квиритами называлась граждане Рима, по сути те, кто поклонялся одному богу. Это право распространялось только на римлян.

Законы содержали способы разрешение тех или иных конфликтов, сами по себе они не применялись в суде, на их основе только составлялись формулы. Законы – набор идей о том, как решались конфликты.

Мышление римских юристов было казуистичным, они выражали мысли в конкретных ситуациях и казусах.

Законы показывают первоначальные и простейшие процедуры, во многом формализованные, перехода права собственности от одного человека к другому. Все вещи делились на манципируемые и неманципирцемые ( res mancipi и res nec mancipi ). Манципируемые имели большее хозяйственное значение, они переходили в результате сложного обряда. К таким вещам относились рабы, земельные участки, постройки.

Покупатель и продавец заучивали формулы, вызывали свидетелей. Совершался обряд произнесения формул, возложения руки. ( Для отчуждения вещей первой категории- продажи, мены, дарения и пр. требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от «manus» рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: "я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов..." Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег без манципации было еще недостаточно, как видим, для возникновения права собственности.

Обязательства из деликтов: Законы XII таблиц определяют ряд обязательств, которые возникают вследствие причинения вреда, и рассматривают их не как правонарушение, а как посягательство на права частного лица (частные деликты), которое ставило обидчика в положение должника пострадавшего - этот пассаж бессовестно вырван из какого-то реферата, потому что я не очень шарю в римке, но вроде, тут всё ок)

Были и более простые процедуры, например, in iure cessio – уступка в праве.

Стороны приходили к магистрату и разыгрывали сцену, когда начинался «процесс» по


незаконному приобретению вещи покупателем, с чем продавец в последствии соглашался и, тем самым, уступал вещь покупателю.

Jus gentium (право народов) — право, составленное исходя из обнаруженных мировых правовых принципов, для решения споров между жителями зависимых земель и иностранцев, находящихся на подконтрольной территории Рима.

Jus Quiritum (право Римских граждан (квиритов)) или ius civile (цивильное право) — право, субъектами которого являются квириты (граждане Рима) и другие латины. Квиритское право появилось в эпоху Республики в Риме. Таким образом, ius civile является древнейшей частью римского частного права. Ему присущи примитивизм и простота конструкций - не уверена, что про примитивизм стоит говорит Томсинову

Источниками ius civile являются юридические обычаи Древнего Рима (например, кодифицированный юридический обычай — Законы Двенадцати Таблиц) и законы, принятые Народным Собранием.

Средством защиты исков в ius civile были только законые иски

 

Вещь можно было приобрести в собственность по истечению срока давности – usucapio. Если кто-то владел бесхозной вещью год или два, вещь становилась его собственностью.

Возникали обязательства из договоров и из причинения вреда. Особенностью договоров было то, что они начинали становиться публичными, так как для заключения договоров выставлялись свидетели и магистраты, как представители общества. Для доказательства заключения договора можно было только подтвердить, что было произнесено при заключении сделки.

Особое внимание уделяется договору самозаклада - nexum. На семинаре Томсинов долго и упорно объяснял, что существующий пассаж о расчленении должника кредиторами нельзя понимать буквально, так как это очереднаягоподипрости фикция - таким образом нам показывают власть кредитора над должников, изменение его статуса. Ещё должника не просто убивают, а лишают его жизнь защиты, и это страшнее, чем убийство. Даже у раба есть защита, а у должника - нет, так нам показывают изменение его статуса. Должнику ничего не остаётся, он зависим.

Защита всех обязательств обязательно должна быть подкреплена исковой защитой, иск назывался legis actio.

И сюда же, с семинара: Цицерон писал, что Законы XII таблиц были Carmen -

песней, потому что они были созданы для запоминания, для всеобщего обозрения.

Также новые понятия изобретаются, потому что они не известны (я без понятия, к чему это вообще было). Поэтому все нормы не надо было включать, достаточно было включить идею, а дальше по легесакционным искам.


25. Преступление и наказание, суд и судебный процесс в

Законах XII таблиц.

Законы содержали способы разрешение тех или иных конфликтов, сами по себе они не применялись в суде, на их основе только составлялись формулы. Законы – набор идей о том, как решались конфликты.

Древнейший процесс назывался легисакционным. Для получения защиты в суде необходимо было выразить свои требования в четко определенной формуле, которую составляли понтифики, и продавали эти формулы. Понтифики вершили этот суд. Спор решался на основании обычаев, знатоками которых были понтифики и патриции.

Когда появился претор, он взял на себя ведение судебного процесса. В процессе появились две стадии: in iure и in iudicem. На первой стадии формулировалось исковое требование, а на второй оно разрешалось. Претор сам не мог сформулировать иск, ему помогали юрисконсульты. Исковые формулы содержали рецепты разрешения ситуации.

Подробнее в реферате:

Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая ин юдицис. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризуется свободной процедурой.

В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных точно определенных для каждого данною случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной, строго определенной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в кассу понтификов в виде залога правоты. Малейшее нарушение формальной стороны процесса рассматривалось как вмешательство богов и влекло за собой проигрыш дела.

Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение.

Легисакционный процесс уступает место формулярному. Истец сам формулировал иск или покупал формулу, а теперь обязанность формулировать иск возложена на претора.

В самом процессе ответчика вызывали в суд, если он не приходил, осуществили его привод. В случае, если он пытался уклонить или скрыться ему давали поручителя, которым могли быть только те, кто имел свое хозяйство. Сторонам предлагалось закончить дело мирно, если они не могли прийти к соглашению, то дело рассматривалось далее. Установлены процессуальные сроки: крайний срок разрешения дела – закат.

Законы устанавливают исковую давность по иску о займе, иск об измене не имеет срока исковой давности.


Преступления описываются в виде казусов, иногда в виде рекомендаций по наказанию того или иного преступника. Наказания дифференцируются в зависимости от социальной принадлежности субъекта – к рабам могли применяться все наказания, в том числе и телесные. В отношении, например, несовершеннолетних, претор сам решал, подвергать их телесным наказаниям или нет.

Ответственность несовершеннолетних устанавливалась отдельно в некоторых преступлениях, их подвергали более легкому наказанию, нежели совершеннолетних.

Определяющими наказание обстоятельством могло быть и время совершения преступления, так, ночной вор мог быть убит на месте (это как с ночным татем - не понятно, что конкретно он хочет, вдруг он не воровать пришёл, а убивать), такое убийство не считалось преступлением, а в дневное время вора необходимо было судить.

Законы разделяют формы вины в виде умысла и неосторожности, в таком случае даже могла исключаться ответственность уголовная, как в случае с пожаром. При неосторожности предписывалось лишь возмещение ущерба, а не подвергался смертной казни.

Смертная казнь применялась за те преступления, которые серьезно осложняли жизнь другим или лишали из каких-либо благ: жилья или пищи, или же создавали угрозу утери таких благ, как, например, лжесвидетельствование. Законы устанавливали запрет на исполнение смертной казни без суда независимо от социальной принадлежности.

 

 

26. Основные черты римского права классического периода. Источники права. Институции Гая.

триггерварнинг: семинар

institutionus - основание. деление на частное и публичное право значит, и очень многое. сам по себе ещё теоретический характер не означает, что это учебник. (были версии, что институции - учебник, но в статье г-на Томсинова написано, что это основание)

приводится случай, потом мнение юриста; в седьмой статье первой книги И. Г. приводится мнения, а потом говорится, что судья вправе выбирать; это источник, мнения знатоков и сентенции. главное в римском праве - рассуждения, приемымышления. эти приемы мышления и дают нам институций Гая.

отношение к вещи как к своей, договор купли-продажи регулировал отношения с вещами, которых нет в наличии, но вы заключаете о них договор. огромное количество сделок с куплей совершаются, когда вещи ещё нет. закреплённые положения были близки к практике, поэтому логика очень странная. это и не учебник, это записанныеформы мышления


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!