СВОЙСТВА НЕ ПРИВЯЗАНЫ К СУБЪЕКТУ - ОДИН ИЗ ПРИНЦИПОВ ЛОГИКИ ТОМСИНОВА, ВСТРЕЧАЮЩИЙСЯ НЕ РАЗ ПРИ РАССМОТРЕНИИ КАЗУСОВ.



Тут кулстори о свойствах монарха и ребёнка в одном лице - Генрих и решение вопроса о его титуле - девятилетнего ребёнка объявили восемнадцатилетним, создав фикцию его дееспособности.

(казус о Гае и Юлии: Юлий купил у Гая десять мешков зерна, но была поздняя ночь, поэтому Юлий решил забрать эти мешки из амбара утром. Гай передал ему ключ от амбара. на утро выяснилось, что ночью была гроза и в амбар ударила молния, зерно сгорело. Вопрос в том, что теперь делать? была рассмотрена линия вопросов из серии “была ли заключена сделка?”, “в какой момент она была заключена”, “кто должен возмещать ущерб?” среди них выделялся вопрос о том, что есть ключ в юридическом понимании? Ключ - власть над имуществом (очень странная логическая цепочка, которая вышла из того, что в самом владении заложена власть))

“искусство решения казусов - искусство задавать вопросы”

приобрести владение значит приобрести власть, значит физическое обладание власть;

Римское владение не означало держание власти, оно означало власть над вещью

Все право относилось или к лицам, или к вещам, или к искам. Это отражало

Структуру правоотношения.

1. ЛИЦА.

Главное положение Гай видел в том, что все люди или свободные, или рабы.

Свободные могли быть по рождению, на свободу могли и отпустить. Отпускали на свободу римских граждан, латинян или перегринов. Все люди Рима пользовались ius gentum (право народов) или же ius civile (гражданское право). Здесь право народов применялось скорее субсидиарно по отношению к гражданскому праву. По конституции


Каракаллы все лица, находившиеся на территории Римской Империи, становились гражданами.

Люди могли переходить из категории рабов в категорию свободных римских граждан, для этого требовались условия: старше 30 лет, были собственность по квиритскому праву и законно отпущенные.

Рабы, хотя и были подобны вещам, получали некоторую защиту. С ними нельзя было жестоко поступать, из нельзя было убивать без причины. Тогда господина могли наказать или заставить продать раба кому-нибудь.

Лица делились и по признаку принадлежности кому-то по праву. Так, были personae sui iuris (К лицам своего права относятся глава семьи, его супруга, без мужней власти, сын, который не освобождён от власти отца. Лицо своего права может располагать своим имуществом, но есть ограничения по возрасту и полу. Женщины должны были иметь опекуна. Домовладыка, если являлся лицом своего права, был полностью дееспособен в области частного права) и personae alieni iuris (лица чужого права). Лица своего права, как правило – господины, главы семей. Лица чужого права могли быть in protestate (во/у власти), in manu (вообще manu - рука) и in mancipio (манципируемый??? я сдаюсь.)

Лица своего права могли состоятельно участвовать в гражданском обороте, вступать в брак и нести ответственность по сделкам и за преступления. Лица чужого права, в зависимости от категории, лишались права на заключения нормального брака, ответственность за них нес господин и сделки они могли заключать не все. Они не могли иметь имущество в собственности, потому что собственником считался их господин.

Вообще Томсинов считает, что женщина под властью мужчины просто потому, что иначе ей самой будет трудно выжить. Положение женщин во многом было хуже положения мужчин – такое положение содержится в Дигестах. Женщины всегда были лицами не своего права: сначала они находились под властью отца, потом переходили под власть мужа. Было и исключение, когда женщины могли не попадать под власть мужа, они должны были уходить из его дома на три дня – в этом случае сохранялась отцовская власть, имущество оставалось в семье отца - юридическая фикция врывается в тред.

Насколько я помню, тут та же песня, что с бревном, которое могло быть любым материалом, а не только бревном.

Статус детей отличался в зависимости от многих критериев. По общему правилу в законном дети приобретали статус отца, становились лицами чужого права.

Рожденные вне законного брака приобретали статус матери. Свободными дети рождались тогда, когда в момент рождения мать была свободной. В отношении свободнорожденных применялась фикция, когда таковыми признавали тех, кто признан таким по решению суда, хотя по факту и не был свободнорожденным.

В результате усыновления дети приобретали статус отца и становились лицами его права до совершеннолетия. Женщины не могли усыновлять, потому что они тоже были лицами чужого права.


Статус мог меняться в течение жизни и каждого человека, на это влияло вступление в брак, заключение сделок и ответственность по ним, права на имущество.

Еще одним институтом, который мог изменить правовое положение было умаление правоспособности. Оно было трех видов: потеря и гражданского права, и свободы (наибольшая), потеря только гражданского права и сохранение свободы (меньшая), и перемена статуса (наименьшая).

 

28. Институты брачно-семейного права по Институциям Гая и Дигестам Юстиниана.

Римская семья представляла собой по сути мини-государство, где pater familiae был монархом, а жена и дети – подданными. Брак также имел своей целью регулирование имущественных отношений.

В зависимости от регулирования имущественного положения супругов различались две формы брака: sine manu и cum manu. При первой форме брака жена, при вступлении семьи мужа, не переходила под его власть, ее гражданский статус в этом случае не менялся, и она оставалась под властью отца. В таком случае жена могла наследовать имущество в прошлой семье.

При форме брака cum manu жена переходила под власть мужа и полностью теряла связь со своей прошлой семьей (не наследовала там), ее гражданский статус изменялся. Такой брак мог быть заключен тремя способами:

1) давностью – если женщина год ощущает и ведет себя как супруга,

2) конфарреацией – путем священного обряда в присутствии свидетелей,

 

3) коэмпцией – купли, которая совершалась путем манципации.

 

Для условия вступления в брак был установлен возраст 12 лет для женщин.

Важным условием вступления в брак было наличие соответствующего статуса. Римские граждане могли вступать в брак только тогда, когда они обладали правом ius connubii (право брака). Римские граждане вступали в законный брак тогда, когда были женаты на римских гражданках, латинянках и перегринках, тогда они обладали властью над своими детьми. Дети становились римскими гражданами в том случае, если получали возможность наследовать имущество своего отца. Браки с рабами не считались настоящими браками.

Еще одним условием для брака было отсутствие препятствующих этому обстоятельств. Так, нельзя было заключать браки с близкими родственниками, нельзя было заключать браки и с боковыми родственниками, нельзя было заключать браки с усыновленными даже при условии прекращения усыновления. При нарушении таких запретов ребенок наследовал статус матери, а не отца: фикцией признавалось отсутствие у него отца.


Статус ребенка определялся с момента его рождения, а не зачатия, то есть значение имел правовой статус родителей на момент рождения ребенка.

Само заключение брака представляло собой символическое введение жены в дом мужа, знаменовавшее ее переход в другую семью, потому женщина была обязана лично присутствовать при обряде, а мужчина мог послать представителя.

Дигесты устанавливают институт брачного сговора, который представлял собой по сути полубрак.

Еще одним институтом брачно-семейного права было усыновление. Оно тоже было двух видов: властью народа или по приказу магистрата. Усыновителями всегда были мужчины sui iuris.

Властью народа усыновлять можно было только sui iuris. Спрашивались стороны, хотят ли они этого усыновления, потом спрашивался народ, согласен ли он. Такое усыновление совершалось в Риме.

Второй вид усыновления совершался в провинциях, по этому виду усыновляли прежде всего тех, кто находился под властью pater familiae.

 

 

29. Институты вещного и обязательственного права в Институциях Гая и Дигестах Юстиниана.

Вещное и обязательственное право существовало и признавалось потому, что имело исковую защиту.

Вещи имели несколько классификаций:

 

1. Божественного права и человеческого права. Вещи божественного права были своего рода собственностью всех сразу, и тех поколений, которые уже жили и тех, которые еще будут жить. Божественные вещи могли быть сакральными (по решению римского народа) и религиозные (по собственному желанию). Вещи человеческого права были публичными (бонитарное обладание или коллективная собственность) и частными (собственность отдельных лиц).

2. Телесные и бестелесные. Бестелесные вещи (те, что заключаются в праве - право владения, узуфрукт) – юридическая фикция, созданная для упрощения передачи вещи.

3. Манципируемые и неманципируемые. Эта классификация определяет вещи по хозяйственному значению, от которого напрямую зависел способ передачи вещи. Манципируемые вещи передавались путем сложного обряда при свидетелях с произнесением формул. А вот неманципируемые предавались путем простого вручения.

Были и более простые процедуры, например, in iure cessio – уступка в праве. Стороны приходили к магистрату и разыгрывали сцену, когда начинался «процесс» по незаконному приобретению вещи покупателем, с чем продавец в последствии соглашался и, тем самым, уступал вещь покупателю.


Вещь можно было приобрести в собственность по истечению срока давности – usucapio.

Если кто-то владел бесхозной вещью год или два, вещь становилась его собственностью.

 

Манципация, уступка и давность владения были институтами цивильного права. Отчуждение вещи могло происходить и по естественному праву – путем простого вручения.

Как такового однозначного понятия права собственности не существовало. Полное господство над вещью, не обремененное обязательствами третьих лиц (dominium) отличалось от proprietas тем, что в последней форме собственник и оставался собственником, но вещь могла быть передана кому-либо во владение.

Так, право собственности – полное господство над вещью, оно защищалось иском. Было и право владения, оно не имело исковой защиты и защищалось интердиктом, то есть запретом. Таким запретом защищалось любое владение, даже недобросовестное.

Владение вора защищалось, например, во избежание самосуда, то есть чтобы

собственник не мог без суда самостоятельно отнять вещь, хотя бы она была его.

Владение

согласно Папиниану, владение содержит в себе фактическую сторону, то есть онопроявляется в непосредственном обладании вещью. Им же выделяются два способа приобретения владения: объективный (содержание в руках, реальное господство над вещью) и субъективный (намерение или воля считать вещь своей). владение является лишь условием для возникновения права на вещь. Здесь у Гая владение делится на правомерное и неправомерное (установлено силой, тайно или прекарно); пример - владение вором украденной вещью, на которую не распространялось приобретение по сроку давности ( II , 49). Однако неправомерное владение могло вести к получению права собственности по давности - в каких? Гай выделяет понятие добросовестного владения чужим имуществом ( II , 51). Для владения нужна была ещё и воля, если её не было, то человек являлся держателем.

владение вещью защищалось с помощью интердиктного процесса. Зависимые держатели не пользовались владельческой защитой.

Существовала преторская интердиктная защита. Особая форма вещного иска - Публицианов иск - позволял претору защищать владение того, кто приобрёл вещь добросовестно и правомерно, но не соблюдал всех формальностей, а по давности имущество ещё не приобретено. в таких случаях претор устанавливал юридическую фикцию, будто бы этот человек уже приобрёл эту вещь по давности владения, и своим решением восстанавливал его в утраченном владении.

Помимо манципации и судебной уступки, Гай останавливается на институте usucapio , на приобретении собственности по давности владения

Среди других способ приобретения собственности выделяет также захват ничейной вещи и спецификацию - создание новой вещи. законодательством Юстиниана было установлено, что если вещь можно было вернуть в первоначальное состояние, то она принадлежала собственнику материала. иначе она принадлежала переработчику, который обязан был возместить стоимость материалов.


Стипуляция (лат. stipulatio — выспрашивание) — в римском праве — формальный, абстрактный, устный контракт, устанавливающий обязательство. Стипуляция заключалась посредством установленной словесной формулы, по которой спрошенный отвечает, что даст или сделает то, о чём его просили.

ПРЕКАРИЙ (лат. precarium , precaria , от preces — просьба) - в римском праве форма обладания вещами и правами (обычно недвижимостью и связанными с ней правами : пользования , прохода, водопоя и др.), основанная на добровольной и безвозмездной уступке их со стороны собственника вещи или обладателя права , по просьбе заинтересованного лица . Считается, что П. не устанавливал юридических отношений между сторонами ; передача П. совершалась без соглашения о способах и сроках пользования . Принятый прекаристом способ эксплуатации полученного не связывал собственника вещи или обладателя права , отданных в П. Собственник был вправе потребовать во всякое время обратно отданную им вещь или прекратить действие переданного права . Этим П. отличался как от дарения , так и от ссуды.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!