Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.



1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

  • Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на пред­последний слог, в чешском языке – на первый слог.
  • В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты.

3. Именно ударение может:

  • отличать одно слово от другого;

Ср.: а́тлас – атла́с.

  • быть показателем грамматической формы слова.

Ср.: ру́ки – руки́.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

Высо´коодарённый, ве´чнозелёный.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным водупроизносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное.

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

  • Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся).
  • Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.

  • При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

Слог – это минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. Слог состоит из слогообразующего элемента – гласного звука и из неслогообразующего – согласного звука.

По отношению к ударению слоги делятся на ударные и безударные. По начальному звуку слоги делятся на неприкрытые, полуприкрытые и прикрытые. По конечному звуку слоги делятся на открытые, полуоткрытые и закрытые.

Слогораздел – это реальная или потенциальная граница слога.

Принципы слогоделения в русском языке:

Сочетания шумных между гласными относится к следующему слогу: ла – пта, па – ста.

Сочетания шумных с сонорными также относятся к следующему слогу: о – кно, па – трон.

Сочетание сонорных между гласными относится к следующему слогу: во – лна, у – по – рно. *Возможен слогораздел и между сонорными: кар – ма, вол – на.

При сочетании сонорных с шумными слогораздел проходит между членами сочетания: дол – го, вам – пир.

В сочетании с [j] в качестве первого элемента [j] всегда отходит к предшествующему слогу: вой – на, май – ка.

Сочетания [рж] и [рш] относятся к предыдущему слогу в связи родственностью артикуляции [р] и [ж – ш]: горш – ки.

 


 

3. Звуки речи и фонемы. Система гласных фонем. Позиционные чередования гласных. Орфоэпические нормы в области гласных.

 

Звук - это самая малая единица речи, которая звучит. Фонема –это звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону, звучание) разных слов и морфем.

Фонемы не могут быть непосредственно отождествлены со слышимыми и произносимыми людьми в процессе речевого общения звуками. Фонемы представляют собой единицы звукового строя языка, тогда как слышимые и произносимые людьми конкретные звуки - это явления индивидуальной речи. В то же время реальностью, непосредственно данной человеку в восприятии, оказываются именно звуки. И эти слышимые и произносимые людьми в процессе речевого общения звуки представляют собой способ обнаружения и существования фонем. Фонемы как абстрактные единицы звукового строя языка самостоятельного бытия не имеют, а существуют лишь в звуках речи.

Соотношение между фонемами и звуками речи может быть различным:

1) фонема может состоять только из одного звука, например, в слове сон каждый звук соответствует фонеме;

2) фонема может состоять из двух звуков, например, в английских словах sky [skai] и grey [grei] последние два звука представляют собой одну фонему;

3) две фонемы могут быть представлены в речи одним звуком, например, в русском слове сжечь [жэч'] один долгий звук [ж] объединяет две фонемы – <с> и <ж>.

В современном русском языке 6 гласных фонем:

<а>, <э>, <и>,<ы>,<у>,<о>.

Гласные фонемы классифицируются по трём основным признакам:

а) по участию губ:

б) по степени подъёма языка по вертикали по отношению к нёбу:

в) по степени продвинутости языка вперёд или отодвинутости назад по горизонтали (напряжённость языка):

 

Существуют два вида чередований: исторические (их нельзя объяснить, они возникли давно и связаны с утратой гласных звуков [ъ], [ь] (сънъ - съна, льсть - льстить) или с необъяснимым тождеством согласных звуков (бега - бежать) и фонетические (по-иному позиционные, так как зависят от позиции звука в слове [нΛга - нок], их можно объяснить с точки зрения современного русского языка, например, чередование [г//к] возникло потому, что перед гласным согласный звук сохраняется, а в конце слова звук оглушается, изменяет своё качество звучания).

Фонетические (позиционные) чередования

Гласные звуки Примеры
[о//Λ//ъ] [а//Λ//ъ] [о//иэ//ь] [а//иэ//ь] [э//иэ//ь] в[о]дный - в[Λ]да - в[ъ]дяной тр[а]вка - тр[Λ]ва - тр[ъ]вяной н[о]с - н[иэ]сёт - н[ь]суны п[а]ть - п[иэ]ти - п[ь]тидесятый с[э]мь - с[иэ]ми - с[ь]мидесятый
Согласные звуки Примеры
звонкий - глухой [ж//ш] твёрдый - мягкий [л//л’] но[ж]и - но[ш]   мо[л] - мо[л’]ь

Фонетические (позиционные) можно определить по редукции гласных и ассимиляции согласных звуков.

Много беглых гласных при изменении односложных и двусложных существительных по падежам [о, э, и// -]:

рот - рта, лёд - льда, пень -пня;

огонь - огня, узел - узла, ветер - ветра, урок - урока, ноготь - ногтя, улей - улья;

ведро - вёдер, окно - окон, игла - игл, яйцо - яиц.

Встречаются беглые гласные и в кратких прилагательных: краткий - краток, горький - горек, смешной - смешон, длинный - длинен, хитрый - хитёр.

В корнях разновидовых глаголов тоже происходят чередования гласных и согласных звуков: коснуться - касаться, осмотреть - осматривать, собрать - собирать, послать - посылать, зажечь - зажигать, понять - понимать, сжать - сжимать.

Чередования звуков важно знать, чтобы правильно применять орфографические правила, когда возникают затруднения с написанием букв в разных частях речи. Если не узнаешь чередования, можешь допустить ошибку и при морфемном разборе, когда выделяешь части слова.

Орфоэпические нормы в области гласных:

1. Русское литературное произношение — «акающее»: в безударном слоге звук [о] в нейтральном стиле произношения невозможен (в отличие от северных диалектов, где говорят: [вода], [городок]). Аканье как орфоэпическая норма проявляется прежде всего в том, что после твердых согласных в соответствии с ударными [о] и [а] в первом предударном слоге произносится безударный звук [а] ([вада] вода, [сад`ит`] са-дить), а в других безударных слогах — редуцированный гласный непереднего образования [ъ]: водяной [въд`аноj], горо-док [гърадок], садовод [съдавот], верно [в`эрнъ]. Но в некоторых словах (лошадей; жалеть, к сожалению, жакет, жасмин; двадцати, тридцати) после звуков [ш], [ж] и [ц] рекомендуется в первом предударном слоге перед мягким согласным произносить не [а], а [ы]: [лъшыд`эj], [жык`эт], [двъцыт`и].

2. Для безударных гласных в позиции после мягких согласных характерна «икающая» норма произношения, поэтому буквы и, е, я, служащие для обозначения безударных гласных, читаются в этой позиции одинаково — как [и]; ср.: листок [л`исток], летать [л`итат`], пятёрка [п`ит`оркъ].

 

 

4. Система гласных фонем. Позиционное чередование согласных. Орфоэпические нормы в области согласных.

 

В современном русском языке

37 Согласных фонем:

<б>, <б’>, <в>, <в’>, <г>, <г’>, <д>, <д’>, <ж>, <ж’>, <з>, <з'>, <j>, <к>, <к'>, <л>, <л’>, <м>, <м’>, <н>, <н’>, <п>, <п'>, <р>, <р’>, <с>, <с'>, <т>, <т’>, <ф>, <ф’>, <х>, <х’>,<ч’>, <ц>, <ш>, <ш’>.

Согласные классифицируются по 4 основным признакам:

а) степень участия голоса и шума:

б) способ образования преграды (см. табл.);

в) место образования преграды (см. табл.);

г) палатализация (твердые и мягкие)

Позиционные чередования согласных можно разбить на четыре типа: 1) по звонкости-глухости; 2) по твердости-мягкости; 3) по месту и способу образования; 4) с фонемным нулем.

1. Чередования по звонкости-глухости представлены тремя разновидностями: а) звонких с глухими в конце слова; б) звонких с глухими перед глухими; в) глухих со звонкими перед звонкими.

а) В конце слова чередованием связаны 10 из 11 пар звонких и глухих шумных (кроме /г'к'/). Неконечный звонкий в корнях и некоторых суффиксах чередуется с конечным глухим: /во́завос/, /халада́ха́лат/, /стр'ил'ба́стр'э́л'п/, /балтл'и́выйбалтл'и́ф/.

б) Неконечный звонкий в корнях и в приставках чередуется с глухим в позиции перед глухим (чередованием связаны те же 10 пар): /сма́зат'— сма́ска/, /кружо́ккрушк'и́/, /абмы́т'аптач'и́т'/, /излав'и́т'— искуп'и́т'/.

в) Чередования глухих со звонкими распространены гораздо меньше. Внутри слова в чередовании участвуют лишь пять пар: тд, т'—д', с — з,с'з', кг. Глухой шумный в корнях и в приставках чередуется со звонкими в позиции перед звонкими: /атмы́т'адб'и́т'/, /прас'и́т'про́з'ба/, /малат'и́т'малад'ба́/. Что касается остальных пяти пар, то в них чередование имеет место лишь на стыке со словом, начинающимся со звонкого шумного: /клуб закры́т/, /марж гр'им'и́т/, /кров' до́нара/. (В подобных сочетаниях можно наблюдать чередования и в пяти вышерассмотренных парах.)

2. Чередования по твердости-мягкости подразделяются на два типа — чередования твердых с мягкими и чередования мягких с твердыми.

Чередования твердых с мягкими представлены тремя случаями.

а) Твердые согласные в корне или (редко) в суффиксе чередуются с мягкими перед э и и в суффиксах и окончаниях во всех 15 парах, составляющих корреляцию по твердости-мягкости. Число примеров практически безгранично: /рука́рук'э́/, /домдо́м'ик/, /в'интатв'ин'т'и́т'/.

б) Перед суффиксом; чередование наблюдается в 12 парах согласных (за исключением заднеязычных) при образовании грамматических форм и форм словообразования: /колко́лjа/, /каро́вакара́в'jа/, /кома́ркамар'jо́/, /суды́суд'jа́/.

в) Твердые согласные в корнях и приставках чередуются с мягкими перед соответствующими мягкими: /гру́ппав-гру́п'п'и/, /ссад'и́т'с'с'ил'и́т'/.

Чередование мягких согласных с твердыми представлено, по-видимому, только в 10 парах согласных (кроме заднеязычных, л'-л и с'-с) в корнях перед суффиксами -н-, -ск-, -к-: /ст'эп'ст'ипно́j/, /с'эт'с'э́тка/, /цар'— ца́рск'иj/. Реальное положение в чередованиях последнего типа более сложное и требует дополнительных научных уточнений.

3. Чередования по месту и способу образования представлены лишь отдельными парами фонем: з — ж, с — ш, т — ц, т'— ц, д — ц, д'— ц, т — ч, т'— ч, д — ч, д' — ч.

Переднеязычные зубные с, з в корнях и в приставках чередуются с нёбными ш, ж перед ш, ж, ч: /загар'э́т'/ — /жжа́р'ит'/, /сталкну́т'/ — /шшыт'/, /расп'ил'и́т'/ — /рашчйс'т'ит'/, /разда́т'/ — /ражжыр'э́т'/, /грус/ — /гру́шчик/.

Переднеязычные взрывные т'и д' чередуются в корнях с аффрикатой ц (из суффикса -ец): /бра́т'иц//бра́цца/, /малад'э́ц//малацца́/. Согласный т' чередуется с ц в инфинитивном суффиксе перед -ца(алломорфом возвратного постфикса -ся): /бр'ит'//бр'и́цца/.

Чередование т и д с ц имеет место в приставках перед ц и с — начальными согласными корня: /падлажы́т'//паццып'и́т'/, /атвад'и́т'//ацсад'и́т'/. Чередование т//ц происходит во флексиях 3 л. ед. и мн. ч. наст, времени при образовании возвратных форм перед постфиксом -ца: /стучи́т//стучи́цца/.

Таким образом, возвратный постфикс существует в трех алломорфах, находящихся в отношении дополнительной дистрибуции: -с' стоит только после гласных (/мы́лас'/, /умы́фшыс'/); -ца выступает в формах инфинитива и 3 л. (/б'и́цца/, /б')6цца/ (биться, бьётся); -с'а находится после согласных во всех остальных формах, включая повелительное наклонение: /мъ'тс'а/, /мо́jс'а/, /п'а́т'с'а/ (пяться).

Чередование т(д)//ч происходит в корнях и в приставках перед ч: /наво́тка/ — /наво́ччик/, /нал'о́т/ — /нал'о́ччик/, /атр'э́зат'/ — /аччи́с'т'ит'/, /падлажы́т'/ — /паччиркну́т'/.

4. Чередование согласных с фонемным нулем представляет собой не что иное, как явление "непроизносимых согласных", вызываемое тем, что группы согласных, одинаковых по действующему органу, но различных по способу артикуляции, оказываются трудными для выговаривания. "Выпадение" согласного приводит к упрощению таких сочетаний, состоящих почти исключительно из переднеязычных согласных. Фонематическая интерпретация подобных ситуаций обнаруживает факт чередования. Чередуются в основном т и д в корнях и суффиксах.

Конечный согласный т (или т') чередуется с нулем (т//ø, т'//ø) в позиции после с перед суффиксом -н-: /м'э́ста/ — /м'э́сныj/ или /м'э́соныj/ (местный), /л'э́с'т'/ — /л'э́сøныj/, /ско́рас'т'/ — /скарасøно́)/, /о́блас'т'/— /абласøно́j/.

Чередование т//ø имеет место в суффиксе -ист перед суффиксом -ск: /фрэjд'и́ст//фрэjд'и́сøск'иj/ = /фрэjд'и́сск'иj/.

Чередование д'//ø происходит перед суффиксом -ск- в прилагательных, образованных от названий стран на -андия: /исла́нд'иjа//исла́нøск'иj/.

Чередование т'//ø происходит перед суффиксом прилагательных -лив-: /за́в'ис'т'//зав'и́сøливыj/.

Чередования с нулем происходят и в отдельных словах: /здра́øствуj)/ (ср.: здравыйв//ø); /с'э́рøцэ/ (ср.: сердечкод'//ø); /со́øнцэ/ (ср.: солнышкол//ø).

Специфика чередований с нулем заключается в том, что в этом случае невозможно определить какие бы то ни было сильные и слабые позиции.

Орфоэпические нормы в области согласных:

1. Звуки [г] и [г`] в литературном языке (в отличие от южных говоров) — взрывные, а не щелевые. Лишь в нескольких словах нужно произносить заднеязычные щелевые (похожие на [х] и [х`], но только звонкие) звуки, которые принято транскрибировать как [h] и [h`]: бухгалтер [буhалт`ир], разговорные междометия ага [аhа], ого [оhо], угу [уhу], эге [эh`э]. Кроме того, старшей нормой допускается произношение звука [h] в словах Господь [hаспот`], Господи [hоспъд`и], в формах слова Бог: Бога [боhъ], Богу [боhу] и т. д., а также произношение мягкого звука [h`] в форме о Боге [а-боh`и]; согласно младшей норме, в этих случаях произносится по общему правилу взрывной звук [г] (или соответственно мягкий [г`]).

2. Долгий мягкий звук [ж`], согласно старшей норме, произносится в словах и формах слов: брезжить [бр`эж`ит`], брызжет [брыж`ит], брюзжать [бр`уж`ат`], взгромозжу [взгръмаж`у], а также визжать, вожжи, дребезжать, дожди, дождик, дрожжи, езжу, жжет, жужжать, поезжай, позже, размозжить, сожженный. Младшая норма допускает в перечисленных словах произношение твердого долгого [ж] ([брыжът], [бр`ужат`], [взгръмажу]) или — в словах дожди, дождик — сочетания звуков [жд`] ([дажд`й], [дожд`ик]).

3. На месте сочетания букв чн рекомендуется произносить звуки [шн] в словах: двоечник, конечно, очечник, прачечная, пустячный, скворечник, скучно, яичница (в отличие от слов вечный, отличник, прочный, точный и многих других, где произносится [чн]). В ряде случаев допустимы варианты произношения — как с [шн] (старшая норма), так и с [чн] (младшая норма): булочная, подсвечник, сливочный, стрелочник и др. Наконец, иногда произношение [чн] или [шн] зависит от значения и сочетаемости: каша — моло[чн]ая и моло[шн]ая, но кислота — только моло[чн]ая; разг. друг серде[шн]ый, но серде[чн]о-сосудистые заболевания.

 

5. Русская графика. Состав русского алфавита. Буквы и фонемы. Обозначение на письме мягкости согласных. Гласные после шипящих и Ц. Слоговой принцип русской графики.

 

Графика – это раздел лингвистики, который рассматривает технику письма. Основным предметом графики является совокупность, система букв и их значений. Графика изучает и другие письменные знаки – знаки пунктуации, ударения, апостроф. Графика рассматривает отношения между звуками и буквами. Русская графика отвечает на вопросы: а) каков принцип русского письма; б) как обозначается мягкость на письме; 3) как обозначается звук [j]. Графика обозначает письменную речь, но при этом она тесно связана с фонетикой, т.е. с устной речью. Основной единицей устной речи является звук, письменно речи - буква.

В широком смысле алфавит – это совокупность графических знаков - букв, которыми пользуются при письме на определенном этапе существования языка. Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Каждая русская буква имеет две разновидности по семантической функции – прописная, или заглавная, буква и строчная, или маленькая, а так же несколько таких разновидностей, которые можно условно назвать стилистическими, - печатные и письменные буквы, причем те и другие имеют вариации, например, современные печатные буквы могут стилизоваться под кириллицу в первоначальном виде, письменные буквы могут быть каллиграфическими. За исключением букв алфавит имеет очень строгую последовательность. Этот строгий порядок следования букв имеет практическую задачу, т.к. все типы справочников создаются по алфавиту. Причем учитываются не только первая буква, но и последующие.

Современный русский алфавит имеет своей основой кириллическую азбуку, буквами которой писались старославянские и древнерусские книги и грамоты (документы).

В современном русском алфавите 33 буквы. Каждая буква имеет два варианта — печатный и рукописный. В каждом варианте два вида букв — прописные (большие, заглавные) и строчные (малые).

Буквы русского алфавита обозначают не звуки, а фонемы. Так, букве ц в слове спецодежда соответствует знак [ц], а в слове спецзадание – звук [дз]. Но эти разные звуки вариации одной и той же фонемы <ц>, которая обозначается буквой ц.

Но есть и такие буквы, которые всегда передают одну и ту же фонему независимо от позиции; например, буква й всегда обозначает фонему <j>, буква ц — <ц>, буква ш— <ш>, буква щ— <щ>, буква ж— <ж>, буква ч— <ч’>. Эти 6 букв (й, ц, ш, щ, ж, ч) и 5 фонем <ц, ш, щ, ж, ч’> — вне действия позиционного принципа, т.к. они подчиняются принципу однозначного соответствия между фонемой и буквой – фонемному принципу графики.

Парные твердые и мягкие согласные фонемы обозначаются на письме одной и той же согласной буквой: <п — п'> — п, <т — т'> — т, <з — з'> — з и т. п. Указание на мягкость или твердость согласной фонемы осуществляется на письме дополнительным способом.

Мягкость согласной фонемы перед гласной <а>, <у>, <о>, <и>, <э> обозначается гласными буквами я, ю, ё, и, е: мял, люди, мёд, мел. Мягкость согласной фонемы перед согласной и на конце слова обозначается мягким знаком: банька, верьте; моль, весь, ударь.

Твердость согласной фонемы перед гласной обозначается гласными буквами а, у, о, ы, э: мал, лук, сон, ты, cэp. Твердость согласной фоиемы на конце слова обозначается пробелом, отсутствием буквы: мол, вес, удар. Твердость согласной фонемы перед согласной обозначается отсутствием мягкого знака после согласной буквы, иначе говоря, обозначается следующей согласной буквой: банка, вертеть, мостик.

В некоторых случаях мягкость и твердость согласных на письме не обозначается. Не обозначена мягкость и твердость согласной фонемы в тех случаях, когда согласная буква стоит перед разделительными знаками ь, ъ: соловьиный, конъюнктура. Графика не дает здесь ответа, как надо произносить согласный в конкретных словах, твердо или мягко. Правильно произнести согласный можно в таких случаях, только зная само слово.

В русском языке в качестве единицы чтения и письма выступает графический слог. Сочетание согласной и гласной букв представляет собой цельный графический элемент, буквосочетание, обе части которого взаимно обусловлены: как гласные, так и согласные буквы пишутся и читаются с учетом соседних букв.

Гласные после шипящих и <ц>.

Буквы ж, ш, ч, щ, ц, обозначают согласные фонемы, не обладающие дифференциальным признаком твердости-мягкости. Эти фонемы воплощаются либо в твердых звуках, либо в мягких. Но твердость и мягкость — это интегральные признаки данных звуков, а не признаки фонем. Поэтому на письме названные признаки не обозначаются.

 Кроме того, буквы ж, ш, ч, щ, ц передают все содержание соответствующих фонем. Поэтому после ж, ш, ч, щ, ц гласные буквы обозначают только гласную фонему.

Фонемы <а, у, о, и, э> передаются на письме буквами а — я, у — ю, о — ё, ы — и, э — е. Из каждой пары для позиции после шипящих и ц графика «выбирает» одну букву — а, у, о, и, е: жар, шар, чаща, царь; жук, шум, чудо, щука, отцу; лицо; жир, шип, чисто, щи; жест, шест, честь, щель, цель. (После шипящих пишется не только о, но и ё, после ц пишется не только и, но и ы. Но эти написания — нарушения, находящиеся в ведении орфографии.) Буквы а, у, о, и после шипящих и ц выступают в том же значении, что и в начале слова, где они обозначают только фонемы <а, у, о, и> и где не надо указывать на качество предшествующей согласной.

Буквы я, ю, ё, ы не пишутся после шипящих и ц потому, что они кроме обозначения соответствующей гласной фонемы имеют дополнительные функции: я, ю, ё обозначают еще <j> или мягкость предшествующей согласной фонемы, а ы — ее твердость.

Из пары э — е используется в позиции после ж, ш, ч, щ, ц буква е потому, что э утвердилась в русском алфавите лишь в XVIII в. Буква е уместна в данной позиции и потому, что она обозначает только гласную фонему и после других согласных.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 895; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!