I. РЕЛИГИЯ СОЗНАНИЯ И СВОБОДЫ 22 страница



266. ТРИЛАКШАНА — сс. ТРИЛ АККХАНА — пали. Три догмата буддизма о трех признаках любого существования. Первый догмат утверждает присущность, имманентность страдания, волнения возбуждения (духкха, дуккха) всему сущему. Второй догмат раскрывает изменчивость (анитья, аничча), невечность всего в эмпирическом мире. Третий (анатма) объясняет отсутствие необходимости в представлении о субстанциальной душе (атман, джива). Согласно учению, страдание, возбуждение присущи элементам бытия (дхарма), которые постоянно образуют новые комбинации. Это обусловливает бытие как процесс, который может быть непротиворечиво описан без понятия души. Волнение, вспышки дхарм, изменчивость их потока (сантана) и отсутствие субстанциального «я» (анатма, анатта) составляют основу буддийского мировоззрения, опирающегося на теорию дхарм, и буддийскую практику.

267. «ТРИПИТАКА» — со. «ТИПИТАКА» — пали. «Три корзины». Собрание канонических текстов раннего буддизма, сохранившихся наиболее полно на палийском языке, в связи с чем оно называется палийским каноном. Тексты передавались в устной традиции и записывались на многие годы позднеё В окончательном виде канон был сформирован только в 80 г. до н.э. на о. Цейлон (Шри-Ланка). Объем собрания составляет десятки томов. Предварительно монахи неоднократно собирались для сверки при совместном распевании текстов (сангити), обсуждения состава и структуры канона. Концепция его рас сматривалась на нескольких соборах. Первый собор состоялся в Раджагрихе вскоре после ухода Будды в паринирвану (V—IV вв. до н.э.). Второй — через сто лет в Вайшали (Весали). Третий — в Паталипутре (253 г. до н.э.). На нем были представлены восемнадцать буддийских школ. Наиболее точно отражающим учение Будды было признано учение «школы старейших» (стхавиравада, тхеравада). После отделения реформаторского направления традиционный, ортодоксальный, буддизм стали называть тхеравадой. Оба направления опираются на тексты палийского канона. В него входят «три корзины», три раздела (трипитака, типитака, «Трипитака»). В «Корзине сутр» («Сутра-питака», «Сутта-питака») излагаются основы учения. «Корзина наставлений» («Виная-питака») содержит устав буддийской общины. «Корзина мудрости» («Абхидхарма-питака», «Абхидхамма-питака») — собрание философских текстов, раскрывающих суть буддийской догматики. В каноне приводятся описания позиций оппонентов буддизма, изложение учений шести великих учителей шраманской эпохи, предшествующей формированию буддизма, рассказы о прежних рождениях Будды («Джатаки»), изречения, приписываемые Будде («Джаммапада») и др. Самые древние тексты сутр высшей мудрости (праджняпарамита) известны по палийскому канону. В 1871 г. в Бирме (Мьянме) тексты канона были высечены на каменных плитах. Он переведен с палийского языка на санскрит, хинди, английский и на другие языки.

268. УПАНИШАДЫ — сс. Произведения, продолжающие традицию вед, содержащие толкования смысла вед. Предполагают, что они были созданы в период VIII в. до н.э. — XVI в. н.э. Наиболее древними считаются «Чхандогья», «Брихадараньяка», «Тайттирия», «Айтарея», «Каушитаки», «Кена». Учение считалось тайным, название означает сокровенную передачу знаний ученику, «подсевшему к ногам учителя». Известны некоторые имена авторов — составителей упанишад: Аджаташастру, Аруна, Джанака, Уддалака, Шандилья, Шетакету, Яджнявалкья и др. Каноническими признаются 108 текстов, тринадцать из которых считаются откровениями (шрути), полученными свыше и записанными в 700—500 гг. до н.э. К упанишадам восходит множество учений, сюжетов, идей, развитых в различных направлениях, эпохах, жанрах, странах. Они были известны в античном мире и переведены на многие язы ки. В упанишадах впервые представлены сведения из области космологии, теологии, сотериологии, онтологии, гносеологии. Раскрыты такие понятия, как карма, мокша, сансара, авидья, джняна. Некоторые тексты имеют двойное прочтение, одно — буквальное, на мирском уровне, и другое — на более высоком, философском. В современную литературу из упанишад вошли такие выражения, как «Тат твам аси» («То есть ты»), открывающее человеку его единство со всем миром, «Ахам Брахмасми» («Брахман — это я»), открывающее ему его божественную сущность, и др.

269. ХЕТУ — сс. Причина. Условие. Довод. Логика. Мотив. В индийской логике существует несколько учений. Формальная логика, анализирующая и регламентирующая методологический аспект познания и коммуникации, представлена в основном учением ньяи и сс. последователей. Найяики рассматривают логику и познание в целом как путь к освобождению души (атман) и соединению сс. с мировым атманом. Учение ньяи сыграло большую роль в развитии искусства диалога и науки о правильном познании (прамана-вада, прамана-шастра, хету-шастра). Ньяе приписывают преобразование десятичленного силлогизма в пятичленный, который стал классическим примером: «На горе огонь. Потому что она дымится. Везде, где дым, там и огонь. Как в очаге. На горе огонь». Он был редуцирован до трехчленного выражения. «Нет дыма без огня». Логика адживики допускает, что все существует и не существует одновременно. Авторство системы четырех возможных вариантов суждения об объекте (чатушкотика, чатухкотика) не установлено, но такой логический подход популярен и сводится к формуле: «Он есть. Не есть. Есть и не есть. Ни есть, ни не есть». Джайнизм ввел семь возможных высказываний об объекте, который в результате может быть определен только как впечатление о мелькнувшей рыбке (сьяд), так как все семь состояний, согласно этому учению (сьяд-вада, анэкантавада), одновременно «как бы», «некоторым образом» могут быть истинными. Агностицизм (аджнянавада) индийской философии не категоричен и в разных школах проявляется различно. Буддизм уделяет логике большое внимание. Будда и его последователи, владея всеми логическими приемами, применяли их в дискуссиях, в беседах с учениками. Буддийская практика управляемого изменения состояния сознания раскрывает возможность исследования восприятия мира и трактовки его переживании. На низшем уровне сознания нирвана и сансара противопоставляются друг другу. Нирвана при этом выступает как необусловленная (асанскрита) дхарма, а сансара — как обусловленная (санскрита). На среднем уровне все дхармы предстают как истинные и неистинные одновременно. На высшем все воспринимается как ни истинное ни не истинное, как нечто, что не может быть классифицировано или определено, как невыразимое единство. Система взглядов, разработанная при анализе результатов духовной практики, получила название буддийской логики.

269.1. ХЕТУ. Буддийская логика (хету-видья, хету-шастра). В буддизме сознание предстает не только как важнейший фактор духовной практики, но и как причина бытия человека и мира, как основной объект исследований. Теорию познания человеком окружающего мира и самого себя через субъективное восприятие, через интеллект, интуицию называют эпистемологией, концепцией «точки зрения» (эпистема), что подчеркивает неинструментальность методов, направленных на исследование внутренних процессов, их психологизм, интроспективность. В английской традиции термин «эпистемология» отождествляется с гносеологией, теорией познания. В современной философии субъективность, которая порождает представление о субъективной реальности, трактуется неоднозначно. Буддийскую логику часто называют эпистемологической, логикой познания, что свидетельствует о сс. связи именно с проблемами внутреннего мира человека. Предвосхищая представления об энтропии, буддисты утверждают, что в неживой природе действует закон однородности. Ему они противопоставляют способность живого к росту (упачая) и развитию, что соответствует современному представлению об антиэнтропийности, негэнтропии. В мире живых существ существует не только естественная, спонтанная причинность, но и причинность нравственная (випака-хету), заложенная в учении о карме и законе взаимозависимого возникновения и существования (пратитьясамутпада). Поток дхарм возникает «из ничего» и исчезает «в никуда». Их вспышки не связаны между собой непосредственным контактом ни во времени, ни в пространстве, но состояние на каждый предыдущий момент становится причиной последующего. Закон причинности априорен, его механизм необъясним

Буддизм признает его имплицитность, соответствие принципу «если существует это, возникает то» («Асмин сати идам бхавати»). Индивидуальное сознание опирается на восприятие (пратьякша, граха, грахана), которое служит основой для умозаключения, логического вывода (анумана). Силлогизм может быть ошибочным, если ошибочно восприятие. Познание сводится к самопознанию. Истинная сущность объекта (парамартхасат) постигается высшей интуитивной мудростью (праджня), пробуждению которой, по мнению Васубандху, способствуют нравственность адепта, духовная практика и физические данные. Не поддающиеся восприятию или прямому интуитивному постижению сущности, необходимость которых для создания непротиворечивых моделей даже в качестве номинальных (имеющих только имя) отсутствует, считаются не имеющими оснований для обсуждения (авьякрита). К ним относятся бог-творец, субстанциальная душа, вечность и др. Критерием (прамана) достоверности познания признается не авторитет, а разум. В буддизме выделяют два вида умозаключений: умозаключение «для себя», возникающее в процессе мышления, и умозаключение «для другого», которое формулируется с учетом того, что оно должно войти в содержание сознания другого человек ка. Буддийская логика принимает во внимание, что критерии меняются при управляемом изменении состояния сознания, при самонаблюдении (свасамведана). Основные труды по проблемам логики были выполнены представителями школы виджнянавада (йогачара): Васубандху (IV—V вв.), Дигнагой (V— VI вв.), Дхармакирти (VI—VII вв.), Дхармоттарой (IX в.), Ратнакирти (IX—X вв.). Все они были высокообразованными людьми. Их наследие огромно и недостаточно изучено. Многие работы были не поняты современниками и утеряны. Исследования русского ученого в области буддийской логики, Ф.И. Шербатского (1866—1942) были опубликованы на английском языке и в России известны по переводам. В некоторых учебных заведениях Японии она преподается как самостоятельная дисциплина. Достижения буддистов привлекают внимание современных ученых в связи с повышением интереса к проблемам сознания и создания искусственного интеллекта.

270. ХРИДАЯ, ХРИДАЙЯ — сс. Сердце. Основа. Сущность. Сознание. В восточной культуре термин «сердце» означает не только внутренний орган, ответственный за кровообращение, но и всю область верхней части живота, сердца и солнечного сплетения. Хридая считается центром психических процессов, местом возникновения нирваны и точкой соприкосновения с трансцендентным. С ним связывают просветление, сферу бессознательного, неосознаваемого, неинформативного, волю, чувства и даже разум как сознание вообще. Считают, что именно здесь находится обитель души (атман), духа, бога. При этом связь рассудочных, интеллектуальных функций, дискурсивного мышления с мозгом не отрицается. Допускается существование сверхтонкой структуры из праны или энергий, полевого образования, регулирующего и координирующего деятельность индивидуального сознания. В веданте с сердцем связывают деятельность внутреннего органа антахкарана. В дальневосточном буддизме сердце и сознание обозначают одним иероглифом. Термины «хридая» и «читта» выступают как синонимы. Предполагают, что в сердце заключены врожденные знания и ощущается «я» как собственная личность. В буддизме чань и дзэн для получения просветления рекомендуется парадоксальную задачу (кит. гунъань, яп. коан) не обдумывать, а «опускать в живот». В японском языке хара (живот) в переносном смысле употребляется как душа, синоним термина син (сердце, душа). Одним из важнейших буддийских текстов считается «Сутра сердца» («Праджняпарамита-хридая-сутра», «Сутра сердца праджняпарамиты»), В переводах на русский язык термин сердце обычно заменяется на термин сознание. В области сердца расположена чакра анахата, называемая сердечной.

271. ЧАКРА — сс. Колесо. Диск. Солнце. Оружие богов. В йоге и других школах чакрами называют психофизиологические центры в тонком теле человека. Их существование не определяется инструментально, но выводится на основании результатов практики работы с ними, эффективность которой подтверждается объективно. Указывается разное количество чакр, несколько расходятся и представления об их локализации. При визуализации (прана-пратиштха) они предстают как завихрения, сравниваемые с цветком лотоса, повернутым от позвоночного столба к фронтальной поверхности тела, имеют разное количество лепестков, разный цвет. Их воспринимают как вихри энергии и сравнивают со спицами вращающегося зонта. Активизируются чакры при подъеме энергии (кундалини) от нижней чакры у основания позвоночного столба к верхней чакре над макушкой головы. Последовательно активизируются семь основных чакр и дополнительные, расположенные в стороне от позвоночника. С чакрами связывают распределение потоков праны в организме. Им соответствуют определенные звуки (биджа-мантра), символы, буквы алфавита, выполняющие функцию сакральных знаков, и др. Символы чакр представляют сложные композиции, в которых выделяют основной элемент в виде геометрической фигуры, соответствующей одному из первоэлементов материи (бхута). После смерти человека чакры перестают функционировать и не поддаются визуализации. Система чакр с точки зрения профанического сознания — вопрос веры, виртуальна, но существуют техники, позволяющие демонстрировать при работе с чакрами генерирование внутреннего тепла (сс. чунда-йога, тибет. туммо, тумо), появление сверхъестественных способностей, просветление. Наибольшее значение чакрам придается в тантрических практиках. Чакры называют узлами (грантхи) или точками (бинду). В некоторых учениях им соответствуют семь нот или семь тел (физическое, эфирное, астральное, ментальное, кармическое, интуитивное и абсолют). Работа с чакрами осуществляется в основном в направлениях тантрического буддизма ваджраяны, тибетского буддизма. Чакра — атрибут и символ великого правителя (чакравартин).

271.1. ЧАКРА. Основные психофизиологические центры. Муладхара. Нижняя чакра, расположенная у основания корпуса тела человека. В ней пребывает в состоянии покоя, сна, дремоты (нидра) энергия (шакти, кундалини). Из этого положения она начинает подъем вдоль позвоночного столба, что означает духовный рост, стремление к соединению с богом (Шива) или к высшему состоянию космического разума. При визуализации чакра воспринимается как лотос с четырьмя лепестками. Основной символ — желтый квадрат (земля). Связанный с чакрой поток праны — алана. Тело, соотносимое с данной чакрой, — физическое, плотное, грубое (стхула-деха).

Свадхистана (свадхиштхана) расположена в области между гениталиями и пупком. Воспринимается как лотос с шестью лепестками. Основной символ — белый полумесяц (вода). Прана — вьяна. Соотносится с эфирным телом. Другие названия: чакра смерти, место исхода души

Манипура расположена в области между пупком и солнечным сплетением. Лотос с десятью лепестками. Символ — красный треугольник (огонь), перевернутый вершиной вниз. Прана — самана. Тело — астральное.

Анахата расположена в области сердца. Сердечная чакра. Лотос с двенадцатью лепестками. Символ: шестиугольник из двух треугольников дымчатого цвета (воздух). Прана — прана. Тело — ментальное. В буддизме чакра соотносится с телом закона (дхармакая) космического Будды.

Вишуддха расположена в области щитовидной железы. Лотос с шестнадцатью лепестками. Символ — дымчатый кружок (эфир, воздух). Прана — удана. Тело — кармическое. В буддизме чакра соотносится с телом блаженства (самбхогакая) космического Будды.

Аджна расположена в межбровье («третий глаз»). Лотос с двумя лепестками. Символ: перевернутый треугольник, над ним месяц-чаша, кружок и капля мудрости в виде перевернутой запятой. В буддизме чакра соотносится с телом преобразования (нирманакая) космического Будды.

Сахасрара (сахасрадала) расположена над головой. Лотос с тысячью лепестков. Центр сознания или место контакта с богом, абсолютом.

272. ЧАКРАВАРТИН — сс. Поворачивающий колесо. Образ восходит к древнему обряду инаугурации, возведения в сан вождя племени. По жертвенному столбу (скамбха, юпа) он поднимался к колесу, горизонтально закрепленному на вершине как символ солнца. Поворот колеса — сакральное, священное действие, ритуал посвящения. Чакравартин в буддизме — мудрый правитель, способный и достойный влиять на ход событий, «поворачивать колесо». Он обладает драгоценностями-символами: колесом (чакра), конем, слоном, жемчужиной, царицей, мечом, имеет казначея и советника. Белый слон-альбинос в Индии считался символом величайшего могущества. Чакравартин, обладающий железной, бронзовой или серебряной чакрой, покоряет малые государства, демонстрируя свою силу или сражаясь с теми, кто оказывает ему сопротивление, но он никого не убивает. Его титул — победитель (джайя, джая). Когда появляется золотой чакравартин, обладающий золотой чакрой, народы сами просят принять их под свое покровительство. Каждый чакравартин не только защищает их, но и просвещает

Появление чакравартина предвещает приход на землю будды данного космического цикла. Миссия чакравартина заключается не только в обеспечении процветания страны, но и в заботе о духовном росте своего народа, подготовке его к приходу спасителя. В нашей кальпе спасителем должен стать будда Майтрейя. Перед его приходом должен появиться Золотой Чакравартин, который будет буддистом и объединит все человечество. В переносном смысле поворот колеса означает принципиальное изменение направления развития событий. В буддийской школе виджнянавада введено представление о трех поворотах колеса учения Будды (дхарма-чакра-правартана, дхамма-чакка-паваттана). Первым считается бенаресская проповедь Будды Шакьямуни о страдании и четырех благородных истинах. Вторым — появление учения о высшей интуитивной мудрости (праджняпарамита). Третьим школа называет собственное учение о сознании. В ваджраяне третьим поворотом считают появление тантрического направления. Иногда вторым поворотом колеса называют возникновение направления махаяна.

273. ЧЕТАНА — се. Мысль. Сознание. В буддизме четана — один из формирующих факторов (санскара), влияющих на распределение элементов бытия (дхарма) в индивидуальном потоке (сантана). Она выступает как кармический импульс, обусловливающий направленность сознания, установление субъект-объектной оппозиции, кармической связи. Её трактуют как посыл, формирующий на непроявленном уровне мотивации, проявляющиеся затем как действия физические или вербальные. Четана участвует в реализации кармического механизма. Человек при этом ощущает не сам кармический импульс, а его проявления, не осознавая причины направленности своего сознания, интенции, влечения. Буддийская духовная практика предусматривает контроль за помыслами, ментальными посылами, побуждениями и другими проявлениями четаны, которые вызывают кармические последствия.

274. ЧИТ — сс. Душа. Мысль. Сознание. Ум. Разум. Дух. Термин означает единое сознание, присутствующее во всем и проявляющееся на атомарном, клеточном и других уровнях бытия. Оно входит в понятие сат-чит-ананда, которое в индуизме означает единство бытия, сознания и блаженства, высшее состояние, достижимое в процессе духовной практики и приравниваемое к слиянию с божественной сущностью. В буддизме чит выступает как чистое сознание, нематериальное, непространственное и неизменное в самом себе. Обладая силой (шакти), оно порождает материю и ум, которые с точки зрения высшей истины пустотны. Словосочетание «чит-акаша» означает чистый эфир сознания, субстрат, в котором происходит разделение на состояние покоя и движения, что создает напряженность и развертывание сознания в многообразии форм.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!