I. РЕЛИГИЯ СОЗНАНИЯ И СВОБОДЫ 17 страница



190. МИМАНСА — сс. Исследование. Изучение. Название одной из шести религиозно-философских систем (шад-даршана), признающих веды откровением, ниспосланным свыше, священным писанием. Основателем школы считают Джаймини (IV в. до н.э. — III в. н.э.), автор «Миманса-сутры». Адепты школы вели отшельнический образ жизни. Они совершали кровавые жертвоприношения богам и саму жизнь рассматривали как ритуал служения богу. Одно из названий школы — яджня-видья (религия жертвоприношений). Согласно учению мимансы, при выполнении ритуала в душе возникает особая энергия, которая накапливается и влияет на будущую жизнь. Ритуал (врата) включает человека в единую систему вселенной, сакральной точкой которой становится место совершения ритуала. Высшим благом в мимансе признается достижение Небес (свар-га) и блаженство пребывания в них. Творческий аспект Брахмана отрицается, но, согласно мимансе, Брахман обладает разумом и волей. Атман определяет благие или неблагие поступки человека. Душа (джива) — бессмертная субстанция, в которой при определенных условиях возникает сознание. Мировой опыт хранится в чистом сознании (ниракара виджняна). Все в мире регулируется кармой, которая очищается при выполнении ритуала. Эфир (акаша) — носитель звука, сущность которого вечна и проявляется в слышимом звуке. Миманса принимает основные положения философии ньяи и вайшешики. В отличие от ранней мимансы (пурва-миманса), позднюю, опирающуюся не только на веды, но и на упанишады, разработавшую новые психотехники и учения, называют высшей мимансой (уттара-миманса) или ведантой.

191. МОКША — сс. Избавление. Искупление. Освобождение. Спасение души от перерождений в мире сансары. Представление об освобождении души восходит к упанишадам. Описано много путей, ведущих к слиянию с богом, воспарению бессмертной души на небеса, в высшие сферы, к переходу сс. в бесчувственное состояние или в состояние блаженства. В санкхье дух стремится к освобождению от материи, в джайнизме душа освобождается от кармического вещества. Освобождение, согласно различным учениям, может произойти спонтанно или быть достигнуто в результате духовной практики, наступить при жизни тела (дживанмукти) или после его смерти. Допускается освобождение в промежуточном состоянии между смертью тела и возможным новым рождением. В двайта-веданте перечисляются четыре стадии мокши в зависимости от близости к богу: подобие, сходство с обликом бога (сарупья), постоянная близость к нему (самипья), лицезрение бога (салокья) и слияние с ним, вхождение в божественное тело (саюджья), сопровождающееся овладением божественными словами (саришти). В буддизме, как и в других учениях, путь к освобождению начинается с самодисциплины. Затем, не создавая предпосылок для возникновения новых кармических семян, адепт уничтожает семена, присутствующие в поле его сознания. Не допуская притока аффектов (клеша), он подавляет волнение (духкха, апрашанта) элементов бытия (дхарма), после чего наступает освобождение, для обозначения которого существует много терминов. Мокша — наиболее обобщенный, соответствующий индийской традиции. В отличие от других учений, в буддизме это освобождение сознания от участия в формировании новой личности при новом рождении, переход его в состояние нирваны, абсолюта.

192. МРИТЬЮ — сс. МАРАНА — пали. Смерть. Понятие трактуется как разрушение тела, разделение тела и души, духа и материи, как прекращение пребывания в проявленном состоянии, как жертва богу, полное исчерпание кармы в данном рождении и др. В буддизме смерть с одной точки зрения это умирание (маранабхава), обусловленное рождением, неизбежное страдание, связанное с пребыванием в эмпирическом мире, в круге сансары. С другой точки зрения это прекращение вспышек элементов бытия (дхарма), их рассеивание. При этом остаточная комбинация дхарм, обусловленная кармическими причинами, принимает участие в формировании нового зародыша живого существа, новой личности. В измененном состоянии сознания при достижении высших уровней йогического сосредоточения или при бессознательном сосредоточении нет ни смерти, ни рождения. Согласно Васубандху, в таком состоянии (ачиттака) человек не может быть «убит». Смерть, в обычном понимании термина, наступает только в случае, если при разрушении тела имеет место осознание. Остаточную комбинацию, комплекс дхарм называют буддийским двойником души (гандхарва). Это образование проходит через промежуточное состояние между смертью тела и новым рождением. В тибетском буддизме гандхарве соответствует термин «дися». В отличие от утверждения Васубандху, что сознание гандхарвы замутнено, а смерть и рождение происходят при чувстве безразличия, тибетские учителя считают, что адепт должен заранее. готовиться к состоянию перехода. Сохраняя в нем ясность и активность сознания, можно выбрать наиболее благоприятный вариант рождения или получить освобождение. Соответствующие методики представлены в шести йогах Наропы, в учении о переходном состоянии (тибет. бардо) и др. Активная позиция в достижении высшей цели даже в состоянии умирания характерна для буддистов, стремящихся использовать каждый шанс, с чем связано неодобрительное отношение их к самоубийству. Синонимы термина мритью: мара, яма, чути.

193. МУДРА — сс. Знак. Печать. Символ. Жест, поза, ритуальное действие. Внутренняя позиция или переживание, выраженные через позу или жест. В учении йоги роль мудр заключается в управлении потоками энергии (прана) внутри организма и вне его. При помощи мудр осуществляется невербальное общение с другими людьми, божествами, с трансцендентным. Мудры символизируют пустоту (шунья, шуньята), единство мужского и женского начал (мудра юганад дха, югандха, кхечари-мудра, Тибет, яб-юм), тождество мира эмпирического и трансцендентного. Карма-мудра выражает стремление к состоянию абсолюта, его восприятие. Дхарма-мудра символизирует сущность дхарм (дхармата) и называется печатью абсолюта. Махамудра, или великая мудра, свидетельствует о достижении высшего состояния сознания и служит его символом. Самья-мудра выступает как знак тождества с абсолютом. При выполнении мудр адепт входит в соответствующее состояние сознания. Произнесение мантр повышает эффективность мудры. Существуют практики повседневного выполнения определенных мудр и практики пребывания в определенной позе длительное время. По сравнению с асанами мудры несут большую философскую нагрузку, в них доминируют более выраженный духовный аспект и функция символа.

194. МУНИ — сс. Мудрец. Аскет. Святой. Отшельник. Просветленный. Термин входит в имя Будды Шакьямуни, означая, что он — мудрец из племени шаков (шакиев), который достиг состояния будды. Отмечается, что муни в поведении свойственна детскость. Многие из них обладают сверхъестественными способностями. Они немногословны, часто практикуют молчание (мауна), которое способствует сосредоточению и просветлению. В честь семи знаменитых мудрецов созвездие Большой Медведицы называют Муни.

195. НАГ, НАГА — сс. Змей. Полубог. Змееподобные существа, живущие на земле, в воде или под землей. Мифология «человека-змея» имеет древние корни. Нагов изображают с головой человека. Наг — символ мудрости. Существует культ змеи и связанные с ним праздники. Предполагают, что наг был тотемом одного из могущественных древних племен, представителей которого называли нагами. Мудреца Патанджали изображают в виде нага, верхняя половина которого имеет человеческий облик. Считают, что Будда проповедовал нагам. Нагарджуна семнадцать лет медитировал на образе нага, после чего погрузился в их стихию, воду, где и обрел высшую интуитивную мудрость (праджняпарамита). Вода—символ бессознательного. С ней связаны переживания при глубочайшем погружении в процессе медитации. Утверждается, что наги хранили истину в тайне до тех пор, пока люди не созрели для сс. понимания. Нагами заселена великая бездна (Махатала), один из самых страшных адов В виде змеи изображают кундалини, энергию, поднимающуюся в человеке при духовной практике от самого нижнего психофизиологического центра (чакра) к высшему, где происходит слияние с богом. Наг защитил своим капюшоном Будду от палящего солнца во время его медитации перед просветлением.

196. НАГАРДЖУНА. Индийский философ с мировым именем. Религиозный деятель. Основатель школы мадхьямика. Настоятель монастыря Наланда. Учение Нагарджуны (предп. 150-250) ознаменовало новый этап в развитии буддизма. Произведения, приписываемые Нагарджуне, создавались до IV в. включительно, образуя направление, называемое нагарджунизмом. Биография Нагарджуны мифологизирована. Большое значение придается его имени, содержащему символ высшей мудрости (наг). Методологически Нагарджуна последовательно проповедовал срединный путь (мадхьяма марга), возведенный им в универсальный принцип срединности во всем. Истинную конечную реальность он считает непостижимой (ачинтья). Мир иллюзорен и обусловлен развертыванием (прапанча) потенций, содержащихся в пустоте (шунья, шуньята). В зависимости от точки зрения существует две истины (две сатье): мирская, условная (самврити, вьявахарика) и высшая необусловленная, абсолютная (парамартха, парамартхика). Четыре благородные истины и восьмеричный путь к спасению относятся к истинам мирским и могут быть поняты, восприняты на первых этапах духовной практики. Истины о пустотности мира, о его единстве и о всеобщей относительности постигаются в высших состояниях сознания. Это возможно только после хорошей подготовки и усвоении истин мирских. Центральным понятием, ядром учения служит пустота, пустотность (шунья, шуньята), в связи с чем учение и школа называются шуньявада. Развитие идеи началось, как считают, с доктрины анатмавада, отрицающей существование субстанциальной души. Трактовка пустоты Нагарджуной нетривиальна. Он приводит логические обоснования опровержения существования творца (карака), утверждая, что все порождается кармой и не имеет собственной независимой природы (нихсвабхава) У мира есть только имя, он номинален, его нельзя назвать существующим, несуществующим или существующим и несуществующим одновременно. В нем все взаимообусловлено, взаимозависимо (пратитьябхава) Эта всеобщая относительность и определяется как пустота. Пустотны дхармы, пустотно само представление о пустоте. Вводится понятие «пустота пустоты». Истинно сущим, имеющим собственную природу (свабхава), признается абсолют (татхата), который не может быть определен вербальным способом (авачья) Шуньята выступает как синоним татхаты. На мирском уровне сознания допускается присутствие представлений о вечном и невечном, различение субъекта и объекта. На высшем уровне сознания они не имеют места как нерелевантные. Миры едины, пустотны, бессамосущностны. Учение Нагарджуны оказало влияние не только на буддийские школы, но и на другие религиозно-философские системы, в том числе на веданту.

197. НАД, НАДА — сс. Звук. Звучание. Артикулированная речь. Проявленный звук. В иконографии считается, что звуки, записанные сакральными знаками, сохраняют невербальную информацию, изначально присутствующую в них. Она оказывает воздействие на сознание созерцающего. Учение о звуке было создано в ранней мимансе (пурва миманса) и развивалось в веданте (уттара-миманса). Работа со звуками входит в различные практики, в том числе буддийские. На метафизических свойствах звука основано учение о мантрах (мантравада).

198. НАДИ — сс. Канал. Река. Поток. Невидимые потоки тончайшей энергии (прана), не определяемые инструментально. Их существование выводится как необходимое и подтверждаемое результатами практики работы с праной (пранаяма). Нади обеспечивают гармоничное распределение праны в организме человека и образуют его праническое тело. Расположение каналов, их «закупорка» учитываются в традиционной индийской медицине (аюрведа), в боевых искусствах, в оздоровительных практиках. Существуют способы «прочистки» каналов. Каналы имеют названия, некоторые из которых соответствуют именам рек, протекающих в Индии. Главный канал (Сарасвати, сушумна, авандуди, авадхути) проходит вдоль позвоночного столба (меруданда). Внутри него коаксиально расположены каналы ваджра, брахма и читрини Снаружи сушумну обвивает левый лунный канал (Ганга, ида, идакалай, лалана) и правый солнечный канал (Ямуна, джамна, пингала, пингалай, расана). Их спирали имеют встречное направление и заканчиваются в левой (ида) и в правой (пингала) ноздре. Сушумна поднимается к головному мозгу. Множество мелких каналов выполняет различные функции, связанные с кровообращением, дыханием, интеллектуальными способностями, пищеварением и др. Система воспринимается как виртуальная, но эффективность работы с ней подтверждается регистрируемыми изменениями в организме человека.

199. НАМА — сс. Имя. Название. Признак. Знак. То, что вызывает в сознании образ объекта. Носитель сущности объекта. Термин восходит к упанишадам. Правильно данное имя выполняет функции, приближенные к функциям личной мантры. Считают, что имя изначально присуще объекту до его появления в эмпирическом мире. Меняя мировоззрение, образ жизни, изменив в результате целенаправленных волевых усилий собственную личность, человек менял и имя. Став Буддой Шакьямуни, он переставал быть принцем Сиддхартхой Гаутамой. Так поступали многие учителя, художники, монахи, правители и боги в новых воплощениях. Имя (нама) относится к сфере сознания и психики, к категории идеального. Согласно буддийскому учению, большинство дхарм входит в четыре группы, обозначаемые как имеющие только имя (нама-скандха), и лишь одна группа связана с материальным аспектом человека (рупа-скандха). Оба аспекта составляют единый комплекс дхарм нама-рупа, индивидуальный поток (сантана), формирующийся при зарождении нового существа. То, что имеет только имя и не обладает материальностью, называют номинальным, постигаемым интуитивной мудростью (праджняпти) без восприятия органами чувств. Оно существует в сознании (праджняитисат) как единица описания, необходимая для создания непротиворечивой ментальной модели. Нагарджуна, мадхьямики утверждают, что весь мир — только имя, так как все взаимообусловлено и не имеет собственной независимой сущности (свабхава), он пуст и непостижим.

200. НАСТИКА — сс. Неверующий. Направление в индийской философии, представители которого не признают веды откровением, священным писанием. К ним относят локаятиков, чарваков, джайнов и буддистов. Вольнодумцы составили оппозицию шести школам (шад-даршана) и брахманизму как господствующей религиозной системе, т.е. всем, верящим в сакральность вед (астика). Настика и астика имеют общие корни и во многом совпадающий понятийно-терминологический аппарат, но принципиальные различия имеют характер доктринальный (теория), методологический (практика), праксеологический (цель).

201 НЕТИ, НЕТИ — сс. «Не то, не то». Апофатический принцип определения чего-либо через отрицание наличия у него тех или иных признаков как ему не присущих. В основном принцип применяют, когда определяемое имеет характер идеального и не может быть определено катафатически, т.е. через описание присущих ему признаков. Мудрец Яджнявалкья (VII в. до н.э.), один из авторов-составителей упанишад, применил апофатический принцип для обозначения атмана как «того, что ни толсто, ни тонко», «ни тьма, ни ветер» и т.д. То, что может быть представлено только таким образом, называют безатрибутным. В западной культуре апофатической теологии была противопоставлена катафатическая теология, вводящая в описание Бога определенные признаки, что способствовало его персонификации и развитию иконографии. Аналогичные процессы характерны для многих культур, в том числе для индийской.

202. НИДАНА — сс. Причина. Логическое основание. Сущность. Завязка. В буддизме нидана выступает как звено причинно-следственной зависимости в цепи перерождений. Согласно закону взаимозависимого возникновения (пратитьясамутпада), каждое звено обусловлено предыдущим и обусловливает последующее Разорвать эту цепь, удерживающую человека в мире страданий, можно только волевым усилием, изменив свое мировоззрение и прекратив создание предпосылок для новых рождений. Двенадцать звеньев-нидан раскрывают механизм действия закона. Первое звено (авидья) — неведение, в котором рождается человек. Второе звено (санскара) — формирование личности под воздействием прошлой кармы. Третье звено (виджняна) — совершение действий под влиянием непросветленного сознания. Четвертое звено (нама-рупа) — развитие в соответствии с психическими и материальными потребностями. Пятое звено (шадаятана) — восприятие через шесть органов чувств. Шестое звено (спарша, пхасса) — контакты, взаимодействие с миром. Седьмое звено (ведана) — ослепленность эмоциями Восьмое звено (тришна, чханда, таньха) — чувственные желания. Девятое звено (адана, упадана) — привязанность к мирским ценностям. Десятое звено (бхава) — зарождение нового существа, начало нового двенадцатичленного цикла Одиннадцатое звено (джати) — рождение ребенка, обусловленное прошлой жизнью, которая проходила по той же схеме. Двенадцатое звено (джара-марана) — старость (джара) и смерть (марана, мритью), которые ожидают всех родившихся. Модель иллюстрируется сюжетами в живописной мандале (бхавачакра). Поборов в себе чувственность, уничтожив неведение и карму, отказавшись от привязанностей, человек может заняться духовной практикой и достичь освобождения от новых рождений в круговороте эмпирического бытия.

203. НИДРА — сс. Сон. Сонливость. Дремота. Оцепенение. Нидрой называют нормальный физиологический сон или йогический отдых, когда тело спит, но сознание функционирует на интуитивном уровне. Нидру иногда отождествляют с состоянием сна без сновидений (сушупти), со «сном Брахмана» (турья), в котором переживается близость к абсолюту. Считают, что энергия кундалини «дремлет» в состоянии нидры в чакре муладхара каждого человека. Нидрой называют мысли или идеи, появляющиеся во сне Нидра-йога содержит учение о сне и сноподобных состояниях, в которых адепт может заниматься духовной практикой и подготовить свое сознание к переходу в высшие состояния.

204. НИРВАНА — сс. НИББАНА — пали. Конечная цель реализации буддийского идеала. Затухание. Прекращение. В джайнизме термин трактуется как освобождение души от кармического вещества. В буддизме нирвана — состояние вне времени и бытия, вне ощущений и осознания себя как системы в среде Буквально «нирва» означает «задувать», «нирвана» — «потухший». Другие значения: уход в состояние высшего блаженства, высшего наслаждения (махасукха, парамасукха), в сверхбытие (парабхава), «переправа на другой берег». Будда сравнивал нирвану с островом, на котором адепт может достичь совершенства и освобождения от страданий, старости, смерти и новых рождений. Он сам погружался в высшие состояния сознания, после чего возвращался к активной жизни, руководя общиной (сангха), путешествуя и читая проповеди

Нирвану рассматривают либо как процесс, либо как «неподвижный материальный остаток». В отличие от просветления, она предстает как завершение пути, полная самореализация. Дхармы нирваны относятся к необусловленным (асанскрита) дхармам. Состояние нирваны как освобождение от новых рождений, выход из сферы эмпирического, трансцендирование не может быть вербализовано, описано языком профанического существования. В третьей благородной истине Будда обозначил нирвану как освобождение от страданий и как высшее состояние сознания. В четвертой благородной истине и в учении о восьмеричном пути он раскрыл путь, следуя которому человек способен не просто получить освобождение как милость, благодать, но достичь его на вершине собственного совершенства. В буддийских школах различают отдельные виды нирваны. Достигнутая при жизни тела нирвана может иметь обратимый характер, позволяя адепту продолжать жизнь среди людей, поэтому сс. называют неполной нирваной с остатком (упадхишеша нирвана). После смерти тела наступает окончательная, конечная нирвана без остатка, полная необратимая нирвана (анупадхишеша нирвана, ниродха нирвана, нирупадхишеша нирвана). Высшую нирвану, в которую ушел Будда Шакьямуни, называют паринирваной. Эпитеты нирваны: бессмертная (амата, амарана), вечная (нитья, ничча), недвижимая, неизменная (ачала) и др. Святой (архат, бодхисаттва) может отложить переход в нирвану, чтобы помочь другим приблизиться к освобождению. Такую неполную альтруистическую нирвану называют приостановленной (апратиштха нирвана). В буддизме махаяны накопился большой опыт достижения высших состояний сознания в результате разнообразных практик, обогащенных опытом небуддийских школ или усовершенствованных буддийскими учителями Индии, Тибета, Китая, Японии и др. Существует много терминов, синонимичных нирване и отражающих доминирование какого-либо аспекта: мокша, состояние абсолюта, таковость, природа будды, собственная сущность, истинная сущность, состояние будды, абсолютная реальность, татхата, татхаттва, дхармакая, татхагатагарбха, ануттара-самьяк-самбодхи, шуньята, адибудда, самадхи, сарваджнята, праджняпарамита, свабхава, дхармата, дхармадхату и др.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!