I. РЕЛИГИЯ СОЗНАНИЯ И СВОБОДЫ 21 страница



250.1. СИДДХИ. Виды сиддх. В литературе упоминается восемьдесят четыре и более сверхъестественных способностей. Основными считают ясновидение (авадхи, дивья-чакшу), яснослышание (дивья-шротра), способность вызывать к себе симпатию (акристи), уменьшение до исчезающе малых размеров (анима), невидимость (антардхана), власть над силами природы и живыми существами (вашита, вашитва), гениальность (викаранадхармитва), увеличение тяжести тела (гарима), могущество (ишитва) управление своими страстями (камавашайта), изменение формы (камарупитва), всезнание (кевала), переселение души в другое тело (крамана), способность летать (кхекара), уменьшение веса тела (лагхима) телепатию или чтение чужих мыслей (мана-парьяя, парачитта-джняна), расширение (махима), гипноз (мохана), перемещение со скоростью мысли (манодживита), исполнение желаний (пракамья), способность помнить о прошлых рождениях (пурва-ниваса-анусмрити), способность вызывать паралич (стамбхана) у нападающих. К сиддхам относят нестарение, предсказание будущего, исцеление наложением рук, влияние на чужие мысли, хождение по воде, по горячим углям, способность переваривать несъедобные предметы, разгонять тучи, понимать язык животных, оживлять мертвых, останавливать и запускать свое сердце, выживать при затоплении водой, при закапывании в землю, способность входить в состояние анабиоза и т.д.

251. СИНТОИЗМ. Древняя религиозно-философская система в Японии, сформировавшаяся на основе автохтонных, японских верований и практик, окончательно сложившаяся в период проникновения в страну буддизма (VI—VIII вв.). Синто, или каннагара — «Путь богов». Согласно синтоизму, существуют мир явный и мир скрытый, проявленный и непроявленный. Первые божества, возникшие из хаоса, Идзанаги (Идзанаки) и Идзанами обладают признаками обоих полов, андрогинны. Они породили других божеств, в том числе божество огня, опалившее лоно Идзанами, которая после этого ушла в царство умерших, где стала первой из них. Идзанаги, продолжая творение, создал богиню солнца Аматерасу, высшее божество японского пантеона, также обладающее признаками андрогинии и положившее начало императорской линии японцев. Синтоизм признает существование четырех миров: подземного, земного, небесного и вечного, трансцендентного. Боги, божества (яп. ками) окружают человека, невидимо присутствуя как сущность рек, гор, как духи умерших, как носители выдающихся способностей или покровители храмов, в том числе буддийских. Ками могут совершенствоваться до состояния бодхисаттвы (яп. босацу) и становиться воплощениями будды (яп. буцу). В Японии существуют синто-буддийские храмы (яп. дзин-гудзи). Синтоизм имеет формы императорского (яп. косицу), храмового (яп. дзингу, дзиндзя), сектантского (яп. кёха) и народного (яп. минкан). Он не имеет канона, но оказал большое влияние на мифологию, обряды, праздники, древнюю литературу. В современной Японии в компетенцию синтоистских священнослужителей входят свадебные обряды и все, что связано с культом плодородия и рождением детей. Буддисты занимаются похоронными обрядами и проблемами освобождения от новых рождений. Поговорка гласит: «Японец живет как конфуцианец, женится как синтоист и умирает как буддист».

252. СКАНДХА — сс. ККХАНДХА, КХАНДХА — пали. Скопление. Куча. Группа. В джайнизме термин «скандха» означает молекулоподобное скопление мельчайших образований (ану) при формировании материи. В буддизме это одна из пяти групп (панчаскандха) элементов бытия (дхарма) в классификации по схожести признаков (свалакшана). Это наиболее простая и популярная классификация. Из пяти групп дхарм формируется личность (пудгала). Будда сравнивал скандхи с деталями повозки, которая существует только как совокупность этих деталей. Индивидуальность зависит от комбинации дхарм в скандхах. Все, что вне скандх, относится к надмирному, трансцендентному (локоттара). Одна из скандх обусловливает материальный аспект человека (рупа-скандха, рупа-ккхандха). Другие четыре связаны с его сознанием, психикой и имеют только имена (нама). Человек представляет собой комплекс физических и духовно-идеальных проявлений дхарм (нама-рупа). Ведана-скандха (ведана-ккхандха) — группа чувствительности, эмоций, ощущений. Санджня-скандха (самджня-скандха, санджня-ккхандха, санна-ккхандха) связана с кармой, восприятием и психикой. Санскара-скандха (самскара-скандха, санкхара-ккхандха) объединяет дхармы, называемые факторами, формирующими поток дхарм, или формирующими факторами. Они связаны с кармическими импульсами, следами прошлого, врожденными знаниями, способностями, бессознательными установками, мотивациями, побуждениями. К формирующим факторам относят силу, удерживающую дхармы в одном потоке (прапти), и силу, рассеивающую поток (апрапти). Виджняна-скандха (винняна-ккхандха) содержит дхармы непросветленного сознания (виджняна, винняна, читта), которое обрабатывает информацию, поступающую от органов чувств. Совокупность всех дхарм (сарва-дхарма), входящих в пять скандх, объединяет только обусловленные, взаимозависимые (санскрита, санскрита) дхармы, которые подчиняются закону взаимозависимого возникновения и существования (пратитьясамутпада). Постижение высших истин и состояние нирваны, абсолюта связаны с особыми, не входящими в скандхи дхармами, называемыми необусловленными (асанскрита-дхарма). После смерти санскрита-дхармы рассеиваются, иллюзорный образ личности исчезает, а понятие скандха, связанное с конкретным содержанием, теряет смысл. Прекращается индивидуальный поток (сантана, сота) вспышек дхарм. Подробно учение о скандхах разработано в школе вайбхашика. Рефлексия на скандхах и созерцание их сущности входят в буддийскую медитативную практику.

253. СМРИТИ — сс. САТИ — пали. Память. Воспоминание. Удержание. Традиция. Запоминание предыдущего опыта. Жанр преданий, к которому относят веданги, «Законы Ману», «Махабхарату», «Рамаяну», некоторые сутры и др. В индуизме смрити, в отличие от жанра шрути, не считаются священными, но пользуются глубоким уважением. В буддизме термин «смрити» связан не только с памятью и воспоминаниями, но употребляется как технический термин в практике, означающий самоконтроль, самообладание (шанта). Забывчивость (мушита-смрити) считается одним из двадцати четырех омрачений сознания. Большее значение придается развитию навыков, улучшающих память. Адепт ежедневно вспоминает шесть объектов сосредоточения, называемых шестью «узелками для памяти» (шад-анусмритайя). К ним относятся Будда как прецедент освобождения, учение (Дхарма), община (сангха), духовная щедрость (дана) или самопожертвование (тьяга), нравственность (шила), высшие сущности (дева) как образцы достижений через самосовершенствование. Память, сохраняющая как благое, так и неблагое, способствует раскаянию, стремлению к совершенству и дистанцированию от всего дурного, отягощающего карму. Синоним смрити — смарана.

254. СТУПА — сс. ТХУПА — пали. Культовое сооружение. Возведение ступ восходит к добуддийской традиции захоронения в курганах. Буддийские ступы сооружены в Индии, в Тибете (тибет. чортен), в Монголии (монгол, субурган) и в других странах буддийской культуры. Они устанавливаются над святынями, над останками Будды и других учителей, над рукописями, предметами культа. Ступы имеют обычно форму трехступенчатой пирамиды (три уровня буддийского психокосма). Их создают из камня, глины, бронзы, дерева. Украшают резьбой и росписью, содержащей буддийскую символику. Куб — символ земли, купол — воды, конус — огня, диск и чаша — воздуха, лиана — эфира (акаша). Буддисты обходят ступу по движению солнца. Ступой называют пучок волос на макушке или выступ на головном уборе, который символизирует высшую мудрость, напоминая об одном из признаков великого существа, выпуклости на голове со светящимся ореолом (ушниса, ушнир). В китайском, японском буддизме ступам соответствуют пагоды

255. СУТРА — сс. СУТТА — пали. Нить для нанизывания жемчужин. Изречение. Произведение на санскрите, содержащее догматы учения, идеи, руководства. В отличие от шастр, сутры написаны в сжатой, легкодоступной форме. Известны сутры, относящиеся к VII в. до н.э. В дописьменную эпоху сутры запоминались и передавались в устной традиции. Их структура и заложенный в тексте ритм позволяли запоминать сутру как музыкальное произведение. Исполнение сутры сопровождалось комментарием. Считается, что буддийские сутры содержат Слово Будды (буддхавачана). Некоторые тексты известны только по переводам на другие языки. Появление особого жанра праджняпарамитских сутр, сутр высшей мудрости, считается вторым поворотом Колеса Учения. Сутры типа нитартха предназначены для посвященных, не нуждающихся в облегченном изложении. Сутры типа нейартха предназначены для людей малоподготовленных. Многие сутры имеют двойное прочтение. Одно из них — буквальное, воспринимаемое иногда как изложение мифа. Другое напоминает чтение тайнописи, раскрывающей истинный смысл через символы и иносказания. Сутры тантрического буддизма наиболее сложны. Их называют теоретическими или эзотерическими. Комментарий (бхашья) имеет большое значение при изучении древних сутр.

256 СУШУПТИ, СУШУПТА, СУПТА, ШУПТА — сс.  Глубокий сон без сновидений. Одно из измененных состояний сознания (авастха, авастха-паринама). В упанишадах его связывают с полным выключением сознания. Веданта рассматривает его как слияние души (атман) индивидуальной с мировой. В буддизме состояние сна без сновидений сопоставляют с нирваной. Человек в нем пребывает в оцепенении и блаженстве. Считают, что в сушупти сохраняются неведение (авидья) и семена (биджа) знаний (джняна). После выхода из этого состояния следы прошлого обеспечивают преемственность содержания сознания.

257. ТАНМАТРА — сс. Тончайшая сверхчувственная (атиндрийя) форма материи, воспринимаемая органами чувств и непосредственно сознанием. Носитель качества и качество одновременно. Носитель информации о качестве. Пять танматр: звука (шабда-танматра), осязания (спарша-танматра), вкуса (раса-танматра, раша-танматра), цвета и формы (рупа-танматpa), запаха (гандха-танматра). Каждая танматра содержит информацию об определенном аспекте объекта, его индивидуализированном качестве. Такие танматры называют изолированными. Другие, выражающие сущность общих качеств, называют общими танматрами, общими элементами этих качеств. С танматрами связаны первоэлементы материи (бхута) и органы чувств, но в процессе медитативной практики сами танматры выступают как сущности идеальные, вызывающие ощущения звука, осязания, цвета, запаха, вкуса в отсутствии объекта, внешнего источника информации. В буддизме танматрам соответствуют вторичные формы материи (бхаутика), производные от первоэлементов (бхута).

258. ТАНТРА — сс. Нить для нанизывания чего-либо. Основа. Сущность. Текст. Трактат. Заклинание. Тантризм, тантрическое учение. Произведение тантрической литературы. Тантризм восходит к глубокой древности, к ритуалам поклонения, воспроизводящему женскому началу, к представлениям о подобии микрокосмоса человека макрокосмосу вселенной. Поддержание гармонии между ними осуществляется через ритуал, символику, звуки и др. Тантрическое направление в буддизме возникло в III—V вв. Затем идеи тантризма, как считают, были восприняты индуизмом, в основном в шиваизме (кашмирский шиваизм), в шактизме и в меньшей степени в вишнуизме. Тантризм представлен эзотерическими учениями и высокоэффективными практиками. В формах народного тантризма кровавые жертвоприношения совершались до XX в. Оргии, связанные с культом единства мужского и женского начал, практикуются в современном тантризме. Сохраняются сложная системе посвящения, загадочный, «сумеречный», энигматический язык (сандхья-бхаша). Практика (садхана) освобождения (мукти) от перерождений через слияние с богом ориентирована на управление энергиями, работу с чакрами, потоками праны, мандалами, мантрами, символами. Широко применяются визуализация, внешняя и внутренняя алхимия. Индуистский (индусский) тантризм называют тантризмом левой руки (вамачара, вамамарга). В нем приносится в жертву кровь из большого пальца левой руки. В отличие от него, в буддийском тантризме правой руки (дакшиначара, дакшинамарга) кровь берется из большого пальца правой руки. В индуистском тантризме активной силой женского начала считается энергия (шакти, кундалини, пракрити), пассивно мужское начало (Шива, Пуруша). Высшее состояние сознания — транс (самадхи). Литература: тантры, агамы, нигамы, сутры. В буддийском тантризме активно мужское начало, метод, средство (упайя, упая). Пассивно — женское начало (праджня), высшая интуитивная мудрость. Высшее состояние сознания — нирвана, сарваджнята и др. Литература тантрического буддизма: шастры, сутры, тантры.

259. ТАПАС — сс. ТАПА — пали. Жар. Пыл. Энергия. Аскетизм. Пользуясь тапасом, творец (Брахман, Праджапати) создает различные формы бытия, мысль, речь, дыхание и др. Практикуя аскетизм (тапасья), можно накопить достаточно тапаса для освобождения. Практикующий (тапасин) очищается от мирской скверны, накапливает заслуги, повышая запас духовной энергии. Боги, опасаясь соперничества, посылают к праведникам небесных куртизанок (апсара) для искушения аскетов. Эпитет мудреца — Владеющий сокровищем тапаса. После нескольких лет сурового аскетизма Будда Шакьямуни отказался от него и стал проповедовать срединный путь (мадхьяма марга) с умеренными самоограничениями при высокой нравственности. Термин «тапас» в буддизме означает самодисциплину.

260. ТАТТВА — сс. Категория бытия. Реальность. Истина. Коренная сущность данного вида бытия, и только его. Истинная реальность. То главное, что отличает его от других видов. Упоминается до тридцати шести таттв. К высшим таттвам относят то, что не поддается определению (чистые таттвы), в том числе бога, точку, содержащую все потенции мира (Махабинду), абсолют, великую пустоту. Таттвы развертываются в мир, порождая танматры, бхуты и все проявленные вещи. Развертывание таттв рассматривается как эволюционный процесс творения. К таттвам относят гуны, индрии, танматры, бхуты, психические способности (психические таттвы) и др. В буддизме термин «таттва» трактуется как неповторимая сущность вещи, сс. таковость, собственная природа. Таттваджняна, таттвавидья — знание истинной сущности вещей. Ишвара-таттва означает сущность бога-творца, творческого аспекта бога. Таттвика — истинный, реальный.

261. ТАТХА — сс. Так. Таким образом. Именно так, именно то. «Так приходящий». В буддизме термин образует слово сочетания, означающие истинную, трансцендентную собственную сущность вещей, их таковость, собственную природу, их истинную реальность, присутствующую в них природу будды, свидетельствующую о единосущности человека с трансцендентным Буддой. Это состояние вещей, каковыми они являются на самом деле (ятхабхута), а не иллюзорное представление о них, возникающее в сознании на мирском уровне. Приближение к пониманию состояния таковости возможно через искусство или при просветлении, пробуждении высшей интуитивной мудрости. Татхата, Татхагата, татхагата — истинносущее, истинносущий. Татхагата — тот, кто достиг состояния татхаты, титул будд, бодхисаттв, чакравартинов, Будды Шакьямуни.

262. ТАТХАГАТАГАРБХА — сс. Лоно, чрево (гарбха) космического Будды, Татхагаты, способное порождать все вещи и явления мира. Семя, зародыш, содержащий все его потенции. Изначально единое сознание (экачитта), источник всех видов сознания. Термин «татхагатагарбха» возник в середине I тыс. н.э. Он выступает как эвфемизм, примиряющий буддизм с другими учениями. Согласно концепции татхагатагарбхи, истинная реальность не пуста (ашунья), она одновременно имеет абсолютный, трансцендентный и феноменальный аспекты, т.е. содержит нирвану и сансару. Переживание состояния татхагатагарбхи соответствует индуистскому сат-чит-ананда (бытие-сознание-блаженство). Признание татхагатагарбхи вечной неуничтожимой субстанцией вызывает дискуссии. Его присутствие в каждом человеке как зародыша потенции состояния будды (буддхатва) и творческого аспекта воссоздает в буддизме представления о субстанциальной душе (атман), о мировом «я» как о субъекте творения, боге-творце. В учении усматривают пантеистические тенденции. Оно наиболее популярно в дальневосточном буддизме, так как представление о пустоте как о порождающем начале присутствует и в даосизме, и в конфуцианстве. Синонимичны термину «татхагатагарбха» дхармакая, татхата.

263. ТАТХАТА — сс. Истинно сущее. Абсолют. Неповторимая и неописуемая собственная сущность. Таковость любой вещи, любого существа. Природа будды. Состояние будды, в котором сознание переходит на интуитивный способ мышления и постигает пустотность мира (шуньята). В учении виджнянавады татхата, выступая как единое сознание (экачитта), абсолют, творит мир через феноменальный аспект алаявиджняны. Синонимы: дхармакая, татхагатагарбха и др.

264. ТЕДЖАС — сс. Жар. Свет. Энергия. Сила. Огонь. Солнце. Харизма. Решимость, отвага. В «Махабхарате» теджас выступает как жизненная сила, породившая растения, основу «пищевой пирамиды», т.е. жизни. В процессе духовной практики адепт возжигает теджас в собственном тонком теле (лингашарира), обретая сверхъестественные способности. Термину «теджас» синонимичны тапас, оджас.

265. ТРИКАЙЯ, ТРИКАЯ — сс. Три тела. Триединство. Троица. Три тела космического Будды. Первоначально существовало представление о двуединстве тел Будды, физического (рупакайя, рупакая) и духовного, призрачного (нирманакайя, нирманакая), которое Будда формирует по своему желанию, используя психическую силу (маномайя), чтобы появиться в определенном месте в определенное время для проповеди учения. Затем тело нирманакая стало рассматриваться также как субъективное переживание образа Будды в сознании адепта. Утверждают, что в прошлых кальпах было уже много воплощений космического Будды в теле нирманакая. В нашей кальпе он проявился как Будда Шакьямуни. Тело нирманакая отождествляют с физическим телом Будды, но поскольку все тела пустотны, термин «физическое» в буддизме воспринимается условно. Нирманакаю называют явленным, преображенным, иллюзорным телом (майядеха), или телом преобразования, эманацией. Трикая означает триединство нирманакаи, самбхогакаи (тела блаженства) и дхармакаи (тела закона). Самбхогакаю связывают с состоянием нирваны и называют телом ясности, в котором Будда общается с бодхисаттвами, раскрывая им высшие истины. Различают чистую форму самбхогакаи (рупасамбхогакая) и форму, вызывающую восторг у других (парасамбхогакая). Дхармакая рассматривается как абсолютная реальность, истинное тело, тело истины, как высшая форма космического Будды, Абсолют, синоним пустоты (шуньята), содержащей все потенции мира. Интегральное, совокупное тело собственной природы космического Будды имеет все три аспекта (нирманакаи, самбхогакаи, дхармакаи) и называется телом самобытия (свабхавикакая). Подчеркивая дхармовую сущность (дхармата), его также называют свабхавика-дхармакая. Со временем количество тел-аспектов увеличилось. Появились представления о теле познания (джняна-дхармакая), познавательном аспекте Будды, об интегральном алмазном теле (ваджра-кая), связанном с последним грядущим воплощением Будды при окончательном спасении нашей вселенной. В совокупном теле сахаджакая все другие тела возникают как его аспекты. В теле ваджрахара (ваджрадхара), как считают, Будда изложил тантрическое учение. В школе кэгон японского буддизма перечисляются десять тел-аспектов Будды. Утверждают, что, созерцая в процессе духовной практики тела (аспекты, поля) космического Будды, каждый человек может раскрыть в себе природу будды, буддовость (буддхатва) и стать буддой, т.е. перейти в высшее состояние сознания и получить освобождение от новых рождений.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!