Деятельность музыкальных учреждений Беларуси: Театра оперы и балета, Филармонии, Академии музыки.



Театр оперы и балета

Среди постановщиков спектаклей Большого театра Беларуси – выдающиеся мастера балетного и оперного искусства – Н.Долгушин, А.Лиепа, В.Васильев, Н.Кунингас, П.Карталов, представители фондов Дж.Баланчина и И.Килиана. В период с 2009 по февраль 2014 в театре осуществилось 40 премьер. На сегодня репертуар включает 71 спектаклей. Постановки театра неизменно становятся лауреатами почетных государственных и международных премий.

В 2009 году в театре была создана Музыкальная гостиная, впоследствии переименованная в Камерный зал им. Л.П.Александровской. Концерты вокальной и инструментальной музыки разных эпох и стилей и одноактные классические и современные оперные спектакли, осуществленные в рамках проекта "Музыкальные вечера в Большом" на сцене Камерного зала, относятся к наиболее значимым творческим событиям белорусского оперного театра. С 2012 года в театре открылся проект "Вечера современного балета на Малой сцене", в рамках которого прошли премьеры экспериментальных спектаклей молодых хореографов О.Костель ("Метаморфозы" на музыку И.С. Баха), Ю.Дятко и К.Кузнецова ("Зал ожидания" О.Ходоско).

Подтверждается и высокий международный престиж белорусского театра – с большим успехом в последние годы прошли гастроли балета в Египте, ОАЭ, Италии, Мексике, Китае, Корее, Литве, Испании, Франции (Париж), Германии, Австрии, Швейцарии. Возобновленные после долгого перерыва гастроли в Европе свидетельствуют о высоком профессиональном статусе коллектива.

"Гордостью и подлинным национальным достоянием, визитной карточкой государства и одним из символов его независимости" назвал театр Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. В 2014 году Большому театру Беларуси была вручена памятная медаль «Пять континентов» за вклад в мировую культуру и по случаю 60-летия членства Республики Беларусь в ЮНЕСКО.

Филармония

Белорусская государственная филармония начинала свой путь в 30-е годы ХХ столетия, поначалу не имея даже своего помещения, в неприспособленных для репетиций условиях, лишённых акустического минимума, так необходимого для создания новых музыкальных коллективов. Первый главный дирижёр симфонического оркестра Белгосфилармонии знаменитый педагог и музыкант Илья Мусин вспоминает: «Концертным залом филармонии служило помещение клуба. Неуютное, пустое фойе, столь же непривлекательный зал. Вместо эстрады — типичная клубная сцена с тряпичными порталами. Акустика отвратительная. Неудивительно, что это помещение не способствовало привлечению слушателей». Но жизнь не стояла на месте, и бурное время требовало перемен, меняло стереотипы и систему ценностей. Столичная публика заполняла неуютные залы и жаждала музыки Бетховена, Брамса, Чайковского, Глазунова; с увлечением и искренним удивлением слушала в исполнении первых филармонических коллективов белорусские народные песни, танцы, произведения первых белорусских советских композиторов. Декады белорусского искусства, регулярно проводимые в республике и за её пределами, стали несомненным свидетельством профессионального восхождения художественных коллективов и солистов новой концертной организации. Оркестр народных инструментов, хоровая капелла, артисты симфонического оркестра и ансамбля песни и танца имели успех в концертных залах Москвы, Ленинграда, Железноводска; тепло были встречены гастрольные выступления в Крыму и на Кавказе. За успехи в развитии белорусского музыкального искусства Белорусская государственная филармония Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1940 года была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Художественные коллективы, ансамбли и солисты филармонии получившие обустроенные репетиционные помещения, постоянное место для проведения концертов, были полны творческих задумок и планов на будущее. Но Великая Отечественная война поставила новые задачи: «Основным занятием филармонии ближайшего периода считать создание концертной бригады для обслуживания Красной армии. Художественным руководителем назначить заслуженного артиста БССР М.Бергера. Возложить на него обязанности концертмейстера» «Духовным резервом армии» считала себя прифронтовая концертная бригада белорусской филармонии. Виртуоз-пианист становился виртуозом-баянистом, солисты-вокалисты, артисты-чтецы сочиняли куплеты, жанровые сатирические интермедии для фронтовой аудитории. Л.Александровская, И.Болотин, Р.Млодек, А.Николаева, С.Дречин тайными лесными тропами добирались до линии фронта, к партизанам. Война диктовала новые приказы, но не смогла заставить замолчать трепещущее сердце и звонкий голос великого народа. Первый послевоенный концертный сезон открылся 21 сентября 1946 года. За пультом стояла незабываемо экспрессивная, необычная, темпераментная Татьяна Коломийцева. С фронта, из эвакуации возвращались музыканты. Кто-то и не вернулся. Заново собиралась филармоническая библиотека, бережно собранная до войны и утраченная во время оккупации. Заново создавался цимбальный оркестр: И.Жинович, художественный руководитель оркестра, занялся реконструкцией народных цимбал, желая расширить концертный диапазон своего оркестра, открыл классы цимбал в консерватории, сделал немало аранжировок оркестровых произведений. Каждый концертный сезон имеет свою особенность и свой облик. Однако, неизменными остаются приоритеты: серьёзная музыка, просветительская деятельность, возрождение культурных традиций, исполнение произведений разных стилевых направлений и национальных композиторских школ. Это всегда было главным для разных поколений музыкантов и организаторов концертной деятельности — В.Дубровского, Е.Тикоцкого, В.Катаева, Ю.Ефимова, А.Богатырёва, Г.Загороднего, Н.Шевчука, В.Буконя, В.Ратобыльского. После того, как в Минске построили здание филармонии с залом на 930 мест, появилась возможность существенно увеличить количество концертов, расширить их тематику. Торжественное открытие концертного зала современной филармонии состоялось в апреле 1963 года. Чуть позднее прозвучал первый органный концерт, который открыл новую страницу в истории органного исполнительства в Беларуси. Дебют Минского камерного оркестра, появление ансамбля старинной музыки «Кантабиле», фольклорно-хореографических ансамблей «Хорошки» и «Купалинка» украсили и потрясли культурную среду республики. А «Минская весна» и «Белорусская музыкальная осень» - фестивали, которые ежегодно обогащают репертуарный контекст филармонической жизни, - стали кульминациями концертного сезона страны. «Новейшая» история белорусской филармонии обозначена её капитальной реконструкцией в 2004 году. От прежней филармонии остался только фундамент здания. Интерьер филармонии отвечает самым современным стандартам и технологиям. Улучшение качества звучания потребовало сокращения количества мест в зале. Теперь, вместо прежних 930, он рассчитан на 690 мест. Вместе с этим, был открыт в здании филармонии другой, Малый зал на 190 мест, который носит имя Григория Ширмы.         

Академия музыки

В декабре 2012 года Белорусская государственная академия музыки отметила 80-летний юбилей. Основанная в 1932 году, Академия музыки (до 1992 года – Белорусская государственная консерватория им. А.В. Луначарского) является крупным центром белорусского музыкального исполнительского искусства, музыковедения и педагогики*. В 2000 года Академии музыки присвоен статус ведущего высшего учебного заведения национальной системы образования в области музыкального искусства.

В состав Академии входят пять факультетов, двадцать две кафедры, оперная студия, кабинет традиционных музыкальных культур, Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыки, и др. Более половины научных и творческих сотрудников Академии отмечены почетными званиями, более 70% имеют ученые степени и ученые звания. Выпускники Академии ведут активную исполнительскую и педагогическую деятельность в нашей стране, успешно работают в странах дальнего и ближнего зарубежья.

История Белорусской государственной академии музыки неразрывно связана с историей всей музыкальной культуры Беларуси XX столетия. Именно в Академии музыки сформировалась национальная композиторская школа, у истоков которой стоял ученик Н.А. Римского-Корсакова – профессор Василий Золотарёв. Первыми выпускниками класса композиции были Анатолий Богатырёв, Петр Подковыров, Василий Ефимов, Михаил Крошнер. С Академией связана творческая деятельность композиторов Николая Аладова, Владимира Оловникова, Евгения Глебова, Игоря Лученка, Дмитрия Смольского, Андрея Мдивани, Галины Гореловой, Вячеслава Кузнецова. Лучшие традиции белорусской эстрады развиваются выпускниками Академии музыки – композиторами Василием Раинчиком, Ядвигой Поплавской, Олегом Елисеенковым.

Белорусская исполнительская школа получила широкое признание. Среди преподавателей Академии – известные белорусские исполнители: дирижер Михаил Дриневский, пианисты Игорь Оловников, Юрий Гильдюк, исполнители на народных инструментах Евгений Гладков, Галина Осмоловская, Николай Севрюков, вокалисты Тамара Нижникова, Ирина Шикунова, Людмила Колос, исполнители на духовых инструментах Владимир Будкевич, Геннадий Забара и многие другие. Ряд воспитанников Академии музыки удостоен звания лауреата международных исполнительских конкурсов**.

Значительную роль в концертной жизни Академии и республики играют художественные коллективы: симфонические оркестры, камерный оркестр, оркестр духовых инструментов, оркестры русских и белорусских народных инструментов, академический концертный хор, ансамбли духовых инструментов «Интрада» и «Сиринкс», которые ведут активную гастрольную деятельность. Творческие студенческие коллективы Академии получили признание не только в нашей стране, но и за рубежом.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 473; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!