Творческие портреты композиторов-романтиков  ф.Шуберта, Р.Шумана



Франц Шуберт

В области песни Шуберт стал преемником Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр обрёл художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки.

Баллада «Лесной царь», написанная в 1816 году, принесла композитору славу. Вскоре после неё появились «Скиталец», «Похвала слезам», «Зулейка» и др.

Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера — «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной» . Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл.

Замечателен также сборник «Лебединая песня», из которого многие песни приобрели всемирную известность.

Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась «национальная струя», и они стали достоянием страны.

Шуберт написал почти 600 песен.

Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался так же в области фортепьянной и симфонической. Его Фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты — являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции.

В струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Forellenquintett» («Форельный»), «Большой симфонии» до мажор и «Незавершённой симфонии» си минор Шуберт является продолжателем Бетховена. В области оперы Шуберт не был так одарен; хотя их написано им около двадцати, они немного прибавят к его славе. Среди них выделяется «Заговорщики, или Домашняя война». Отдельные номера его опер (например, «Розамунды») вполне достойны великого музыканта.

Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и проч.), возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса ми-бемоль мажор.

Музыкальная производительность Шуберта была огромна. Начиная с 1813 года он сочинял непрестанно. В высшем кругу, куда Шуберта приглашали для аккомпанемента его вокальных сочинений, он был чрезвычайно сдержан, не интересовался похвалами и даже избегал их; среди же друзей он, наоборот, высоко ценил одобрение.

Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту всего более нравились «Швейцарское семейство» Йозефа Вайгля, «Медея» Луиджи Керубини, «Иоанн Парижский» Франсуа Адриана Буальдьё, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигения в Тавриде» Глюка. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Шуберт интересовался мало; только «Севильский цирюльник» и некоторые отрывки из «Отелло» Джоакино Россини прельщали его.

Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому, что не имел для этого свободного времени.

Он не щадил своего здоровья и, в расцвете лет и таланта, скончался в возрасте 31 года от брюшного тифа. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен: именно тогда он написал симфонию до мажор и мессу ми-бемоль мажор.

При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (шесть месс, семь симфоний, пятнадцать опер и прочее).

Вместе с Мендельсоном, Роберт Шуман (см. его краткую биографию на нашем сайте) может по справедливости считаться одним из лучших представителей романтического направления, которое приняла немецкая музыка 1830-х годов. Так же, как и Мендельсон, Шуман не достиг настоящего сценического успеха, хотя его опера «Геновева» и теперь еще пользуется расположением избранной публики. Его большие хоровые концертные вещи, как «Рай и пери», «Странствие Розы», «Сцены из Фауста», представляют образцы высокого музыкального совершенства.

Роберт Шуман

С полной свободой талант его проявляется в области песни и инструментальной музыки, которую он обогатил многими шедеврами, поражающими захватывающей силой выражения и богатством мысли. Из них мы назовем: 4 симфонии (В dur, С dur, Es dur, D moll), «Увертюра, Скерцо и Финал для оркестра»; четыре увертюры («Мессинская невеста», «Праздничная увертюра», «Юлий Цезарь», «Герман и Доротея»); три квартета для струнных инструментов (А moll, F dur, А dur), квартет для фортепиано (Es dur); квартет для фортепиано (Es dur); 3 трио для фортепиано (D moll, F dur и G moll); две затем всевозможного рода сочинения и сонаты для скрипки (А moll и D moll), фортепиано, из которых особенно выделяются, «Новелетты», «Крейслериана», «Детские сцены».

Роберт Шуман. Лучшие произведения

Так же высоко стоят его многочисленные Песни («Круг песен», op. 24, «Мирты», «Стихи Рюккерта» «Круг песен», op. 39, «Любовь и жизнь женщины», «Любовь поэта» и др.), в которых фантазия и чувство достигают замечательной силы выражения. Эти произведения могут по справедливости быть причислены к самым драгоценным перлам немецкой музыки.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1061; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!