Христианизация западных и южных славян.



Распространение христианства у славян проходило очень неравномерно и далеко не всегда добровольно. Их мировосприятие еще не было готово к единобожию, именно поэтому языческие культы время от времени одерживали победу над культами христианскими. Это происходило до тех пор, пока христианство не впитало в себя некоторой части языческих традиций, о чем говорилось в предыдущей главе.

В "Повести временных лет" рассказывается, что апостол Андрей Первозванный, проходя с проповедью Евангелия Фракию, Скифию и Сарматию, доходил до Днепровских гор, где позднее возник Киев. Мы не можем с достоверностью судить об этой информации, так как других документов, подтверждающих этот факт, нет. Однако совершенно очевидно, что славяне познакомились с христианством уже в первые века нашей эры, так как они неоднократно посещали Византию с целью торговли, службы в императорских войсках, кроме того, время от времени они совершали набеги на пограничные районы империи. В это время крещение славян не было массовым.

Раньше других подверглись христианизации территории, находившиеся по соседству с Византией. Прежде всего это относится к городам Средиземноморья. Миссионерской деятельностью в этом районе занимался апостол Павел. К IV веку Македония была почти полностью крещена, однако нашествие славянских племен возродило на этой территории язычество; исключение составили лишь города, находившиеся под властью Византии. Крещение славян, компактно селившихся на территории Иллирика (центр – Сирмиум, позднее – Срем, Сербия), происходило в V-VI веках и осуществлялось как греческими (на востоке и юге), так и римскими священниками (на северо-западе).

Наиболее активное распространение христианства в славянских землях проходит на протяжении VII – XI веков. По сообщению Константина Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 годы). В VII веке западная церковь приступила к проповеди Евангелия среди язычников Македонии, в VIII веку христианизация продолжалась Константинопольским патриархатом. Единобожие распространялось у славян с большим трудом, так как у них еще слишком развито было анимистическое восприятие мира, и к середине IX века были крещены только славяне южной части Македонии. Обращение в христианство северной Македонии произошло только после ее захвата болгарами.

В середине VIII века, несмотря на сильное сопротивление, были крещены словенцы: пытаясь избежать нового порабощения аварами, в 745 году славяне Великой Карантании попросили защиты у Баварии и оказались под властью епископа Зальцбургского.

В IX веке миссионеры Римской и Константинопольской церквей последовательно обращают в христианство западных и южных славян. Деятельность миссионеров направлена как на народ в целом, так и на отдельные группы населения, в частности, - на княжескую верхушку. Так, по данным Солунской легенды и Успения Кирилла, около 850 года, в самом начале своей деятельности, Константин предпринимает поездку к болгарам, где на реке Брегальнице (территория современной Македонии) обращает в христианство множество славян (1). Непосредственно перед крещением своих народов приняли христианство болгарский царь Борис I (865 год), польский король Мешко (Мечислав) I (966 год), русский князь Владимир (988 год). В 955 году, задолго до крещения своего народа, приняла христианство и русская княгиня Ольга.

С конца IX века распространение христианства в славянских странах носит политический характер и проходит не только извне, под влиянием Рима и Византии, но и изнутри, под влиянием местных правителей, которые ищут крепких политических союзов с наиболее мощными державами того времени. Они используют в своих целях и конфликт между западной и восточной церковью, принимая у себя миссионеров то папы римского, то византийского патриарха. Вместе с тем славяне стремятся к политической и духовной независимости.

Восточные славяне дольше других сохраняли язычество. Знакомство их с христианством началось задолго до официального крещения Руси Владимиром Святославичем. Первые достоверные сведения о христианстве в древнерусском государстве относятся к 60-м годам IX века и связаны с именем Константинопольского патриарха Фотия. Летом 860 года русский флот напал на Константинополь и разграбил его. Византия предприняла дипломатические усилия, чтобы исключить такие нападения в будущем. Для этого в Хазарию, потенциальную союзницу против Руси, отправляется посольство во главе с Константином, активизируется и миссионерская деятельность Восточной Церкви среди соседствующих с империей славян. Стихийное проникновение христианства в Киевскую Русь усиливается в середине Х века, во время правления князя Игоря. Из договора Руси с Византией (944 год) известно, что часть русских купцов и княжеской дружины была христианами и что в Киеве имелась соборная церковь святого пророка Илии. Пятнадцатью годами позже княгиня Ольга предпринимает попытку установления на Руси христианства. В 959 году она прислала к германскому королю Оттону I посольство с просьбой назначить для Руси «епископа и священников», однако немецкому епископу Адальберту пришлось вернуться на родину ни с чем: проповедование христианства на Руси завершилось неудачей. Начавшееся при Ольге политическое сближение с Германией на какое-то время возобновилось при Ярополке Святославиче, но этот процесс был прерван после захвата в 978 году Киева новгородским князем Владимиром, при котором с новой силой возродилось язычество. Спустя десять лет князь Владимир все-таки решается упрочить положение Руси среди европейских государств путем христианизации страны. В 988 году он сам принимает христианство, заключает династический брак с византийской царевной, а вскоре после этого Днепр становится общей купелью для киевлян. Свергнуты были языческие идолы и по всей Руси.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1431; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!