Политическое развитие Чешского государства в составе Германской империи.



В 1086 году в Праге князь Вратислав II был коронован как чешский король епископом Эдильбертом Трирским. Этот титул не был наследственным. Внук Вратислава II Владислав II смог в 1158 году получить королевский титул, но ему не удалось передать его своему сыну и наследнику Фридриху. В 1198 года по решению Филиппа Швабского сын Владислава II Пржемысл Оттокар I, поддержавший Филиппа в борьбе за имперскую корону, был коронован в Майнце как король Чехии, а Чехия получила ряд привилегий. Право наследования чешской короны было окончательно установлено в 1212 году так называемой Золотой сицилийской буллой.

В 1241 году объединённое войско чешского короля Вацлава I и герцогов Австрии и Каринтии успешно отразило вторжение монгольских войск в Моравию и Чехию.

При Карле I (1346—1378) (он же Карл IV, как император Германии) в Праге была учреждена архиепископская кафедра, которой были подчинены епископства ольмюцкое и новооснованное литомышльское. Карл основал в Праге знаменитый университет (1348 год), первый в средней и восточной Европе. Его заботы о безопасности и об улучшении путей сообщения, его постройки (Пражский град, величественный собор св. Вита, замок Карльштейн, мост в Праге и др.), старания распространить виноделие, правильное лесное и рыбное хозяйство, основание «нового города» в Праге, покровительство торговле и промышленности — всё это способствовало необыкновенному подъёму экономического благосостояния страны. Карл I значительно расширил владения чешской короны (приобретение земель, имений и городов в Верхнем Пфальце, Тюрингии и Саксонии, укрепление верховной власти над всей Силезией, присоединение Нижней Лузации и Бранденбургского маркграфства). Ставя главной своей целью укрепление королевской власти в Чехии, Карл издал закон о порядке престолонаследия (1348 год): трон наследует всегда старший сын короля; женщины наследуют только за отсутствием мужских представителей рода; в случае прекращения рода в мужской и женской линиях, трон завещается по избранию сейма. Избирательное право сейма было подтверждено и в знаменитой Золотой булле 1356 года.

Вацлав IV (Венцеслав) (1378—1419), ещё при жизни отца коронованный короной чешской (1363 год), а затем и императорской (1376 год), получил Чехию, Силезию, часть Лузации и мелкие владения короны чешской в Германии, а остальные земли были отданы другим членам Люксембургского рода. Первые годы царствования Вацлава (до 1393 года) были продолжением счастливого времени Карла I.

 

Гуситсткое движение. Гуситские войны.

Со смертью Яна Гуса его идеи не умерли, но стали еще популярнее в ореоле мученичества их автора. После этого началась, как мы упомянули, национальная чешская война против верховной власти немецкого императора.

В окрепшем гуситском движении в скором времени выделились два направления или два течения: чашники и табориты.

Программа чашников включала следующие требования:

- ликвидировать привилегии духовенства;

- лишить церковь светской власти;

- передать церковные богатства государству;

- признать самостоятельность чешской церкви.

Программа таборитов заключалась:

- в уничтожении привилегий немецкого и чешского дворянства;

- в ликвидации церковной иерархии;

- в ликвидации крепостного права;

- в ликвидации феодальных повинностей;

- в запрете деятельности католической церкви. То есть их требования были более радикальными.

Лагерь реакции (зажиточные феодалы, католическая церковь и немецкие патриции) старался сохранить свои привилегии с помощью организованных папой Римским и императором Сигизмундом І крестовых походов. На протяжении 1420-1431 гг. были осуществлены 5 крестовых походов против гуситов (все они потерпели поражение). Армия гуситов (таборитов), управляемая талантливым полководцем Яном Жижкой, быстро передвигаясь на телегах в сопровождении лёгкой артиллерии, успешно громила тяжеловесную рыцарскую конницы

С 1427 г. гуситы осуществили несколько больших походов против врагов и дошли до Балтики. Папа и Сигизмунд І, убедившись, что оружием движение гуситов не подавить, в 1433 г. согласились на умеренные условия чашников (Пражские статьи).

В гуситских войнах эпизодически принимали участие выходцы из русских земель. Так, волынский князь Фёдор Острожский со своим отрядом несколько лет поддерживал гуситов. В документах, которые касаются движения, есть сведения о «русняках» из Галиции и Закарпатья. Вообще тема связей гуситов с православными славянскими народами освещена в исторической литературе достаточно скудно, но представляет довольно интересный материал. Так, друг Яна Гуса Иероним Пражский посещал Польшу и Великое княжество литовское, ища сближения с православными кругами этих стран, также недовольными гнетом католической верхушки. Идеологической основой этих попыток сближения выступали корни кирилло-мефодиевской традиции христианства.

Так или иначе гуситские войны (приложение 2) имели огромное значение в истории чешского народа и определенной мерой всей Западной Европы. Они задержали наступление немецко-католической реакции, стали стимулом национального развития Чехии, своеобразным прологом европейской Реформации XVІ в.

Хотя для самого чешского народа гусизм и Гуситские войны имели весьма плачевные последствия. Они длились пятнадцать лет, в этом конфликте погибло около трети чешского населения. Наконец, гуситы проиграли войну, а Чехия на несколько столетий потеряла политическую свободу.

Сегодня чехи считают Яна Гуса своим национальным героем, протестантские церкви - своим пророком, а католические (при всей их лояльности и модернизме) продолжают взирать на личность Гуса с большим скепсисом, как на человека, умело манипулировавшего религиозными идеями и текстами Священного Писания.

Как бы там ни было, но именно Ян Гус заложил основание для Реформации и возникновения протестантизма. В ХVI в. основоположник немецкой реформации Мартин Лютер выразил своё одобрение идей Яна Гуса и Иеронима Пражского (что был сожжён как еретик вместе с Гусом). А радикальные взгляды таборитов вдохновили Томаса Мюнцера - предводителя крестьянских войн в Германии.

Реформаторские настроения перекинулись и на другие страны Европы: Австрию, Венгрию, Данию, Норвегию, Швецию, Финляндию, Швейцарию, Польшу, Францию, Англию, а затем и Россию. В результате этой борьбы, нередко кровопролитной, в 1555 г. был подписан Аугсбургский религиозный мир. Католическая церковь потеряла значение главного религиозного диктатора Европы, появился ряд альтернативных христианских церквей - протестантских. Главной положительной стороной этого процесса стало признание свободы вероисповедания, свободного выбора веры, который позже перерос в признание права на политическое самоопределение. Негативной стороны же были большие человеческие потери и духовная дезорганизация Европы, породившая многие будущие конфликты и противоречия. Протестантские церкви продолжают организовываться по всему миру и по сей день, под их видом нередко формируются деструктивные секты, а христианский мир потерял идеологическое и моральное единство. Но с другой стороны появление автономных церквей дало толчок национальному возрождению многих стран: стали развиваться письменность и культура доселе порабощённых народов, которым со временем суждено было получить независимость и сформировать современный облик Европы и мира.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 476; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!