Колонизация славянами Балканского полуострова.



Этногенез славянских народов. Основные источники по истории славянских народов.

Этногенез славян — процесс формирования древнеславянской этнической общности, приведший к выделению славян из конгломерата индоевропейских племён. Славяне - большая группа европейских народов, объединенных близостью языков и общим происхождением. Славянские языки принадлежат к индоевропейской языковой группе. Вопрос о происхождении славян до сих пор остается спорным. Наиболее распространенным на сегодня является мнение о том, что формирование славян как отдельного этнического сообщества и их культуры происходило в несколько этапов. Прародина. Археологические и лингвистические данные, по одной из гипотез, указывают на формирование ранних славян в области между верхним Днестром и бассейном левых притоков среднего Днепра. По версии археолога М. Б. Щукина праславянские племена сконцентрировались в тех местах в результате внешнего давления мигрирующих народов I—III века, готов с запада и сарматов с юга. Как происходила экспансия ранних славян из региона этногенеза, направления миграции и расселение в центральной Европе прослеживаются по хронологическому развитию археологических культур. Обычно начало экспансии связывают с продвижением гуннов на запад и переселением германских народов в сторону юга, связанным в том числе с изменением климата в V веке и условиями сельскохозяйственной деятельности. К началу VI века славяне вышли на Дунай, где дальнейшая их история описана в письменных источниках VI века. Этногенез. Сведения о славянах (именовавшихся сколотами) появляются в V в. до н.э. у древнегреческого историка Геродота. Другие античные авторы – Полибий, Тит Ливии, Страбон, Тацит приводят сведения о славянах под названием венедов, которые жили среди скифских и сарматских племен где-то на Висле. Более подробные сведения о славянах появляются у византийского историка Прокопия Кессарийского (6 век) и готского историка Иордана (VI в). Иордан впервые описывает славян под собственными племенными именами венедов, антов и склавенов, как происходящих «от одного корня». Расселение славян происходило в VI-VIII вв. по трем основным направлениям: – на юг на Балканский полуостров; на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север – по Восточно-Европейской равнине. В то же время происходило разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную. К южным славянам относятся нынешние болгары, сербы, хорваты и др., к западным – поляки, чехи, словаки, мужичане, к восточным – русские, украинцы и белорусы.

Источники о древних славянах делятся на три категории: письменные, археологические и лингвистические.

Письменные источники о древних славянах возникли у соседних народов. Это произведения византийцев, авторов Запада и писателей Востока, сами же славяне в это время своей письменности еще не имели. Первые сведения о славянах сообщили авторы первых веков новой эры: Гай Плиний Старший (23—79 гт. н.э.), написавший «Естественную историю»; Публий Корнелий Тацит (род. ок. 50 г. н.э.) — автор сочинения «О происхождении и местах обитания германцев» («Германия»); астроном и географ Клавдий Птолемей, живший в Александрии в первой половине II в. н.э. и создавший «Географическое руководство». Эти авторы приводят сведения о географии расселения славян, называя их «венедами». Более подробно рассказывает о славянах Иордан, автор одного из крупнейших произведений эпохи Раннего Средневековья «Гетика», написанного в VI в.

Наиболее основательно описывали славян византийские авторы. Самым ранним из них является Приск (ок. 410-475), сочинивший «Историю», от которой до нас дошли только фрагменты, засвидетельствовавшие факт проникновения славяноязычного населения на Балканы. Особое значение для изучения древних славян имеет «История войны с готами» Прокопия Кесарийского (ок. 490 — ок. 562). Здесь имеются сведения о занятой славянами территории, об их вторжении во владения Восточно-Римской перии, общественном строе, о быте и религии в VI в. Ценным дополнением к этим известиям служит «Стратегикон» Маврикия, византийского полководца, а с 582 по 602 г. императора Византии. Продолжателем Прокопия в описании войн был Агафий Миринейский (537-582), который в труде «О царствовании Юстиниана» говорит о войнах империи, в том числе и со славянами. Важные сведения о славянских племенах на Балканах в VI— VII вв. содержатся в «Истории» Феофилакта Симокатты (80-е гг. VI в. — VII в.). Крупным византийским историком был император Константин Багрянородный (Порфирогенет; 908—959), оставивший два важнейших сочинения — «О фемах» и «О народах» («Об управлении империей»). Здесь содержатся важные сведения о западных славянах, о русских и особенно о южных славянах — сербах и хорватах. Автор дает подробный исторический и географический очерк истории хорватов и сербов со времени их прихода на Балканский полуостров в VI в. и расселения на территории бывшей римской провинции Далмации.

Сведения о славянах имеются также в «Церковной истории Иоанна Эфесского» (VI в.), «Хронографии» Феофана Исповедника (IX в.), «Истории» Льва Диакона (X в.) и сочинениях других византийских авторов.

Упоминали о славянах и западные источники: «Хроника» так называемого Фредегара (VII в.), «История лангобардов» Павла Диакона (VIII в.) и др. Из арабских же авторов необходимо особо отметить Ибрагима ибн Я куба (X в.).

Письменные источники о славянах повествуют главным образом о внешних событиях славянской истории — о ходе и тактике ведения военных действий, о военном устройстве в целом, об отношениях славян с другими народами.

Что же касается внутренней жизни славян — хозяйства, быта, культуры, — то о них можно судить на основании археологических данных. Этногенез славян представляет собой длительный процесс, в который были вовлечены как славянские, так и неславянские компоненты. По данным археологии, основными славянскими культурами периода Раннего Средневековья являются: пражско-корчакская, суково-дзедзицкая, псковских длинных курганов. В VIII—IX вв. к ним добавляются, новые археологические культуры. На рубеже I и II тысячелетий активизируется процесс консолидации отдельных средневековых славянских народностей. К этому же времени может быть отнесен и процесс нарастания различий между отдельными диалектами праславянского языка, распад которого завершается к концу XI — началу XII в. и приводит к образованию самостоятельных славянских языков.

 


Колонизация славянами Балканского полуострова.

 

Переселение славян на Балканский полуостров стало одним из важнейших миграционных векторов эпохи Великого переселения народов. Активная фаза переселения пришлась на VI—VIII века. Информация о первом появлении славян на Балканах в V веке фиксируется в трудах византийских писателей-историков: Прокопия Кесарийского и Иоанна Эфесского. К VII веку славянские племена прочно закрепились на Балканском полуострове и стали постепенно двигаться в сторону Пелопоннеса и позднее некоторые группы славян проникли и в Анатолию. В VII—VIII веках славяне создали несколько государственных образований и со временем стали значительной силой на Балканском полуострове.     

В своих набегах славяне, пользуясь помощью гепидов, форсировали Дунай в пределах их владений. При этом, возвращаясь с богатой добычей из разграбленных византийских земель, они платили гепидам по дукату за каждого перевезенного на левый берег Дуная человека. Как правило, благодаря им славяне сохраняли всю захваченную добычу, успевая переправиться через Дунай, прежде чем их настигнут византийские отряды. По оценкам сербского историка Владимира Чоровича, византийские войска, оставленные на Балканах, в середине VI века насчитывали 15 000 воинов и не могли эффективно противостоять славянам.

Примерно с середины VI века славяне начали прибывать на Балканы не только ради грабежа, но и с целью переселения. Все большее их количество оседало в разных его частях. В 550 году крупный отряд славян форсировал Дунай. Когда ему навстречу вышли войска Империи, славяне отступили в направлении Далмации. Спустя некоторое время они получили подкрепление и двинулись в сторону Фракии. У Адрианополя путь им преградили византийцы, которые затем были вынуждены атаковать из-за нехватки пищи. В сражении нападавшие были полностью разгромлены, славянским трофеем впервые стало византийское знамя, а славяне впервые остались зимовать на территории Византии. До этого момента они никогда не вторгались в земли Византии в зимнее время. Напротив, зимой именно византийским войскам рекомендовалось атаковать славянские поселения. Поэтому с началом оседания на землях Империи борьбу за новые владения зачастую вели уже не пришельцы из-за Дуная, а жители ближайших районов.

Славяне не могли полностью и равномерно заселить Балканы. Предположительно, они продвигались по древним римским дорогам и селились в тех местах, которые уже были освоены и пригодны для жизни. На территориях, перешедших под власть славян, оставались анклавы автохтонного населения полуострова. Их количество и точное местонахождение неизвестно.

Заселение славянами Фракии и Македонии сделало их менее привлекательными для славян, остававшихся на левом берегу Дуная. Система военных походов за Дунай с целью захвата богатств и пленных была нарушена, что вместе с активизацией Византии и различными междоусобицами привело к тому, что Подунавье прекратило быть центром притяжения славянских племен. Отдельные группы славян из Подунавья, Прикарпатья и более отдаленных областей начали движение в сторону районов Вислы и Днепра.

По мере продвижения вглубь Балкан славяне вступали в контакт с местным населением. В первую очередь они встретились с ромеями, подданными византийских императоров. Затем они вошли в контакт с романизированным населением прибрежных городов. В горах славяне сталкивались с влахами и предками современных албанцев.

К началу второй четверти VII столетия переселение славян на Балканы в основном завершилось. Позднее имели место лишь отдельные небольшие перемещения.

Спустя некоторое время после переселения на Балканы сербы сформировали несколько крупных общин, которые затем стали государственными образованиями.

Как и в других частях Балканского полуострова, в сербских землях распространение христианства среди славянских племён началось вскоре после их переселения. Инициатором христианизации в этих землях была Византия, которая рассчитывала таким путём расширить своё политическое влияние на славян.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1582; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!