Зодиакальные знаки как энергетические паттерны 11 страница



Возьмем сферу астрологии. Астрологические факторы ус­пешно использовались для понимания природы циклов, собы­тий, персонального опыта и изменений в земных делах на каждом уровне: физическом, социальном, экономическом, психологическом, эмоциональном, политическом и т.д. Аст­рология, очевидно, не была бы столь полезной в таком много­образии жизненных активностей, если бы не предоставляла нам язык важнейших динамических жизненных сил. Чтобы понять, с чем мы реально работаем в астрологической практи­ке, мы должны подходить к самой астрологии на том уровне, на котором она действует, а это уровень энергетических пат­тернов, энергетического потока и преобразования энергии. Чтобы понять сущность астрологической науки, человек дол­жен полностью понять стихии, а чтобы сделать это, ему нужно рассматривать не только физическое и психологическое зна­чение стихий, но также рассмотреть их с выгодной позиции состояния духовного осознания.

 

Всемирное признание

четырех стихий

 

Многие мировые культуры включали четыре стихии в свои философские, религиозные или мифологические традиции. Большинство из этих традиций постулирует существование

 

132

 

одной первичной энергии, которая проявляется в виде энерге­тических потоков «с пониженным напряжением», известных как стихии, — процесс, напоминающий работу трансформа­тора. Эту первичную энергию называли различными имена­ми: прана, витальная сила, ци и т.д. Неотъемлемые характе­ристики этой первичной энергии были идентичны во всех культурах, хотя названия, которые давались первичной силе и самим стихиям, различались.

В Тибете создавались огромные структуры, имевшие на­звание «ступы», как гигантские символы структуры мирозда­ния. Основанием ступы служил огромный куб (представля­ющий землю), на котором покоилась сфера (вода), а на вер­шине сферы находилась напоминающая спираль структура (огонь). На самой вершине этой конструкции располагался полумесяц (воздух), в котором находилась маленькая сфера («эфир» — тибетское название первичной силы, из которой вытекают другие стихии). Ступа представляла основу тибет­ской космологии, а стихии считались основными энергиями космоса.

Сходная концепция стихий обнаруживается в священных индийских книгах (таких как «Бхагавадгита») и в философ­ской основе Аюрведы (традиционной индусской медицины). Китайская философия и акупунктура основаны на концепции стихий. «Пять первостихий: дерево, огонь, земля, металл и вода охватывают все явления природы. Этот символизм в рав­ной степени применим к человеку» (Су Вен). Эти пять стихий соответствуют четырем стихиям, обычно используемым в за­падной культуре, с добавлением эфира. Западная традиция обычно не упоминает пятую стихию, поскольку она отличает­ся от других и в сущности является источником остальных четырех стихий.

Древнегреческая философия также основывалась на докт­рине стихий, которые приравнивались к четырем способно­стям человека: моральной (огонь), эстетической и духовной (вода), интеллектуальной (воздух), физической (земля).

 

133

 

 

Европа эпохи средневековья и Возрождения заимствовала идею стихий главным образом из работ Галена, связавшего их с четырьмя основными соками организма, которые, в свою оче­редь, порождали четыре вида темперамента. Упоминание об этом можно найти во всех ранних медицинских трудах Евро­пы, а также в произведениях Вильяма Шекспира и других известных литераторов. Мы можем обнаружить множество примеров значимости, придаваемой стихиям, в японской культуре. Например, в буддийском трактате о Бодхидхарме, написанном в 1004 году нашей эры, четыре традиционные стихии представлены как четыре качества, которые состав­ляют мироздание: свет (огонь), воздушность, текучесть и твердость.

Стихии также тесно вплетаются в ткань мифологии. В древнем Шумере, где религия охватывала все жизненные ас­пекты и виды деятельности, важнейшие божества соответст­вовали стихиям: Ану — бог неба (воздух); Энлиль — бог-гро­мовержец (огонь); Нинурсаджа — богиня земли; Энки — бог воды. Упомянутые примеры показывают, что стихии, подобно зодиаку, считались не только важнейшей реальностью, с ко­торой древние народы должны были иметь дело, но в сущности основой самой реальности.

 

Современные описания

Поскольку большинство из нас не имеет высшего духовно­го видения, самое близкое, к чему мы можем подойти в непос­редственном понимании и оценке стихий, — это познать их действие в искусстве целительства. Этот подход к стихиям более детально будет рассмотрен позднее, но здесь будет по­лезно упомянуть, как рассматривают стихии некоторые со­временные авторы. Доктор Рандольф Стоун, создатель систе­мы целительства, названной терапией полярности, которая основана на теории сбалансирования стихий, называет сти­хии

 

134

 

 

«невидимыми строителями жизненных структур». Д-р Стоун говорит, что стихии — это «зубчатые колеса жизни», гармоничное сцепление которых необходимо для здоровья ума и тела. Он утверждает в своих работах, что стихии по­добны анодам в аккумуляторной батарее, через которые те­чет жизненная энергия (или «прана»). Д-р Рандольф Стоун называет стихии «тонкими энергетическими полями», дей­ствие которых вызывает состояние здоровья или болезни ума и тела.

Доктор Стоун, которому сейчас восемьдесят пять лет и который удалился от практики, имеет научные степени в остеопатии и натуропатии. Однако он заявляет, что его спо­собность проникновения в действие стихий исходит не от ка­кого-либо ортодоксального обучения искусству целительства, а скорее от личной интуиции, шестидесятилетнего опыта ра­боты с разнообразными трудными случаями и, больше всего, от личного обучения у многих духовных наставников и индий­ских целителей. Интересно, что похожее понимание выража­ет человек, не имевший никакого контакта с источниками и трудами д-ра Стоуна. «Мистер А», так он был назван в книге Рут Монтгомери «Рожденный, чтобы исцелять» (R.Montgo­mery «Born to Heal»), не имел никакого специального образо­вания кроме средней школы и познавал стихии с помощью своего экстрасенсорного восприятия. Понимание действия тонких жизненных сил позволило мистеру А содействовать тысячам случаев удивительных исцелений от неизлечимых болезней.

Описание стихий мистера А очень напоминает слова д-ра Стоуна, в которых он говорит, что стихии подобны анодам в аккумуляторной батарее:

Мир, в котором мы живем, состоит из «газов» и энергии. Вся субстанция — растительная, животная и человеческая жизнь — проистекает из неограничен­ного числа сочетаний воздействующих энергетических частот.

 

135

 

 

Каждое растение, животное и человек имеет свою индивидуальную энергетическую часто­ту, чтобы создавать и поддерживать жизнь, рост и развитие. Первый вдох при рождении — это наше питание, жизненно важная связь с Универсальной си­лой... Пока эта энергия течет без помех, мы нахо­димся в состоянии гармонии с Универсальной подачей энергии.

 

Астрологическая карта рождения строится на момент пер­вого вдоха, на то мгновенье, когда мы устанавливаем свою жизненную настройку на космические источники энергии. Поэтому карта рождения раскрывает наш энергетический паттерн или космическую настройку на четыре стихии. Дру­гими словами, карта показывает различные вибрационные проявления, охватывающие выражение индивидуума в этой плоскости мироздания, все они следуют определенному пат­терну порядка, который символизирует карта рождения. В научных терминах астрологическая карта рождения пока­зывает ваше «энергетическое поле» или то, что экстрасенсы называют «аурой».

Духовная перспектива

 

Чтобы в наших попытках понять стихии мы могли добить­ся наивысшей возможной перспективы, будет полезно обра­титься к трудам двух великих духовных наставников Индии, с которыми д-р Стоун имел личный контакт и которые много писали о стихиях.

Махараджа Шаран Синх пишет:

Все, что мы видим физическим взором, состоит из одной или нескольких из пяти стихий, а именно, земли, воды, воздуха, огня и эфира; все эти пять сти­хий враждебны друг к другу.

136

Но с помощью (или благо­даря) души... все пять стихий вмещаются и действу­ют в человеческом теле, каждый человек проявляет их в соответствии с собственной кармой — в опре­деленной пропорции, но все пять стихий в большей или меньшей степени активны в каждом человече­ском теле.

 

Далее он говорит, что, когда душа покидает тело и этот мир, стихии распадаются и возвращаются к своим истокам. Из этого можно сделать вывод, что знак Солнца в астрологии имеет такую важность потому, что он раскрывает основную настройку души, когда она появляется в этой плоскости миро­здания. Это аналогично тому, что Эдгар Кейс называл «ин­дивидуальностью души».

Другой духовный наставник, махараджа Саван Синх, пи­шет, что не только тело, но и разум «рождается из тончайшей сущности пяти стихий». В своих работах он устанавливает связь стихий с низшими чакрами (или энергетическими цент­рами) тела и с различными качествами, которые должны быть преодолены ради осуществления духовного прогресса: для воздуха — жадность, для воды — страсть, для огня — гнев, для земли — привязанность. Британская писательница и яс­новидящая, Джоан Кук, в своей книге «Мудрость звезд» (J. Cooke «Wisdom in Stars») также говорит об уроках стихий, которые должна усвоить душа, чтобы развиваться: огненным людям необходимо учиться любви; водным людям — спокой­ствию и миру; воздушным людям — братству, а земным лю­дям — служению.

Четыре стихии также многое объясняют в традиционной оккультной доктрине, это можно ясно увидеть, когда стихии связывают с различными «тонкими телами» или взаимопро­никающими энергетическими полями, о которых так часто говорят в этой сфере. Д-р Рейнор Джонсон, ученый с мировым именем, а также автор многих замечательных книг по

 

137

 

 

парапсихологии (R.Johnson «The Imprisoned Splendor», «The Spiritual Path»), кратко описывает природу этих тонких по­лей: «Центральную реальность окружает множество провод­ников или тел — слоев сознания, которые позволяют индиви­дууму иметь взаимосвязи с многими мирами или сферами бытия, с которыми эти проводники связаны». Стихии — это сообщающие энергию силы каждого из этих тел. Вода связана с эмоциональным или «астральным» телом, типом сознания, в котором доминируют интенсивные стремления, эмоциональ­ные реакции и непреодолимые желания. Воздушная стихия связана с ментальным или «каузальным» телом и представля­ет тип сознания, настроенный на абстрактные мыслительные паттерны универсального разума. Земля символизирует фи­зическое тело и настройку на мир физических чувств и мате­риальных форм. Огненная стихия связана с эфирным или витальным телом, которое действует как преобразователь энер­гии воздуха и воды, чтобы содействовать поддержке функций физического тела. «Витальное» тело тесно связано с физиче­ским телом и является тем же, что «двойное эфирное» энерге­тическое поле, о котором так часто говорится в исследованиях парапсихологов.

Тот факт, что стихии представляют определенные типы сознания и восприятия и, как показывает цитата д-ра Рейнора Джонсона, раскрывают способность испытывать определен­ные сферы бытия и настраиваться на определенные сферы жизненного опыта, имеет важное значение, которое мы де­тально рассмотрим позднее в этой книги. Теперь же мы под­робно исследуем стихии, чтобы добиться более глубокого по­нимания того, что они собой представляют.

Классификация стихий

 

Стихии традиционно подразделялись на две группы, огонь и воздух считались активными, самовыражающимися стихи­ями,

 

138

 

 

а вода и земля считались пассивными, восприимчивыми и самоподавляющими стихиями. Эти две группы совпадают с основной классификацией китайской философии: инь (вода и земля) и ян (воздух и огонь). Они также идентичны греческой концепции двух выражений энергии: Аполлона (огонь и воз­дух, которые активно и сознательно формируют жизнь) и Диониса (вода и земля, которые представляют силы, проявля­ющиеся более инстинктивно и подсознательно). Как вы уви­дите в главе, посвященной интерпретации карт, это деление имеет большое значение в холистическом подходе к картам рождения. Я должен здесь подчеркнуть, что мы рассматрива­ем сейчас только основные принципы и что упоминание о воде и земле как о «самоподавляющих» или «подсознательных» стихиях никоим образом не указывает на то, что у людей с акцентом этих стихий в картах рождения обязательно ограни­ченное осознание или они более «подавлены», чем любые дру­гие люди. Эти термины относятся скорее к форме действия этих энергий и к методу самоактуализации, чем к определен­ному обобщению, которое может быть случайно применено ко всем людям, относящимся к данной категории.

Например, водные и земные знаки являются более «самоподавляющими», чем огненные и воздушные знаки в том смысле, что они больше живут в себе и не позволяют проеци­ровать наружу свою неотъемлемую энергию без изрядной до­ли осторожности и предусмотрительности. Огненные и воз­душные знаки являются более «самовыражающимися», по­тому что свободно изливают свою энергию и жизненную субстанцию: огненные знаки путем прямого действия, а воз­душные знаки путем социального взаимодействия и вербаль­ного выражения.

Марк Эдмунд Джонс, пытаясь классифицировать стихии современным языком, который не рождал бы неправильного понимания как старые термины «позитивный» и «негатив­ный», писал, что воздух и огонь — это «воздействующие и экстенсивные» выражения энергии, а вода и земля — «поддерживающие и интенсивные».

 

139

 

 

Определения Джонса, по-види­мому, будут очень подходящим объяснением греческих тер­минов выражения энергии Аполлона и Диониса. Огненная и воздушная стихии также связывались с активностью и с «лег­костью», поскольку воздух и огонь склонны распространяться и подниматься вверх, простираясь к внешней границе в про­странстве. Земля и вода ассоциировались с «тяжестью» и инерцией, так как эти стихии, по-видимому, находятся под влиянием силы тяжести и, следовательно, концентрируются и собираются на самом нижнем уровне. Эта классификация сти­хий и тот факт, что знаки одной стихии и стихии одной группы считаются обычно «совместимыми», имеют важное значение не только в интерпретации индивидуальных карт, но также в искусстве сопоставления карт, о котором мы поговорим позд­нее (в Главе 15).

Следует также отметить, что принципы «легкости», «тя­жести» и т.д. описывают реальный поток энергии, который может восприниматься особо чувствительными людьми или в какой-то степени ощущаться теми, кто тесно связан с людьми иной энергетической настройки.

Стихия огня

 

Огненная стихия относится к универсальной энергии излучения, экспансивной и восторженной энергии, которая посредством своего света приносит цвет в этот мир. Карл-Гу­став Юнг связывал эту стихию с динамическим центром психической энергии, с той энергией, которая течет спонтан­но вдохновенным, самомотивирующимся образом. Марк Эдмунд Джонс сравнивает огонь с «опытом, сосредоточенным в персональной индивидуальности», и это объясняет, почему люди с доминантой огненных знаков в картах рождения так эгоцентричны и обычно довольно беспристрастны. Они ощу­щают себя каналом «жизни» и не могут скрыть свою гордость в связи с этим.

 

140

 

Огненные знаки служат примером приподнятого наст­роения, большой веры в себя, энтузиазма, нескончаемой силы и честности. Они нуждаются в значительной свободе для есте­ственного самовыражения и обычно обеспечивают себе это пространство, неуклонно настаивая на своей точке зрения. Огненные знаки лучше других знаков способны сознательно (хотя не всегда последовательно) направлять свою силу воли. Их желание быть и свободно выражать себя довольно ребяч­ливо в своей простоте, что иногда, по-видимому, вызывает любовь со стороны других людей, а иногда кажется оскорби­тельным для тех, кто более осторожен и чувствителен. Про­ступки огненных знаков редко являются результатом плохих намерений, скорее они вызваны просто недостатком самокон­троля и чувствительности к другим людям. Они могут быть довольно своевольными, временами даже подавляющими, бросающимися с такой поспешностью в какое-то дело, что ненамеренно причиняют вред или ранят чувства других людей.

Огненные знаки склонны быть раздражительными и не­терпеливыми с более чувствительными или мягкими людьми, особенно с теми, у которых преобладает вода или земля. Ог­ненные знаки чувствуют, что вода потушит огонь, а земля погасит его, поэтому они часто возмущаются инертностью и эмоциональностью этих знаков. Воздушные знаки, с другой стороны, раздувают пламя огня, принося новые идеи, которые огненные знаки могут использовать. По этой причине огонь обычно считается совместимым с воздухом, но следует отме­тить, что огненные знаки часто слишком кипучие и нетерпе­ливые, чтобы тонкая нервная система воздушных знаков мог­ла долго выдерживать их. В сущности, хотя огненные знаки часто стимулируются воздушными знаками, им быстро на­доедают и наскучивают интеллектуальные замечания, кото­рые они не могут довольно быстро использовать.

 

 

141

 

 

Стихия воздуха

 

Воздушная стихия — это жизненная энергия, которая свя­зана с дыханием или тем, что йоги называют «праной». Воз­душная сфера — это мир архетипичных идей за завесой физи­ческого мира, космическая энергия, актуализировавшаяся в определенные паттерны мышления. Она связана с геометри­ческими силовыми линиями, действующими через разум, с энергией, которая формирует паттерны предстоящих вещей. Тогда как огненные знаки заняты желанием претворить что-то в жизнь, воздушные знаки фокусируют свою энергию на определенных идеях, которые еще не материализовались, но концентрация на этих идеях гарантирует, что со временем они материализуются. Поэтому, хотя воздушные знаки часто обвиняют в непрактичной мечтательности, они играют суще­ственную роль в осуществлении творения на широчайшем общественном уровне, так как их идеи могут со временем затронуть жизни миллионов людей.

Марк Эдмунд Джонс пишет, что воздушные знаки имеют дело с «опытом, имеющим отношение к теоретическим взаи­мосвязям». Акцент теории и концепций в жизни людей с до­минантой воздушных знаков приводит к тому, что они нахо­дят наиболее приемлемую форму выражения в искусстве, сло­вах и абстрактном мышлении. Люди с акцентом воздушных знаков могут отстраняться от непосредственных переживаний повседневной жизни, что позволяет им добиться объективно­сти, перспективы и рационального подхода во всем, что они делают. Эта обособленность также позволяет им эффективно работать с различными людьми, так как они не ощущают потребности сильно вовлекаться в беспокойства или эмоции других людей. Воздушные знаки — в сущности наиболее со­циальные из всех знаков в том смысле, что они могут объек­тивно

 

 

142

 

оценивать мысли других людей, независимо от того, согласны они с ними или нет.

Однако, если воздушные знаки становятся слишком по­глощенными своими абстрактными идеями и теориями, они могут стать ментально неустойчивыми и склонными к все­возможным видам эксцентричности и фанатизма. У них час­то отсутствуют глубокие эмоции и признание ограничений, свойственных физическому телу. Они могут переоценивать умственные способности и отказываться посмотреть в лицо факту, что идеи необходимо подвергнуть проверке на их рабо­тоспособность, прежде чем придавать им большое значение. Мышление является такой доминирующей силой в жизни воздушных знаков, что они ощущают угрозу, если другие лю­ди игнорируют их мнения или относятся с пренебрежением к их интеллекту. Идеи воздушных знаков, могут обесцени­ваться водными и земными знаками, так как эти идеи обычно не соответствуют критерию эмоциональной глубины или практичности, на котором настаивают водные и земные зна­ки. Со своей стороны, воздушные знаки не хотят быть скован­ными ограничениями земли, а также не хотят того, чтобы их легкая свобода насыщалась чувствами и оговорками водных знаков. Огненные знаки, с другой стороны, побуждают воз­душные знаки к большей свободе самовыражения и дают воз­душным знакам чувство уверенности и силы, которое они не могут обрести ни с кем другим. Хотя воздушные знаки во многих отношениях восхищаются огненными знаками, они настаивают на своем праве все обдумать, прежде чем свя­зывать себя, а эта привычка может сильно раздражать огнен­ные знаки.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 102; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!