Зодиакальные знаки как энергетические паттерны 13 страница



 

154

 

 

Земные знаки, будучи довольно твердыми по своей при­роде, склонны презирать конфликт, предпочитая медленно амортизировать натиск проблемы. Однако, если их припира­ют к стене, они способны нанести удар в полную силу. Это особенно верно для Тельцов — фиксированных земных зна­ков, которые сами никогда не будут искать конфликтов, но которые способны удивить своей силой и гневом при слишком большом нажиме.

Огненные знаки склонны брать верх над препятствиями, сжигать их или отпугивать их, демонстрируя свою силу. Они редко проявляют поведение, которое можно было бы назвать тактичным.

Л.Сарджент в своей прекрасной книге, посвященной сопо­ставлению карт (L.H.Sargent «How to Handle Your Human Relations»), придает большое значение стихиям для пони­мания того, как различные люди подходят к решению проб­лем. Л.Сарджент пишет, что огненные знаки энергично ре­агируют на ситуации, «стремясь к прямому действию в ре­шении проблем и склоняясь скорее к импульсивности, чем к осторожности. Земными знаками движет стремление к прак­тическим, полезным результатам. Они обычно обладают здравым смыслом, вне зависимости от того, используют ли они его или нет. Воздушные знаки любят все обсудить до конца, они обычно думают, прежде чем действуют. Водные знаки очень впечатлительны, чувствительны и интуитивны. Они склонны ожидать обстоятельств, которые помогут в ре­шении проблемы».

Как мы видим, понимание стихий может во многих отно­шениях способствовать самопознанию, показывая нам, как мы можем лучше ужиться с собой, удовлетворять свои потреб­ности и обновлять энергетическое поле. Стихии также указы­вают на то, как мы можем с пользой контролировать и направ­лять нашу энергию.

 

 

155

 

Средневековый врач-астролог Парацельс, которого Юнг считал предвестником современной психологии, связывал каждую из стихий с определенным природным духом. Эти духи, или их разновидности, встречаются во всей мировой мифологии и наглядно символизируют действие стихий. Здесь не место подробно останавливаться на вопросе, насколько «ре­альны» такие духи, но краткая ссылка на работы Парацельса прольет свет на то, как мы можем работать с этими силами.

Ундины считались духами воды, и Парацельс утверждал, что их следует сдерживать твердостью. Следовательно, мы можем понять, что людям водного типа нужно быть твердыми с собой и что твердость часто является лучшим способом обра­щения с человеком такого типа, особенно, если его эмоции вышли из-под контроля.

Духами воздуха считались сильфы, ими, по словам Пара­цельса, можно управлять путем постоянства. Ясно, что воз­душным знакам следует развивать четкий, последовательный подход к жизни. Принятие обязательств с непреклонной ре­шимостью — это трудный шаг для воздушных знаков, но он важен для их развития.

Духами огня считались саламандры, которых можно кон­тролировать главным образом с помощью спокойствия. Дру­гими словами, огненные знаки могут обуздывать импульсив­ное использование своей энергии, сознательно культивируя мирное и спокойное состояние удовлетворенности. Если ог­ненные знаки смогут научиться этому искусству спокойного восприятия жизни «здесь и сейчас», они смогут избежать мно­гочисленных стрессов и излишней траты энергии.

Земными духами считались гномы, которыми следует уп­равлять путем веселой щедрости. Очевидно, что веселая щед­рость не относится к качествам, которые можно обнаружить у земных знаков, поэтому они могут извлечь большую пользу, научившись этому. Я могу добавить, что величайшая сила и сияние земных знаков проявляется тогда, когда они усваива­ют это качество всей своей натурой.

156

Стихии в искусстве

целительства

Я не буду здесь вдаваться в детали о функционировании стихий в различных видах целительства, но об этом стоит упомянуть, чтобы получить другую перспективу реальности этих сил. В сущности, мы можем наиболее очевидным образом осознать силу стихий и их влияние на каждом уровне жизни, непосредственно испытав поток стихий в результате их ис­пользования в искусстве целительства. Я уже упоминал, что мистер А использовал в своей работе целителя основные жиз­ненные силы; более подробную трактовку его идей читате­ли могут найти в книге «Рожденный, чтобы исцелять» (Ruth Montgomery «Born to Heal»). Я также уже говорил о работе доктора Стоуна, а для полного описания его терапевтической системы, носящей название «терапия полярности», потребо­вался бы не один том. Д-р Стоун, больше чем любой другой западный врач, обрисовал полную научную картину четырех стихий таким способом, который делает эти силы доступными для лечения, когда они становятся несбалансированными. Хо­тя д-р Стоун написал целый ряд книг, большинство из них слишком техничны для неспециалистов. Однако у него есть несколько книг, вполне доступных для каждого, к ним отно­сится книга «Энергия: важнейший принцип в искусстве це­лительства» (R.Stone «Energy: The Vital Principle in the Hea­ling Art»), представляющая собой наиболее полное объясне­ние стихий. (В Приложении В приводится объяснение тера­пии полярности и ее взаимосвязи с астрологией.)

Многие из идей д-ра Стоуна были почерпнуты из Аюрведы — древней системы индусской медицины, полностью основан­ной на взаимосвязи стихий с пищей, погодой, физическими упражнениями, лекарствами и различными видами активно­сти. Китайская акупунктура — это еще один вид искусства

 

 

157

 

целительства, основанный на теории стихий. Любой, кто при­бегал к лечению такого типа, мог испытать реальность очень мощного энергетического потока, когда стимулируются опре­деленные точки, чтобы освободить блокированный или несба­лансированный энергетический «меридиан». Изучающие хатха-йогу также сталкиваются с теорией стихий и с их взаи­мосвязью с определенными энергетическими центрами (или «чакрами»), а люди, последовательно практикующие хатха-йогу, могут непосредственно испытать реальность стихий в собственной жизни. Д-р Вильям Девидсон, автор заслужива­ющей внимания книги «Лекции по медицинской астрологии» (W.Davidson «Medical Astrology Lectures»), был врачом-гоме­опатом, который прочел множество лекций о важности сти­хий. В его опубликованных лекциях можно найти упомина­ние о различных физиологических проблемах, возникающих из-за акцента конкретной стихии в натальной карте.

Все эти терапевтические системы основаны на сходной идее, что стихии являются жизненно важными силами. Как писал известный знаток трав 19 века, Сэмюель Томсон:

Все тела состоят из четырех стихий — Земли, Воздуха, Огня и Воды. Состояние здоровья — это правильный баланс и распределение этих стихий, а болезнь — приведение их в беспорядок.

 

Средневековая теория четырех телесных соков (желтая желчь, кровь, слизь и черная желчь) была основана на сход­ном представлении и связана с астрологическими стихиями. Эта теория заключалась в том, что, когда эти четыре телесных сока смешаны в точной и правильной пропорции у человека, он здоров и обладает хорошо сбалансированной индивидуаль­ностью. Малейшее преобладание одного телесного сока или стихии (которое мы все имеем, согласно нашим натальным картам) считалось влияющим не только на физические харак­теристики человека, но также на его цвет лица и темпера­мент.

 

158

 

В английском языке все еще можно обнаружить сле­ды этих старых представлений, так как слово «complexion» (цвет лица) означает «сплетенный вместе», а слово «темпера­мент» происходит от латинского temperamentum, что означает «смесь в пропорциях».

Эти древние концепции до недавнего времени осмеива­лись большинством западных ученых и врачей, пока откры­тие заново восточных методов целительства, а также возрож­дение гомеопатии и лечения травами не заставило непреду­бежденных ученых и врачей по-иному взглянуть на давно заброшенные идеи. Если мы действительно состоим из четы­рех основных энергий, то имеет смысл связывать лечение оп­ределенных болезней с энергетической настройкой человека. Д-р Обри Т.Вестлейк, автор книги «Паттерн здоровья» (А.Т. Westlake «The Pattern of Health»), — один из современных врачей, занимающихся исследованием этого вопроса. В своей книге д-р Вестлейк утверждает, что «болезнь в своей основе нематериальна», а скорее является результатом помех сво­бодному и беспрепятственному потоку основных жизненных энергий с последующим «блокированием, прерыванием, из­менением и искажением» этих энергий. И только тогда, по его словам, возникают определенные условия неустойчивости, дефицита, разрастания и т.д., которые мы называем болез­нью. Д-р Вестлейк называет стихии «формирующим эфиром» и говорит, что «свободный поток и гармоничное и сбалансиро­ванное взаимодействие этих сил составляют то, что мы назы­ваем состоянием здоровья или целостности». Высказывания д-ра Вестлейка перекликаются со словами д-ра Стоуна:

Никогда прежде мы не знали так много о болезни и патологических состояниях — и так мало о здо­ровье и целостности. Современная медицина — это действительно порочный круг, от которого нет спа­сения, пока мы продолжаем мыслить чисто в мате­риалистических рамках. Чтобы выйти из тупика,

 

 

159

 

 

необходимо начать осознавать, что в действительно­сти существуют силы, которые скрываются за про­явлениями материи.

 

Как же все это связано с астрологией? Просто благодаря использованию астрологии с правильным пониманием работы основных энергий (или стихий) мы можем установить, каких стихий недостает, какие в избытке или не сбалансированы, а какие, вероятно, являются источником проблем, физических, психологических и ментальных.

Как пишет д-р Вестлейк:

Сегодня впервые перед нами открывается воз­можность действительно превентивной медицины, так как мы можем теперь обнаруживать эти откло­нения от нормы, прежде чем они проявятся физиче­ски или сложатся в паттерн, известный нам как патологическое заболевание.

 

160

 

12

 

Стихии в интерпретации

 

Интерпретация астрологических карт приобретает но­вый, более глубокий смысл, когда акцент падает на стихии, так как при этом человек имеет дело с работой опре­деленных жизненных энергий, а не сосредотачивается только на проявлениях этих энергий во внешнем поведении и харак­терных чертах личности. Как мы говорили раньше, каждый человек состоит из всех четырех стихий. Человек не может существовать, если хотя бы одна из стихий отсутствует, так как тогда он будет полностью лишен функции этой энергии как психологически, так и физически. Однако стихии, наибо­лее акцентированные в натальной карте планетарными поло­жениями и положением Асцендента, показывают основные энергии и качества, на которые человек настроен сознатель­но. Эти доминирующие стихии показывают, «с чем вы нахо­дитесь в контакте» и, следовательно, какие энергии вы можете довольно легко использовать в повседневной жизни, а также в каких сферах опыта вы можете участвовать естественно и непринужденно. Стихии, которым недостает акцента в карте, указывают на определенные сферы жизненной активности, с которыми человек не имеет сознательного контакта, следова­тельно, эти стихии показывают настройку, которая должна сознательно культивироваться и развиваться, чтобы предо-

 

161

 

ставить человеку минимальное участие в сфере опыта, необ­ходимого для полнокровной жизни.

Можно многое узнать о человеке, просто анализируя лю­бую заметную несбалансированность стихий в натальной кар­те. Таким способом часто можно обнаружить конкретную жизненную проблему, приводящую человека в недоумение (сознательно или подсознательно) в течение всей его жизни, а возросшее осознание этой природной несбалансированности может заметно помочь ему в развитии более значимого кон­такта со сферами опыта, которые раньше были чужды для него. Естественно, человек не может изменить свою настрой­ку просто в результате анализа и обсуждения проблемы, но он может начать осознавать тот факт, что существуют сферы активности и типы людей, которые могут научить его чему-то, в чем он кровно заинтересован. Аналогичным образом, люди, имеющие чрезмерный акцент конкретной стихии в на­тальной карте, склонны переоценивать эту сферу опыта в ущерб своей целостности.

При анализе карты с точки зрения баланса стихий наибо­лее влиятельной стихией обычно является (но не всегда) сти­хия знака Солнца. За ней идут стихии Луны, Асцендента и Марса. И, наконец, стихии Венеры и Меркурия, за которыми в порядке значимости следуют стихии Юпитера и Сатурна. Стихии Урана, Нептуна и Плутона имеют мало общего с со­знательной настройкой человека, хотя они указывают на подсознательные факторы, мотивирующие целое поколение людей, к которому принадлежит данный человек. Однако для практических целей стихиям, на которые указывают положе­ния транс-сатурнианских планет, не следует придавать зна­чения в такой оценке. Я должен добавить, что стихии плане­ты, управляющей Асцендентом, а также стихии управителя знака Солнца придается дополнительный акцент, если это не Уран, Нептун или Плутон.

Например, при восходящем Скорпионе дополнительный акцент будет придаваться стихии Марса, а не Плутона.

 

162

 

 

Стихия управителя Асцендента имеет такую важность и обладает такой силой настройки в жизни человеке, что эту стихию всегда следует считать сильно акцентированной. Например, человек с восходящими Весами и Венерой в Раке, у которого нет других планет в водных знаках, будет открыто выражать многие качества, связанные с водной стихией. Другими сло­вами, такой человек будет мотивироваться эмоциональными потребностями, побуждением выразить нежные чувства, при­вязанность и сочувственную природу Рака. Это будет верно даже в том случае, если Солнце и Луна, а также Асцендент находятся в воздушных знаках.

Сосредотачиваясь на стихии управителя Асцендента, аст­ролог-практик достигает понимания одного из основных дви­жущих побуждений человека, понимания, которое легко мог­ло быть упущено, если бы человек просто суммировал число планет в каждой стихии и придавал им равное значение при определении доминирующей настройки. Только что упомя­нутая практика довольно бессистемно используется многими астрологами, а результирующая неточность суждений, осно­ванных на этой практике, побуждает их искать всевозможные «эзотерические» причины, чтобы объяснить наблюдаемые ха­рактеристики обратившегося к ним человека. Как всегда в практике астрологии, если человек действительно знает осно­вы и понимает их динамичное функционирование на уровне энергетического выражения, ему редко приходится полагать­ся на любой из множества вторичных приемов, обычно вос­хваляемых их защитниками.

Пример силы стихии управителя знака Солнца может до­полнительно прояснить используемую процедуру. Я недавно строил карту для женщины, у которой Солнце, Луна, Венера, Уран, Юпитер и Меркурий находились в Овне. Естественно, астролог может правильно предположить, что такой человек будет проявлять огненные характеристики. Если он не обра­щает внимания на тот факт, что управитель Овна, Марс, на­ходится в Рыбах (и это единственная планета в водном знаке),

 

163

 

то может описывать поведение этого человека как очень эгоцентричное в типичном овенском стиле. Однако тот факт, что «диспозитор» всех планет в Овне находится в водном зна­ке, смягчает выражение огненного побуждения Овна и окра­шивает самовыражение этого человека чувствительностью, которую не часто можно обнаружить у людей, имеющих все эти планеты в Овне.

Поэтому, анализируя сбалансированность или несбалан­сированность стихий в карте человека, не стоит слишком по­спешно делать обобщения. Один фактор в карте может видо­изменить выражение всего энергетического поля, по этой при­чине я посоветовал бы астрологам, которые просто суммируют число планет в каждой стихии, внимательнее приглядеться к используемой ими практике и честно рассмотреть ее ограни­чения и склонность к несправедливым заключениям. Идеалом при оценке акцента стихий в карте является по крайней мере некоторая настройка на каждую стихию. Это приводит к спо­собности достичь сбалансированного подхода к жизни и к воз­можности непосредственно участвовать во всех сферах опыта. Конечно, лишь очень немногие люди имеют этот идеальный баланс, но его отсутствие не следует непременно считать не­гативной чертой подхода человека к жизни. Люди способны компенсировать свои недостатки и слабости, они могут созна­тельно развивать энергетическую настройку и личные каче­ства, которые отсутствовали у них при рождении. Следова­тельно, баланс стихий должен рассматриваться скорее как директива для дальнейшего роста, чем как фактор, обязатель­но ограничивающий самовыражение человека в течение всей его жизни.

Несбалансированность огня

 

При слишком малом акценте огненных знаков человеку будет недоставать огненной энергии, у него, вероятно, будут

 

 

164

 

проблемы с пищеварением. Недостаток огня обычно проявля­ется как отсутствие воодушевления и тенденция не доверять самой жизни. Часто отсутствует радость жизни, человек быва­ет лишен веры и оптимизма. Ему может недоставать уверен­ности в своих силах, часто присутствует тенденция к унынию и отсутствие желания соответствовать требованиям жизни. Сложные ситуации и вызовы часто пугают таких людей, для преодоления любой важной жизненной проблемы требуется очень много времени, поскольку остаточные психологические эффекты, по-видимому, сохраняются еще долго после того, как переживание достигает своего пика.

Отсутствие огня почти всегда указывает на большую проб­лему, связанную с подходом человека к жизни. Огненную энергию могут стимулировать активные физические уп­ражнения, они очень рекомендуются для людей подобного типа. Следует тщательно следить за своей диетой, особенно если человеку также недостает земной стихии, так как тогда его пищеварению трудно справляться с тяжелой пищей. Ко всему, включая физические упражнения и привычки пита­ния, следует подходить с умеренностью, чтобы человек не истощал имеющуюся у него энергию. Однако часто эти люди обладают большим терпением, а сильный Марс или акцент Солнца может отчасти компенсировать перечислен­ные недостатки.

Слишком большой акцент огня редко воспринимается че­ловеком как проблема, пока не будет слишком поздно что-то предпринять. Это может проявляться как «сжигание себя из­нутри», в результате чего от человека остается одна пустая оболочка, особенно в случае злоупотребления алкоголем или наркотиками. Такие люди склонны к чрезмерной активности, они беспокойны и чрезмерно озабочены тем, чтобы заставить что-то произойти. Слишком большой акцент огня также мо­жет приводить к проблемам в общении с другими людьми, так как импульсивность, эгоцентризм и необузданное желание действовать немедленно и любой ценой могут стать причиной

 

165

 

очень равнодушного и грубого подхода к другим людям. (Это может быть уравновешено изрядным акцентом воды или воз­духа в карте.) Ч.Е.О.Картер оценивает эту несбалансирован­ность огня в следующих выражениях:

...в таком случае эта сила становится неконтро­лируемой и заставляет находящихся под ее влиянием людей быть необузданными, беспокойными, склонны­ми к несдержанности и преувеличению, вспыльчивы­ми и неугомонными, чрезмерно самоуверенными и по­творствующими своим желаниям. Мы получаем при­митивные черты, заметную тенденцию к эго восхва­лению, самомнению, тщеславию и любовь к помпез­ности и пышности.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!