Гэмблинг. Общая характеристика



В последнее время проблема азартных игр имеет большое значение в связи с привлечением к ее сфере компьютерных средств. Разнообразные игровые программы, привлекающие внимание своим красивым видом, приятными акустическими эффектами, осуществляют сильное суггестивное влияние на многих людей, особенно это касается подростков.

Явления, вызывающие беспокойство в обществе (к которым принадлежит повальное увлечение компьютерными играми в ущерб другим сферам увлечений и деятельности) оказываются в поведении детей и подростков раньше, чем их последствия осознают взрослые. Практика говорит о том, что большие возможности для самореализации человека, обретение им положительного социального опыта, стимулирования активности личности в социальной сфере создают игровые ситуации.

Отметим, что игра, как правило, имеет социальную направленность - это взаимодействие человека: с человеком, природой, компьютером, наконец, - с самим собой. Во время игры ребенок учится законам взаимоотношений между людьми, осознает вечные человеческие ценности.

Сейчас, к сожалению, дети выбирают другие игры - компьютерные. В наше время компьютерного прогресса, подрастающее поколение часто интегрируется в «виртуальный мир», забывая о том, что саморазвитие и самосовершенствование происходят именно из-за «живого» общения, а не через виртуальный мир. Адаптация сознания детей и подростков к виртуальной реальности приводит к возникновению зависимости от игр, мешает нормальному развитию личности, угнетает психофизиологическое и социальное здоровье человека.

Родители современных детей часто жалуются на то, что ребенок почти не отходит от компьютера, не реагирует на замечания по этому поводу и, если не удается «вытащить» его с компьютерного кресла, то на непродолжительное время. При этом, когда ребенок сидит за компьютером, он говорит про какие-то новые стратегии и технологии, позволяющие лучше воспринимать виртуальное видение. Понимая проблему, воспитатели обращаются в ее решении к принудительным методам: запретов и наказаний. Это еще больше отдаляет ребенка, который страдает игровой зависимостью, от реальности.

По нашему мнению, несмотря на степень осознания социумом проблемы, существует зависимость между регулярными занятиями компьютерными играми и угнетением познавательных и психических процессов детей и подростков.

Изучив влияние компьютерных игр в современных условиях, мы убедились в исключительной актуальности проведенного исследования по основным направлениям социальной педагогики. Компьютерные игры и их влияние на психологические и социальные характеристики личности подростка нуждаются в детальном изучении как недостаточно изученный социально-педагогический феномен, на этой основе социальные педагоги и психологи смогут контролировать и корректировать влияние компьютерных игр на социализацию подростков.

Сейчас проблема осложняется тем, что современные азартные компьютерные игры специально построены так, что в процессе игры у подростков возникает расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от проблем, а, следовательно, игра расценивается как приятное времяпрепровождение, приемлемая в обществе форма досуга при этом у ребенка постепенно развивается зависимость. В связи с этим многие исследователи считают азартные компьютерные игры большой социальной проблемой. Они отмечают, что сегодня разрабатываются и внедряются разновидности игр, которые стали более демократичными и доступными для детей и подростков. Аддикция к игре начинается тогда, когда после участия в ней подросток продолжает постоянно думать об игре и пытается снова участвовать в ней.

Формирование компьютерной зависимости у подростка безусловно связано с особенностями возраста. В связи с этим на основе анализа взглядов ученых (М. Бродский, Л. Выготский, А. Леонтьев) охарактеризуем некоторые особенности подросткового возраста, которые могут непосредственно связываться с развитием гэмблинг-зависимости.

Важнейшим новообразованием подросткового возраста является становление самосознания, которое характеризуется чувством взрослости, формирование самооценки и стремление к самовоспитанию. Центральным новообразованием в личности младшего подростка является представление о себе, как уже не ребенка, оценка (часто ошибочно) себя как взрослого, стремление копировать поведение взрослых. Если это чувство не имеет положительного подтверждения, подросток может начать искать эти под утверждение в игровом пространстве.

Таким образом, подростковый возраст является благоприятным периодом для формирования компьютерной гэмблинг-зависимости.

Отметим, что в отличие от наркомании, табакокурения, алкоголизма, игромания относится к аддикции, которая не связана с принятием каких-то веществ, изменяя психическое состояние. В последнее время проблема азартных игр имеет большое значение в связи с привлечением к ее сфере компьютерных средств.

Специфика влияния азартных компьютерных игр на формирование аддиктивного поведения подростка заключается в том, что:

• в настоящее время разрабатываются и внедряются разновидности игр, которые стали более демократичными и доступными почти для всех детей и подростков;

• современные азартные компьютерные игры специально построены так, что в процессе игры у подростков возникает расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем;

• аддикция к игре начинается тогда, когда после участия в ней подросток продолжает постоянно думать об игре, и пытается снова участвовать в ней;

• подростковый возраст является периодом, когда человек становится особенно восприимчивым для формирования компьютерной гэмблинг-зависимости;

• наличие аддиктивного поведения указывает на нарушения в процессе адаптации подростков к изменяющимся условиям микро и макросреды.

Гемблинг (патологическая склонность к азартным играм - F63.0 по МКБ-10) «заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, что доминирует в жизни субъекта и ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, не уделяется должного внимания обязанностям в этой сфере» (МКБ-10, 1994).

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) выделяют следующие признаки гемблинга как одного из видов аддиктивного поведения:

1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры;

2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре;

3. «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей;

4. Состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся после очередного игрового эпизода с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они могут сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, раздражительностью, сниженным настроением:

5. Характерно постепенное увеличение частоты эпизодов игры, стремление ко все более высокому риску, увеличение ставок.

6. Периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», все преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.

7. Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда «завязать», при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т. д.) гемблинг возобновляется.

Затем начинается фаза воздержания и запускается новый цикл.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 386; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!