Глава 3. Сравнительная характеристика гэмблинга и геймерства



Понятие геймерства

Проблему компьютерной зависимости исследуют психологи, врачи, педагоги, социологи. В социологической литературе проблемы игрового поведения и игровой деятельности изучались в контексте проблем социализации и усвоения социальных ролей. Это работы Дж. Босарда,М. Вебера, Б. Малиновского, Дж. Г.Мида, Р. Мертона, Я. Морено, Т. Парсонса, Г. В. Плеханова, Г.Риккерта, Н.Смелзер, Г. Спенсера, Г. Тарда, Т. Шибутани. Социокультурные и исторические проблемы воспитания в игре рассматривались в трудах историков, культурологов, социологов культуры Ф. Ареса, Г. Дайн, Е. А. Покровского. Уникальное место в разработке теории игры и ее места в истории культуры, в формировании социо-культурных норм и традиций в истории человечества принадлежит Й. Хейзинга, который считается основателем новой отрасли в науке. Социальные аспекты игрового поведения и игровой деятельности очень активно изучались в работах советских и российских психологов и педагогов: П.П. Блонского, Л. И. Божович, Л.А. Венгера, Л. С. Выготского, П. Ершова, А.В. Запорожца, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д. Н. Узнадзе, П. Г. Шедровицкого, Д.Б.Эльконина. Начиная с конца ХХ века, некоторые аспекты игровой деятельности старших школьников и молодежи рассматривались в контексте проблематики свободного времени и организации досуга.

На наш взгляд, требуют дальнейшего исследования факторы и последствия возникновения компьютерной зависимости несовершеннолетних, ее формы, особенности распространения азартных компьютерных игр в подростковой среде и тому подобное.

Заразиться «вирусом» компьютерной игромании, считают ученые, может любой человек, независимо от интеллектуальных способностей, социального положения или возраста. В целом влияние компьютерных игр на сознание, в частности незрелое, можно недооценить, но нельзя преувеличить. Компьютерная игра проникает в самые глубокие слои психики, и эта манипуляция является агрессивной в том, что игрок не осознает ее. Для несовершеннолетнего это «лишь игра», однако игрок, в отличие от потребителя других информационных продуктов, не ограничивается пассивным потреблением информации: в процессе игры непременно запускается психологический механизм соучастия. Неизбежно отождествление зрителя / читателя с героем фильма или книги в компьютерной игре приобретает активный характер. Игрок превращается в участника событий, причем эмоции, которые он испытывает, убивая виртуального врага, по мнению некоторых психологов, практически тождественны ощущениям участника реальных боевых действий. К тому же в отличие от фильмов, которые демонстрируются несколько часов, в компьютерную игру можно играть бесконечно - и никто не знает, где роковая черта, за которой виртуальный мир становится такой же частью сознания, как и реальный [7].

Врачи и ученые, которые начали исследовать проблемы так называемой «игромании», утверждают: она становится похожей на зависимость от наркотиков. Сейчас, когда быстро развивается техника, появляются новые информационные технологии, увеличивается количество разнообразных игровых технологий, возникает вопрос: как научиться обращаться с новой техникой и защитить себя от ее негативного влияния, осознавая степень ее влияния на физическое и психологическое здоровье.

Оказывается, зависимость от игровых устройств начинает формироваться уже в раннем возрасте. Невинные автоматы, которые предлагают «выиграть» малышам мягкую игрушку, становятся первым шагом на пути к зависимости в будущем. У ребенка, который впервые увидел перед собой автомат, глаза переливаются всеми цветами радуги, возникает интерес и желание нажать клавиши и посмотреть, что при этом происходит. На первый взгляд, ребенку кажется, что автомат или компьютер – это только развлечения. И впоследствии он начинает осознавать: чтобы достичь конечной цели, необходимо вложить деньги, которые часто остаются в автомате или в компьютерном клубе, принося прибыль владельцам и вызывая нервное расстройство у игрока.

Интернет является сегодня важным фактором социализации большого количества подростков. Он осуществляет информационное и нормативное влияние на их личность. Объектом нашего исследования выступает компьютерная зависимость как социальное явление. В рамках работы мы рассмотрим возможные опасные проявления компьютерной зависимости, а именно различные формы компьютерной зависимости подростков и ее последствия. На наш взгляд, результаты таких исследований пригодятся при определении путей профилактики возникновения компьютерной зависимости у несовершеннолетних.

Анализ литературы позволил выделить следующие психологические и физические симптомы патoлoгического компьютерного игрока. Это:

· психологические симптомы: хорошее самочувствие, возбужденность, азарт или эйфория за компьютером

· Невозможность остановиться;

· Увеличение количества времени, проведенного за компьютером;

· Пренебрежение семьей и друзьями;

· Ощущение опустошенности, депрессия, тревога, возникновение раздражения во время любой деятельности, не связанной с компьютером;

·  Сокрытие от родных и друзей правды о своем увлечении;

· Проблемы с учебой;

· Постоянное одалживание денег для участия в игре, даже готовность нарушить закон ради игры;

· физические симптомы:

- Интенсивное управление мышкой, джойстиком или клавиатурой приводит к чрезмерному напряжению в мышцах кисти и предплечья и, как следствие, возникновения «синдрома карпального канала»;

- Длительное сидение за монитором может вызвать сухость в глазах, проблемы со зрением;

- Головная боль, мигрень;

- Длительное сидение как таковое является большой нагрузкой на позвоночник и часто приводит к боли в спине и нарушение осанки;

- Развивается избыточный вес;

- Отсутствие аппетита, нерегулярное питание;

- Пренебрежение личной гигиеной;

- Нарушение сна, изменение режима сна.

Серьезное втягивание в игру происходит за несколько недель, а иногда часов [4].

К одним из более часто распространенных психических расстройств детей и подростков относятся расстройства поведения. Если проанализировать международную классификацию болезней (МКБ-10), то можем сделать вывод, что им в ней отведен специальный раздел. Внутри этого раздела выделены такие рубрики: гиперкинетические расстройства (F90), расстройства поведения (F91), эмоциональные расстройства детского возраста (F93), расстройства привязанностей (F94.1 и F94.2) и другие. Можем считать очевидным, что выделение отдельных рубрик внутри этого раздела носит в основном условный характер, а сами расстройства поведения детей и подростков представляют собой континуум психопатологических состояний, которые являются последствием комплекса патологических адаптационно-компенсаторных реакций, которые возникают у детей и подростков ка ответ на внешние и аутохтонные факторы, дезинтегрирующие процесс психического развития.

Давно известно, что подростковый и юношеский возраст представляет собой один из наиболее существенных факторов риска по развитию расстройств поведения, связанных с формированием зависимости от психоактивных веществ (ПАВ). В то же время лишь в последние годы получили широкое распространение формы аддиктивного поведения, не связанные с употреблением ПАВ, более того, лишенные самого химического субстрата зависимости.

С появлением и распространением в клинической практике феноменов геймерства, зависимости от персонального компьютера (ПК) и Интернета все чаще звучат высказывания о том, что собственно поведенческие составляющие зависимости, выявляемые при исследовании пациентов с ПК-зависимостью и Интернет-аддикцией, более соответствуют критериям расстройств привычек и влечений. В реальности, как подчеркивают составители и комментаторы МКБ-10, расстройства влечений (F 63) — клинически более широкая диагностическая группа, чем это нашло отражение в классификации: она закономерно должна была включать в себя злоупотребление и алкоголем, и наркотиками (F 10 — F 19), и расстройства приема пищи (F 52), и аномальное сексуальное поведение (F 65), однако эти расстройства выделены в самостоятельные группы, скорее всего, в угоду традиции [2]. В случае с ПК-зависимостью и Интернет-аддикцией таких традиций (в силу новизны явления) пока не сформировано, но главным фактором, позволяющим говорить именно о зависимости, является то, что в ряде работ авторами были выявлены у групп пользователей ПК и Интернета признаки зависимости, соответствующие критериям DSM-IV и МКБ-10 [3, 4, 5] — бесконтрольность использования, значительное стрессовое воздействие, сопряженность с финансовыми проблемами, социальные и учебные трудности, провокация симптомов, характеризующих гипоманию, хотя исследователи оперировали крайне малыми выборками и не прибегали к клиническим и экспериментально-психологическим методам исследования. По мере роста интереса к проблеме стало ясно, что полноценное изучение феномена Интернет-аддикции невозможно провести иначе, чем с применением Интернета в качестве инструмента исследования [6], а зависимость от ПК может быть прямым следствием информатизации обучения и быта.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!