Коренная селькупка Колпашевского района



Иженбина Наталья Платоновна

Приложение 8

Елена Юрьевна Ушакова – руководитель

Творческого коллектива «Коголика»

Участник творческого коллектива «Коголика»

На этническом фестивале: «Легенды Севера»

Доклад

Слайд

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;

 не уважать оной есть постыдное малодушие.

А.С. Пушкин

Слайд

Тема моей исследовательской работы - «Культура и быт селькупского народа».

 Меня особенно заинтересовала судьба селькупского народа, которые являются аборигенами Томской области. Предки северного народа пришли на нашу землю тысячелетия назад, освоили суровые земли, выжили в экстремальных условиях и при этом сумели создать яркую и самобытную культуру.

 

Слайд

Цели работы:

- познакомиться с исконными хозяевами Томской земли – селькупами (расселение народа по берегам реки Оби, особенности языка, охотничье-рыболовческий быт, мировоззрение);

- заинтересовать молодое поколение, привлечь его к исследовательской познавательной деятельности.

Слайд

Причина побудившая заняться данной исследовательской работой заключается в том, что в западносибирской тайге погибает целый народ, как этнос, вместе с этносом исчезает древняя самобытная культура, обедняя тем самым всё человечество.

Слайд

Работа состояла из сбора информации и обобщения полученных знаний. Данное исследование способствует сохранению ценной исторической информации, которую можно использовать в целях распространения среди молодого поколения и передачи страниц истории селькупского народа следующим поколениям, воспитанию уважительного отношения к истории отдельного народа и раскрытия чувства сопричастности к истории Родного края.

Слайд

Задачи исследования:

- анализ информации через изучение научно-популярной литературы;

-работа с различными источниками:

· индивидуальные встречи;

· материалы Краеведческого музея г. Колпашева;

· Фотографии;

· публикации в периодической печати;

-обобщение полученных знаний;

-оформление исследовательской работы;

-предоставление собранной информации в музей МАОУ «СОШ №2».

Слайд

По данным лингвиста А.П. Дульзона, специально ис­следовавшего вопрос распространения южноселькупских диалектов, шешкупскими населенными пунктами являлись поселки-юрты по р. Оби, начиная от Басмасова и далее вверх до Баранакова, Тискина, Тайзакова.

 

Слайд

 Именно эта часть Оби практически полностью входит в современные гра­ницы Колпашевского района. На сегодняшний день мес­том сосредоточения шёшкупов, носителей шёшкуйского диалекта, является с. Иванкино.

 Говор его жителей был даже взят учеными за основу при составлении букварей и словарей на этом языке.

Слайд

Селькупы Колпашевского района Томской области принадлежат в большинстве своём к особой - диалектно-локальной группе, именующей себя на своем языке шёшгула. Совместно с сюссюкумами р. Кети и чумулъкупами рек Парабели, Васюгана и Тыма они со­ставляют этническую общность, называемую нарымскими или южными селькупами. Существуют также северные селькупы (селькупы), обитающие на реках Таз и Турухан и их притоках в Красноярском крае и Тюменской области.

Слайд

Основой для всех этих, странных для русского слуха, названий послужил селькупский корень сё-/сю-/шё-/тю-/ чу-, несущий в себе обозначение земли-глины, поросшей травой-мхом и лесом. Вторые части этих названий: гула — люди, народ, куп/кум — человек. Следовательно, каждая диалек­тная группа селькупов именует себя практически одина­ково — "люди лесной земли".

Слайд

Мат шёшкуп эяк — "Я — шёшкуп," — так скажет о себе носитель данного диалекта. Свой народ они называли кол-доги шёшкула — "обские шёшкупы" (Колд - собственное имя р. Оби).

Слайд

На обском участке нынешней территории Колпашев­ского района некогда были расположены полностью 5 инородческих волостей Нарымского уезда (3-я Парабельская, Пиковская, Нижне-Тогурская, Верхне-Тогурская, Болъшая Чурубарская), еще три частично (Ларпицкая, 3-я Отделъная Парабельская и Мало-Чурубарская). Сюда же входили Мурзинская и Киргеевская волости Кетского уезда, краем Чаинская волость, бывшая сначала в Нарымском уезде, а с 1640 г. - в Томском.

Слайд

Всего на Оби от Сагандукова до Тайзакова во второй половине ХIХ в. проживали представители следующих ос­тяцких фамилий.

Слайд

Для селькупского народа характерна удивительная приспособленность к окружающей среде. Основными занятиями селькупов всегда были охота и рыболовство.

Слайд

Помимо пушной и мясной охоты на крупного зверя много добывали водоплавающей дичи, в основном уток, которых ловили пленницами (ловушками-петлями) и со­лили на зиму.

Слайд

В производстве охотников-рыболовов все утилизировалось, отходов почти не было. Мясо животных и рыб шло в пищу, из шкур шили одежду и обувь, шкурами подбивали лыжи-подволоки. Такие лыжи, подбитые мехом выдры или лося, легко скользили даже при подъеме на крутую гору; кроме того, на них не налипал снег.

Слайд

Широкое применение имела береста. Из нее делали посуду, покрышки для летних конических жилищ - чумов, колчаны для стрел, выкройки для обуви, полога от гнуса.

Слайд

Селькупы, занимающиеся охотой, пользо­вались луками двух видов: охотничье-боевыми, клееными из двух-трех пород дерева, и большими луками-самострелами. Луки-самострелы обычно делали из сука сухой старой ели. Самострелы уста­навливали на тропе зверя. Тетивой для любого вида лука служил специально обработанный кедровый корень или нитки из крапивы.  

Слайд

Из дерева долбили лодки, делали нарты, лыжи,

Слайд

 всевозможные ловушки на зверя и птицу, причем многие виды ловушек изготовляли прямо в лесу, имея при себе лишь топор или нож.

Слайд

Из кедровых или сосновых дранок рыболовы изготовляли подвиж­ные щиты - рыболовные запоры, а также морды: здесь продолжали бытовать так называемые пассивные способы добычи рыбы и зверя, при которых промысловик непосредственного участия не принимал.

Слайд

Если посмотреть на любую вещь, выполненную в традиционной манере (пусть это будет лодка, весло или детская колыбель), то можно подумать, что она изготовлена, чтобы продемонстрировать способности мастера.

Характерная черта древности - тщательность и аккуратность. 

Слайд

Характерной особенностью культуры народов с присваивающим типом хозяйства является бережное отношение к природе: от состо­яния природы зависела жизнь данного и последующих поколений.

Слайд

Анализ погребений, погребального инвентаря в сочетании с опуб­ликованными сведениями ХУШ-Х1Х веков, а также современными этнографическими данными позволяет понять особенности миро­воззрения народов в период средневековья.

 

Слайд

Материалы дают осно­вание предполагать, что свое бытие человек ставил в зависимость от различных сверхъестественных существ, имеющих образ живот­ных, птиц, насекомых, а также самого человека.

Слайд

Посредником между людьми и этими существами явля­лись шаманы. Они якобы видели эти существа, осязали их, а потому могли с ними общаться. Считалось, что эти невидимые духи, как, впрочем, и реальные животные, понимают человеческий язык.

 

Слайд

Очень долго селькупы д. Иванкино сохраняли древние язычес­кие представления о лозах. Селькупские лозы — довольно сложное понятие: это духи-хозяева определенной мест­ности, изготав­ливаемые из различных материалов (дерева, металла, тка­ни, меха), олицетворявшие духов предков или сверхъес­тественных существ.

Слайд

В начале нашего столетия чуть ли не в каждой семье имелись изображения "деревянных болванчиков", которых делали при рожде­нии каждого члена семьи, храня их в лесу, на сухом, вы­соком месте — мысу, В случае смерти кого-либо это изобра­жение сжигалось. Многие держали их в домах или амбарчиках для хранения предметов религиозного культа.

В Краеведческом музее г.Колпашева стоит уникальный экспонат- сохранённый целиком селькупский амбарчик, привезённый в 1940 г. с берегов реки Тым..

Слайд

На территории Колпашевского района сегодня проживает в районном центре 235 селькупов. Деревня Иванкино является единственным населённым пунктом Колпашевского района, где компактно проживают представители этого этноса.

Жители села до сих пор занимаются традиционными промыслами: сбор дикоросов и рыболовство. Кроме этого занимаются животноводством и огородничеством.

В малокомплектной школе дети до недавнего времени изучали селькупский язык. В создании букваря на диалекте шешкупов приняла участие жительница села Сычина Е.В.. К сожалению, в быту селькупы язык не используют, поэтому очень часто дети воспринимают язык своего народа как любой другой иностранный.

 

Слайд

Жители деревни Иванкино сохранили традиционное женское платье. Платья шили прямыми на кокетке и украшали неповторимым орнаментом, который нёс определённую информацию.

 

Слайд

Каждая геометрическая фигура обозначала род человека, животное, солнце, движение.

Слайд

К юбке, фартуку или платью старались пришить карман для хранения табакерки.

Слайд

Орнамент на верхней части платья обозначает движение селькупского народа к солнцу.

Слайд

На территории Колпашевского района действует селькупская община «Колта-Куп», которая насчитывает чуть более ста пятидесяти человек. Несколько лет существует молодёжный творческий коллектив «Коголика» (с селькупского «Ласточка») Это молодой коллектив работает под руководством Е.Ю. Ушаковой. Ребята из «Коголики» неоднократно выступали на этническом фестивале «Легенда Севера» в с. Парабель, за что награждены дипломами и благодарственными письмами.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 353; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!