Двукультурность селькупского народа



Экономическое притеснение коренных народов со стороны царс­ких властей сочеталось с духовным притеснением: еще в начале XVIII века в период между 1714 и 1720 годами было проведено массовое насильственное крещение «инородцев». Селькупы не понимали для чего и почему уничтожали и разоряли их древние священные места, и заставляли носить нательный крест. Сколько миссионеры ни старались – христианские догматы не были усвоены остяками так, как этого хотелось бы деятелям русской церкви. Древние идолы и шаманы были куда более надежными помощниками охотникам и рыбакам, чем непонятная фигура Иисуса Христа или Святой Богородицы. А учение о блаженстве одних умерших в раю и вечном мучении других в аду и вовсе никак не связывалось с привычными представлениями  селькупов о том, что живые на земле и мертвые под землей одинаково занима­ются охотой и рыбной ловлей. Наблюдавший новокрещенных извес­тный историк В.Н.Татищев в 30-х годах XVIII века не случайно писал: «Митрополит Филофей Лещинский не более сделал, как их переку­пал да белые рубашки надел и оное крещением пощитал». [13]

И все-таки за два слишним столетия, прошедших со времени начала христианизации, оформились верования в виде затейливого переплетения национальных воззрений с некоторыми элементами христианства. Эти верования у разных коренных народов в самых разных комбинациях и вариациях существовали вплоть до советско­го времени. К христианским иконам, например, складывалось такое же отно­шение, как к духам воды, леса: им приносили жертвы в виде кусков ткани, различных украшений. Селькупский бог Нум, по традиционным воззрениям, живущий на небе, дающий погоду и меняющий времена года, был «наделен» властью рус­ского царя.  По небу он ходил на подбитых мехом лыжах (Млечный путь), следил за справед­ливостью, наказывал за несоблюдение древних норм поведения (нельзя, например, нарушать лесной покой громкими голосами, бросать в костер острые предметы). [13]

По традиционным обычаям каждая семья, отправляя мужчин-охотников на зимний долгий промысел, устраивала обряд кормле­ния домашнего духа. Фигура этого духа в виде маленького человека из дерева имелась в каждой семье. Считалось, что все семейное благополучие зависит от него, поэтому перед промыслом его «кор­мили», делали подарки и т.д. С распространением христианства древний традиционный обряд в неизмененном виде стали посвя­щать не этому духу, а изображению христианского бога или царя. Во многих случаях, таким образом, совмещение традиционных верований с мировой религией – христианством оказалось возмож­ным, а во многих – невозможным. Христианство, например, никоим образом не могло деформировать шаманизм. Шаманы как специа­листы по общению с невидимыми духами не имели аналогий в христианстве. Именно по этой причине шаманизм оказался устойчи­вым, более устойчивым, чем христианство.

Новые формы хозяйствования, перенятые у русских, повлекли за собой дальнейшее изменение быта: необходим был оседлый образ жизни. Он давал возможность строить добротные дома русского типа. Появились и хозяйственные постройки – хлев, баня, а глино­битный чувал уступил свое место русской печи. Под влиянием русских у селькупов развелось домашнее животноводство. Впрочем, у Нарымских селькупов получил распространение своеобразный компро­мисс, который со всей наглядностью показывает, как происходят изменения в культуре. Селькупы в своем традиционном жилище – опущенном в яму срубе – поместили русскую печь. Однако само подземное жилище быстро теряло свое значение, уступая место наземному рубленому дому, поэтому «союз» русской печи и селькуп­ской землянки просуществовал недолго – в начале XX века это было уже редкостью. Несмотря на всевозможные изменения, охота про­должала сохранять довольно большое значение: ясак в государ­ственную казну платили мехами, меха еще долго шли в обмен на те продукты и товары, которые все прочнее входили в быт: муку, чай, ткани, бисер, керосин, нитки для сетей, порох и многое другое. [18]

 Коренное население, со временем втягиваясь в производственные сферы деятельности русских, усваивало основные операции возделывания зерновых и овощей (посадка, посев, уборка, хранение, употребление), полностью, исключая слож­ную обрядовую деятельность, связанную со всеми этими операци­ями.

Тяже­лый труд и отсутствие хорошей врачебной помощи по­рождали высокую детскую смертность, что являлось од­ной из причин исчезновения народа. Другой причиной размывания этого этноса явились смешанные браки.

Селькупы сегодня

В современной России работает государственная программа по возрождению малочисленных народов севера. На территории Колпашевского района сегодня проживает в районном центре 114 и в сёлах 121 человек селькупов. Национальным центром объединённых наций была выбрана деревня Иванкино. Эта деревня является единственным населённым пунктом Колпашевского района, где компактно проживают представители этого этноса. [5]

В годы Великой Отечествен­ной войны, именно в Иванкино съехались селькупы из многих окрестных юрт, чаще это были женщины и дети из семей, получивших похоронки на своих мужчин. И хотя очень многие умерли от ужасного голода, но село выстояло. И сегодня, когда исчезли с карты соседние сель­купские юрты и поселки — Иготкино, Теголово, Киярово, Ромашкины, Островные, Сагандуковы, — последним оплотом селькупской культуры остается Иванкино.

В малокомплектной Иванкинской школе дети до недавнего времени изучали селькупский язык и знакомились с традициями и обычаями народа. Преподавала национальный язык Иженбина Н.П.. В данный момент она преподаёт ребятам из селькупской общины в г.Колпашеве. (Приложение 7)

 В 2011 году Наталья Платоновна принимала участие во II областной научно-практической конференции с международным участием «Поликультурное и этнокультурное образование в Томской области: суждения, опыт, перспективы развития». Где выступила с докладом «Сохранение этнической идентичности коренных малочисленных народов Колпашевского района». В создании букваря на диалекте шешкупов приняла участие жительница села Сычина Е.В.. К сожалению, в быту селькупы язык не используют, поэтому очень часто дети воспринимают язык своего народа как любой другой иностранный.

Жители села до сих пор занимаются традиционными промыслами: сбор дикоросов и рыболовство. Кроме этого занимаются животноводством и огородничеством.

На территории Колпашевского района действует селькупская территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Колта-Куп» (председатель общины Иженбин Евгений Аркадьевич), которая насчитывает чуть более ста пятидесяти человек.   

1 декабря 1999 года в Детско-юношеском центре г. Колпашева был зарегистрирован  молодёжный творческий коллектив «Коголика» (с селькупского «Ласточка»). Создателем коллектива была Т. К. Кудряшова, сейчас этот молодой коллектив работает под руководством Е.Ю. Ушаковой.

(Приложение 8)

Ребята из «Коголики» неоднократно выступали на этническом фестивале «Легенда Севера» в селе Парабель, за что награждены дипломами и благодарственными письмами. А так же принимают участие в других мероприятиях: в праздничных вечерах посвящённых Дню города, в выставках Колпашевского краеведческого музея, в областном конкурсе «Фестиваль авторской песни», в концертных программах ДК «Рыбник». [2]

В 2012 году в Детском эколого-биологическом центре проводилась исследовательская работа по теме: «Преемственность традиций и экологической этики у представителей селькупского этноса на территории Колпашевского городского поселения». В ходе выполнения работы воспитанники ДЭБЦ выяснили, что со временем поколения селькупов изменяют своё отношение к традиционным промыслам: охотой и рыбалкой они занимаются для нужд собственного потребления, Орудия улова не изготавливают сами, а покупают. Селькупская молодёжь не владеет в полной мере родным языком.[7]

Селькупская община «Колта-Куп» ставит перед собой цели:

-формирование национального самосознания и достоинства;

-передача многовекового опыта подрастающему поколению;

-реализация конституционного права обучения и воспитания детей на селькупском языке;

- становление личности, способной создавать национальные культурные ценности.

В марте 2012 года Томская региональная общественная организация «Правовой информационный центр коренных малочисленных народов Севера «Коголика» провела открытые занятия для школьников Томской области Уроки проводились в рамках гранта, выигранного ПИЦ «Коголика» и поддержанного институтом проблем гражданского общества (г.Москва). Для проведения уроков приехали И.А. Коробейникова, методист этнокультурного центра Парабельского района, Н.П. Иженбина и В.Г. Саиспаева - члены ассоциации коренных малочисленных народов «Колта-Куп». [6]

Пока проводится работа по реализации данных целей, есть надежда, что селькупский народ традиционно был коренным народом севера и останется им на долгие годы.

 

Заключение

Исследовательская работа предоставила возможность сопоставлять, анализировать все факты и события прошлого и настоящего селькупского народа.

Изучение культуры и быта селькупского народа особенно важно для подрастающего поколения, так как изучение истории народов Родного края является процессом объединяющего формирования познавательных, нравственных и эмоциональных начал в человеке и в обществе в целом.

Материалы были собраны на основе изучения научно-популярной литературы, периодической печати, посещения Колпашевкого краеведческого музея и при личном общении с представителями селькупской общины.

Представленный в работе материал будет активно использован в процессе подготовки к урокам, лекциям, внеклассным мероприятиям, тематическим классным часам и останется в фонде музея МАОУ «СОШ №2»

Данная работа должна послужить толчком к  направленной исследовательской деятельности в дальнейшем и будет способствовать более глубокому изучению  истории Родного края.

Литература и источники

1. Газета Колпашевская №35 от 8.09.2006; стр.12 «Дети таёжной земли».

2. Газета Колпашевская № 11 от 14.03. 2008, «Сказание от «Ласточки».

3. Газета Красное знамя №170 от 24.08.1991.

4. Газета Советский Север № 88 от 1.08.2002.

5.Газета Советский Север №31 от 17.03.2011, «Сохраняя уникальную культуру».

6.Газета Советский Север №37 от 31.03.2012, «Открытые уроки для школьников Томска».

7. Газета Советский Север №23 от 26.02.2013, «В мире традиций»

8.Газета Томская неделя № 4 от 22.01.2004, «Исчезнут селькупы – мир станет менее ярок».

9. Газета Томская неделя № 38 от 19.09. 2002, стр.21 «Опасная коллекция»

10.Газета Томская неделя №3 от 16.01.2003.

11. В.В. Быконя, А.А.Ким, Ш.Ц. Купер Шёшкуй букварь. Т.: Изд-во научно-технической литературы, 1996.

12.Гашилов А.И. Тематический словарь селькупского языка. Спб.: Дрофа 2008.

13.Земля Колпашевская; сборник научно-популярных очерков; ред. Я.А.Яковлева; Т.:ТГУ,  2000.

14. Народы Томской области. Т.: Дайджест, 2004.

15.Северная книга; ред. Е.В. Осокин; Т; 1993.

16.Селькупская мифология; сост. Г.И.Пелих; Т.: НТЛ, 1998.

17.Томская область. Исторический очерк; ред.В.П. Зиновьева; Т; 1994.

18. Тучков А.Г. История и культура народов Сибири; Т; 2003.

Воспоминания представителей селькупского этноса Иженбиной Н.П..

Фотоизображения, отснятые в экспозиции Колпашевского краеведческого музея.

 

 

Приложение 1

 

 

 

Приложение 2

 

 

Приложение 3

 

 

Приложение 4

Приложение 5

      

Селькупский шаман

Приложение 6


Священный амбарчик для

Хранения религиозного культа

                                                   


Приложение 7


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 425; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!