Материальная культура селькупов



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

 

 

РЕФЕРАТ

 

Культура и быт селькупского народа

 

                                                Выполнил: обучающийся 

                                                5 Б класса                            

                                                Хайруллин Фёдор;

                                                Руководитель: руководитель структурного

                                                подразделения «Библиотека»

                                                Хайруллина Н.В.

 

Колпашево 2013

Содержание

 

Введение                                                                                                             3
1.Расселение селькупов                                                                                     5
2. Материальная культура селькупов 7
2.1.Промыслы                                                                                                 7
2.2. Одежда                                                                                                        10
2.3. Постройка дома                                                                                      11
3. Духовная культура селькупов                                                                  12
3.1. Создание семьи                                                                                       13
3.2. Обряд погребения                                                                                      13
4. Мировоззрение                                                                                            14
4.1. Шаманизм                                                                                                   14
4.2. Общение с духами                                                                                     15
5. Двукультурность селькупского народа                                                    17
6 .Селькупы сегодня                                                                                          20
Заключение   22
Литература   24
Приложение 25

 

 

 

 

Введение

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;

 не уважать оной есть постыдное малодушие.

А.С. Пушкин

Тема моей исследовательской работы - «Культура и быт селькупского народа»

В последнее время увеличивается интерес к прошлому, к народам, населявшим и проживающим в нашем крае, к его культуре и обычаям. Особенно заинтересовала судьба селькупского народа, который является аборигенами Томской области. Предки северного народа пришли на нашу землю тысячелетия назад, освоили суровые земли, выжили в экстремальных условиях и при этом сумели создать яркую и самобытную культуру.

Цели работы:

- познакомиться с исконными хозяевами Томской земли – селькупами (расселение народа по берегам реки Оби, особенности языка, охотничье-рыболовческий быт, мировоззрение);

- заинтересовать молодое поколение, привлечь его к исследовательской познавательной деятельности.

Причина побудившая заняться данной исследовательской работой заключается в том, что в западносибирской тайге погибает целый народ, как этнос, вместе с этносом исчезает древняя самобытная культура, обедняя тем самым всё человечество.

Работа состояла из сбора информации, изучения научно – популярной литературы и обобщения полученных знаний. Данное исследование способствует сохранению ценной исторической информации, которую можно использовать в целях распространения среди молодого поколения и передачи страниц истории селькупского народа следующим поколениям, воспитанию уважительного отношения к истории отдельного народа и раскрытия чувства сопричастности к истории Родного края.

Задачи исследования:

- анализ информации через изучение научно-популярной  литературы и публикаций в периодической печати;

-работа с различными источниками:

· индивидуальные встречи с представителями селькупского этноса;

· с фондами краеведческого музея г. Колпашева;

· фотографии;

-обобщение полученных знаний;

-оформление исследовательской работы;

-предоставление собранной информации в музей МАОУ «СОШ №2».

Предложенный материал будет использоваться при проведении занятий по предмету регионального компонента «География Томской области».

 

                         

 

Расселение селькупов

По данным лингвиста А.П. Дульзона, специально ис­следовавшего вопрос распространения южноселькупских диалектов, шешкупскими населенными пунктами являлись поселки-юрты по р. Оби, начиная от Басмасова и далее вверх до Баранакова, Тискина, Тайзакова. (Приложение 1)

 Именно эта часть Оби практически полностью входит в современные гра­ницы Колпашевского района. На сегодняшний день мес­том сосредоточения шёшкупов, носителей шёшкуйского диалекта, является п. Иванкино. Говор его жителей был даже взят учеными за основу при составлении букварей и словарей на этом языке.

Селькупы Колпашевского района Томской области принадлежат в большинстве своём к особой – диалектно-локальной группе, именующей себя на своем языке шёшгула. Совместно с сюссюкумами р. Кети и чумулъкупами рек Парабели, Васюгана и Тыма они со­ставляют этническую общность, называемую нарымскими или южными селькупами. Существуют также северные селькупы (селькупы), обитающие на реках Таз и Турухан и их притоках в Красноярском крае и Тюменской области. (Приложение 2)

Основой для всех этих, странных для русского слуха, названий послужил селькупский корень сё-/сю-/шё-/тю-/ чу-, несущий в себе обозначение земли-глины, поросшей травой-мхом и лесом. Мох и лес в традиционных представ­лениях селькупов являются неотъемлемым качеством зем­ной поверхности. Вторые части этих названий: гула — люди, народ, куп/кум — человек. Следовательно, каждая диалек­тная группа селькупов именует себя практически одина­ково — «люди лесной земли», только каждая фонетически по-разному оформляет это общее по смыслу самоназва­ние. [14]

Иным, объединяющим этот народ именем является слово остяки, данное им русскими первопоселенцами вздешних местах. За четырехсотлетний период своего бытования оно, произошедшее из русской огласовки хантыйского словосочетания ас, ях — «обской народ», перешло в разряд – этнонимов и стало таким же родным и близким как и самоназвание. Официальное название — селькупы, реально бытовав­шее за пределами Нарымского края — в Тазовско-Туруханской тайге и тундре — и более широко распространен­ое в 1930—1950-х гг. усилиями ученых этнографов и лин­гвистов, на Средней Оби долго воспринималось шёшкупами, сюссюкумами и чумулькупами как «чужое» и «научное». Однако и оно постепенно вошло в обиход особенно после того, как было закреплено  в паспортах и других официальных документах в графе «национальность», а также с помощью усилий средств массовой информа­ции. [12]

Мат шёшкуп эяк — «Я — шёшкуп» — так скажет о себе носитель данного диалекта. Свой народ они называли кол-доги шёшкула — «обские шёшкупы» (Колд – собственное имя р. Оби), живущих ниже по Оби чумулькупов — ти-мылъ-гула, обитателей р. Тыма — такылкула («низовские люди»), а живущих выше по Оби, в районе п. Сондорова, где существовал особый говор, шёшкупы называли та-мылъгула («верховские люди»). Татарин звался ими — ты/ тыла, русский — руж. [11]

На обском участке нынешней территории Колпашев­ского района некогда были расположены полностью 5 инородческих волостей Нарымского уезда (3-я Парабельская, Пиковская, Нижне-Тогурская, Верхне-Тогурская, Болъшая Чурубарская), еще три частично (Ларпицкая, 3-я Отделъная Парабельская и Мало-Чурубарская). Сюда же входили Мурзинская и Киргеевская волости Кетского уезда краем, Чаинская волость, бывшая сначала в Нарымском уезде, а с 1640 г. – в Томском. (Приложение 3)

Этнолингвистами собраны сведения о фамилиях остяков, проживавших в тех или иных инородческих поселках-юртах, они были взяты из церковных метрических книг: Инкинской Троицкой церкви 1870-1872, 1874-1879 гг. (священник Федор Гурьев, псаломник Павел Орнашев), Тогурской Воскресенской церкви за 1870—1873 гг. (священник Федор Болыланин, псаломщик Илья Чистосердов), Пророко-Ильинской церкви Новоильинского за 1900—1904 гг. (священники Василий Лавровский и Петр Зайков, псаломщик Александр Чистосердов), Троицкой церкви с. Кетского (Мохово) за 1872, 1875—1878 гг. (священник Василий Мамин, псаломщик Николай Чистосердов). [15]

Всего на Оби от Сагандукова до Тайзакова во второй половине ХIХ в. проживали представители следующих ос­тяцких фамилий: Айкины, Аландины, Аргесовы, Елеевы, Езынгины, Елетаевы, Ермолины, Емелькины, Игырмаевы, Иванкины, Идины, Ижучкины, Иткумовы, Иткуповы, Иткуловы, Жидкины, Лозыгины, Логиновы, Кадины, Кайдаловы, Кармашкины, Касогасовы, Киндеевы, Киргеевы, Кияровы, Колмаковы, Малгетовы, Малеевы, Мазотовы, Майдасовы, Мыдины, Нейчагины, Немдогины, Ненгалины, Нендыгины, Непдыгины, Непсогины, Неугины, Пеадеуровы, Пурадины, Палъджигины, Петковы, Пидогины, Сагандуковы, Садковы, Самсоновы, Сапкараковы, Саяковы, Солмины, Сегалины, Сондоровы, Сычины, Тагановы, Тайгуловы, Тайзаковы, Талаевы, Тегировы, Телесовы, Титколевы, Тоболъжины, Тулпаевы, Туркины, Чаршины, Чигаткины, Чинзаровы, Уразовы, Шагины, Широковы. Вероятно, этот список не является абсолютно исчерпывающим, но дает общее пред­ставление о фамильном составе шёшкупов и верхнеобских сюссюкумов Колпашевского района. [13]

Материальная культура селькупов

2.1.Промыслы

 

Для охотничье - рыболовческого быта характерна удивительная приспособленность к окружающей среде. Эта приспособленность и обеспечила особую устойчивость древних сибирских культур, кото­рая позднее с трудом воспринимала влияние русской культуры.

Основными занятиями селькупов всегда были охота и рыболовство. Л.С. Езангина рассказывала: «Одни сель­купы всегда жили на материке — это охотники. А наши всегда жили на островах, здесь теплее — это рыбаки».

Помимо пушной и мясной охоты на крупного зверя много добывали водоплавающей дичи, в основном уток, которых ловили пленницами (ловушками-петлями) и со­лили на зиму.

Всегда собирали утиные яйца, съедобные корни, яго­ду. Основу питания южных селькупов составляла рыба. Рыбу варят, обжаривают, солят, делают порсу (рыбную муку). На употребление в пищу мяса многих зверей и птиц у селькупов существовали запреты. Многие виды промысла, а особенно сбор ягоды и лов ценной рыбы установкой запоров, чердаков, заламыванием осуществлялись коллективно, одновременно. Ого­воренные сроки соблюдались.

В производстве охотников-рыболовов все утилизировалось, отходов почти не было. Мясо животных и рыб шло в пищу, из шкур шили одежду и обувь, шкурами подбивали лыжи-подволоки. Такие лыжи, подбитые мехом выдры или лося, легко скользили даже при подъеме на крутую гору; кроме того, на них не налипал снег. Внутренности животного использовались в качестве приманки к ловушкам. Из костей, рыбьих пузырей, чешуи варили клей, которым склеивали части охотничьего лука, детали ручных нарт и т.д. Из сухожилий лося и оленя изготовляли нитки, которыми сшивали берестяные тиски, шкуры животных. [13] (Приложение 4)

Коренные сибиряки верили, что животные ведут жизнь сродни человеческой. Охотники и поныне убеждены, что даже бурундуку свойственны человеческие чувства и поступки: он может сунуть голову в развилку ветки и кончить жизнь самоубийством, если обнаружит пропажу своих запасов на зиму.

Железо вплоть до прихода русских было дефицитом, поэтому многие предметы про­должали делать из кости. Костяными часто были наконечники стрел, пряжки, всевозможные застежки, наперстки.

Широкое применение имела береста. Из нее делали посуду, покрышки для летних конических жилищ – чумов, колчаны для стрел, выкройки для обуви, полога от гнуса. Берестой обклеивали древко лука и рукоять рогатины, с которой охотились на медведя. Рогатина, обклеенная берестой, даже мокрая от дождя или снега не скользит в руках охотника.

Селькупы, занимающиеся охотой, пользо­вались луками двух видов: охотничье-боевыми, клееными из двух-трех пород дерева, и большими луками-самострелами. Луки-самострелы обычно делали из сука сухой старой ели. Самострелы уста­навливали на тропе зверя. Тетивой для любого вида лука служил специально обработанный кедровый корень или нитки из крапивы.

Из дерева долбили лодки, делали нарты, лыжи, всевозможные ловушки на зверя и птицу, причем многие виды ловушек изготовляли прямо в лесу, имея при себе лишь топор или нож. О большом значении, которое имели в жизни охотника топор и нож, свидетель­ствует то, что в средневековых погребениях сельку­пов эти предметы, как и колчаны со стрелами, всегда находились при покойном. Из кедровых или сосновых дранок рыболовы изготовляли подвиж­ные щиты – рыболовные запоры, а также морды; здесь продолжали бытовать так называемые пассивные способы добычи рыбы и зверя, при которых промысловик непосредственного участия не принимал. Охота и рыбная ловля являлись средством существования, а вовсе не способом отдыха и развлечения.

Характерной особенностью культуры народов с присваивающим типом хозяйства является бережное отношение к природе: от состо­яния природы зависела жизнь данного и последующих поколений. Рыболовные запоры, например, делали с таким расчетом, чтобы мелкая рыба в них не задерживалась; сроки добычи зверя, птицы были строго определены и ограничены; молодняк никогда не отстре­ливался полностью, так же, как никогда не уничтожали полностью семейство животных. В кодекс поведения охотника-аборигена входила обязательная перед выстрелом просьба обращение, обращённое к животному, за вынужденное его убийство. [9]

Один из русских очевидцев писал: «Как крестьянину не придет в голову убрать недозревший хлеб, так инородцу не придет в голову добывать не вовремя зверя»,

Если посмотреть на любую вещь, выполненную в традиционной манере (пусть это будет лодка, весло или детская колыбель), то можно подумать, что она изготовлена, чтобы продемонстрировать способности мастера.Характерная черта древности – тщательность и аккуратность. Тщательность, конечно, не ради самой себя. Аккуратно, до последнего штриха древние охотники выполняли любую вещь, если даже она была разового пользования. Иначе и быть не могло, потому что считалось: вещь может выполнять свое назначение только тогда, когда она полностью готова. В понятие готовности включались все операции, вплоть до нанесения орнамента, который своим содержанием «помогал» владельцу вещи. Например, на спинках детских ночных колыбелей выскабливали сложное стилизованное изображение солнца, которое якобы отпу­гивало злых духов, охотящихся за душой младенца. Значит, без солярного орнамента колыбель считалась неготовой.

2.2. Одежда

 

В конце XIX – начала XX веков одежда селькупов состояла из верхней и нательной. Основной верхней одеждой была длинная шуба из шкур животных, крытая сверху тканью. Селькупские женщины славились изготовлением так называемого «сборного меха»: долгое время - несколько промысловых периодов – женщина копила лапки белок, соболя, мелкой шкуры горностаев. Затем меховые лоскутки выделывали и сшивали в меховое полотно. Из такого меха шили как женские, так и мужские длинные шубы. Длинная шуба из сборного меха представляла собой значительную семейную ценность. В начале XX века такая шуба была обязательным свадебным подарком от семьи жениха невесте. [10]

В XIX веке у Нарымских селькупов были распространены зипуны- кафтаны из толстого сукна. В XX веке их вытеснила стёганая ватная куртка-фуфайка, ставшая основной верхней одеждой промысловика- охотника. Зимой мужчины носили двойные штаны. Женщины вплоть до середины XX века поясной одежды не знали. У них бытовали длинные вязаные чулки. Нарымские селькупки сохранили очень древний тип вязки - «на одной игле». Ремесло не простое. В начале надо настричь конского волоса именно из гривы: он мягче, пружинистей. Потом напрясть не меньше двух клубков, так как вяжется чулок в две нитки. Рыбацкие чулки (для них придумана конская пряжа) вяжутся длинными на всю ногу. Достоинство их в том, что они пропускали воздух (значит «дышит» кожа), но практически не промокали, даже если попала вода в бахилы. Достаточно снять такие чулки, встряхнуть, и всё, сушить не надо. Есть ещё одно свойство, при трении о кожу из-за особых электростатических зарядов, конский волос снимает ревматическое явление. [13]

Мужские рубахи и женские платья шили прямого покроя на кокетке. В начале XX веков у селькупов платье было вытеснено юбкой и кофтой. В этот же период селькупские женщины начинают активно носить фартуки. К юбке и фартуку старались пришить карман для хранения табакерки.

 

2.3. Постройка дома

 

Вот что вспоминал в 1992 г. в юртах Сагандуковых А. И. Скирневский, родившийся в этом поселке в 1936 г. и проживший там до 1951 г.: «Мой дед Спиридон был од­ним из первых русских, кто поставил еще в прошлом веке среди остяков в Сагандуково свой дом. Его дразнили «Спирька-пепелок» (т.е «Сожжем мы тебя»). Они тогда, как хозяева на своей земле жили. В ю.Сагандуково видел я, как они карамо строили. Копали яму в человеческий рост. Над ямой сруб ставили, венца 2—3. Когда яму копали, сразу выход из нее прокапывали. Получался как коридор в земле из ямы наружу. Окно про­пиливали в нижнем бревне сруба в стене напротив выхода из карамо. Окно застекляли, а раньше брюшиной затяги­вали. На сруб матку клали. На нее — двускатный накат кры­ши. Крышу сверху берестой покрывали и землей завалива­ли. В крыше обязательно делали отверстие, как запасной выход, на случай, если вдруг внезапно ночью вода прибу­дет. Через коридор в таком случае не выплывешь. Стены и пол в карамо земляные. Пол подметать можно. Печка в любом углу от двери. Нары ставили по стенам. У стены против выхода стояли стол и лавка. Выход в крыше могли как второе окно использовать, но чаще его закрывали, как сейчас люк погреба закрывают. Обычно в карамо было очень жарко. Люди, раздевшись, ходили. Снасти, сети там сохли моментально. Сруб над ямой делали из тонкомер­ных лесин. Шкурили их не всегда. Иной раз сучки обтешут, лишь бы бревна плотно лежали — и все. Если на высоком месте землянку ставили, то и вовсе без сруба старались обойтись или одним звеном. За неделю один мужик запро­сто мог такую землянку соорудить, а вдвоем — дня за три управлялись». [13]

 

Духовная культура селькупов

3.1. Создание семьи

 

Своего, шёшкупского свадебного обряда подробно никто не помнит. Остались лишь смутные воспоминания, что жениха и невесту выбирал отец. Некото­рые элементы обряда — введение невесты в дом, первая ночь — были как-то связаны с огнем. Позже все старались делать по-христиански, да прорывалось и все еще проры­вается крохами свое, языческое. Жену брали из другого рода: если из своего, то родство должно было быть выше седьмого колена. Иногда еще до рождения мальчика или девочки род уже решал их судьбу. Даже разница в возрас­те, по сообщению К.Т. Езангина, Л.С. Сычина, роли не играла. Разводов практически не было. Второй раз вступа­ли в брак только при вдовстве. К нач. XX в. селькупы стали более свободны в выборе невест и женихов. [8]

 

3.2.Обряд погребения

 

Кладбищу на территории села Иванкино не менее 250 лет. Хоронили на нем, конечно, уже по-христиански, но до самого последнего времени небольшие особенности все же оставались.

После смерти покойника омывали, а затем селькупа клали на пол, русского — на лавку. В гроб укладывали только на второй день к вечеру, чтобы усопший «попри­вык к новой домовине». Родственники при этом только присутствовали, выполняли все действия другие люди. Набивали в подушку и подкладывали под саван не древес­ные стружки, как это сейчас везде принято, а березовые сухие веники. Одежду, в которой умер человек, сжигали. Пепел от нее и иконки хранили в небольшой часовне, что стояла на кладбище ближе к берегу. Избавлялись не только от одежды покойника, но и от посуды, в которой омывали его тело. Вот как рассказывала об этом селькупка Джурми (Тобольжина): «Раньше посу­ду, в которой мыли умершего, нужно было пустить по реке. Пусть плывет туда, куда течением прибьет. Ловить нельзя. Возьмет себе тот, кто найдет эту посуду прибив­шейся к берегу. Если потонет, значит так надо». [13]

Все эти обряды, например, были выполнены в 1995 г. на похоронах А.А. Балабановой, хотя и была покойница русской, но очень долго прожила в Иванкино.

На кладбище каждый род имел свой участок. Зимой могилы копали в два приема — на второй и на третий день после смерти. На третий же день производили захороне­ние.

Еловых веток в могилу никогда не бросали, ведь их окончания — это кресты. Такой символ, наоборот, должен присутствовать не при окончании, а при начале жизни. Дымом еловых веток окуривали рожениц, телившихся ко­ров… На могиле ставили не крест, а похожий на челове­ческий силуэт столбик.

 

Мировоззрение

Анализ погребений, погребального инвентаря в сочетании с опуб­ликованными сведениями ХVIII-ХIХ веков, а также современными этнографическими данными позволяет понять особенности миро­воззрения народов в период средневековья. Материалы дают осно­вание предполагать, что свое бытие человек ставил в зависимость от различных сверхъестественных существ, имеющих образ живот­ных, птиц, насекомых, а также самого человека. Эти существа, невидимые, но вполне материальные, якобы обитали в лесу, в воде, распределяли добычу, вселялись в тело человека, питаясь его органами и тем самым, принося заболевания. Изображения этих существ часто встречаются в виде подвесок на костюме шамана и на таком предмете религиозного культа, как бубен. [16]

 

4.1. Шаманизм

 

Посредниками между людьми и духами явля­лись шаманы. Шаман считался избранником и повелителем духов, посредником между ними и людьми, охранителем жизни на земле, покровителем рода и племени. Избранник духов с младенчества отличался особыми знаками, - рождался в «рубашке», завитками волос на затылке или с необычайным осмыслённым взглядом. В подростковом возрасте, а иногда и раньше он начинал выделяться своим поведением от окружающих, испытывал влечение к одиночеству, имел странные сны, иногда временами терял сознание, у него появлялись зрительные и слуховые галлюцинации. И вот однажды к нему будто бы являлся дух покровитель и приказывал стать шаманом. После этого начиналось выздоровление человека и его шаманское служение.   [1](Приложение 5)

У селькупов существовало три вида шаманов: «сомбырни» - камлающий в светлом чуме, «кумытырни» - камлающий в тёмном чуме, и «алога» - занимающийся «чёрным делом».

Для общения с духами шаман совершал особый ритуал действия – камланиие, во время которого он входил в транс. В таком состоянии шаман мог делать предсказание, лечить больных и отгонять несчастье от своего рода.

Одними из главных атрибутов шамана были бубен и колотушка. Бубен мог попасть в руки шамана двумя путями. Чаще всего для молодого шамана специально изготавливали новый бубен. Иногда бубен мог достаться начинающему шаману по наследству. Если старый шаман чувствовал, что скоро ему придётся отправиться в мир иной, он мог передать свой бубен сыну, внуку или тому родственнику, в котором видел потенциального продолжателя своего дела. Хотя считалось, что вместе с шаманом должен был умереть и его бубен. [1]

 

4.2. Общение с духами

 

Совсем недавно земная жизнь селькупов была неразрывно связана с миром духов. К духам не просто обращались за помощью в трудные моменты существования рода, просили помощи в охоте или благодарили за рождение ребёнка. Для них строили дома – священные амбарчики, их одевали и кормили. Для них устраивали жертвоприношения, иногда кровавые, доверяли охранять ценные вещи, а также дарили духам подарки, в том числе деньги, отрезы ткани, шкуры пушных зверей. [3] (Приложение 6)

Священный амбарчик строился из толстых брёвен, устанавливался на высоких бревенчатых «ножках», имел крепкую крышу, покрытую берестой и дверь, прорезанную в одной из стен. Строили их в глухих таёжных местах, на болотах или островах и дорогу к ним знали только избранные. Найти тайную дорогу могли с помощью лоскутов ткани, развешанных кое-где на деревьях. На тропе ставились ловушки и самострелы, которые охраняли амбарчики от незваных гостей.

Ходить к культовому амбарчику где жили духи-покровители данного рода имели право только мужчины, а женщинам вообще запрещалось. В особо важных для рода случаях к амбарчику вместе с мужчинами рода отправлялся шаман. Он приходил с фигурками своих собственных духов – они считались более сильными, чем семейные духи, - и молился, прося о помощи роду. [17]

На святилищах существовал обряд поедания жертвенных животных. Кости сжигали или прятали. Но конечности и, главное, голову необходимо было оставить на священном месте, так как, считалось, что голова живого существа, в том числе и человека, является местом обитания главной души, которая способна возродиться в новых индивидуумах. Древняя, как и сам человек разумный, вера возрождения находит своё выражение в культах плодородия, размножения, воскрешения духов и богов. [13]

Смерть объяснялась разложением или насильственным расчлене­нием тела, поэтому умерших естественной смертью, т.е. имеющих тело в сохранности, отправляли в мир мертвых со всеми необходи­мыми вещами. Мир мертвых, согласно  воззрениям северян, - это копия реального мира: там ходят на охоту, ловят рыбу и т.д. Исходя из этого, родственников хоронили на одном и том же кладбище, чтобы «там» они могли помогать друг другу. В мире мертвых нет неравенства и подчинения одних другим. Понятно, что такие пред­ставления являлись отражением реальных родовых отношений.

Очень долго сохраняли селькупы, в том числе и иванкинцы,  древние язычес­кие представления о лозах. Селькупские лозы — довольно сложное понятие: это и духи-хозяева определенной мест­ности, и что-то вроде русских чертей, и идолы, изготав­ливаемые из различных материалов (дерева, металла, тка­ни, меха), олицетворявшие духов предков или сверхъес­тественных существ. О них старались помалкивать, а места, где они обитали, — не тревожить. [4]

А.Ф. Плотников писал, что еще в начале нашего столетия чуть ли не в каждой семье имелись изображения «деревянных болванчиков», которых делали при рожде­нии каждого члена семьи, храня их в лесу, на сухом, вы­соком месте — мысу. В случае смерти кого-либо это изобра­жение сжигалось. Многие держали их в домах. Мыс, где хранились эти, по выражению А.Ф. Плотникова, куклы и происходило их сожжение, назывался Попарге сог (по – Дерево, парге — болван, сог — мыс). В мифологии и религии селькупов часто сталкиваются с особой ролью некоторых животных и птиц, которые находят своё выражение в целом комплексе охотничьих обрядов, в ритуалах, праздниках, связанных с охотой и рыбной ловлей. При хорошем промыс­ле зверя или рыбы жители произносили: «Ном мыгет» (Ном ~ Бог, мыгет — дал) и собирали часть самой лучшей добычи от каждого промышленника в кучу, которую сжи­гали. Обряд назывался пир — всесожжение. Мыс Попарге сог в старину был обвешан пожертвованными шелками, пушниной, серебряными и медными деньгами, поступавшими в пользу лозов (духов). Этот лес в начале 1850-х гг. при подорвавшейся вере в лозов селькупами был вырублен. [18]


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 502; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!