Задание 1. Содержание и форма художественного произведения



1. Определите тему и круг проблем следующих произведений: «Война и мир» Л.Н. Толстого», «Кому на Руси жить хорошо» А.Н. Некрасова, «Двенадцать» А.А. Блока, «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. Что в содержательном плане объединяет эти произведения?

2. Сформулируйте идею (содержательную концепцию) каждого из названных произведений и обозначьте способы ее художественного воплощения на уровне композиции, сюжета, жанра, системы образов.

 

Литература

Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988. – С. 88–107.

Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2000.

Есин А.В. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. – М., 2000. – С. 25–34; 34–42; 43–56; 58–72.

Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учеб. пособие. – М., 2001. – С. 10–22.

Задание 2. Ритмико-звуковая организация стихотворного произведения
(на примере произведений: «Зимний вечер», «Поэту», «Бесы» А. Пушкина)

1. Проанализируйте ритмический рисунок стихотворения:

а) сделайте графическую запись стихотворения, отметить ударные и безударные слоги;

б) подсчитайте число стоп в стихах, определить метр (размер) и его интонационные возможности;

в) определить тип и способ рифмовки в стихотворении;

2. Проанализируйте звуковую и строфическую организацию стихотворения:

а) выявите особенности поэтического синтаксиса (инверсии, восклицания, обращения, риторические вопросы, синтаксический параллелизм, повторы);

б) проанализируйте состав сильных звуков, выделить аллитерации и ассонансы;

в) определите строфику стихотворения, наличие композиционного членения.

3. В заключение установите взаимосвязь между ритмико-мелодической структурой стихотворения и поэтическим миром; определить ее роль в создании образа-переживания и выражении идейно-содержательной концепции стихотворения.

Литература

Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 1999. – С. 133–140 – Гл.: Лирика.

Илюшин А.А. Русское стихосложение. – М., 1988.

Задание 3. Жанровая специфика литературного произведения

1. Укажите жанровые критерии лирического произведения:

а) дайте определения следующих лирических жанров: оды, гимна, сатиры, эпистолы, послания, элегии, идиллии, песни, надписи, эпиграммы и привести примеры (по 1 образцу каждого жанра);

б) определите, чем отличается один лирический жанр от другого и сформулируйте понятие авторской установки;

в) покажите, каким образом можно объединить указанные жанры в системы (парадигмы).

2. Опишите сущность процесса стирания жанровых границ в литературе XIX–XX вв.:

а) укажите, к какой жанрово-тематической разновидности относятся стихотворения «Зимнее утро» А. Пушкина, «Есть речи – значенье...», «Дума» М. Лер­монтова, «Размышления у парадного подъезда» А. Некрасова.

б) объясните разницу между понятием жанр и жанровый канон в литературе.

Литература

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николю­кина. – М., 2003. См. соответствующие статьи, касающиеся жанра, оды, гимна, сатиры, инвективы, эпистолы, послания, элегии, идиллии, песни, сонета, песни, эпиграммы и пр.

Основы литературоведения / Под ред. В.П. Мещерякова. – М., 2003. – С. 65–70.

Хализев В.Е. Жанры // Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999. – С. 319–340.

Задание 4. Межродовые и внеродовые жанровые формы

1. Укажите родовые признаки эпоса и лирики в жанре поэмы (на примере поэм: «Медный Всадник» А. Пушкина, «Мцыри» М. Лермонтова и «Реквием» А. Ахматовой).

2. Приведите примеры произведений, соединяющих родовые признаки драмы и лирики.

3. Объясните, почему очерк, эссе, фельетон, литература «потока сознания» относятся к внеродовым жанровым формам?

 

Литература

Основы литературоведения / Под ред. В.П. Мещерякова. – М., 2003. – С. 61–78.

Хализев В.Е. Жанры // Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999. – С. 319–340.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Теория литературы как наука. Теория литературы в системе гуманитарных дисциплин.

2. Теория литературы и другие литературоведческие дисциплины.

3. Понятие искусства. Художественная литература среди других видов искусства.

4. Специфика литературы как вида искусства. Понятие художественного образа.

5. Специфика эстетического восприятия. Понятие художественного произведения как феномена искусства.

6. Понятие художественного образа. Типы образных структур в литературном произведении.

7. Родовая специфика литературы.

8. Лирика как род литературы. Понятие лирического героя.

9. Драма как род литературы.

10. Эпос как род литературы. Виды повествовательных структур.

11. Понятие литературного жанра, жанрового канона. Проблема жанровой эволюции.

12. Общая характеристика основных эпических жанров.

13. Межродовые и внеродовые литературные жанры.

14. Общая характеристика основных лирических жанров.

15. Общая характеристика основных драматических жанров.

16. Принципы рассмотрения литературного произведения. Анализ, интерпретация, контекстуальное изучение.

17. Содержание, форма, материал литературного произведения.

18. Художественное содержание литературного произведения и его компоненты.

19. Художественная форма литературного произведения и ее компоненты.

20. Понятие композиции, сюжета, конфликта литературного произведения.

21. Тема и идея литературного произведения. Классификация тематических аспектов художественной литературы.

22. Авторская позиция и способы ее выражения в литературном произведении.

23.  Понятие о пафосе. Виды пафоса в художественной литературе.

24. Литературное произведение как системная целостность. Уровни литературного текста и их взаимодействие.

25. Мир произведения. Персонаж, вещь, пространственно-временная организация. Понятие хронотопа.

26. Литературное произведение как текстовое единство. Понятие текста и контекста. Заголовочно-финальный комплекс литературного произведения.

27. Стихотворная и прозаическая художественная речь. Особенности организации стихотворной речи.

28. Основные системы стихосложения.

29. Силлабо-тоническая система стихосложения. Понятие стопы. Стихотворные размеры.

30. Средства художественной изобразительности и выразительности.

31. Понятие литературного тропа. Виды тропов.

32. Понятие литературного процесса. Особенности отечественного литературного процесса.

33. Понятие литературного течения, направления, школы. Историческое бытование литературных направлений в русской литературе XVIII–XX вв.

34. Классицизм как литературный метод и направление.

35. Сентиментализм как литературный метод и направление.

36. Романтизм как литературный метод и направление.

37. Реализм как литературный метод и направление.

38. Модернизм в искусстве ХХ века. Литературные направления модернизма.

39. Литературные иерархии и репутации. Понятие массовой литературы.

40. Категория стиля литературного произведения. Широкое и узкое значение термина.

 

 


ЛИТЕРАТУРА


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 577; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!