Тема 1. Анализ эпического произведения.



Вопросы для обсуждения

1. Эпос как род литературы. Предмет и содержание эпоса.

2. Разнообразие повествовательных форм. Образ повествователя.

3. Жанровая дифференциация эпоса. Исторические жанровые формы эпоса (фольклорные и литературные).

4. Критерии распознавания современных эпических жанров – рассказа, новеллы, повести, романа, романа-эпопеи.

5. Роман как основной жанр литературы Нового времени. Жанровые разновидности романа.

6. Особенности сюжетно-композиционной организации эпических жанров. Внешняя и внутренняя композиция. Типы сюжетов.

7. Специфика хронотопа в эпических произведениях.

 

Ключевые термины: эпос, повествование, образ повествователя, сюжет, хронотоп, эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла.

Художественные тексты

И. Крылов «Ворона и лисица».

А. Пушкин «Капитанская дочка», «Сказка о попе и его работнике Балде».

М. Лермонтов «Герой нашего времени».

А. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре».

М. Булгаков «Мастер и Маргарита».

М. Шолохов «Судьба человека».

 

Литература

Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – Л., 1971.

Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. – М., 1991.

Добин Е. Сюжет и действительность. – Л., 1981

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николю­кина. – М., 2003. – Статьи: жанр, рассказ, новелла, повесть, роман (включая его исторические и современные разновидности), роман-эпопея, сказка, басня, сказ, очерк, эпопея.

Основы литературоведения / Под ред. В.П. Мещерякова. – М., 2003. – С. 46–64.

Практикум по жанровому анализу литературного произведения / Под ред. Н.Л. Лейдермана. – Екатеринбург, 2001.

Тамарченко Н.Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика. – Тверь, 2001.

Хализев В.Е. Жанры // Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999. – С. 319‑340.

 

Тема 2. Анализ драматического произведения

Вопросы для обсуждения

1. Характерные особенности драмы как литературного рода. Предмет и способы драматического освоения мира.

2. Специфика драматического конфликта.

3. Роль и значение сценических монологов и диалогов для выявления характеров героев. Функция ремарок.

4. Особенности сюжетного действия, его пространственно-временные характеристики. Внешнее и внутреннее действие в драматическом произведении (завязка, перипетии, кульминация, развязка).

5. Разновидности пафоса в драматическом произведении и его жанрообразующие функции. Способы и формы его воплощения.

6. Трагедия как жанр. Специфика трагического конфликта и типология трагических героев.

7. Комедия как жанр. Разновидности комедий.

8. Драма как жанр. Ее генезис и историческое развитие.

 

Ключевые термины: диалог, монолог, авторские ремарки, хронотоп, конфликт, сюжет, действие, пафос, трагедия, комедия, драма.

 

Художественные тексты

А.С. Грибоедов «Горе от ума».

Н.В. Гоголь «Ревизор».

В. Шекспир «Гамлет».

Ж.-Б. Мольер «Тартюф».

А.С. Пушкин «Каменный гость».

А.П. Чехов «Вишневый сад».

А.Н. Островский «Гроза».

М. Горький «На дне».

Литература

Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. – М., 1999. – С. 83–93.

Владимиров С. Действие в драме. – Л., 1972. – С. 16–29. – Гл.: Эстетический феномен действия.

Есин А.Б. Принципы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. – М., 2000. – С. 28–213.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николю­кина. – М., 2003. См. определение понятий в соответствующих статьях: род, жанр, драма как род литературы; комедия, трагедия, драма (как жанр), классическая трагедия (столбец 527) классицистическая трагедия (столбец 787), трагикомедия (столбец 1085–1087).

Основы литературоведения / Под ред. В.П. Мещерякова. – М., 2003. – С. 70–78.

Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). – М., 1986.

Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учеб. пособие. – М., 2001. – С. 72–74.

Тема 3. Анализ лирического произведения

Вопросы для обсуждения

1. Лирика как род литературы. Предмет и содержание лирики.

2. Лирическое переживание и способы его воплощения.

3. Лирический субъект. Образ лирического героя. Автор, лирический герой и ролевой персонаж лирики.

4. Ритмико-мелодическая организация лирического произведения.

5. Основные приемы художественной выразительности (тропы, фигуры речи) и их роль в воплощении художественного смысла (идеи, концепции) произведения.

6. Проблема жанра в лирике.

 

Ключевые термины: ритм, метр, рифма, стихотворный размер, строфа, рифмовка, тропы, аллитерация, ассонанс, лирический субъект, лирический герой, ролевой персонаж.

 

Художественные тексты

А. Пушкин «Вольность», «К Чаадаеву», «Элегия», «Полу-милорд, полу-купец…».

В. Маяковский «Ода революции».

С. Есенин «Отговорила роща золотая...».

М. Цветаева «Жалоба» (Из цикла «Федра»), «Имя твое – птица в руке...» (Из цикла «Стихи к Блоку»).

А. Ахматова «Сжала руки под темной вуалью…», «Муж хлестал меня узорчатым…», цикл «Песенки», «Надпись на книге».

 

Литература

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Полн. собр. соч.: В 13 т. – М., 1954. – Т. 5.

Бройтман С.Н. Лирический субъект. Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины. – М., 1999. – С. 141–153.

Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988. – С. 257–271.

Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. – М., 1984.

Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974. – С. 5–18.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. – М., 2000. – С. 112–114, 213–221.

Хализев В.Е. Лирика // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. – М., 1999. – С. 113–141.

Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учеб. пособие. – М., 2001. – С. 47–70.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Цель предлагаемых домашних заданий двоякая: во-первых, их выполнение закрепляет теоретический материал, усвоенный на лекциях, во-вторых, в процессе выполнения домашних заданий вырабатываются практические навыки анализа и систематизации литературных текстов. Предлагаемые образцы домашних заданий могут быть использованы и как материал для проведения миниконтрольных (аудиторных) работ – в рамках контроля за самостоятельной работой студентов в межсессионный период.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 507; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!