К теме 10. Закономерности исторического развития литературы



Рассмотрение закономерностей литературного процесса включает в себя исследование генезиса (происхождения) и последующего развития литературы. Закономерности диахронического (исторического) развития литературы чрезвычайно сложны, поэтому затронем здесь лишь его основные аспекты. Само историческое движение каждой из национальных литератур делится на определенные фазы (литературные эпохи, периоды), зависящие от массы привходящих факторов – социальных катаклизмов, общественно-политических и культурологических установок, философских (научных, религиозных) представлений о мире и человеке, бытующих в обществе, и пр. Однако каждой фазе исторического развития литературы присуща общая типология и специфические внутрилитературные тенденции, которые могут быть характерны как для одной национальной литературы, так и для определенного ряда национальных литератур (например, европейских) определенного периода, что объясняется схожими социокультурными условиями развития этих стран.

Наиболее важные тенденции исторического развития литературы отражают такие взаимосвязанные категории литературного процесса, как художественный метод и направление.

В литературоведении под методом понимают: «принцип отбора и оценки писателем явлений действительности» (Л.И. Тимофеев); «определенный способ образного мышления» (Ю.Б. Борев); совокупность принципов «художественного отбора», «художественного обобщения» и «эстетической оценки» (О.В. Лармин); систему принципов, положенных художником в основу его практической деятельности» (М.С. Каган). Если из этих определений вычленить общее, то художественный метод можно определить как систему принципов, управляющих процессом создания произведений литературы.

Поскольку метод художника, складываясь в конкретной социальной и культурной среде, обнаруживает, при всей его уникальности, более или менее глубокую общность с методами других художников этого же времени, этой же идейно-эстетической ориентации, постольку литературовед вправе вычленять общую структуру метода, лежащую в основе тех или иных литературных направлений, течений, стилей; так, говорят о художественномметоде классицизма, романтизма, реализма, символизма и т. д.

Художественный метод писателя вырабатывается в рамках определенной картины мира (системы эстетических, этических, религиозных, философских взглядов, политических убеждений и т. п.). Естественно, что серьезные мировоззренческие изменения ведут к преобразованию метода (таков был, например, переход А.С. Пушкина от романтического метода к реалистическому).

С понятием художественного метода соотносится понятие литературного направления, которое отражает принципиальную общность художественных явлений на протяжении той или иной фазы литературного развития.

Характерными чертами каждого литературного направления является совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей (общность художественного метода) и их реализация на уровне эстетической прагматики (общность целевых ориентиров искусства) и творческой практики (общность жанрово-стилевых тенденций). В возникновении, борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса.

Литературное течение (часто отожествляется с литературной группировкой и школой) обозначает совокупность творческих личностей, принадлежащих к одному направлению, для которых характерны идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Таким образом, литературное течение (школа) образуется творческим сообществом (а зачастую и содружеством) писателей, объединенных а) общим миросозерцанием, б) общим стилем эстетического мышления, в) общими принципами поэтики (находящими отражение в стилевых соответствиях). Причем писатель, принадлежащий к тому или иному течению (школе), должен эту принадлежность осознавать, в противном случае следует говорить о типологической близости, влиянии, а не о принадлежности к данному течению. Таким образом, литературное течение – это модификационная разновидность направления. Например, в русском реализме вычленяют «психологическое», «социологическое» и «экспрессивное» течения, в русском модернизме выделяют такие течения как символизм, акмеизм и футуризм.

Для уяснения типологии литературно-исторического развития рассмотрим основные методы и направления, характерные для русской литературы.

Начиная с XVII–XVIII вв., в литературно-историческом развитии России (равно как и Европы) принято выделять следующие литературные направления и художественные методы:

классицизм,

сентиментализм,

романтизм,

реализм

модернизм.

Классицизм – это литературный метод и направление, возникшие в XVII в. в Европе, опиравшиеся на культ разума и подражание античным образцам (образцовыми моделями классицизма принято считать произведения П. Корнеля, Ж. Расина и др.). Жизнь, ее безобразные проявления должны предстать в литературе облагороженными, эстетически прекрасными. Но эстетическое наслаждение для классицистов не самоцель: оно лишь – путь к совершенствованию человеческой натуры.

Русский классицизм, испытавший влияние французского классицизма, возник во 2-й четверти XVIII в., то есть на век позже, чем последний. Он впитал в себя ценности и веяния эпохи Просвещения и отразил решающий сдвиг, происшедший в литературе послепетровского периода. Развиваясь под влиянием французских классицистических и просветительских идей и в связи с русской государственной идеологией, характерной для продолжателей реформ императора Петра I, классицизм служил художественным выражением ее идеалов. Для русских классицистов в отличие от их французских предшественников на первый план выходили задачи решение насущных вопросов русской жизни.

Существенное отличие литературы русского классицизма – «боевой наступательный дух и гражданский пафос» (В.И. Федоров). По представлениям русских просветителей-классицистов, писатель – как носитель общепризнанных мировоззренческих ценностей – должен смело вторгаться в жизнь, чтобы упорядочить ее. Одна из основных задач искусства – воспитание со­граждан. Классицисты в борьбе за просветительские ценности уповали на силу разума, художественного слова и морального примера. Отсюда назидательная направленность их творчества. Искусство для них – прежде всего средство морального воздействия. Другая особенность русского классицизма – его тесная связь с русской национальной культурой и историей.

В соответствии с этими задачами складывается жанровая система, для которой характерна апелляционная форма бытования текстов, обращенных к аудитории. Поэтому опыт западноевропейского классицизма был подвергнут существенной переработке; в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: сатира (Кантемир), басня (А.П. Сумароков, В.И. Майков, И.И. Хемницер), ода (Ломоносов, В.П. Петров, Г.Р. Державин). В тематике трагедий и комедий преобладают национально-исторические и социальные сюжеты (А.П. Сумароков, Я.Б. Княжнин, Д.И. Фонвизин), а в их стиле – лиризм и «рупорность» основных персонажей, прямо высказывающих любимые идеи автора.

Следующим литературным направлением и методом, пришедшим на смену классицизму, является сентиментализм Русский сентиментализм появился в конце XVIII – начале XIX вв. и, наследовав традицию западноевропейского сентиментализма (Ж.-Ж. Руссо, Л. Стерн, Т. Грэй и др.), сразу стал противовесом классической теории и художественной практике.

Писатели-сентименталисты (Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев и др.) ставили своей задачей отображение «интимной жизни человеческой души и сердца», поэтому «провозглашали право художника на выражение своей индивидуальности и стремились преодолеть просветительский рационализм с его культом разума, противопоставив ему чувства как основной критерий ценности человеческой личности» (Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина). М., 2001. С. 46).

В творчестве сентименталистов меняется система ценностных ориентаций художника. Философской основой сентиментализма был, как известно, сенсуализм. В противовес классицистическому культу разума, идее государственности на первый план выдви­гается частная жизнь человека, культивируется ценность интим­ных чувств, эмоций отдельной личности. Поэтому в карамзинскую эпоху, как указывает Ю. Тынянов, происходит разрушение «грандиозной лирики». Высокая ода, равно как и эпистола (где автор обезличен и является лишь проводником просвети­тельских идеалов), уходят на периферию литературного процесса.

Небывалую значимость приобретает установка на интимно-доверительный контакт с читателем, в процессе которого раскрыва­ется внутренняя сфера бытия автора.

Если в клас­сицистической практике XVIII века поэзия и проза жизни строго разграничивались, чему соответствовала четкая жанрово-стилевая дифференциация, то начиная с сентиментализма эта грань пошатнулась и стала разрушаться. Наметилась своеобразная экспансия быта в литературу. В связи с этим в жанровой иерархии на первый план выдвигаются эпистолярные жанры: письмо, исповедь, путевые записки, дневники.

Среди крупных эпических форм становятся популярными такие жанры как сентиментальная повесть (в которой на первый план выдвигалось изображение частной жизни отдельного человека) и сентиментальное путешествие (где сквозь призму авторского видения показывалась обыденная жизнь и быт разных народностей).

Романтизм в литературоведческой практике принято определять как «литературное направление и художественный метод, возникновение которого связано, как правило, с эпохой кризиса, когда происходила смена социальных отношений и перемена общественного сознания» (Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина). М., 2001. С. 48).

В Европе романтизм возникает после Великой французской революции 1879 г. (основные представители – Гёте, Шиллер, Гофман, Гейне, Байрон, Шелли). В России же появление романтизма связано с общественным подъемом, охватившем страну после Отечественной войны 1812 г. В центре философии и эстетики романтизма находится идея «самодовлеющей личности».

Романтическая картина мира, по справедливому суждению Ю. Манна, предполагала новую систему ценностей, в центре которой стояла человеческая личность в полноте своих проявлений, не скованная жесткими канонами и нормативами, свободно раскрывающая свои качества вне предписанных социально-ролевых установок. «Культ свободной личности в ее душевной отъединенности был, – по словам Г.А. Гуковского, – одной из основ романтизма. <...> Романтизм признал примат частного над общим, индивидуального над общественным или общечеловеческим, конкрет­ного над абстрактным» (Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. С. 43).

Романтизму как методу и направлению свойственны следующие особенности:

1. Принцип двоемирия, заключающийся в противопоставлении идеального мира посюсторонней реальности.

2. Отвержение ценностей окружающего мира, проявляющееся в идее ухода (мотиве бегства) от действительности в поисках идеала.

3. Утверждение приоритета интуитивного познания мира над рассудочным.

4. Субъективация образа романтического героя, предстающего «проекцией» картины сознания авторского «Я» (Ю. Манн). Отсюда внутренняя статичность героя-романтика, не способного к психологическому развитию.

5. Выдвижение свободы как главной ценности в романтической аксиологии. Отсюда «бунтарская», внесоциальная модель поведения романтического героя и как следствие – его трагическое одиночество (ср. героев произведений западно-европейских романтиков Шиллера, Гофмана, Новалиса, Гейне, Байрона, Шелли).

Русский романтизм имеет свои особенности. Наиболее существенные из них выделены Н.И. Якушиным (Русская литература XIX века (первая половина). М., 2001. С. 50–51):

1. Ориентация русских романтиков на просветительскую философию Руссо.

2. Ослабление (по сравнению с западно-европейским романтическим каноном) индивидуалистического начала.

3. Постановка общечеловеческих и общественно значимых проблем.

Новая философско-эстетическая миромодель русского романтизма и новая концепция личности обусловила выдвижение на первый план двух ведущих жанров – элегии и послания. Однако эти жанры находились в противостоянии друг к другу: элегия – жанр рефлексивный; она строила «внутреннего человека». Являясь, по своей сути, формой интроспекции, она отображала переживание «внутреннего диссонанса» человека с миром или с самим собою (Л.Г. Фризман), в то время как в послании начала XIX века сокровенное переживание мира опосредовано общением, поэтому посла­ние воплощало «коммуникативные интенции романтической личности». Неканонизированная структура послания идеально подходила для воплощения нового чувства личности в ее устремленности к другому личностному «я», поскольку постижение собственного «я» предполагало уважение и интерес к «ты» адресата – как к другой (но столь же самоценной) личности. Эти философско-коммуникативные установки инспирировали ситуацию диалога – в трех его разновидностях: а) дружеского (поэты «пушкинского круга» – Н. Языков, А. Дельвиг, Д. Давыдов); б) общественно-политического (поэты-декабристы – К. Рылеев, А. Бестужев, В. Кюхельбекер); в) экзистенциально-философского (Е. Баратынский, К. Батюшков, поэты-«любомудры» – В. Одоевский, Д. Веневитинов).

Проблема вычленения различных течений внутри романтизма как литературного направления различными исследователями решается по-разному. Еще М. Горьким было предложено разделение романтизма на активную и пассивную разновидность, которое в настоящее время представляется упрощенным. В классификации У.Р. Фохта выделяются свыше восьми разновидностей романтизма: а) отвлеченно-психологический, б) гедонистический, в) гражданский, г) социальный, д) философский, е) славянофильский, ж) синтетический, з) эпигонский и др. В другой классификации, предложенной Е.А. Майминым, выделяется пять течений романтизма:

а) созерцательный (Жуковский, Батюшков, Козлов, Вяземский);

б) гражданский или революционный (поэты-декабристы);

в) философский (Веневитинов, Баратынский, Тютчев);

г) синтетический (ранний Пушкин, Лермонтов).

 

Реализм – в широком смысле – свойство искусства воспроизводить истину действительности путем воссоздания чувственных форм, в которых идея существует в реальности.Если исходить из широкого смыслового значения этого термина, то можно выделить ренессансный реализм, то есть реализм эпохи Возрождения, просветительский реализм, то есть реализм эпохи Просвещения, и другие «метасторические» виды реализма.

Реализм в узком (историческом) смысле определяют как художественный метод и направление, возникшее в начале XIX века и отражающее конкретно-историческое своеобразие действительности и социально детерминированную личность в ее взаимоотношениях с обществом.

Задачей реализма как художественного метода является изображение сущности явлений путем раскрытия их общественной обусловленности и выявления исторического смысла. Другая важнейшая задача реализма состоит в воссоздании обобщенно-типологической картины конкретно-исторического бытия, что предполагает воссоздание типических обстоятельств и характеров в чувственно конкретных и неповторимо индивидуальных формах.


Укажем принципы реализма как метода (по С.М. Петрову):

1) принцип всестороннего изображения человека (принцип универсальности);

2) принцип социального и психологического детерминизма, то есть изображение жизни и деятельности человека в причинной зависимости как от собственного внутреннего мира, так и от окружающей действительности;

3) принцип историзма, предполагающий изображение человека и общества в движении, развитии в соответствии с духом времени, в национально-историческом и эпохальном контексте;

4) принцип объективированного изображения героя и мира (в противовес романтическому слиянию автора с героем);

5) принцип народности, «в основе которого лежит отображение специфических особенностей духа, характера народа, изображение его национально-типических черт» (цит. по: История русской литературы XI–XIX веков / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. М., 2001. С. 129).

В русском реализме У.Р.Фохт вычленяет три основных течения, которые имеют разные фазы развития в различные периоды русской литературы:

1. Психологическое течение (представители – Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Гончаров, Островский, Толстой, Достоевский). Психологический реализм тяготел к повести и роману. При этом в основе произведения лежала любовная интрига, а система характеров строилась по психологическому, а не по социальному признаку. При этом общественные отношения освещаются через внутренний мир героя. Отсюда представители этой ветви реализма ориентировались на этические, а не на политические идеалы.

2. Социологическое течение. Его появление было связано с «натуральной школой». Представители этого течения (Некрасов, Салтыков-Щедрин, Успенский; теоретики – Чернышевский, Добролюбов) смещают художественный акцент на анализ социального окружения и общественного положения героя. Отсюда – социальный принцип типизации и тенденциозность художественного изображения действительности. Основные жанры социологического реализма – очерк, хроника, эпическая поэма, публицистический роман.

3. Экспрессивный реализм. Его представители (Горький, Короленко и др.) разрабатывали малые эпические жанры – рассказ, небольшая повесть. Своеобразие этого течения, согласно У.Р. Фохту, заключается в сочетании реалистического и романтического миросозерцания.

 

Модернизм – направление в искусстве и литературе конца ХIХ – начала ХХ вв., характеризующееся:

– разрывом с историческим опытом художественного творчества;

– стремлением утвердить новые начала искусства;

– условностью стиля;

– непрерывным обновлением художественных форм.

Модернизм объединяет множество относительно самостоятельных идейно-художественных течений: экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт. В русском модернизме наиболее значительными стали следующие течения – символизм, акмеизм, футуризм.


Символизм – художественное течение модернизма, характеризующееся:

– дуализмом идеального и материального;

– противопоставлением социального и индивидуального;

– сближением духовно-нравственного с религиозным.

Для символизма важна затаенная, скрытая сторона того или иного явления, которая в их картине мира и является сущностной, подлинной. В поэтике это сказывается в использовании принципа символизации, предполагающего принципиальную многозначность, иносказательность и семантическую неопределенность словесного выражения. Основные представители – В. Брюсов, Ф. Со­ло­губ, Д. Мережковский. К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов.

Акмеизм – художественное течение модернизма, возникшее как противовес символизму (представители – Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Го­родецкий, М. Зен­кевич и др.). Для акмеизма характерны:

– ориентация на посюсторонние земные ценности; утверждением аксиологической значимости и самоценности бытия как такового, во всех его формах и проявлениях;

– отождествление онтологических, культурных и психологических феноменов;

– наличие этической доминанты в осмыслении истории, культуры и искусства.

Суть акмеистической поэтики – в воплощении объективно существующего, но скрытого от поверхностного взгляда родства явлений. Семантические сближения и образные ассоциации базируются на выявлении общих структурных связей, общего смыслового кода, с помощью которого можно прочитать «письмена бытия». Установка на самоценность чувственно явленного бытия приводит к разработке в акмеизме пластических принципов письма, формированию квазиэпических жанров, близких к балладе и лирической новелле, ибо воплощение реального мира с его событийной динамикой требовало сюжетной организации материала.

Футуризм – литературное течение модернизма, возникшее в России в середине 1910-х гг. Традиционно футуризм считается авангардистским течением, которое представляло собой своеобразную «реакцию» на «старое» («классическое» и новое «модернистское» искусство). Пафос футуризма состоит в отрицании «устаревших» эстетических норм. Так, в «Пощечине общественному вкусу», главном манифесте футуристического искусства, находим типичный для футуристов призыв «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности».

Одной из главных черт футуристической эстетики является «синтетизм». Однако если символисты ориентировались на музыку, то футуристы во главу угла ставят – живопись. Так, литература футуризма была связана с авангардными течениями в изобразительном искусстве (с группой М.Ф. Ларионова «Ослиный хвост», с петербургским «Союзом молодежи», с Н. Гончаровой и М. Ларионовым). Кроме того, многие из поэтов-футуристов были художниками (В. Маяковский, Е. Гуро и др.).

Футуризм был внутренне неоднородным течением, внутри него выделялись разнообразные поэтические «группы» (кубофутуризм, эгофутуризм, «Центрифуга»). Наиболее радикальная программа обновления старого искусства была предложена кубофутуристами, в число которых входили В. Маяковский, В. Хлебников и А. Крученых. Эти поэты отождествили поэтическое слово с вещью, обратили его в знак самодовлеющей физической данности. Слово, таким образом, мыслилось ими как «материальное» средство постижения основ бытия и переустройства реальности. Полагая основным критерием стихотворного текста «затрудненность» его восприятия, кубофутуристы следовали в создании поэтической конструкции логике пространственных искусств (прежде всего живописи кубизма, отсюда их название), стремились к семантической «уплотненности», к столкновению и взаимопроникновению ассоциативных ходов, пытаясь выразить элементами поэтической речи чисто пластические характеристики – «плоскость», «фактуру», «сдвиг». Это вело к поискам «самовитого слова», «слова как такового», то есть к словообразованию, граничащему с абстракцией, к звукоподражаниям, призванным передать качества зримого мира одной лишь фоникой (ср. знаменитой «стихотворение» А. Крученых: «Дыр бул щыл убещур»).

Имажинизм – литературное течение, существовавшее в России в 1920-е гг. (участники – С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, А. Кусиков). В теории имажинисты утверждали примат самоценного образа и формотворчества над смыслом. Однако на практике в трактовке природы образности имажинизм весьма разнолик. Особо выделяется Есенин, вступивший в группу уже со сложившейся собственной программой «Ключи Марии», 1918). Он ориентировал поэзию на естественную образность («органическую фигуральность») русского языка, национальную стихию и народное творчество. Главные же ревнители имажинизма – Шершеневич и Мариенгоф, – напротив, началом поэзии полагали искусственную деятельность (конструирование и комбинирование образов), противопоставляя ее живой реальности; не случайно их творчество сохраняло влияние раннего футуризма. В программе основным достоинством поэтического искусства утверждались «образ как таковой» и «ритмика образов». Образ же сводился преимущественно к «образности» отдельного слова (подчас в противовес его «понятийности»), к сравнению, метафоре и метафорическому ряду.

 

Произведения, относящиеся к одному национальному направлению или течению, как правило, характеризуются и единством стиля. Это обусловливает функционирование понятия большого стиля (в противовес индивидуальному авторскому стилю)как совокупности наиболее характерных средств и приемов художественной выразительности, обусловленных принадлежностью произведений к одному направлению, течению. В нормативной (классицистической) поэтике под стилем («штилем») подразумевалась система выразительных средств, применявшихся в литературе соответственно важности описываемого явления. Эта система была разработана и описана М.В. Ломоносовым, который в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» дал развернутое и обоснованное учение о трех штилях – высоком, посредственном (среднем) и низком, каждому из которых соответствовал определенный жанровый комплекс. Однако в постклассическую эпоху стиль становится категорией, отражающей устойчивое единообразие формальных элементов произведений, объединенных принадлежностью к одному направлению, течению, школе.

С категорией стиля связано явление стилизации. Стилизацией называютпоследовательное и целенаправленное воспроизведение существенных черт стиля писателя, литературного течения, разговорного стиля какой-либо общественной или этнографической группы и т. д. Существенные черты стиля, взятого за образец («прототипного»), при стилизации, в основном, сохраняются, но выступают уже как художественное средство. Стилизацию следует отличать от подражания, воспроизводящего внешние черты стиля безотносительно к какой-то определенной художественной задаче, и от пародирования, в котором подчеркнуто резко изменяются, гиперболизируются черты «прототипного» стиля.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое художественный метод?

2. В чем отличие русского классицизма как направления от западно-европейского?

3. Под влиянием каких социально-исторических причин сформировались метод и направление романтизма? Каковы специфические черты русского романтизма?

4. Каковы типологические черты реализма как направления? Какие течения русского реализма вы знаете?

5. Какие течения русского модернизма вы знаете?

6. Как соотносятся понятия художественный метод, литературное направление, течение, литературная школа, литературный стиль?

 

К теме 11. Литература в обращенности к читателю, ее функционирование

Художественную литературу целесообразно рассматривать как форму межличностного общения. Всякое художественное высказывание характеризуется конститутивно присущей ему адресованностью.

Проблема адресации литературного произведения предстает в качестве одной из важнейших авторских установок, влияющих на жанровое содержание и форму. М.М. Бахтин утверждал, что «всякое литературное слово более или менее остро ощущает своего слушателя, читателя, критика, и отражает в себе его предвосхищаемые возражения, оценки, точки зрения» (Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С. 228). Если же адресат художественного текста не занимает этой уготованной ему позиции, то акт коммуникации может не состояться.

В связи с вышесказанным категория «читателя» в литературоведении рассматривается в трех аспектах: во-первых, исследуется феномен «читателя» как мыслимого адресата, то есть образ читательской аудитории, на которую ориентируется создатель произведения; во-вторых, исследуется образ читателя, присутствующий в произведении; и, в-третьих, рассматривается реальная читательская аудитория в ее культурно-историческом многообразии. Изучением закономерностей читательского восприятия – включая авторские установки на ту или иную аудиторию – занимается рецептивная эстетика. Ее основоположники (Яусс, Изер, Науман и др.) считали, что произведение целесообразно изучать с точки зрения создателя и с точки зрения читателя, поскольку художественный опыт имеет две стороны – продуктивную (закономерности творения творческого процесса, авторской позиции и пр.) и рецептивную (сфера восприятия).


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Учебным планом курса «Основы теории литературы» предусмотрено проведение трех практических занятий (6 часов), использовать которые необходимо с наибольшей пользой. Главная цель занятий – выработать и закрепить умения и навыки анализа и интерпретации художественных произведений. В связи с этим для практических занятий выбраны комплексные темы, позволяющие овладеть важнейшими аспектами анализа и приемами работы над текстами различных родов и жанров.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 1356; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!