К теме 8. Поэтическая стилистика (лексико-семантический аспект)



Тропы – это выразительные средства, связанные со значением слова. При образовании тропов активную роль играет ассоциативное мышление. Тропы реорганизуют семантическое пространство языка и, снимая в нем границы между реальным и возможным, создают основу для постижения глубинной структуры реальности особым, «новым» способом, порождая «парадоксальную семантическую ситуацию».

По способности реорганизовывать семантическое пространство высказывания к тропам близко примыкают стилистические фигурысравнение, эпитет, оксюморон, которые часто вступают во взаимодействие с основными тропеическими преобразованиями. Вместе они образуют так называемые фигуры переосмысления, которые объединяются в определенные группы.

Одним из главных тропов является метафора. Метафора – это перенос значений и свойств по принципу сходства с одного предмета на другой. В отличие от обычного двучленного сравнения в метафоре дан лишь один член – результат сравнения, то, с чем сравнивается. Такой способ выражения знакомых явлений усиливает их художественный эффект, заставляет воспринимать их острее, чем в практической речи. Для писателя, прибегающего к метафорам, большое значение имеют фразеологические связи, в которые автор включает слова. Метафоры поддаются классификации. Существуют метафоры олицетворяющие, когда процессы в природе уподобляются состоянию, действиям и свойствам людей или животных (ср.: «разыгралась непогода», «небо хмурится»). Другой вид – овеществляющие метафоры, когда человеческие свойства уподобляются свойствам материальных явлений (ср.: «родилась мечта», «сгорел от стыда»). Есть метафоры конкретные, когда уподобляются похожие друг на друга части разных предметов (ср.: «крылья мельницы», «шапка горы»), метафоры отвлеченные, обозначающие отвлеченные представления (ср.: «поле общественной деятельности», «зерно рассуждений»). Все эти четыре вида относятся к классу одночленных метафор. Существуют также и двучленные метафоры (ср.: «водил за нос», «стала работать спустя рукава»).

С метафорой связан эпитет, который представляет собой метафорическое сравнение. Эпитет может быть тропом и не тропом, от этих различий не меняется его общая эмоциональная выразительность. В отличие от грамматического понятия определения как члена предложения эпитет – такой вид определения, который подчеркивает ту или иную черту, расширяет или ограничивает объем понятия, обязательно внося и подчеркивая индивидуальное отношение к нему художника.

К метафоре также близко олицетворение (или персонификация) – выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица, наделенного свойствами данного понятия.

Другим важнейшим видом тропа, составляющим образность, является метонимия. Она, как и метафора, составляет уподобление сторон и явлений жизни. Но в метафоре уподобляются сходные между собой факты. Метонимия же – это слово, которое в сочетании с другими выражает уподобление смежных между собой явлений, то есть находящихся в какой-либо связи друг с другом. Метонимия является таким семантическим преобразованием, которое является дополнительным по отношению к метафоре. А именно, метонимия – это троп, который переносит наименование предмета или класса предметов на другой класс или отдельный предмет, ассоциируемый с данным по смежности, сопредельности или вовлеченности в ту же ситуацию на основании временных, пространственных характеристик или причинных связей.

Есть несколько видов метонимии. Например, существует уподобление внешнего выражения внутреннему состоянию (ср.: «сидеть сложа руки»). Есть метонимия места, то есть уподобление того, что где-либо помещается, с тем, что его вмещает (ср.: «аудитория ведет себя хорошо»). В двух последних случаях присутствует единство метафоры и метонимии. Метонимия принадлежности, то есть уподобление предмета тому, кому он принадлежит (ср.: «читать Паустовского»). Метонимия как уподобление действия его орудию (ср.: «предать огню и мечу»). Может быть, наиболее распространенный вид метонимического тропа – синекдоха, когда вместо части называется целое, а вместо целого – его часть (ср.: «Все флаги в гости будут к нам»). Этот стилистический прием способствует лаконизму и выразительности художественной речи. В применении синекдохи заключается одна из особенностей искусства слова, требующая наличия воображения, с помощью которого явление характеризует читателя и писателя. Строго говоря, синекдоха в широком смысле этого слова лежит в основе всякого художественного воспроизведения действительности, связанного с жестким, строгим отбором, даже в романе.

 

Самым сложным тропеическим средством является символ, который представляет собой многозначный предметный образ, объединяющий (связующий) собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной общности, родственности. Символ строится на параллелизме явлений, на системе соответствий; ему присуще метафорическое начало, содержащееся и в поэтических тропах, но в символе оно обогащено глубоким замыслом.

Символ можно перепутать с аллегорией. Аллегория – это воплощение явления или умозрительной идеи в наглядном образе. При этом связь между значением и образом устанавливается по сходству.

Другое средство художественной выразительности – оксюморон. Оксюморон – этостилистический прием, основанный на сочетании слов с противоположным значением, в результате чего образуется новое смысловое целое. Оксюморон также является семантическим преобразованием, образный потенциал которого рождается на взаимопроникновении разнонаправленных смысловых элементов. Однако в нем взаимодействуют не различные денотативные пространства, а разнонаправленные, антонимичные семантические признаки, соприкосновение которых на поверхностном уровне происходит преимущественно в атрибутивных (ср. живой труп у Л. Толстого, горячий снег у Ю. Бондарева – конструкция прилагательное + существительное и отрава поцелуя у М. Лермонтова – генитивная конструкция) либо адвербиальных синтаксических конструкциях, в основе которых также лежит принцип согласования противопоставленных признаков (ср. Смотри, ей весело грустить, / Такой нарядно обнаженной у А. Ахматовой), а также нередко и в форме образного сравнения (ср. у Пастернака: Жар наспанной щеки и лоб / В стекло горячее, как лед, / На подзеркальник льет).

Главное средство усиления эмоциональности речи – это стилистические фигуры (фигуры речи), представляющие собой систему исторически сложившихся способов синтаксической организации речи, применяемых преимущественно в пределах фразы и реализующих экспрессивные (главным образом эмоционально-императивные) качества высказывания

К стилистическим фигурам относятся:

Анафора – стилистическая фигура, основанная на повторении начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз).

Эпифора(антистрофа) – стилистическая фигура, повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи.

Гипербола – стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности.

Риторические обращения – своеобразные обороты речи, усиливающие ее выразительность. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу ее не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчеркнутый оттенок, усиливающий ее выразительность.

Антитеза – это стилистическая фигура, основанная на сопоставлении резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.

Параллелизмэто явление соотнесенности, повторяемости, аналогии между частями конструкции, образующими последовательность. Параллелизм может заключаться в подобии словесных систем, мотивов, композиционных и содержательных элементов частиц. Природно- психологический параллелизм – художественный прием народной поэзии, отражающий древнейшую (синкретическую) стадию развития образных форм в литературе.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое троп? Какие виды тропов вы знаете?

2. Чем метафора отличается от символа?

3. Какие художественные приемы выразительности помимо тропов вы знаете?

 

К теме 9. Стихосложение

Ритм художественной речи. Разделение литературы на поэзию и прозу. Понятие ритма в поэзии. Системы стихосложений (метрическая, тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая).

Размеры классического (силлабо-тонического) стихосложения: двухсложные (ямб, хорей), трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест).

Рифма в классическом стихосложении. Строфа. Виды строфических построений. Понятие верлибра.

 

Стихосложение – это система упорядоченности отвлеченных звуковых признаков текста; обычно она подкрепляется также системой повторений конкретных звуковых единиц текста – звуков (аллитерация), слогов (рифма), слов (рефрен), а также грамматических конструкций (параллелизм) и пр. В разных языках различные системы стихосложения развиваются в различной степени в зависимости от фонетического строя языка (так, в русском стихе невозможны мелодическое и метрическое стихосложение, т.к. высота и долгота звуков в русском языке не фонологичны – не смыслоразличительны) и от культурно-исторических традиций и влияний (так, русское народное и раннее литературное стихосложение было тоническим; в XVII в. усвоено силлабическое, с XVIII в. – силлабо-тоническое стихосложение, в XX в. рядом с ним возрождается чисто тоническое).

Этот способ организации стихотворной речи, противопоставлен прозаическим принципам. В основе всякого стихосложения лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые между собой стихи с характерной стихотворной интонацией. Стихосложение бывает 3 степеней сложности.

1. Тексты, не имеющие иной организации, кроме членения на стихи, – свободный стих.

2. Обычно к этой организации добавляется дополнительная: строки стихов упорядочиваются, уравниваются (точно или приблизительно, подряд или периодически) по наличию тех или иных звуковых элементов. В силлабическом стихосложении основой соизмеримости строк служит общее количество слогов; в др. системах стихосложения – количество слогов определенной высоты (мелодическое стихосложение), долготы (метрическое, или квантитативное, стихосложение) или силы (тоническое, или квалитативное, стихосложение).

3. Системы стихосложения, основанные на нескольких признаках: чаще всего одновременно упорядочивается общее количество слогов и расположение слогов определенной высоты, долготы или силы на определенных позициях слогового ряда (силлабо-мелодическое, силлабо-метрическое, силлабо-тоническое стихосложение); это упорядоченное расположение неоднородных («сильных» и «слабых») позиций в стихе называется метром.

Тоническое стихосложение – система стихосложения, основанная на упорядоченности появления ударных слогов в стихе. Употребительна в языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных гласных – русском, немецком, английском и др. Внутри тонического стихосложения различаются «чисто тоническое» стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение; в 1-м учитывается только число ударений, во 2-м также и расположение их в стихе; промежуточное положение занимают дольник и тактовик.

Силлабо-тоническое стихосложение – это разновидность тонического стихосложения, основано на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически ударные, на слабых – безударные слоги. Основные метры силлабо-тонического стихосложения – ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

Метрическое стихосложение – это система стихосложения, основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в стихе. Гласные в древнегреческом языке отличались по долготе и кратности. Чередование слов с такими звуками и задавало ритм стихам, которые пелись под аккомпанемент лир или кифар. Рифма отсутствовала. Античное метрическое сложение оказало влияние на европейское силлабо-тоническое стихосложение.

Стихотворный размер – это способ организации звукового состава стихотворного произведения. В силлабическом стихосложении определяется числом слогов; в тоническом – числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом – метром и числом стоп, и здесь обычно различаются понятия метр (напр., «ямб»), стихотворный размер (напр., «4-стопный ямб») и разновидность стихотворного размера (напр., «4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями»).

Двухсложные размеры силлабо-тонической системы стихосложения.

Ямб – стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха. Ср.:

Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил... (А.С. Пушкин).

– / – / – / – / -

4 стопы (каждая состоит из безударного и ударного слога), значит это 4‑стопный ямб.

Ямб – самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры – 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы XVIII в.), 5-стопный (лирика и драмы XIX–XX вв.), вольный разностопный (басня XVIII–XIX вв., комедия XIX в.).

Хорей – двухсложный стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха. Ср.:

Я пропАл, как звЕрь в загОне…(Б.Л. Пастернак).

  / – / – / – / –

4 стопы (каждая стопа состоит из ударного и безударного слога), значит это 4-х стопный хорей.

Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея – 4-, 6-стопный, с сер. XIX в. – 5-стопный.

Трехсложные размеры силлабо-тонической системы стихосложения.

Дактиль – стихотворный метр, образуемый трехсложными стопами с сильным местом (ударением) на 1-м слоге стопы. Ср.:

ВЫрыта зАступом Яма глубОкая… (И.С. Никитин).

/ – -  / – -  / – - / – -

4 стопы (каждая стопа состоит из ударного и двух безударных слогов, значит это 4-стопный дактиль.

2-стопный дактиль был наиболее употребителен в XVIII в., а 4- и 3‑стопный в XIX–XX вв.

Амфибрахий – стихотворный метр, образуемый трехсложными стопами с сильным местом (ударением) на 2-м слоге. Ср.:

Не вЕтер бушУет над бОром…

– / –    – / –    – / –

3 стопы (каждая стопа состоит из безударного, ударного и безударного слогов), значит это 3-стопный амфибрахий.

Анапест – стихотворный метр, образуемый трехсложными стопами, с сильным местом (ударением) на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение. Ср.:

Там, в ночнОй завывАющей стУже (А. Блок).

- – /  – - /       – - /      

3 стопы (каждая стопа состоит из двух безударных и одного ударного слогов, значит это 3‑стопный анапест.

Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста – 4- и 3-стопный (с сер. XIX в.).


Рифма – это созвучие концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рифмы классифицируют по разным критериям: по объему – 1-сложные, 2-сложные; по месту ударения (на 1, 2, 3, 4-м, ... слоге от конца) – мужские («... огнев-ой»), женские («огнев-ою»), дактилические («огнев-еющей»), гипердактилические («огнев-еющею»); по точности созвучия – точные (белый – смелый), приблизительные (белым – смелым), неточные (я – меня, пламя – память, неведомо – следом); по лексическим и грамматическим признакам – однородные (напр., глагольные) и разнородные, омонимические, тавтологические, составные; по взаимному расположению рифмующихся строк – смежные (aabb; одинаковые буквы условно обозначают рифмующиеся строки-стихи), перекрестные (abab), охватные (abba), смешанные (тернарные – aabccb), двойные, тройные.

Строфа – это группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и/или рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами. Основной признак строфы – повторяемость ее элементов: cтоп, размера, рифмовки, количества стихов и пр.

Виды строф:

Двустишие (дистих) – простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии – дистих, в восточной – бейт, в силлабической – вирши.

Трехстишие (терцет)– простая строфа из трех стихов.

Четверостишие (катрен) – простая строфа из четырех стихов, самая употребительная в европейской поэзии.

Пятистишие (квинтет) – строфа из пяти стихов.

Шестистишие – строфа из шести стихов.

Семистишие (септима) – сложная строфа из семи стихов.

Восьмистишие (октава) – строфа из восьми стихов.

Одическая строфа – десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одической строфой пишутсяторжественные оды.

Онегинская строфа – 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А.С. Пушкиным.

Балладная строфа – строфа, в которой, как правило, четные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечетные.

Сонет (прованс. sonetto – песенка) – стихотворение твердой формы из 14 строк. Популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма. Цикл из 15 связанных сонетов называется «венком сонетов».

Терцина (лат. terzа rima – третья рифма) – 3-стишная строфа из непрерывной цепи тройных рифм ABА BCB CDC («Божественная комедия» Данте).

Триолет – восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся в легкой поэзии XV–XVIII вв.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Чем силлабо-тоническая система стихосложения отличается от тонической?

2. Что такое стихотворный метр и размер?

3. Какие трехсложные стихотворные размеры вы знаете? Приведите примеры.

4. Дайте определение строфы. Какие виды строфической организации вы знаете?

5. Что такое рифма? Назовите виды рифм.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 437; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!